Цветущий бонсай из бисера своими руками с пошаговыми фото

Как сделать дерево бонсай из бисера своими руками, несколько мастер классов создания бонсай в разных цветовых решениях, пошаговые фото и описание

Искусство Бонсай можно без сомнения назвать одним из самых древних в мире. Переводится с японского, как дерево на блюде. Самые первые крошечные деревца, которые росли в естественной среде, использовали буддийские монахи для познания гармонии природы и поисков истины. Они видели в растениях связь неба и земли, точку гармонии между силами, которые существуют в мире. Первые изображения крошечных деревьев найдены в китайских свитках, датируемых примерно концом VIII и началом IX веков. На них изображены растения, выросшие в природе, а затем пересаженные в горшочки – пеньцзай. Со временем знатные и богатые слои населения превратили выращивание таких растений в одно из своих развлечений. Начиная с Х века, люди воссоздают определенные условия окружающей среды искусственно и выращивают крошечные деревца для восстановления утраченной гармонии с природой. Для украшения и декора используют камешки, песок и другие природные элементы. Появляются композиции из нескольких пеньцзаев. Первые упоминания о бонсай в Японии датируются XII в. В период с 1600-х по 1800-е гг. наступает новый виток популярности бонсай, выводятся его новые виды, стили и направления. Начинается все более активное использование различных декоративных деталей природного происхождения: коры деревьев, мха, папоротников, камней, которые имитировали условия обитания растения. В Японии развитие этого вида искусства происходило аналогично китайской истории – сначала выращивание бонсай было привилегий и развлечением для знати, а затем стало распространенным и среди других слоев населения. Выращивание бонсай достаточно трудоемкий и кропотливый процесс. Человек, помещая маленькое деревце в контейнер, приобщается к природе, и обретает большую ответственность. Ведь ему необходимо найти гармонию между требованиями самого растения, которые необходимы для его развития, и вполне конкретными условиями содержания, которые противоречат природным. Для тех, кто любит природу и не хочет насаждать свою волю растениям мы предлагаем замечательный вариант – бонсай из бисера. Этот удивительно юный и яркий и вместе с тем такой древний материал для поделок отлично подойдет, поскольку является таким же давним изобретением человека, как и бонсай. Самый первый стеклянный бисер появился в Древнем Египте. Археологи нашли бусинку диаметром 9 мм недалеко от города Фивы. Разные народы делали его и из других материалов. Он вытачивался из кости, жемчуга и ракушек, выливался из золота и серебра, в Китае существовали даже фарфоровые бусинки. О возникновении бисера ходит много самых удивительных историй. По одной из них своим появлением стеклянный бисер обязан финикийским купцам. Они везли груз из селитры по Средиземному морю. Когда они расположились на ночлег и захотели развести огонь. На пустынном берегу не нашлось крупных камней, обложить очаг, и купцы воспользовались кусками природной соды. Утром, разворошив угольки, путешественники обнаружили в потухшем кострище очень твердые и кристально прозрачные кусочки. Так на свет появилось стекло, а с ним и стеклянный бисер. Долгое время монополистом в производстве крошечных стеклянных бусинок была Венеция. Секреты создания стекла и бисера ревностно оберегались. Король даже поселил стекловаров на отдельном острове Мурано и наделил мастеров большими привилегиями. Но с развитием мореходства и открытием новых земель, стало разрастаться и стекольное производство. Вместо мастерских появляются целые заводы, и бисер становится доступным и распространенным. Для тех, кто только начинает работать с бисером будет важно узнать о такой его характеристике, как калибровка. Чем лучше бисеринки в одной упаковке подобраны по размеру – откалиброваны, тем аккуратнее и красивее в итоге выйдет изделие. Итак, соединяя два очень древних изобретения, мы будем плести бонсай из бисера. Бонсай в классическом стиле Понадобится:

  • Бисер 11/0 зеленого цвета (можно взять несколько похожих оттенков всего примерно 80 – 100 г);
  • Тонкая проволока 0,3 – 0,5 мм для веточек (можно использовать флористическую проволоку зеленого или коричневого цвета);
  • Толстая проволока для стволика;
  • Коричневые нитки;
  • Тейп лента;
  • Клей;
  • Краска для ствола и подставки (лучше взять акриловую);
  • Емкость для будущей подставки;
  • Зубочистка;
  • Лак;
  • Алебастр;
  • Инструменты для работы с проволокой;
  • Полиэтиленовая пленка (можно взять обычный пакет);
  • Камешки, бусинки и другие предметы для декора подставки.

Плетем веточки Зеленый бисер разных оттенков смешиваем. Работать будем тонкой проволочкой. На отрезок длиной примерно 50 см нанизываем 8 бисеринок. Сдвигаем их на середину и делаем петельку, перекрутив проволоку пару раз. Немного отступаем и снова нанизываем 8 бисеринок и делаем петельку. Таких петелек нам нужно 7 – 9 штучек на одном отрезке проволоки. Теперь нужно скрутить концы проволочки, чтобы получился тугой бутончик (см. фото). Длина проволочных концов нам будет нужна не более 10 см. все остальное можно отрезать. Таких заготовок понадобится от 150 штучек и больше. Если Вы хотите, чтобы получилось пышное и красивое деревце, придется запастись терпением. Следующим действием будет соединение трех веточек в одну. У нас получилось всего 50 заготовок. Приступаем к созданию веток. Для верхушки нашего деревца необходимо скрепить 3 заготовки. Обматываем их ниткой примерно на 2 см вниз. Нужно сделать еще две таких обмотанных веточки. Теперь берем первую веточку и приматываем к ней чуть ниже вторую и третью веточки. Таким образом соединяем все заготовки. Теперь берем толстую проволоку для стволика. Она должна быть очень прочной, чтобы не провисать под тяжестью бисера. У нашего деревца будет три главных ответвления. На фото показано, как мы их расположили. Конец толстой проволоки обязательно сверните кольцом. Это понадобится, когда мы будем крепить деревце в горшочек. Теперь начиная с верхушки прикрепляйте веточки с помощью тейп ленты. Порядок ответвлений Вы выбирайте, как больше понравится, как подскажет фантазия. Когда будет прикреплена последняя веточки, а весь стволик обмотан тейп лентой начинаем делать подставочку. Алебастр разводим с водой, можно добавить клея ПВА до консистенции сметаны. Берем емкость, которую выбрали и застилаем ее полиэтиленом. Ставим туда наше деревце петелькой на донышко и заливаем алебастром. Более густой смесью необходимо покрыть стволик и веточки. Для того чтобы не испачкать бисер, можно завернуть в полиэтилен или фольгу. Когда покрытие стволика и веточек немного застынет можно прорисовать зубочисткой бороздки, имитирующие трещинки в коре. Теперь необходимо оставить до полного застывания. Для того чтобы наш бонсай получился красивым и стоял так, как задумано, необходимо сделать деревцу опору. После того как алебастр застыл, вынимаем подставочку из емкости, потянув за полиэтилен. Теперь осталось самое интересное – декорирование. Красим ствол, веточки и подставку. Когда все подсохнет можно украсить подставочку красивыми камешками, или другими элементами на Ваш вкус. В конце можно покрыть прозрачным лаком, дождаться полного высыхания и наш бонсай готов. Розовый цветущий бонсай Понадобится:

  • Бисер 12/0 (200 г розового, 100 г зеленого цвета);
  • Тонкая проволока 0,4 мм (будет достаточно одной катушки);
  • Проволока 1,5 м для крепления;
  • Толстая проволока для ствола;
  • Емкость для подставки;
  • Инструменты для работы с проволокой;
  • Зеленые нитки;
  • Полиэтиленовая пленка;
  • Алебастр;
  • Обычная и жесткая кисточки;
  • Лак;
  • Акриловая краска черного, зеленого, серого и красного цвета;
  • Комок фольги для камня;
  • Декоративные элементы (камешки, бусинки и т.д.) по желанию.

Плести будем в такой же петельной технике, как и в предыдущем мастер классе. Для удобства работы можете сразу нанизать бисер на проволочку без отрыва от катушки. У нас будет три вида веточек. В середине розовые вокруг них розово зеленые, и просто зеленые по краю. Сначала плетем розовым бисером. В каждой петельке 7 бисеринок. Для одного «бутончика» нужно сплести 6 петелек. Для веточек первого порядка нам понадобится скрутить вместе по 3 таких «бутончика» и примотать их к отрезку проволоки 1,5 мм диаметром. Таким же образом плетем веточки остальных цветов. Проволочные концы не отрезаем, из них мы будем формировать ветки второго порядка и корни. Для этого изгибаем их под разными углами. Можете ориентироваться на фото или придумать свою форму. Все веточки будут располагаться примерно в одной плоскости. Такое оригинальное решение, поможет обыграть сочетание розового и зеленого. Когда все веточки собраны, к стволику мы приматываем отрезок толстой проволоки, чтобы деревце было устойчивым. Мы приготовили комок фольги, который послужит камнем. По нему будут красиво извиваться корни деревца. Перед дальнейшими действиями стоит примерить хватает ли длины корней или наоборот камень слишком мал, и подкорректировать величины. Теперь берем емкость, форма которой Вам нравится и застилаем ее полиэтиленом (можете воспользоваться кулинарным рукавом для выпечки). Алебастр разводим с водой до консистенции сметаны. Наливаем в емкость и устанавливаем камень и на него деревце (см. фото). Алебастра не должно быть много. Камень и корни должно быть хорошо видно. Пока алебастр не застыл, деревцу нужна опора. После полного высыхания достаем наш будущий бонсай из емкости. Теперь необходимо размешать немного алебастра с водой по консистенции, как густая сметана. Этой смесью мы покрываем камень, корни и ветки деревца. Когда все окончательно высохнет, приступаем к покраске. Для ствола и корней смешать черный и красный цвета. Когда покрытие подсохнет, мы берем пористую губку, смачиваем ее водой и пройдемся по стволику, создавая рельеф коры. Камень красим в серый цвет. После того как краска подсохнет, жесткой кистью наносим штрихи черной краской. Подставку красим зеленым сверху, имитируя траву, по бокам используем тот же цвет что и для ствола. Можно использовать немного бронзовой или золотой краски и покрыть изгибы стволик и веточек. Покрываем все кроме бисера лаком, ждем пока высохнет и декорируем подставку. Мы использовали зеленый бисер. Алый бонсай Следующий бонсай мы будем плести из яркого красного и алого бисера. Такая поделка станет настоящим украшением дома. Понадобится:

  • Бисер 11/0 или 12/0 (у нас рубиново красный и алый) 150 г;
  • Проволока 0,4 мм (понадобится приблизительно 2 катушки);
  • Средняя проволока для веток 1,5 мм;
  • Толстая проволока (3 мм) для ствола примерно 50 см длиной;
  • Емкость для подставки;
  • Пленка или фольга;
  • Нитки для обмотки;
  • Коричневая краска;
  • Золотая эмаль;
  • Клей;
  • Алебастр или гипс;
  • Лак;
  • Элементы для декора (крупный песок, камешки, ракушки и т.п.).

Совет для начинающих рукодельниц. Для того, чтобы сделать красивые переливы оттенков красного (да и любого другого цвета) попробуйте не смешивать все оттенки в одну кучку, а сделать плавный переход. Работать мы будем в петельной технике. Нанизываем бисер на проволоку, не отрывая ее от катушки. Отмеряем около 12 см от начала катушки и сдвигаем с нее бисер. начинаем плести петельки с этой точки. В каждой петельке 15 бисеринок. Делаем пару – тройку оборотов проволоки, отступаем пару миллиметров и делаем следующую петельку. Нам нужно для одной заготовки 12 – 15 таких петелек. Снова отмеряем 12 см проволоки, сдвигаем бисер дальше и отрезаем. Теперь наши петельки нужно свернуть «трубочкой», как на фото. Концы проволочки скручиваем. Таких скруток (шариков) для нашего бонсай понадобится не меньше 100, а лучше 120 штук. Формируем ветки Делаем мы их на кусочках проволоки 1,5 мм диаметром длиной около 20 см. Берем наши «шарики» 4 – 7 шт. и приматываем к проволоке нитками. Здесь главное, чтобы они располагались в одной плоскости. Наши веточки будут пушистыми только с одной стороны. Сколько должно быть этих веточек, и их количество Вы определяете сами, как подскажет фантазия. Здесь приведено примерное количество. Для ствола необходим отрезок 50 см толстой (3 мм) проволоки. Прикреплять веточки начинаем с макушечки. Для нее нужны 3 заготовки. Для середины деревца понадобится 3 веточки из 3-х – 4-х заготовок. Самые нижние ветки будут состоять из более чем 4-х заготовок. На одном конце толстой проволоки делаем петлю. Это будет устойчивая основа для закрепления деревца на подставке. Будущий ствол изогнуть, в соответствии с творческой мыслью. Прочными нитками прикрепляем наши пушистые веточки. Очень важно приматывать чрезвычайно крепко, поскольку бисер достаточно тяжелый материал, и Вашу поделку может «повести» или перекосить. Теперь берем емкость для подставки какой-нибудь интересной формы. Застилаем ее полиэтиленом, чтобы было удобнее извлекать подставку после застывания. Разводим алебастр с водой до консистенции сметаны, ставим деревце петелькой в емкость и заливаем раствором. Дожидаемся, когда алебастр застынет, извлекаем из емкости. Ветки и ствол покрываем более густой смесью алебастра, воды и клея ПВА. На нижнюю часть ствола нанести несколько слоев для утолщения. Когда раствор начнет немножко застывать с помощью ножа или зубочистки прорисовываем бороздки, имитирующие кору. После того, как все высохнет, покрываем ствол и ветки коричневой краской. Сверху пройтись жесткой кистью и акриловой краской золотистого цвета. Подставку красим тоже в коричневый цвет. Верхнюю часть подставки промазать клеем. Декорируем ее камешками или чем-то другим на Ваш вкус. Сверху все покрываем прозрачным лаком. После высыхания бонсай готов.

Читайте также:  Ажурный мак: пошаговая инструкция

Плетем веточки Зеленый бисер разных оттенков смешиваем. Работать будем тонкой проволочкой. На отрезок длиной примерно 50 см нанизываем 8 бисеринок. Сдвигаем их на середину и делаем петельку, перекрутив проволоку пару раз. Немного отступаем и снова нанизываем 8 бисеринок и делаем петельку. Таких петелек нам нужно 7 – 9 штучек на одном отрезке проволоки. Теперь нужно скрутить концы проволочки, чтобы получился тугой бутончик (см. фото). Длина проволочных концов нам будет нужна не более 10 см. все остальное можно отрезать. Таких заготовок понадобится от 150 штучек и больше. Если Вы хотите, чтобы получилось пышное и красивое деревце, придется запастись терпением. Следующим действием будет соединение трех веточек в одну. У нас получилось всего 50 заготовок. Приступаем к созданию веток. Для верхушки нашего деревца необходимо скрепить 3 заготовки. Обматываем их ниткой примерно на 2 см вниз. Нужно сделать еще две таких обмотанных веточки. Теперь берем первую веточку и приматываем к ней чуть ниже вторую и третью веточки. Таким образом соединяем все заготовки. Теперь берем толстую проволоку для стволика. Она должна быть очень прочной, чтобы не провисать под тяжестью бисера. У нашего деревца будет три главных ответвления. На фото показано, как мы их расположили. Конец толстой проволоки обязательно сверните кольцом. Это понадобится, когда мы будем крепить деревце в горшочек. Теперь начиная с верхушки прикрепляйте веточки с помощью тейп ленты. Порядок ответвлений Вы выбирайте, как больше понравится, как подскажет фантазия. Когда будет прикреплена последняя веточки, а весь стволик обмотан тейп лентой начинаем делать подставочку. Алебастр разводим с водой, можно добавить клея ПВА до консистенции сметаны. Берем емкость, которую выбрали и застилаем ее полиэтиленом. Ставим туда наше деревце петелькой на донышко и заливаем алебастром. Более густой смесью необходимо покрыть стволик и веточки. Для того чтобы не испачкать бисер, можно завернуть в полиэтилен или фольгу. Когда покрытие стволика и веточек немного застынет можно прорисовать зубочисткой бороздки, имитирующие трещинки в коре. Теперь необходимо оставить до полного застывания. Для того чтобы наш бонсай получился красивым и стоял так, как задумано, необходимо сделать деревцу опору. После того как алебастр застыл, вынимаем подставочку из емкости, потянув за полиэтилен. Теперь осталось самое интересное – декорирование. Красим ствол, веточки и подставку. Когда все подсохнет можно украсить подставочку красивыми камешками, или другими элементами на Ваш вкус. В конце можно покрыть прозрачным лаком, дождаться полного высыхания и наш бонсай готов. Розовый цветущий бонсай Понадобится:

Народная тряпичная кукла Кувадка тульская

Светлана Лунина
Народная тряпичная кукла Кувадка тульская

Увидев на сайте акцию ” Гирлянда Дружбы” конечно не смогла пройти мимо И тут же родилась идея этого мастер-класса, мастер-класс для тех, кто не знает, что Кувадку можно изготовить разными способами)

Первый способ, пожалуй он самый распространенный -это Кувадка среднерусская.

А есть еще Кувадка тульская и Кувадка вятская и т. д.

В этом мастер-классе я покажу Вам, как изготовить Кувадку тульскую.

Это Мой первый опыт в оформлении мастер-класса,поэтому Прошу Вас отнестись с пониманием и не судить строго 🙂

Нам понадобятся: прямоугольные лоскуты (большой для туловища и поменьше для ручек,красные нитки и хорошее настроение 🙂

Берем большой лоскут и скручивания его несколько раз

Из скрученной части складываем кольцо – это будет головка нашей куклы

Берем красные нитки и показываем на шее (нитку не обращаем)

Теперь берем маленький прямоугольник, будем делать ручки. Скручиваем в трубочку и в центре перетягивание нитью

По краям тоже перетягиваем ниткой (получаются ладошки)

Дальше нам нужно вставить ручки между документами (туловище)

Берем нить, которую мы оставляли необрезанной и перетягиваем на поясе и на груди (крестом)

Наша Кувадка готова 🙂

К голове куклы можно привязать нитку, чтобы куколку можно было подвесить.

Вот и всё! Надеюсь, Вам понравился мой мастер-класс)

Фотоотчет конкурса «Тряпичная кукла своими руками» Игрушка – это неотъемлемая часть в жизни ребенка. Одним из видов игрушек являются куклы. В раннем возрасте в куклы любят играть не только.

Кукла — Кувадка Кукла – Кувадка – народная тряпичная кукла. Славянская куколка первая встречала только что родившегося ребеночка и служила ему оберегом. Эта.

Кукла-кувадка своими руками для детей старшей группы Конструирование из ткани куклы Кувадки для детей старшей группы Тема: Изготовление из ткани куклы Кувадки. Цель: Познакомить детей с народным.

Мастер-класс «Народная игрушка «Кукла-кувадка»». Уважаемые коллеги! Хочется поделиться с Вами моим новым мастер-классом, изготовление народной игрушки куклы-кувадки. Наш хоровод из кукол-кувадок,.

Проект «Тряпичная кукла» Цель работы: Создание и реализация условий для возникновения интереса к изучению материала и создания тряпичной куклы Задачи: – Расширить.

Русская народная тряпичная кукла Народная кукла – средство приобщения дошкольников к истокам русской культуры. Актуальность этой темы объясняется тем, что в настоящее.

Старинная тряпичная кукла «Желанница» Когда-то, давным-давно, у каждой деревенской девушки была такая кукла. А появлялась она тогда, когда девушка имела сокровенную мечту.

Тряпичная народная кукла «Домашняя масленица» Масленица-это древний языческий праздник до крещения Руси. Отмечался он 7 дней до весеннего равноденствия и 7 дней после. Посвящалась Масленица.

Тряпичная кукла «Благополучница». Мастер-класс Я впервые участвую в конкурсах и надеюсь, что вы оцените мои старания. Я хотела бы поделится навыками создания тряпочной славянской куклы.

Занятие «Тряпичная кукла-оберег» Программное содержание: • Создать условия для изготовления тряпичной куклы • Продолжать развивать эстетическое восприятие, художественно-творческие.

Кукла — Кувадка Кукла – Кувадка – народная тряпичная кукла. Славянская куколка первая встречала только что родившегося ребеночка и служила ему оберегом. Эта.

Куколка – колокольчик

Оберег Колокольчик – куколка, которая несет добрые вести и поднимает настроение. Родом она с Валдая. Оттуда к как раз и пошли знаменитые валдайские колокольчики.
Колокольный звон оберегал от разных страшных недугов и от чумы. Колокольчики прикрепляли на дуги всех праздничных троек. Эта кукла задорна и весела, привносит в дома больше веселья и радости. Если преподнести в подарок Колокольчик, человек как бы пожелает только хороших новостей, радости и счастья.
Изготовить куклу Колокольчик просто. Что понадобится:

  1. Три лоскутных тканевых квадратика. Из них нужно вырезать три кружочка.
  2. Для лица вырезается 15-сантиметровый квадрат.
  3. Красивая яркая тесьма на ободок на головку.
  4. Лоскуток веселой расцветки для платка.
  5. Прочные нитки, чтобы обвязывать детали куклы.
  6. Кусочек ваты или синтепона для головы.
  7. Небольшой колокольчик.

Куколка делается по обычному принципу, начиная с тканевой скрутки, только в конце не забудьте привязать или пришить на ручку колокольчик.

Куколка делается по обычному принципу, начиная с тканевой скрутки, только в конце не забудьте привязать или пришить на ручку колокольчик.

6. Священное число — 3

Когда завязываете ниточки, завязывайте их 3 раза. Число 3 всегда было магическим для славян и они считали, что кроме надежности, 3 узла придают надежности наговорам, а также служат защитой от любого негатива.


Кукла Русская Баба Яга (автор — Анастасия Бобровникова)

Используемые материалы

Для создания куколки нужно обзавестись такими материалами:

  • Белая ткань для основы размером 40 на 15 см;
  • Белый лоскут размером 40 на 28 см для обкрутки;
  • Квадратный лоскут размером примерно 25 на 25 см для обмотки головы и рук;
  • Яркий квадратик ткани для жилетки размером 15 на 15 см;
  • Для груди и ягодиц два отреза ткани 10 на 15 см;
  • Кусок яркой материи для юбки;
  • Светлый лоскуток для фартука;
  • Треугольный отрезок для платка;
  • Красная яркая лента для пояса и повойника;
  • Красные нитки;
  • Синтепон либо вата для наполнения;

Из этого можно сделать куколку высотой около 25 см.

Рассмотрим пошагово создание куколки:

Мастер класс по изготовлению куклы Колокольчик

Сделать куколку-предвестницу радости совсем не сложно. Главное, выбрать правильный день – чтобы погода за окном была хорошей, и самочувствие не мешало работать.

Делая оберег, не отвлекайтесь на другие дела. Это приведет к распылению энергии. Чтобы зарядить тряпичный талисман своей силой, нужна полная сосредоточенность на рабочем процессе.

Работайте над оберегом в добром здравии, с хорошим настроением и благими намерениями. Любые болезни или неприятности должны послужить сигналом к откладыванию работы.

Варианты завязывания косынки

Последний этап изготовления мотанки — закрепление косынки. Завязывать ее можно разными способами: под подбородком, вокруг шеи, крест-накрест под руками.


Когда кукла готова, ее нужно активировать. Для этого обращаются к богине Ладе, у которой древние славяне просили благополучия для дома и семьи. Обряд активации проводят в период растущей луны в среду, пятницу или субботу. Лучше всего для него походит утреннее время. Правильно проведенная активация поможет призвать на помощь мир духов, чтобы наполнить талисман силой.

Кукла оберег своими руками для детей из ткани и лоскутов. Кукла зерновушка, пеленашка и другие мотанки

Столетиями жители нашей планеты верили в то, что магические талисманы способны защитить от темных сил, сберечь здоровье, обеспечить материальный достаток, одарить душевным миром и покоем. Но зачем сейчас делать обереги? Уже мало кто верит в их силу. И зря. Энергия человека настолько сильна, что если научиться направлять ее, то можно двигать ложки одним взглядом. В Америке есть даже кружки по телекинезу. И это не считается там чем-то паранормальным или особенным. Это обычный кружок, который находится рядом с кружком танцев.

Так что, зарядить куколку на добро и благополучие — это не такая и сложная задача. Особенно, если делать поделку с детьми.


Столетиями жители нашей планеты верили в то, что магические талисманы способны защитить от темных сил, сберечь здоровье, обеспечить материальный достаток, одарить душевным миром и покоем. Но зачем сейчас делать обереги? Уже мало кто верит в их силу. И зря. Энергия человека настолько сильна, что если научиться направлять ее, то можно двигать ложки одним взглядом. В Америке есть даже кружки по телекинезу. И это не считается там чем-то паранормальным или особенным. Это обычный кружок, который находится рядом с кружком танцев.

Читайте также:  Лесной домик: пошаговая инструкция

Мастер-класс: Тульская колыбельная кукла-оберег

Автор: Алена Маслова

Этот мастер-класс о том как сделать куклу оберег. Эта кукла от сглаза, делалась яркой и устанавливалась в угол колыбельной, чтобы чужой человек первый взгляд на кукле оставил. Обережные куклы делались всегда без иголки и использовании ножниц из старых одежд родителей ребёнка. Делайте куколку в хорошем расположении духа и с мыслями о защите ребёнка.

Для изготовления этой куклы-оберега потребуется.

  • Палочка длинной 15-20 см.
  • Ветошь, ватин или вата для головки.
  • Для рубашки ситец ” натурального” оттенка (простой белый ситец крашу в чайной заварке) 20 на 30 см.
  • Для юбки: три вида ситца 7 на 25 см, 12 на 36 см, 16 на 40 см.
  • Для платка кусок красной ткани.
  • Для мешочка кусок ситца 10 на 10 см.
  • Нитки ирис красные и белые небелёные.

На палочку намотать ветошь и закрепить нитками формируя круглую головку.

Кусок ситца натурального оттенка будет и рубашкой и головкой. Сложить ткань вдоль и посередине расположить заготовку с головкой.

Собрать при помощи ниток вокруг головки ситец, так чтобы там где будет личико куклы было как можно меньше складок. Вокруг шейки сделать несколько витков из ниток и оторвите нитку. Помните обережные куклы делают без ножниц и иглы.

Формируем рукава. Низ рукава подвернуть на 1.5 см.

Низ рубашки тоже подвернуть на 1 см. Сложить вместе края.

Собрать в сборку низ рукава.

Закрепить сборку красной ниткой, в 3-4 витка. Красная нить – это подобие вышивки .

Сделать тоже с другим рукавом-ручкой. Примотать низ рубашки к палочке, нитку не обрывайте. Следите чтобы снизу рукава на вылез срез.

Кусок ситца 16 на 40 см это первая юбка. Край юбки подогнуть сверху на 1.5 см , присобрать вокруг палочки начиная со спинки и ниткой сделать 3-4 витка.

Такая юбочка должна получиться.

Следующий кусок ситца 12 на 35 см, также подогнуть сверху на 1.5 см и примотать чуть ниже.

И последний кусок ситца 7 на 25 см примотать, используя тот же приём. Нитку можно оборвать.

На головку по “бабьи” надеть платок, завязать сзади на 1 узел.

Так выглядит куколка со спины.

В кусок ситца для поясного мешочка поместить сухие ароматные травы. Это может быть любая приятно пахнущая и успокаивающая травка. Я использовала ромашку.

Собрать в узелок и закрепить несколькими витками красной нити, нить не обрывать, примотайте мешочек к поясу куклы.

Теперь зная вы можете изготовить её для своего малыша или малыша подруги.

Ярких куколок-оберегов в колыбельки ваших младенцев, друзья!

Автор: Алена Маслова

Кукла Желанница

Помогает воплощать в жизни самые сокровенные мечты своего владельца. Для её создания запаситесь такими материалами:

  • лоскутом цветной ткани;
  • прямоугольником белого цвета;
  • двумя веточками;
  • ватой;
  • красными нитками;
  • треугольным куском ткани – пойдёт на платок.

Процесс изготовления происходит так:

  1. Берётся материал белого цвета, в его центральной части крестообразно складываются веточки. В месте пересечения перевяжите их нитью.
  2. Сверху на том же лоскуте положите ваты в достаточном количестве, чтобы сформировать голову.
  3. Прикройте ватную голову ляльки с помощью ткани, перевяжите нитью.
  4. Затем перевяжите нитями материал в области пояса и груди, чтобы сформировалось тело куклы.
  5. Цветной отрез складывается вполовину, в его верхней части необходимо сделать вырез для горловины.
  6. Подол подворачивается, талия обматывается нитью.
  7. Сверху голова оберега покрывается платочком.

Дополнительно в качестве украшения для Желанницы вы можете использовать красивый поясок из атласного материала или нити.


Как сшить куклу-оберег Крупеничку? Первым делом запаситесь всеми необходимыми атрибутами:

Примеры колыбельных песен мам — выпускниц тренингов Татьяны Ермолиной: фрагменты

Засыпай, моя принцесса, баю-баюшки-баю,
Мягкий сон придет к подушке, а я песенку спою.
Отдыхают ножки крепки, умная головка,
Твои ласковые ручки, зорки глазки, бровки.
В твоем нежном, добром сердце песня, радость, красота.
Скоро голос твой окрепнет и исполнится мечта.
Быстро вырастешь, родная, встретишь ты любовь свою,
Станет он твоей защитой, баю-баюшки-баю.
Моя песня льется тихо… Будешь ласковой женой,
И веселым детским смехом дом наполнится весь твой.
Баю-бай, приедешь в гости – к сердцу мы тебя прижмем.
С папой очень тебя любим — баю-баю — день за днем.

Ирина Солоха.Колыбельная сыну

Спи, мой мальчик, мой сынок, спи, мой звёздный голосок
Светлая головушка, Божья лёгкая рука
Ты трудился день деньской, солнце радовал собой
А теперь ты отдохни, в ручках маминых усни
Завтра будешь ты опять в мире радостно шагать
Ключики от всех дверей в сердце и в руке твоей
В свою пору подрастёшь, Красну девицу найдёшь
С сердцем верным и родным. В жизни счастья вам двоим!
Умным, смелым станешь ты, корни рода сохрани
Береги и защищай. Да богатство наживай.
Ты богатство наживай, да делись-преумножай
Своих деток поднимай, силу Божью прославляй
Спи мой мальчик, мой сынок нынче кончился денёк
Баю, баю, мой родной, буду я всегда с тобой.

Елена Шпунтова. Колыбельная «Ладушка»

Лада-лада-Ладушка,
Доченька-кровинушка,
Золотая девочка!
Засыпай до утречка!
До восхода солнышка!
До восхода Солнышка!
До зари, до зореньки!

Звездочки, да на небе
Позовут тебя к себе
Полетит душа твоя
Где живет Любовь моя!
Там цветы невиданны!
Песни там неслыханны!

Ангелы рассветные ,
Добрые , приветные!
Встретят девочку мою,
Поведут ее к мосту!
К мостику заветному
Радужному, светлому.

Там на мостике-мосту
Встретишь ты судьбу свою!
Солнышко да Ясное
Молодца прекрасного!
С Солнышком подружитесь,
Весело закружитесь
Средь цветов невиданных
Песенок неслыханных!

Засияет Ладушка
И сольется с Солнышком
Всем на радость нежную
И Любовь безбрежную

Екатерина Асанова. Колыбельная дочери

Спи, дочурка, день угас. Звезды ночь отпустит в пляс,

В небе месяц-пастушок заиграет во рожок.

В мире тишь и благодать, время Жене крепко спать.

Глазки ясные закрой, буду я всегда с тобой.

Ой, ты, девочка-краса, словно чистая роса.

Дело спорится в руках, и румянец на щеках.

Ты расти и расцветай, утро с радостью встречай,

Ярким солнышком свети, косы русые плети.

Тихо дрема входит в дом, Женю ждёт чудесный сон.

Спи, моя кровиночка, стройная рябиночка.

Будет день и будет ночь, мама с папой любят дочь.

И покинув отчий дом, ты всегда желанна в нём.

Жизнь, что реченька журчит, Бог тебя благословит

На хорошие дела. Спи, мой ангел, до утра.

Ирина Борзилова. Колыбельная дочери (фрагмент)

Ты красивая как вешни зореньки.

Стан упругий твой, что березонька

Губки алые, сладки крендельки.

Косы черные крепким колосом

До самой земли развиваются.

Моя доченька, лю-ли-лю-люлень

Душа чистая будто новый день,

В ручках золотых дело спорится,

Что задумала — все исполнилось.

Ясны оченьки счастьем светятся,

День встречаешь ты доброй песенкой…

Ирина Борзилова. Колыбельная сыну (фрагмент)

Ангелы с небес глядят, а я тебе пою,

Я за сыночка этот мир благодарю!

Моя любовь с тобой, Егорка, навсегда!

От всех невзгод убережет тебя она.

Ах, добрый молодец, тебя ждет светлый путь,

За каждый новый день ты благодарен будь.

Любимо дело в твоих спорится руках,

Конь златогривый мчит тебя на всех порах…

Мы не можем здесь дать все тексты — их десятки — тех колыбельных песен, которые сочинили на этом тренинге его участницы. Эти колыбельные написали не поэты, а обычные мамы, которые хотели подарить любовь и защиту своему ребенку и сделали это с помощью своей обережной колыбельной! Ранее они никогда ничего не сочиняли, эти колыбельные – их первый творческий опыт.

Раскройте и Вы в себе источник любви, мудрости, творчества и радости с помощью колыбельной песни!

Я за сыночка этот мир благодарю!

Кукла оберег на здоровье своими руками

Кукла оберег на здоровье помогает выманить хворь из человека после выздоровления сжигается с благодарностью. Делать куколку следует из льна или льняных ниток. Считается что лен способен забрать болезнь на себя.

При выполнении оберега для ребенка куклу можно сделать совсем маленькой чтобы удобно было брать в ручку. Ребенку кладут ее на ручку с пожеланиями здоровья и отдают играть. Когда малыш наиграется или мотанка потеряет внешний вид куколку сжигают. Помимо огня очистительной силой обладает вода и земля, как уничтожить негатив вошедший в оберег выбрать можно самостоятельно.

Магия колыбельных для детей

Колыбельные пели детям испокон веков. Этому общению матери с младенцем придавали важное значение. Хотя, казалось бы, чего проще — обычная убаюкивающая песенка, чтобы дитя заснуло. Однако есть в этих песнях особая тайна. И даже не одна.

Особенно сильно колыбельная «работает» во время промежуточной фазы между засыпанием и глубоким сном. Любая информация, минуя все барьеры, поступает прямиком в подсознание. А уже во время крепкого сна она закрепляется и обрабатывается мозгом.

Ловушка для снов

Охранительницу сновидений изготавливали непременно весной. Такую куколку обвязывали оранжевой ниткой, символизирующей солнечные лучи, а на груди красной ниткой вышивали обережный крест. Кукла «день-ночь» делалась из привязанных друг к другу фигурок из белой и черной ткани. Подвешенная возле кровати, она не только берегла ночной покой, но и заряжала энергией и радостью на предстоящий день.

Охранительницу сновидений изготавливали непременно весной. Такую куколку обвязывали оранжевой ниткой, символизирующей солнечные лучи, а на груди красной ниткой вышивали обережный крест. Кукла «день-ночь» делалась из привязанных друг к другу фигурок из белой и черной ткани. Подвешенная возле кровати, она не только берегла ночной покой, но и заряжала энергией и радостью на предстоящий день.

Как устроены русские колыбельные

Фольклорист рассказывает, чем страшен волчок, почему нельзя ложиться на краю и кто такой Угомон. А также — премьера на Arzamas: пять колыбельных исполняет группа «Наадя»

Задача колыбельной — усыпить младенца. Отсюда — простой ритм, однооб­разная, монотонная мелодия, как правило унылая и действительно усыпляю­щая. Единого сюжета нет, колыбельная словно конструктор: исполнитель — мать, бабушка, нянька — импровизирует, нанизывая один за другим незамыс­ловатые микросюжеты, часто без связи. Объединяет их имя ребен­ка («Спи-ко, Ваня, заусни…») и рефрен — «баю-бай», «баюшки-баю», «люли-лю». Эстетическая сторона не так важна, главное — чтоб ребенок «зауснул».

Песней исполнение колыбельной не называют. Говорят обычно так: «Насбирают всю сбираницу. Че напридумашь, то и байкаёшь, что в голову придё». Однако сю­жеты, которые «сбирает» исполнитель, типичные, они построены и связаны между собой по определенным схемам и формулам, схожим со схемами и формулами других фольклорных жанров, в основном заговоров и причитаний. Мы выбрали пять записей, на примере которых можно разобрать основные сюжеты и образы колыбельных.

Богородица Мария,
Уклади сынка скорие,
Баю-баю-баю-бай.

Богородица, Божья мать,
Уклади Денису спать,
Баю-баю-баю-бай.

Спи, Дениса, во качели,
Тебя ангелы качели,
Баю-баю-баю-бай.

Ангелы-хранители,
Дениса не будите вы,
Баю-баю-баю-бай.

Спи, Денисонька, покрипче,
С тобой некому водиться Водиться — диалектное слово, значит «ухаживать, воспитывать, заботиться о ». ,
Баю-бай Денисоньку.

Нету бабушки родной,
Водиться некому с тобой,
Люли-люли-люли-лю.

Одна бабка далеко,
Друга зарыта глубоко,
Баю-баю-баю-бай.

Кыши да покыши,
Ты расти, Денис, повыше,
Баю-бай Денисоньку.

Читайте также:  Как оригинально подарить деньги на праздник

Повыше плецём
Да покрасивее лицом,
Люли-люли-люли-лю.

Бай да побай,
Не ходи ты туда на край,
Баю-баю-баю-бай.

Не ходи туда на край
Да у избы играй,
Баю-бай Денисоньку.

Спи, Дениса, Бог с тобой,
Ты не ломайся надо мной,
Баю-баю-баю-бай.

Будешь прятаться-ломаться —
Будут люди дивоваться,
Баю-бай Денисоньку.

Будут люди дивоваться,
Будут мать-отец ругаться,
Люли-люли-люли-лю.

Люли-люли, все уснули,
Лишь Денисонька не спит,
Баю-баю-баю-бай.

Лишь Денисонька не спит,
Да все покачивать велит,
Баю-баю-баю-бай.

Кыш да покыш,
Што ты плохо, Дениса, спишь,
Баю-баю-баю-бай.

Плохо спишь, все маешься,
Ой, ты над кем ломаешься?
Баю-баю-баю-бай.

Не ломайся ты надо мной,
Да ты над родной,
Люли-люли-люли-лю.

С просьбой защитить и усыпить ребенка в колыбельных нередко обраща­ются к разным христианским персонажам — ангелам, Христу, Богородице, некоторым святым: «Богородица-Мать, / Положи младенца спать», «Уклади тебя Никола / О теперешнюю пору…», «Пресвятая Божья Мать / Стала Янушку качать». При этом исполнитель будто отрицает свою причастность к происходящему и препоручает малыша высшим силам, словно нянькам. Подобное отрицание встречается и в заговорах: «Не я пособляю, не я помогаю, не я избавляю; помогает и пособляет Сам Сус Христос и Сама Мать Пресвятая Богородица с Своим Сыном Христом со небесным, помогает и избавляет». В этой колыбельной смысл обращения к святым усиливается сообщением о «сиротстве» ребенка: «Нету бабушки родной, / Водиться некому с тобой». Таким образом ребенок получает статус «божьего дитя», находящегося под покровительством высших сил, — именно так воспринимается в традиционной культуре сирота.

Еще одна особенность колыбельных — использование особых заговорных формул, «благопожеланий»: «Ты расти, Денис, повыше… Повыше плечом / Да покрасивее лицом…»

Зыбаю-позыбаю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла коров доить,
Сестра ушла пеленки мыть.

Зыбаю-колыбаю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла коров доить,
А дедушко — дрова рубить.

Дедушко — дрова рубить,
Да бабушка — уху варить.
Бабушка — уху варить
Да свою внученьку кормить.

Зыбаю-колыбаю,
Отец ушел за рыбой.
Мать ушла коров доить,
А дедушко — дрова рубить.

Бабушка — по ягодки,
По ягодки, по сладеньки.
Будем Уленьку кормить
Да будем рыбоньку варить.

Детка, спи, и ты усни,
Да Угомон тебе возьми.
Детка, спи, и ты усни,
Да Угомон тебе возьми.

Зыбать значит «укачивать ребенка, качать колыбель или зыбку», в которой спит младенец. Зыбкой называют колыбель, подвешенную к длинной гибкой жерди — очепу. Очеп продевался сквозь специальное кольцо в потолочной балке (матице) и мог поворачиваться вместе с зыбкой в разные стороны — туда, где сидела мать или нянька. Снизу к зыбке привязывали петлю, за кото­рую колыбель можно было качать ногой, оставляя руки свободными для работы — прядения, вязания, шитья. Украшали зыбки резьбой или росписью с растительными орнаментами, соляр­ными знаками, изображениями коней и оленей. В изголовье нередко рисовали, коптили или вырезали крест. Внутрь клали обереги: икону, ножницы или нож (считалось, что острые предметы оберегают от сглаза и нечистой силы).

Чтобы ребенок уснул, исполнитель колыбельной приглашает таких персо­нажей, как Дрема, Сон, Угомон. Они — воплощение сна, а значит, должны усыпить младенца: «Сон да дрема, / накатись на глаза», «Бай-бай, спи усни, / Да Угомон тебя возьми». В некоторых сюжетах Сон и Дрема персонифици­рованы достаточно сильно, описывается их характер, взаимоотношения и даже одежда («Сон в сапогах, / Дрема в катанках Катанки — то же, что и валенки. »). Они ходят-бродят у избы или колыбели, разговаривают, спорят и ссорятся: «Сон ходит по очепу, / А по лучкам Лучки — ручки из гибких тонких прутьев (как правило, ветвей ивы или черемухи), которыми зыбка крепится к очепу. . / Сон со Дремой поросспорили, / Дрема говорит: „Я скорее удремлю“, / А Сон говорит: „Я скорее усыплю“». А вот Угомон или Упокой, в отличие от Сна или Дремы, конкретными человеческими чертами не наделены.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И укусит за бочок.

Баю-баюшки-баю,
Баю детоньку мою.
Баю-баю-баиньки,
Спи, мой мальчик маленький.

Как и многие другие произведения народного творчества, колыбельные отражают сложившиеся в традиционной культуре представления о мире. Прежде всего — о его двучастности, разделенности на «свое» и «иное» про­странство. Свое — безопасное, освоенное человеком и принадлежащее ему; иное — противопоставленное человеческому, опасное, в котором обитают боги и болезни, куда уходят мертвые и откуда приходят дети. В традиционной культуре младенец — существо особенное: он уже пришел из пространства «иного», но еще не до конца утвердился в «своем». Потому и заботиться о нем нужно особенно.

Опасным оказывается для ребенка практически любое чужое пространство — как удаленное от него (лужок, край [деревни], озерышко и др.), так и совсем близкое — край его же колыбели:

Придет серенький коток,
Сынка схватит за бочок
И утащит во лесок,
Да зароет во песок,
Под ракитовый кусток,
За пень, за колоду,
Под белую березу;
Там и ангелы поют,
Ко себе сынка зовут.

Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
И потащит во лесок,
И положит под кусток,
Будет ямочку копать,
Туда Машу зарывать.

Страшны там для ребенка становятся не только волчок, бука, Бабай, но и безобидные вроде бы коток, мышка, рыбка, красны девушки, то есть любые обитатели «иного» пространства:

Саша-перышко,
Не летай в озерышко,
Ты улетишь высоко,
Упадешь глубоко.
Уж ты на землю падешь —
Тебя мышка съест.
Уж ты на воду падешь —
Тебя рыбка заклюет.

Баю-баеньки-баю,
Спать укладываю,
Бай-бай-лю…

Байки-бай-бай,
Бог здоровья сыну дай.
Бай-бай-бай…

Бог здоровьица,
Богородица,
Лю-лю-лю…

Буду сынушку качать,
Никому не дам кричать,
Бай-бай-бай-бай…

Никому не дам кричать,
Будет сынушко молчать,
Лю-лю-лю…

Бай да люли,
Моя ягодка, усни,
Лю-лю-лю…

В ручках яблочки,
По бокам орешки,
Сыновы потешки,
Лю-лю-лю…

Бай-бай-бай,
Поди, бука, под сарай,
Бай-бай-бай-бай…

Поди, бука, под сарай,
Сыну спать не мешай,
Бай-бай-бай…

У мня сынушко уснет,
Красный цветик расцветет,
Лю-лю-лю…

Спи-ко, сына, по ночам
Да расти по часам.
Бай-бай-бай-бай-бай…

Бай-бай-бай,
Ты, собачка, не лай.
Бай-бай-бай…

И в гудочек не гуди,
Моево сына не буди.
Лю-лю-лю…

Анделочек дорогой,
Спи-ко, сына, Бог с тобой.
Бай-бай-бай…

Андели-хранители,
Где вы сына видели?
Лю-лю-лю…

Сына видели в раю,
Спит на самом на краю.
Бай-бай-бай…

Баю-баю-баеньки,
Купим сыну валенки.
Лю-лю-лю…

Будет валенки носить,
Станет ножками ходить.
Лю-лю-лю-лю…

Болезнь и бессонница в заговорах и в колыбельных персонифицированные, к ним обращаются с просьбой уйти, прогоняют их в далекое «чужое» простран­ство: «Крик, крик, поди на окиян-море», «Полуношница Анна Ивановна, по ночам не ходи, рабы Божьей (имярек) не буди», «На всю долгу темну ночь / Отойди, бессонье, прочь».

Прогоняют от ребенка (или обращаются с просьбой не мешать) и других персо­нажей, которые могут его потревожить, забрать у него сон: бабайку, буку, деда Бабая, муху, волчка, козу, голубей, собачку и старика («Ты, бабайка, не ходи, мою Алю не буди», «Ты, собачка, не лай, нашу Катю не пугай», «Иди, старик, под сарай, / Под сараем ты ночуй, / Мово Колю не целуй»).

Бука, которого прогоняет исполнительница, встречается не только в колыбель­ных, это довольно популярный персонаж детского фольклора. Похожи на него Бабай, Бадай, Басалай, Мамай и дедушка Харыбай. Как правило, букой пугают совсем маленьких детей, при этом подчеркивая его принадлежность чужому простран­ству, иному миру: «Ой, там бука, не ходи туда, она тебя там сграбит, унесет». В колыбельных буку прогоняют, как правило, в хозяйственное, нежилое помещение (на или под сарай) — противопоставленное пространству человека: «Поди, бука, под сарай, / Сыну спать не мешай».

Баю-баю-баюшок,
Запрем двери на крючок,
Чтобы мышки не попали,
У нас Васю не украли.

Баю-баю-зыбаю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть,
Дедушко — дрова рубить.
Баушка — уху варить,
Малых детонёк кормить.

Баю-баю-зыбаю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть,
Дедушко — дрова рубить.

Дедушко — дрова рубить,
Баушка — уху варить.

Баушка — уху варить,
Крёсна — баню топить.

Крёсна — баню топить,
Ваню в банюшке мыть.

Бай-бай-баю-бай,
Поди, бука, на сарай.

Поди, сера, на сарай,
Козам сена надавай.

Козы сена не едят,
Всё на Ванюшку глядят.

Всё на Ванюшку глядят,
Ване спатеньки велят.

Баю-баю-баюшок,
Не ходи-ко на лужок:
Тебя мышка съест,
Не то яшшорка.
Не то серенький волчок
Из-под кустичка ползет.
Не то дерево падет,
У нас Ванюшка уснет.

У кота-воркота
Колыбеля золота.
Как у нашего Вани — серебряная.
Все серебряная, позолоченная.
Позолоченная, утолоченная.

Кот — один из самых популярных персонажей колыбельных. Он приносит из «заморья» сон и забирает бессонницу: «Кошки-коты, принесите дремоты», «Кот из-за морьица притек, / Нашему Янушке сна приволок». Его приглашают работать нянькой, просят усыпить ребенка: «Приди, котик, ноче­вать, / Приди Ванюшку качать. / Я те, котик, заплачу — / На неделю дам харчу…» А колыбели кота и ребенка часто сравниваются — и всегда это сравнение в пользу ребенка:

У кота была кота
Да колыбелька золота,
Как у нашего Ванюши
Получше того,
Получше того
Да покрасивее его…

При этом убранство колыбели описывается совершенно фантастически, оно не имеет ничего общего с реалиями крестьянского быта:

Как у Коли колыбель
Во высоком терему,
Во высоком терему,
Да на тонком очепу.
Кольца, пробойца
Серебряные,
Положочек золотой камки,
В изголовьях — куны,
А в ногах — соболи.

Упоминание высокого терема и описание богатого убранства не случайны. Символика высоты, противопоставление верха и низа особенно значимы в комплексе традиционных представлений о ребенке. С одной стороны, направленность вверх — это всегда символическое движение к жизни (празднуя рождение ребенка, поднимали вверх горшок с кашей, желая таким образом младенцу роста, здоровья и богатства; плаценту после родов зарывали пуповиной вверх, чтобы ребенок рос, и т. д.). С другой стороны, устремление вверх, да еще в сочетании с златом-серебром, — это символический контакт с потусторонним, с сакральными силами (например, в заговорах «божество», к которому стремится или обращается заговаривающий, часто расположено «на высоте», и в его описании так или иначе присутствует золото: «. в том Окиян море стоит столб-пристол; на том святом пристоле стоит золотое блюдечко; и на том золотом блюдечке стоит сам Сус Христос»; «в зелёном окоморьи стоит златая святая лестница, и. по святой лестнице шел Божий ангел Михаил архангел»).

Интересно, что фантастические описания постели встречаются не только в колыбельных, но и в свадебных песнях, где дом невесты — это всегда высокий терем («Да ты пади, моя каленая стрела. Да на высок терем окатистой. Да прострели, моя каленая стрела, Да всю мою богосужену. »). И это совпадение не случайно: статусы невесты и младенца во многом схожи: как невеста во время свадьбы символически «умирает», отделяясь от своего мира, и переходит в иной, так же и ребенок постепенно приобретает свойства этого мира и утверждается в нем. В колыбельных образ вертикали, направленной вверх, отражает эту двойственность: он означает, с одной стороны, причастность к потустороннему, с другой — стремление к жизни, оторванность от мира мертвых.


Еще одна особенность колыбельных — использование особых заговорных формул, «благопожеланий»: «Ты расти, Денис, повыше… Повыше плечом / Да покрасивее лицом…»

Добавить комментарий