Кукла как зеркало души или шесть шагов по созданию текстильной куклы

* Внимание! Обучение индивидуальное.

МК разделен на Блоки:

  1. База (6 часовой видео Мк по созданию куклы полностью и выкройки)
  2. Дополнения высылаются только после проверки «домашнего задания». Все дополнения индивидуальны. Вы получаете свои ЛИЧНЫЕ выкройки и свое личное видео с секретным кадром. Такой метод позволит вам быть на связи с мастером, а мне — защитить свой курс от мошенников.

Да, прилагаю 2 варианта выкроек.

Как сшить текстильную куклу из ткани 5 шаблонов с выкройками. Куклы своими руками пошаговые мастер классы, лучшие идеи.

Куклы ими увлекаются не только дети, но и взрослые. Их можно купить не только в магазине, но сегодня широко распространены куклы ручной работы и они пользуются даже большей популярностью чем магазинные. Изготовить их можно из разных подручных материалов, так и специальные готовые наборы продают для пошива кукол. В общем это очень увлекательное и интересное занятие создать куклу своими руками. Такие куклы будут интересны и для детских игр и для украшения интерьера, а также есть и особые ценители кукольного творчества — это коллекционеры кукол. Поэтому кукол можно создавать для разных категорий людей и для разных целей и все они будут очень востребованы.

Кукол своими руками можно делать из капрона, текстиля, фетра, войлока и других тканей и материалов. Сегодня мы посмотрим на мастер классы тканевых кукол из текстиля.

Материал для изготовления кукол смотрите здесь — http://ali.pub/3jp0hs
у этого продавца относительно не дорого и много положительных отзывов.
Также смотрите мастер классы с выкройками кукол из фетра

Я давно мечтаю о текстильной кукле ручной работы и поэтому хочу собрать понятные и подробные мастер классы для своей копилочки, чтобы когда появится время и возможность сотворить куклу своими руками, а все необходимые выкройки, шаблоны, пошаговые уроки и разные секретики по изготовлению, были всегда под рукой для удобного поиска.
Мне пришлось побродить по закаулкам интернета, чтобы отыскать понятные мастер классы. Ссылок на мастеров у меня нет, но автора можно узнать по фото, многие подписаны.

Рекомендую страницу добавить в закладки, чтобы не потерять столь ценную коллекцию мастер классов и шаблонов с выкройкой.

Вырезаются все детали очень аккуратно и также аккуратно прошиваются, чтобы все загибы были ровными и красиво смотрелись с наружной стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Творческий проект Текстильная кукла75 КБ

3) Научиться работать с материалом.

Текстильная кукла от макушки до пяточек

Разрешите представить вашему вниманию мой первый мастер-класс, который посвящен созданию текстильной, интерьерной куколки. Я старалась сделать все очень подробно, чтобы каждый желающий смог создать для себя такую подружку.

Я обожаю осень! Эти краски, этот запах осеннего воздуха, такой особенный, такой сказочный. Поэтому работа над осенним мастер-классом принесла мне огромное удовольствие.

Создавать мы будем куколку в теплом, осеннем образе.Я назвала ее Ясенька, по моему, очень по-осеннему. Желаю вам приятного просмотра! Начнем.

Чтобы на свет появилась наша малышка, понадобятся:

  • ткань для тела (хлопок и трикотаж);
  • ткани для платья и аксессуаров;
  • нитки;
  • волосы для кукол (трессы);
  • обувь для кукол (у меня ботиночки из натуральной замши, тоже делаю сама);
  • ножницы;
  • пинцет или палочка для набивания;
  • синтепух или другой наполнитель;
  • швейная машина;
  • выкройка;
  • горячий пистолет (не обязательно).

Распечатываем и вырезаем выкройку. Хочу обратить внимание, что вы можете играть с размером куколки просто уменьшая/увеличивая выкройку в редакторе. Только необходимо следить за пропорциями при этом.

Моя куколка сшита по этой выкройке без изменений. Если же вы чуточку укоротите ножки, то получится уже не стройненькая девочка, а милая такая лялечка, немного пухленькая на вид. Так что экспериментируйте!

Переводим на хлопок все детали, кроме той, которая похожа на бокал. Ее переводим на трикотаж.

Складываем ткань лицом к лицу и скалываем булавочками.

Прострачиваем на машинке, оставляя отверстия для набивания. Не стоит сначала вырезать детали, а потом прошивать. Если сначала прошить, а потом вырезать, получится и быстрее, и аккуратнее.

На следующем коллаже показано, какие доработки нужно сделать после основного прошивания.

1. Голова. Клинья головы, прошитые с одной из сторон, складываем лицом к лицу, скалываем шов в шов булавочками и прострачиваем. У нас останется только нижнее отверстие для набивания и крепления шеи.

2. Ножка. Складываем ступню, как показано на фото и делаем шов в виде легкой улыбки.

3. Туловище. Складываем вытачку, прострачиваем, затем лишнее срезаем ножницами. С вытачкой тело получается более округлым, но можно делать и без нее.

Выворачиваем все детали. Вот какой человечек получается на данном этапе.

Приступаем к набивке. Раньше я набивала холлофайбером, теперь перешла на синтепух, и хоть набивать им сложнее, эффект набивки гораздо эстетичнее. Никакого целлюлита:)

Набиваем плотно, особенно ножки и шею. Очень удобна пользоваться кистью из синтетики, коротко обрезанной и пинцетом. Но с пинцетом нужно быть аккуратнее, чтобы не повредить ткань.

Наша куколка приняла объемные очертания, теперь давайте сделаем ей красивую шею и голову.

Берем деталь, которую мы сделали из трикотажа — бокальчик. Натягиваем на шею.

Спускаем все на туловище, подставляя шею осенним лучам солнца.

Начинаем пришивать голову. Швы клиньев располагаются по краям от лица (не по центру), голову насаживаем достаточно глубоко, но следим, чтобы и шея осталась. Можно закрепить длинными иглами, чтобы не крутилась. Пришиваем потайным швом в два круга.

После этого натягиваем кожу на лицо и представляем себя пластическими хирургами. Мы избавили нашу куколку от морщин на шее и лице.

Нам осталось пришить аккуратно нижний край и стянуть верхний, сформировав красивую макушку. Готово!

На следующем этапе давайте научим Ясеньку сидеть и стоять.

Пришиваем ножки пуговичным способом.

Берем прочную нить, иглу для игрушек, выравниваем ножки, чтобы не получилось криво.

Вводим иглу в пуговицу, затем в первую ножку, прокалываем насквозь туловище, далее вторая ножка и затем вторая пуговица. Разворачиваемся и проделаываем обратный путь. Завязываем концы нитей, сильно стягивая, чтобы расстояние между ногами получилось нешироким. Если у вас были пуговицы с 4 отверстиями, то повторяем процедуру.

Я всегда использую именно с четырьмя, так надежнее.

Ну вот, Ясенька может и сидеть, и стоять. Приступаем к созданию одежды. Будем делать панталоны и платье с длинным рукавом. Распечатываем и вырезаем выкройку.

Волан-прямоугольник, его высоту берем в зависимости от желаемой длины платья, а ширину — от желаемого объема складочек.

Кокетка платья — 2 детали.

Панталоны — 2 детали со сгибом.

Для рукавчиков выкройку делать смысла нет. Просто измеряем длину нашей ручки и объем в самой широкой части, с этими сторонами и рисуем прямоугольник (обратите внимание, тоже делаю со сгибом). Сверху прямоугольника рисуем полуокружность.

1. Обрабатываем верхние и нижние срезы, стачиваем боковые швы на штанинах, обметываем их.

2. Одну штанину выворачиваем и вкладываем лицевой стороной в другую.

3. Стачиваем шаговый шов. Обметываем.

По верхнему краю и по краю штанин прокладываем строчку, вставив в нижнюю нить машинки шпульку с резинкой. Получились романтичные сборочки. Примеряем и любуемся панталончиками.

Для платья стачиваем кокетку по трем сторонам. Срезаем уголки для лучшего выворачивания.

Волан обрабатываем по нижнему краю и по бокам.

По верхнему краю пускаем машинную строчку шириной 4-5 мм.

Стягиваем до размера, равного размеру нижнего края кокетки.

Приметываем, а затем пристрачиваем волан к одной из сторон кокетки. Убираем наметку. Утюжим.

Теперь подворачиваем низ кокетки и потайным швом пришиваем к волану, но стараемся шов проложить не ниже первого шва, чтобы на лицевой стороне платья не было видно стежков.

Примеряем и на спинке соединяем потайным швом.

Конечно существует способ создания платья гораздо проще. Для этого просто сначала пришивается кокетка прямо к куколке, а затем волан. Место соединения волана в таком случае можно задекорировать поясом из такой же ткани.

Но в данном мастер-классе мне хотелось показать более сложное платье.

А можно сделать полноценное, съемное платье, но это больше подходит для игровых кукол.

Также можно сделать на платье жакетик, тогда рукава у нас будут уже из той ткани, из котором будем шить жакет.

Делаем сквозной прокол в первой руке.

Вводим иглу в тело справа и выводим слева. Иглу полностью вытягиваем.

Делаем сквозной прокол во второй ручке.

Возвращаемся через тело к первой руке.

Завязываем крепкий двойной узел и прячем концы ниток при помощи иглы внутри туловища.

Вот какие ручки. Они двигаются, можно делать зарядку!:)

Приступаем к прическе. Так как я использую горячий пистолет, куколку перед парикмахерской упаковываю в пакет.

Если у вас нет горячего пистолета, то можно будет просто пришивать трессы вручную.

Непосредственно перед работой с трессами, нужно сделать вот такой рулончик из них, диаметром около 1 см. Просто наматываем и сшиваем.

На голове куклы есть два шва по бокам, так вот первый ряд намечаем и приклеиваем от шва до шва.

Второй и последующие ряды приклеиваем, начиная чуть ближе к лицу, чем предыдущие.

На втором фото коллажа приклеено 4 ряда.

5 ряд уже будем приклеивать вкруговую.

И начиная с него же трессы приклеиваем не отступая от предыдущего ряда. Плотненько — ряд к ряду.

Продолжаем эту процедуру до тех пор, пока не останется макушка, равная по диаметру нашему рулончику.

Приклеиваем в центр макушки рулон из трессов и получается у нас девочка с пальмой на голове.

Давайте избавляться от тропической растительности.

Для этого раскладываем пальмочку по сторонам, отыскивая в ней центр, аккуратно придерживая, накрываем макушку сверху влажной тканью, сложенной слоя в 4.

И прислоняемся к макушке, накрытой тканью, горячим утюгом, буквально на 1-2 секунды.

Ну вот, теперь шикарная шевелюра, можно в рекламу шампуня.

В принципе, можно сказать, что куколка готова. Осталось нарисовать глазки (я просто ставлю точки черным контуром по ткани), нарумянить щечки, обуться и нарядиться.

Сделаем шарфик с брошкой.

Из микровельвета (или другого материала) выкраиваем прямоугольник, достаточной длины и желаемой ширины, чтобы шарфик был объемным.

Складываем изнанкой наружу, прошиваем три сторону, выворачиваем, зашиваем четвертую сторону, подвернув срезы во внутрь.

Делаем брошку. Полоску ткани «мохрим» по краям, скручиваем по спирали, одновременно скручивая саму полоску и скрепляем стежками. Еще я добавила две петелечки из замшевого шнура.

На голову Ясенька попросила текстильную, узкую повязку. Я не смогла ей отказать!

Ну вот и готова наша куколка Ясенька! Нарядилась и пошла фотографироваться на фоне осенней природы.

Вдохните этот воздух, это очарование природы. Сейчас природа пахнет ее духами, духами осени. Осень чувствует счастье! Просто она самая красивая и самая настоящая, потому что не может дышать без дождя. Откройте окно, пусть уютные, ласковые, осенние лучики проникнут в ваш дом и останутся в нем до весны.

А так как куколка то у нас интерьерная — фото в интерьере.

И в заключении, несколько фотографий на белом фоне.

Благодарю вас за внимание!

Если возникнут вопросы, задавайте, пожалуйста, в комментариях.
С уважением и лучиками добра, Елена Гурылёва.

Для платья стачиваем кокетку по трем сторонам. Срезаем уголки для лучшего выворачивания.

Снежки

Интерьерные куколки, имеющие большие ноги. Лицо маловыразительно, глазки не большие. Не пропорциональные ноги в красивой обуви, позволяющие куколке стоять.

Еще одна балерина.

all Dolls

Все, что вы хотите знать о куклах handmade

  • Главная
  • Текстильные куклы
  • МК: текстильная кукла от макушки до пяточек

Продолжается это до того момента, пока на макушке не останется «залысина» размером как раз со сделанный рулончик.

Создание авторской куклы шаг за шагом

С чего начинается волшебный процесс создания собственной куклы мечты? Какие этапы мы будем проходить? Сколько по времени мы будем ее делать? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем небольшой статье, подготовленной с помощью нашего педагога Надежды Барковской, ведущей Мастерской авторской куклы, художником-технологом и просто человеком, влюбленным в куклы от всего сердца!

Создание авторской куклы, реалистичной, мультяшной, игрушки или особы с королевским характером, – это увлекательный, кропотливый, а подчас даже ювелирный процесс. От занятия к занятию и дети, и взрослые, погруженные в процесс сотворения куклы, постоянно находятся в творческом поиске самых красивых, удачных и интересных решений реализации той или иной задумки. В Мастерской каждый работает со своей скоростью; степень погружения ученика в лепку и скульптуру также может варьироваться в зависимости от уровня подготовки или даже интереса и желания. Всегда можно приступить сразу к творческому процессу по созданию куклы, а можно подробнее останавливаться на важных элементах подготовительного процесса – изучении скульптуры, анатомии и рисунка. Об основных этапах по созданию куклы мы и поговорим в нашей небольшой статье.

Начало работы над куклой, безусловно, начинается со знакомства со скульптурой. На примере настоящих скульптур и фотографий мы изучаем и учимся ощущать трехмерное пространство, лепим копии и предметы из самого обычного пластилина, тренируя глаза и руку.

Также, мы изучаем пропорции человека через знакомство с классическими канонами. Несмотря на то, что часто мы делаем кукол с утрированными чертами лица или частями тела, например, с большой головой по отношению к телу или с большими глазами, носом, важный шаг к искажению реальных пропорций человека – это изучение и понимание правильных пропорций и классических основ.

Наш первый набросок куклы на бумаге – это так называемый форэскиз, в котором мы намечаем основной образ и позу куклы, ее анфас и профиль, наряд и детали. В последующих эскизах мы уточняем образ, рисуем куклу в разных ракурсах, добавляем цвет, ищем самые удачные положения, додумываем все мелочи.

Уровень владения рисунком на данном этапе совершенно не важен: для тех, кто хочет рисовать сам, по ходу изучаются основы рисования, если ученик уже рисует, этот этап он проходит достаточно легко. Если нет желания погружаться в тонкости рисования и хочется как можно быстрее приступить к действиям, педагог мастерской поможет ученику с выполнением рисунка.

Наш следующий шаг, один из самых интересных этапов, это создание технологического чертежа куклы.

Это абсолютно точный чертеж нашей будущей куклы в анфас, сбоку и сзади, который выполняется размер в размер. Такой чертеж нам нужен для того, чтобы процесс по созданию не ушел в море импровизации, а долгожданный результат полностью совпал с волнительными ожиданиями. С помощью чертежа, который выполняется в настоящем масштабе, по ходу работы мы следуем нашей первой задумке. В процессе работы с полимерной глиной мы будем неоднократно обращаться к чертежу и сверяться с ним.

И, наконец, приходит долгожданный момент и мы начинаем делать каркас нашей куклы из медной проволоки. Образно, каркас – это настоящий скелет нашей куклы, который находится внутри, и который далее набивается мягкой основой, так мы создаем тело нашей будущей куклы. Почти всегда первая кукла для ученика – это каркасная мягкая кукла, у которой из полимерной глины вылеплены только голова, руки и ноги.

Перед тем, как приступить к этому особенному процессу, который требует тщательности и внимания, нам стоит пристально взглянуть на анатомию человека. Мы изучаем строение головы и рук человека, смотрим, как выглядят кости и какой рельеф создают мышцы, где есть углубления и тени, а где всегда объем. После того, как мы стали достаточно подкованы в анатомии, мы приступаем к лепке, и последовательно знакомимся с техникой лепки каждой детали куклы. Мы всегда начинаем с самого сложного в кукле – с лепки ее головы. Несмотря на то, что ученикам всегда хочется начать лепить лицо, мы используем технологию послойной лепки и буквально наращиваем слой за слоем головы куклы, завершая процесс лепкой рельефа лица.

Технология лепки каждой детали куклы, будь то веки, нос, губы или фаланги пальцев, имеет свои секреты и особенности, с которыми мы знакомимся.

Наш основной материал – это полимерная глина, которая затвердевает при высокой температуре; процесс нагревания и запекания ученики осуществляют в несколько этапов. Также, как начинающие художники ходят по музеям и рассматривают, как мастера прошлого писали глаза, руки и улыбки, мы изучаем множество фотографий, чтобы выбрать нашей кукле форму глаз, носа, общее выражение лица и множество других деталей. Тут стоит отдельно заметить, что тем людям, кто параллельно занимается рисованием и живописью, этап освоения лепки может дать очевидный прогресс в этом занятии. Ученик начинает чувствовать предмет, видеть объем и тени, понимать анатомию, и сразу, например, портрет, получается на уровень выше.

После того, как голова и основные части нашей куклы вылеплены и она обрела материальное тело, мы приступаем к росписи. Тоненькими кисточками, почти как ювелиры, мы прописываем глаза, губки, зубки, тени, веснушки, морщинки.

Волосы нашей куклы мы делаем из меха, специальных волос для кукол или ниток. И здесь мы не можем пройти мимо парикмахерского искусства! Мы обязательно смотрим видеоролики по технологии стрижки, чтобы понять траекторию роста волос и сделать нашей кукле задуманную прическу так, чтобы она выглядела по-настоящему натурально.

Приходит время сделать наряд и обувь кукле. Вспоминаем или изучаем, что такое выкройка.

Мы делаем первый рисунок на кальке, и далее обязательно делаем пробную одежду из простой ткани, смотрим, все ли по размеру, и довольна ли кукла тем, как на ней сидит платье или комбинезон. Если все в порядке, мы берем выбранную ткань и делаем финальный наряд, прямо на занятии используя швейную машинку. Если не хочется усложнять процесс и шить на машинке, можно сшить элементы вручную и приклеить.

Завершающий штрих в формировании полноценного образа – это создание предметов для куклы по вашей задумке. Здесь пространство для творческих инсайтов настолько велико, чтобы в двух фразах их и не описать.

Как вы видите, создание куклы – это достаточно кропотливый, поэтапный и многослойный процесс, требующий параллельного освоения самых разных дисциплин и навыков. Наши действия никогда не похожи одно на другое, и наша кукла никогда не будет похожа ни на чью другую в группе, поэтому наш мозг всегда находится в активном процессе придумывания, поиска ответов на вопросы и решения очень увлекательных задач.

И теперь, ответ на вопрос: как долго я буду делать куклу? В среднем, вам понадобится около 20 занятий на создание куклы с нуля, то есть – около 5 месяцев занятий в Мастерской. И за эти 5 месяцев, поверьте, вы окунетесь в один из самых захватывающих обучающих процессов в вашей жизни! Согласитесь, что познакомиться с профессиями скульптора, художника, чертежника, модельера и портного, парикмахера и создать своими руками своего самого замечательного персонажа, которого вы успеете полюбить от всей души всего за 5 месяцев, – это огромное достижение!

Мы пригашаем взрослых и детей от 13 лет в Мастерскую авторской куклы!
Максимальное количество учеников в группе – до 5 человек.

Начало работы над куклой, безусловно, начинается со знакомства со скульптурой. На примере настоящих скульптур и фотографий мы изучаем и учимся ощущать трехмерное пространство, лепим копии и предметы из самого обычного пластилина, тренируя глаза и руку.

Мастер-класс

  1. Определитесь с размерами куклы и скрутите каркас из проволоки, прибавив 8 см к длине шеи и 5 см к длине рук.
  2. Отметьте на проволоке места локтей и коленей.
  3. Слепите голову из пластилина и нанесите 5 слоёв в технике папье-маше. ( Нарвите газету на мелкие кусочки, разведите ПВА с водой в пропорции 1:1, окуните кусочек в клеевую смесь и обклейте таикм способом заготовку головы. Каждый слой перед нанесением следующего должен просохнуть).
  4. Обклейте ножки до колен в технике папье-маше.
  5. Дождитесь высыхания заготовок головы и ног.
  6. Разрежьте пополам заготовку головы, вытащите пластилин и склейте 2 части черепа.
  7. Отшлифуйте детали ног и головы, чтобы они стали гладкими.
  8. Смешайте ПВА с водой в пропорции 1:1, измельчите туалетную бумагу, затем добавьте в клеевую смесь и хорошо вымешайте.
  9. Сформируйте из клеевой массы черты лица, полученные формы обклейте тонкими полосами газеты просушите, затем отшлифуйте.
  10. Обмотайте проволочный каркас наполнителем, закрепляя нитками.
  11. Подготовьте 5 отрезков проволоки и сформируйте ладонь и пальцы, затем обшейте их тканью.
  12. Таким же образом сделайте и вторую руку, затем прикрутите их.
  13. Обшейте части тела фильцем или другой плотной тканью.
  14. Покрасьте акриловой краской голову и ноги.
  15. Обшейте тонкой тканью часть тела от талии до колен, шею, плечи и ладони.
  16. Обшейте рукава и создайте платье.
  17. Сделайте горжетку и муфту из кусочков меха.
  18. Распишите кукле лицо и дождитесь высыхания.
  19. Покройте лаком лицо, голову и нижнюю часть ног от колен.
  20. Создайте кукле чулочки и наденьте их.
  21. Подготовьте атласную ленту и отрежьте несколько отрезков желаемой длины будущих волос.
  22. Распустите каждый отрезок, оставив запас 5 мм.
  23. Приклейте волосы за нераспущенный отрезок. Делайте этот процесс рядами, используя суперклей.
  24. Приклейте реснички.
  25. Изготовьте туфли из бархатного картона и шнурка, затем оденьте на куколку.

Каркасная кукла готова! Рекомендую к просмотру данное видео!

Вам понадобится: ткань телесного цвета бязь, наполнитель, хлопковая ткань для одежды, ножницы, картон, атласная лента для волос, простой карандаш, суперклей, проволока, нитки, швейная машинка.

Подробнее о проекте:

Именно по эскизам кукольных нарядов царица заказывала облачения для особо торжественных церемоний. У разных племен и в разных странах куклы были разными. Они были защитниками от «дурного глаза» в колыбельке ребенка. Для женщины кукла – оберег домашнего очага и уюта, символ плодородия и большой семьи. Мужчины брали с собой на войну или в дальнее путешествие куклу – берегиню: от врага, от меча, от лихого человека. Таких кукол бережно хранили и передавали по наследству, дарили молодым на свадьбу.

Постепенно куклы стали и традиционной игрушкой для каждой девочки. Виктор Гюго написал в своём произведении замечательные слова, выражающие важный сакральный смысл куклы: «Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей».

С веками кукла стала, не только игрушкой, но и модной вещицей, дорогим подарком, частью интерьера.

Чем же хороши куклы? В них есть то, чего нам не хватает в современной жизни: простое человеческое тепло, мудрая наивность и бесстрашная искренность. Смешные и трогательные, только что сшитые, своим появлением они доставляют огромное удовольствие и детям и взрослым.

Я очень люблю кукол. Особенно нравится шить их своими руками. Именно такой подарок захотелось сделать моим родителям на день рождения нашей семьи – текстильных кукол – влюбленную пару. Это и стало задачей моего проекта.

Задача: разработать и изготовить две текстильные куклы.

Интерьерная кукла. Достаточно популярные куклы. Тиражируются сотнями рукодельниц. Этих кукол отличает то, что они без всякого каркаса плотно держат форму -это достигается благодаря плотной набивке куклы. У них есть сходная с тильдой черта – глазки-точечки и отсутствие рта. Сейчас существует огромное количество «модификаций» таких кукол, в том числе с расписными лицами.

Мастер-классы: делаем первую тряпичную куклу своими руками

Давайте попробуем сшить тильду.

  1. Распечатайте и вырежьте выкройки. Расположите их на ткани (лучше взять плотный хлопок телесного цвета), закрепите булавками, обведите маркером и вырежьте, оставляя припуск 0,5 см.
  2. Сшейте отдельные части тела куклы – ножки, ручки, туловище с головой. Оставьте отверстие. Лучше всего сшивать вручную, мелкими аккуратными стежками.
  3. Осторожно выверните налицо каждую деталь, расправляя ее изнутри тупым концом ножниц или карандашом.
  4. Набейте все детали наполнителем, стараясь равномерно располагать его внутри. В локтях и коленях оставьте пустоты, чтобы кукла могла сгибать ручки и ножки. Туловище и голову нужно набить как можно плотнее и ровнее.
  5. Сшейте все детали вместе.
  6. Теперь можно работать над лицом. В качестве глаз пришейте две черные бусинки – вышейте два крупных французских узелка. Если не получается, нарисуйте их черной акриловой краской. При желании можно наметить яркие румяные щечки. Рот не рисуют.
  7. Тильды обычно носят волосы короткой или средней длины из трессов или пряжи. В крайнем случае, их также можно нарисовать.
  8. В заключение куклу наряжают. Одежду можно купить или сшить самостоятельно по выкройкам. Негласное правило: тильдуши предпочитают наряды простого кроя и в спокойных тонах. Образ должен быть изящным и нежным.

Сделать фольклорную куклу-оберег еще проще.

  1. Возьмите квадратный лоскут белой ткани, примерно 20 х 20 см.
  2. Сверху и справа загните внутрь край шириной около 2 см. Понизу проложите полоску ваты или синтепона. Туго закрутите колбаской. Это будет туловище.
  3. Двумя отрезками белой нитки туго обвяжите туловище, наметив кукле шею и талию.
  4. Приготовьте еще один квадратный лоскут белой ткани, примерно 20 х 20 см. В его центр положите ватный шарик. По диагонали лоскута поместите туловище.
  5. Сложите ткань вдоль туловища и в районе шеи перемотайте нитку – это будет голова. Уберите лишние складки, расправляя ткань.
  6. Из свободных концов лоскута справа и слева сделайте руки. Для этого подогните их края вовнутрь и перевяжите нитками, чтобы получились ладошки. То, что осталось, примотайте нитками к поясу.
  7. Наряд для куклы можно выкроить из ярких лоскутков. Вырежьте круг диаметром около 20 см, посередине сделайте отверстие для головы, а по бокам – для ручек. Наденьте на куклу получившийся сарафанчик. Из треугольного лоскутка соорудите платочек. Волосы и лицо обрядовой кукле не нужны.


​ ​

Изготовление интерьерных кукол как способ выражения творческого потенциала. Авторские мастер-классы от Анастасии Ковиной

А вы помните, какие игрушки у вас были в детстве? Конечно, такого разнообразия, как сейчас, раньше не приходилось наблюдать. Время было не то! Но в любом случае у каждой девочки была хотя бы одна любимая кукла, которую она расчесывала, купала, кормила и шила ей наряды. А наши бабушки даже шили себе тех самых кукол из разного тряпья, и они были по-своему прекрасны, потому что сделаны с душой и любовью. В то время никто и не задумывался, что на изготовлении своих кукол можно зарабатывать.

Анастасия Ковина из г. Киров увлекается рукоделием с детства, любовь к этому ремеслу ей привила её бабушка. А сегодня Анастасия уже счастливая мама двоих детей, но до сих пор продолжает заниматься творчеством. Редакции журнала Reconomica девушка рассказала о своей мастерской, где она создает интерьерных кукол, а также проводит мастер-классы для всех желающих.

Как-то зимой, когда моя бабушка в очередной раз вязала носки для нас с сестрой, меня заинтересовало вязание. И очень захотелось попробовать самой. Так бабушка начала учить меня вязать. Это получилось не сразу, конечно: непослушные петли никак не хотели получаться. Даже было желание бросить. Но я научилась! Самой первой моей работой были красные носочки для любимой куклы. Именно с этого момента у меня проснулся интерес к рукоделию.

«Творческий проект по изобразительному искусству». Тема проекта:«Текстильная кукла»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЕРМИШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Проект в номинации

« Творческий проект по изобразительному искусству »

«Текстильная кукла»

Пыжов Дмитрий Ильич

Научный руководитель проекта:

Калинина Елена Михайловна

МОУ «Ермишинская средняя школа»

учитель изобразительного искусства

I . Введение . 3-4

– Обоснование выбора темы проекта …………………………..………………….4

– Основные этапы выполнения проекта …………………………………. ………4

II . Основная часть . 5-12

– История создания текстильной куклы . …………….…………………………5

– Материалы и инструменты ……………………………. 7

– Выбор модели и экологический анализ проекта … ………………..…………….7

-Технологическая последовательность выполнения куклы ………………………9

– Экономическая оценка изделия…………………………………………………………11

III . Заключение . 13

IV . Список используемой литературы ……………………….………………. 14

V . Перечень приложений …………………………………………………….. 15-17

Обоснование выбора темы проекта

Тряпичная кукла – это наша история, традиция, культура. Она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Кукла оказывала покровительство и помощь, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. В русскую тряпичную куклу вкладывали определенный смысл. Поэтому часто игрушка могла быть оберегом, свадебным атрибутом, а также предназначаться для забавы детям.

Даже взрослые, когда видят красивую куклу, улыбаются, вспоминается, что-то радостное, светлое, прекрасное. Нет на свете человека, у которого не было бы в жизни любимой куклы. Но куклы являются не только забавой, но и украшением жилища человека, имеют магический и смысловой характер. В этом я убедился на занятиях кружка в районном Доме творчества «Текстильная кукла». Мне нравится создавать текстильные куклы. Вот уже несколько лет я создаю кукол, которые отражают мои творческие способности. Мне всегда хотелось создать авторскую куклу для своей младшей сестры. Поэтому, мой сегодняшний творческий проект я назвал «Текстильная авторская кукла».

Цель проекта:

-.совершенствовать свои возможности в области текстильной куклы;

– создать авторскую куклу и подарить сестре.

Задачи проекта:

– Изучить источники информации с целью выбора изделия;

– Совершенствовать навыки в технологии изготовления текстильной куклы;

– Пополнить свою коллекцию текстильных кукол новым экземпляром.

Актуальность проекта:

Большинство современных подростков не привлекают занятия рукоделием. Лучшая организация их досуга – это посещение развлекательных страниц интернета, прогулки с друзьями. Но среди них есть и те, кто с удовольствием окунается в мир творчества, удивляет родных и знакомых своими изделиями, посещая кружки. Я считаю, что любой ребёнок должен быть всесторонне развит.

Планируемый результат

Изготовить оригинальную, неповторимую, авторскую тряпичную куклу из натурального материала. Она должна стать одновременно подарком и своеобразным талисманом-оберегом для моей младшей сестры.

Основные этапы выполнения проекта:

1. История текстильной куклы.

2. Эскиз будущей куклы.

3. Процесс работы.

6. Оценка работы.

Основная часть .

История создания текстильной куклы .

Такая привычная в наше время игрушка как кукла имеет тысячелетнюю историю на протяжении всего периода существования человечества. В истории каждой цивилизации существовали куклы и имели разное назначение. Первое известное упоминание о куклах-манекенах Египетской царицы Клеопатры. Им делали очень дорогие и торжественные наряды. В древнем Египте уже тогда кукол лепили из глины, воска или вырезали из дерева. С древности люди делали из глины или золы куколок-божков, идолов, которые представляли для них неведомые им силы природы. У разных племен и в разных странах они были разными. Куклы были защитниками от «дурного глаза» в колыбельке ребенка. Для женщины – кукла оберег домашнего очага и уюта, символ плодородия и большой семьи. Мужчины брали с собой на войну или в дальнее путешествие куклу – берегиню: от врага, от меча, от лихого человека. Таких кукол бережно хранили и передавали по наследству, дарили молодым на свадьбу.

Постепенно куклы стали и традиционной игрушкой для каждой девочки. Виктор Гюго написал в своём произведении замечательные слова, выражающие важный сакральный смысл куклы: «Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей».

Куклы были в любой семье, даже самой бедной. Это могло быть просто полено, завёрнутое в лоскутки. Или сшитая тряпичная кукла.

С веками кукла стала, не только игрушкой, но и модной вещицей, дорогим подарком, интерьерной куклой. В Европе кукол делали художники и скульпторы, знаменитые мастера. Это были настоящие произведения искусства – авторские куклы, изготовленные из фарфора, воска, глины, дерева, тряпичные. Их обряжали в тканевые наряды по последнему писку моды.

В жизни современного человека, кукла не ушла на второй план как игрушка для ребенка. Кукла опять вернулась к нам как оригинальный подарок, коллекционная кукла (авторская работа), прекрасное дополнение, изюминка в интерьере. И просто молчаливое существо, несущее в себе тепло человеческих рук, его создавших. Глядя на такую куклу, мы начинаем улыбаться, и сердце наполняется теплом. И Мир становится чуточку добрее.

Кукла для ребёнка это очень хороший друг. В интерьере кукла играет роль украшения или стать оберегом семьи.

Первая авторская кукла появилась в 1999 году. Звали такую куклу Тильда. Тильда (англ. Tilda) — тряпичная кукла, созданная норвежским дизайнером Tone Finnanger в 1999 году и получившая широкое распространение по всему миру. Самые узнаваемые признаки куклы Тильды это глаза в виде маленьких точек и румяные щечки на тряпичной фигурке куколки. Тильда обычно женского рода, но встречаются очень разные вариации тильд, в том числе и куклы животных.

Tone Finnanger Елена Войнатовская

Оксана Скляренко Ийя Чуракова

Но в современном мире есть очень много авторов книжек “Текстильные куклы”, это к примеру: Елена Войнатовская, Оксана Скляренко, Лидия Мудрагель, Корин Красберкю, Елена Лаврентьева, Ийя Чуракова, Елена Кагальникова и другие.

Редкий человек может оставаться равнодушным, глядя на куклу или игрушку. Особенно если это не массовый поточный фабричный пошив, а текстильная авторская кукла в единичном экземпляре. Ведь в процессе работы обдумывается каждая деталь, каждый штрих и характер куклы. В игрушку, сделанную своими руками, с любовью, вкладывается частичка души и любви мастера. Такая кукла несёт в себе положительный заряд. Имея такую куклу, мы приносим в свой дом ангела-хранителя домашнего очага, тепла и любви его обитателей.

Взрослый человек, занимающийся пошивом кукол, словно возвращается в детство, наполняет свою жизнь волшебством и гармонией.

Материалы и инструменты.

Для своей будущей авторской куклы я использовал

1 – Лоскут бежевой ткани для пошива тела;

2 – Два лоскута цветной ткани для пошива одежды;

3 – Нитки для шитья;

4 – Пряжа для создания причёски;

5 – Объёмный синтепон для набивки;

6 – Акриловые краски;

9 – Утюг и гладильная доска.

Выбор модели и экологический анализ проекта.

Для начала работы я просмотрел разные авторские куклы. Первоначальные идеи были сделать куклу-духа . Я выполнил несколько набросков карандашом, стараясь максимально приблизиться к образу японского духа . Меня вдохновил мультфильм «Унесённый призраками». Но выполняя эскизы своей куклы, я понял, что эта кукла не похожа на духа . Она получается своеобразной, со своим тяжёлым характером.

Поэтому мне пришлось ещё раз просмотреть множество журналов, книг по изготовлению тряпичных кукол. Мир кукол огромен и многообразен. Мне понравились многие модели кукол. Передо мной встал выбор – создать куклу похожую на куклу увиденную на страничках интернета, или придумать неповторимую, авторскую куклу.

Пыжов Дмитрий Ильич

Веснянка

Считается оберегом молодости и красоты. Такие фигурки девушки дарили друг другу на праздник весны. Делали их из яркой ткани, с разноцветными волосами, чтобы выглядели задорными и веселыми.


Во многих религиях конь является проводником в другие миры, ему приписывают особые магические способности. Чтобы оседлать удачу, нужно поселить дома заговоренную лошадь, сделанную из золотистой ткани.

Мастер Т.Ёж, Tezik Страшные сказки. Или текстильная кукла как тотем и сосуд души

Это будет рассказ. Довольно длинный рассказ. А потом я раскрою суть: причем тут куклы.
Митя (2016г)
Хлюпающий звук заполнял маленькую комнату. Что-то иногда мокро чавкало. А иногда раздавались всхлипывания плача. Нет, ребенок уже не рыдал. Да и плакать он уже не мог. Глаза были равномерно красные с яркими толстыми прожилками капилляров. Веки ребенка вздулись от слез. Они были раздраженны, и напоминали оголенные внутренние органы. Где-то воспаления глаз достигли гнойного состояния. Сколько мальчик плакал? Он сам этого не помнит. Много лет его плач не прекращался. На щеках были… порезы? Нет, шрамы от бесконечного потока слез. Мальчик очень плохо питался: тут не было еды. И из-за чего он был тощим. Он не мог ходить: мышцы ног атрофировались. Он мог только ползать по полу используя руки. Т.к. в каменной комнате всегда было темно, мальчика бы ослепил любой свет. Любая маленькая искорка жгучей болью ударила бы по воспаленным глазам. Каждая косточка скелета торчала сквозь тонкую кожу. Позвонки горным хребтом разрезали спину. На тонких пальцах почти не было мышцы, отчего те не слушались. Сколько мальчику лет? Кажется он выглядит как двенадцатилетний ребенок, но на самом деле его развитие остановилось в этом возрасте. Он старше, намного старше. Волос на голове было не так уж много, ведь в порыве истерики мальчик вырывал их целыми клочками. Множество старых и свежих ран покрывали кожу головы, кровь высыхала, и становилась твердой. Мальчик был голым. На нем не было никакой одежды, из-за чего зрелище становилось еще более ужасающим. Множество глубоких порезов разрывали тонкую кожу. Часть из них были очень старые, а из некоторых до сих пор текла вязкая кровь. Под ногтями ребенка всегда была кровь, ведь именно он сам себя своими же руками и царапал. Ему было больно. Физически. Но таким образом он пытался хоть как-то заглушить боль душевную. Он давно не мог кричать. Голос охрип до такой степени, что любой звук был похож на ветер в старой трубе. Но в голове этот крик не замолкал ни на секунду. Крик, от которого перепонки бы лопнули. Крик, о которого мальчик грыз собственные пальцы, забиваясь в угол. Крик, от которого он рвал на себе последние волосы.

Он помнил как его зовут. Наверное, это единственное кроме боли, что помнил мальчик. Если бы его кто-то позвал по имени, то мальчик тут же обернулся и вновь стал бы плакать. Плакать от радости, что кто-то еще помнит его имя.
Забившись в очередной раз в самый угол, мальчик жевал пальцы остатками зубов. Тех тоже было очень мало, ведь в порыве отчаянья он их сам себе выдрал. Мальчик услышал как кто-то подошел к комнате. Иногда так происходило. Кто-то гладил стену, пинал дверь, пытаясь открыть, но безрезультатно. Эти звуки всегда пугали мальчика.
И в этот раз от испугано всхлипнул, прикусил палец и послышался треск: от испуга ребенок сломал кость указательного пальца правой руки. Дверь перестали пинать. Какой-то звук, скрежет был на уровне замочной скважины. Кто-то с той стороны пытался открыть намертво проржавевший замок. Металл не подавался. Мальчик крикнул в голос «Нет!», но раздался лишь еще слышный хрипевший звук. Удар. ребенок закрыл тощими ладонями уши. Еще удар. Дверь прогнулась, но все равно не подавалась. Такое свершилось впервые. Первый раз кто-то пытается выломать дверь в эту маленькую комнату. «Нет! Нет! Нет!» — но из горла мальчика слышится только надрывный хрипящей стон. «Я никому не нужен! Меня тут нет! Я никому не нужен!» — крик звучал только в голове мальчика. Маленькая голова стала биться от стену. Это продолжалось не долго, т.к. очень быстро из новой раны пошла кровь. Мальчик закусил губу от физической боли. «Я никому не нужен. Меня нет! Меня никогда не было. » — крик разрывал сознание ребенка.
В дверь продолжали ломиться. Металл ее оказался слишком крепкий, чтобы сломать так просто. Все это время мальчик пытался сильнее забиться в угол. Выдрав кажется последние волосы на голове, сломав себе еще два пальца все той же руки, и тихо-тихо всхлипывал «меня нет… меня нет… меня нет. »

Руками он поджал ноги под себя, ведь двигать он ими уже не мог. За много лет они утратили силу, и стали только тяжестью на и без того обессиленном теле. «меня нет… меня никогда не было. » — уже одними мыслями говорил мальчик. Глаза еще больше воспалились от слез. Гной вытек наружу из ран, смешиваясь со слезами. Противный вкус крови наполнил рот. От него тошнило.

Удары прекратились. Звук шагов. Мальчик громко выдохнул: «меня нет. » Видимо тот, кто стоял снаружи понял, что дверь не открыть даже силой. Это была смелая попытка! Мальчик на долю секунды поверил в успех, и эта мысль ледяной змеей проползла в его сознании. А вдруг этот кто-то знает, что мальчик тут? Что комната не пустая? Короткие ногти впились в кожу головы, срывая ее. Кровь вновь забилась под грязные ногти. Мальчик завыл. Хрипящей звук боли и отчаянья. Мокрые черные стены отзывались эхом. На полу появились маленькие лужицы крови, слез вперемешку с гноем.

«Аааааааааа. » — ужас взорвал разум ребенка. Шаги не только вернулись, но и превратились а бег! Быстрый шум приближался. Тяжелым ударом по венам отзывался каждый шаг в душе мальчика. Сердце бешено билось, пытаясь сломать ребра. Звон страха и ужаса разрывал воздух. Считанные секунды превратились в вечность. Последний шаг. Перед самой дверью. «Рррррррххххаааа. » — голос за дверью был мощным и сильным, под его напором могли бы трескаться камни. Удар. Удар огромного тяжелого молота разорвал в итоге перепонки маленького тела. Один мощный удар тела об дверь. Та судорожно погнулась. С нее осыпалась краска и ржавчина. С петель посыпалась мелкая крошка камня «Рррррхххааааа. » — звериный крик отчаянья. Тяжелое дыхание шумело. Каждый выдох был подобен раскату грома. Тяжелое сильное тело сползало по двери. Она не поддалась, хоть и надрывно простонала.

— Дима… — тихий хрипящий голос сквозь тяжелое дыхание. Огромный мощный зверь обладал мягким теплым голосом. Нет, такая туша должна говорить тяжело, злобно, агрессивно! А не так: мягкое почти снисходительно. Мальчик услышал эти слово и ужас наполнил его сердце: кто-то помнит, как его зовут. Хотелось еще громче орать, орать по привычке «НЕТ. » но крика не последовало. Тело мальчика просто тихо сползало на пол, пока он полностью на него не лег. Он слово плакал. Плакал еле слышно в голос. Еле слышно, потому что сил почти не осталось. Но первые он плакал не от боли, не от муки. А от какого-то облегчения… он не один помнит, как его зовут… кто-то еще помнит об этом… — Дима… — тихий голос за дверью кажется плачет.
— Ты мне нужен… Дима… — голос все же плакал. сдержано плакал.

Мальчик собрал физические силы, еле перебирая слабыми руками он приближался к двери. Да, в комнате было темно, но мальчик знал, где дверь. В одной из щели между камнями был ключ. Ребенок всегда знал, что ключ от двери у него. Ведь много лет назад ни кто-то, а он сам себя запер в этой комнате. Почему? Потому что он чудовище, которое все боятся. Чудовище, что несет смерть, разрушения и хаос. Когда-то его руки было не просто по локоть, мальчик сам был весь в крови тех, кого убивал! Ему нравилось убивать, его пьянил сладкий вкус убийства, сладкий вкус смерти… Но однажды случилось то, что он увидел, каким чудовищем он стал. Какой он монстр! И чтобы более никогда никому не причинить боли он построил эту комнату из костей своих жертв, чтобы не забыть свои деяния. И запер себя в ней же. закрыв замок с этой стороны. А потом долгие годы заставлял себя забыть почему так случилось. Забыть почему он в этой комнате, почему он ребенок, почему дверь никто не может открыть. И вот… теперь… услышав свое имя он вспомнил: ключ у него! У него только ключ… Оказавшись у двери мальчик сжал ключ в маленькой руке, так что пошла кровь. Дикая не решительность, отчаянье и боль вновь разрывали его. Ребенок хотел открыть дверь и наконец-то выйти, но он помнил почему он заперт. Все это не давало принять какое-то решение.

— Дима… — новь прозвучал мягкий голос за дверью. Большая рука скользнула по двери, будто та была живым существом. Лапа погладила дверь, но мальчик тоже почувствовал это прикосновение. Он вновь плакал, но уже ничего не чувствовал. Слезы просто текли из его глаза без остановки.

— Дима… я с тобой, и я хочу вновь стать тобой… — голос был тихим, хрипящим от боли. Послышались страшные звуки. Чудовище, что было снаружи изогнулось в мучительной конвульсии. Мальчик лишь слышал, что происходит снаружи, он не мог видеть. Но он слышал, как огромное животное в порыве физического мучения изрыгает потоки крови! Затем послышались чавкающие звуки: из-за рта чудовища стали изрыгаться сгустки крови и кажется что-то еще.

— Нет! — крикнул мальчик. «Я должен ему помочь!» — взорвала сознание мысль. Мальчику стало безразлично его существование, он впервые за время своего плена испугался за кого-то другого. Дрожавшей рукой он пытался попасть ключом в скважину. Нет, слишком высоко. Что делать? Вставать! Ребенок схватился ща ручку двери, подтягиваясь слабыми руками, он заставил через силу и боль подняться свое тело. Неожиданно для него самого ноги смогли его удержать, не уронив от бессилия. Решительность давала силы! Резким движением ключ скользнул в замочную скважину подобно кинжалу в грудь. Из скважины тут же огромным потоком хлынула черная жидкость, похожая на кровь. Мальчик еле удержал ключ внутри, чтобы тот не выпал от напора. Под ногами моментом образовалась скользкая лужа. Это напугало ребенка.

Стах. Дикий страх наполнил внутренности ребенка, заменив их. Напор черной жидкости становился только сильнее. А в голове привычный шепот стал вновь произносить: «нет… тебя нет… ты никому не нужен… Дима, тебя нет. ». Мальчик не хотел слышать этот голос. Захотелось зажать уши руками и вновь биться в истерике боли и страха. Но нет, не в этот раз. Мальчик понимал, что если отпустит ключ, тот тут же выпрыгнет под потоком жидкости на пол, и найти его будет очень трудно.

Чудовище снаружи больше не говорило. Но звуки конвульсий становились громче. Что-то чавкающее падало на пол из его пасти. Что-то мокрое и большое.
— Дима… — сквозь мучения хрипел мягкий голос. Кажется огромная туша изрыгала свои внутренние органы.

— Я иду, — сказал мальчик. Он повернул ключ. От усилия металл ключа чуть не сломался, но замок все де подался. И тут же из всех щелей двери полилась та же жидкость. Навалившись всем слабым телом на дверь, мальчик превозмогая боль медленно стал ее открывать. Чем сильнее она открывалась, тем сильнее становился поток, желающий ее закрыть.
«Неееет!» — послышался крик из угла комнаты. Ребенок не обернулся. Он знал, кто это кричал. Это был он. Он наполненный страхами и сомнениями. Но теперь он желает жить!
Проигнорировав этот крик, мальчик навалился на дверь еще сильнее. В тонкой струйке ослепительного света было ясно, что комнату заполняет кровь. И стоя уже по колено в ней, мальчик упал на дверь, открыв ее на распашку. От неожиданности он подскользнулся, упал и погрузился в поток крови. Больно стукнувшись головой об каменный пол, мальчик потерял сознание.

Я открываю глаза. Стены. Опять?! Я же выбрался! Окно? Что? Белые шторы, теплый ветер в открытую форточку. Рабочий стол цвета «орех». Кажется я лежу под одеялом. Теплым мягким одеялом. Пару раз моргнув я понимаю, что проснулся в комнате. Своей комнате. На полу бежевый ковер. На стенах обои цвета слоновья кость. Игрушки. Куклы. Как же тут тепло и уютно. Кажется я дома…
Дверь тихо открылась слегка скрипнув. Кто-то вошел.
— Уже проснулся? -какой чудесный голос, полный участия.
Сев на кровать, я крепко обнимаю, прижимая к себе. Слезы сами текут из глаз. Кажется это счастье, и это точно слезы счастья.
— Да, наконец-то я проснулся, Жана…

_____________________________________
А теперь причем тут текстильные куклы:
кукла Дми и кукла Митий — это два кусочка одной личности: меня самого. Рассказ полностью автобиографический. Всё это творилось в моей душе. Но наконец-то есть итог. Конец. А конец в том, что Дми и Митя наконец-то становятся Дмитранатием: два куска души соединяются обратно в единое целое.
Я попытался сделать фото по рассказу. Но вышло плохо:
















История двух уникальных во всех смыслах кукол подходит к концу. Для Мити это была вторая и последняя публикация: более мы его не увидим. Поэтому покажу подробнее всю сложность проделанной более полугода назад работы





Внимательные увидят и поймут. Не внимательным разжевывать не буду.

Дми и Митий наконец-то становятся Дмитранатием. Плен мальчика закончился. Великий демон обрел душу! Обрел себя и свободу. Не уверенными ногами он пойдет по этому миру…

Далее куклы вернуться в те тонкие миры, из которых я когда их позвал. Я им за все благодарен. И трудно в словах выразить насколько! Но…

Посмотреть на кукол ручной работы наших мастеров на Бэйбиках
_______________________________________

Чудовище снаружи больше не говорило. Но звуки конвульсий становились громче. Что-то чавкающее падало на пол из его пасти. Что-то мокрое и большое.
— Дима… — сквозь мучения хрипел мягкий голос. Кажется огромная туша изрыгала свои внутренние органы.

Традиционные народные украшения

ТРАДИЦИОННЫЕ УКРАШЕНИЯ РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ АЛТАЯ
Т.А. Боровцова

Территория Алтайского края заселялась в несколько этапов на протяжении двух веков. Поселенцы из южных и северных областей привозили с собой обычаи своих родных мест. Этим объясняется интересное смешение традиций, как в костюме, так и в отдельной его масти – украшениях.

Наиболее ранние исследования показывают, что комплекс украшений был весьма разнообразен и интересен. В него входили плетеные из бисера и стекляруса ряски и гайтаны, разнообразные бусы, цепочки, серьги, кольца и брошки. Такие архаичные формы украшений как гайтан и ряска связывают алтайских старожилов с южно-великорусской традицией. Но если южные бисерные украшения отличаются яркостью цвета, обилием всех его природных оттенков, то на Алтае они приобретают специфику, благодаря более сдержанному цветовому решению. Чаще использовалось сочетание приглушенных оттенков синего, красного, зеленого или желтого, зеленого, синего.

Материалом для изготовления украшений являлся крупный, грубый стеклярус, который в сочетании с ажурным плетением, придавал им неповторимое своеобразие.

Гайтаны и ряски ажурного переплетения низались, преимущественно, в две нити, т.к. такое низание являлось более прочным. На середину нити длиной 150 см. набиралось столько бисерин, сколько необходимо было для получения желаемой ширины будущего изделия, напр. – 16. Вторая иголка оставлялась мастерицей слева, первую она пропускала в седьмую от конца ряда бисерину. Затем мастерица набирала три бисерины и пропускала иглу в одиннадцатую. В конце ряда она набирала одну бисерину и пропускала иглу в последнюю (рис. 1а).

Третий ряд низался второй иглой слева направо, набирая по три бисерины, и пропуская иглу в средние бисерины предыдущего ряда (рис. 16). Четвертый ряд нижем иглой I слева направо, набирая на иглу сначала четыре бисерины, (рис. 1в), затем по три, протягивая иглу через средние бисерины предыдущего ряда. В конце ряда набиралось на обе иглы по две бисерины и, протянув, вторую иглу через последнюю бисерину, нанизанную первой иголкой, продолжалось низание до необходимой длины изделия.

Рис. 1 – справа.
Мужские гайтаны из крупного грубого стекляруса ткали на станке с нитяной основой (рис. 2).

Рис. 2 – слева.
На расстоянии 10-15 см. узелком закрепляли нитку с иглой и набирали бисеринки в соответствии с узором, который следовало приготовить заранее. Нитку с первым рядом бисерин пропускали под нитями основы так. чтобы каждая бисерина попадала между двумя нитями основы. Затем иголку с ниткой протягивали через те же бисерины в обратном направлении поверх нитей основы. Так же нанизывали остальные ряды гайтана до получения необходимой длины.

Основные орнаментальные мотивы – свастика, крест, сложная рогатая фигура (рис. 3, 4, 5, 6).

Рис. 3. Ряска из крупного стекляруса. ВКОМ, У-Каменогорск (пустой круг – желтый, закрашенный круг – темно-коричневый, наклонная линия – зеленый, крестик – синий)

Рис. 4. Гайтан мужской (слева). ВКОМ Усть-Каменогорск (пустой круг – прозрачный, закрашенный круг – черный)

Рис. 5. Гайтан женский (справа). Российский этнографический музей,С-Петербург (пустой круг – белый, закрашенный круг – желтый,наклонная линия – темно-зеленый)

Рис. 6. Гайтан мужской, тканый из крупного стекляруса (слева внизу). ВКОМ, Усть-Каменогорск (на прозрачном фоне синие и зеленые фигуры)

Гайтаны носились поверх одежды. К ним крепился крест, либо они украшались позументом и бисерными кистями.

Своеобразием отличаются изделия из прозрачного, как льдинки бисера, с черным или темно зеленым узором в виде свастик или косых крестов. Если пышная природа Южной России вдохновила мастерицам создание ярких, как и она сама, украшений, то ряска из прозрачного бисера вполне соответствует образу сибирской природы.

Этнографические экспедиции в Заринский, Алтайский. Змеиногорский, Чарышский, Залесовский районы 1992-98 гг. показали, что гайтан был преимущественно мужским украшением, в отличие от южнорусской традиции, где его повсеместно носили женщины. Но сохранились единичные воспоминания о женских гайтанах, например, в Третьяковском районе его называли ожерелом.

Применение бисера в праздничной крестьянской одежде было очень широким во всех группах русского населения Алтая. Так, например, позатыльник – часть женского головного убора – иногда расшивался сплошь. Бисер прикреплялся к ткани позатыльника различными способами: каждая бисеринка отдельно, стежками шва “вперед иголку” вплотную друг к другу, или на некотором расстоянии (рис. 7).

Рис. 7 – справа.

Чаще всего при украшении головных уборов использовался шов “вприкреп”. В этом случае на нитку, закрепленную на ткани узелком, с помощью иголки нанизывалось необходимое количество бисерин. Нитка выкладывалась по нанесенному узору. Второй рабочей ниткой она прикреплялась к ткани стежками перехватами в промежутках между бисеринами (рис. 8).

Рис. 8 – слева.

Нижний край позатыльника украшался бахромой из цветных гарусных нитей (диной не более 3 см) с нанизанным на них бисером преимущественно прозрачным, иногда прозрачным и черным.

Таким же способом украшались и тканые пояса. Кисти делались из нитей, на которые нанизывали разноцветный крупный бисер. Затем нитка скручивалась и закреплялась таким образом, чтобы бисерина оказалась на ее конце.

Среди старожилов и переселенцев был широко известен обычай нашивать бисер на одежду. Для этого на рубахах и на нарукавниках делали “вахли” – ячейки – внутрь каждой из которых пришивали бисерину. У кофты – более поздней разновидности костюм – бисером украшались воротник и полочки. Он нашивался “цветочками”, также как на платки.

Подобным образом декорировалась и верхняя одежда. Казачка Зоя Андреевна Астафьева описала бурнус так: “бархатный воротник был отделан “гранатичками”, сзади проходила тонкая полоса, спереди -более широкая. Рукава тоже “отделывались”.

Эти факты соответствуют общероссийской традиции украшения костюма.

Другой вид бисерного рукоделия – вязание – пришел в крестьянский быт из помещичьей усадьбы. В этой технике изготавливались круглые витые шнуры-гайтаны с различными рисунками: цветочками, ромбиками, полосками и проч. Вязание выполнялось тонким крючком полустолбиками, в круговую. На длинную нить нанизывалось столько бисера, сколько необходимо на все украшение. Рисунок просчитывался заранее с учетом того, что при каждом последующем ряде он сдвигается на полшага. Вязание круглого шнура следовало начинать с цепочки воздушных петель. Провязав девять петель, замыкали их в кольцо, придвигали бисерину к последней провязанной петле, и, зацепив крючком рабочую нить с бисериной, провязывали полустолбик (рис. 9).

Рис. 9.

Крючок вводился в петлю с изнаночной стороны, т.е. изнутри кольца воздушных петель. Бисерина закреплялась снаружи, на лицевой стороне. Таким образом вязалось все изделие. Концы вязания сшивались незаметными стежками. Для одного гайтана средней величины нанизывалась нитка бисера в 5-6 метров длиной.
Подобные украшения носили крестьянки северных и южных губерний России.

Самым излюбленным видом женских навесных украшений были бусы. Они могли быть различных размеров и форм – круглые хорошо отшлифованные, гранёные или почти не обработанные. Дутые бусы, называемые “тяжёлая грудь”, были распространены в конце XIX – начале XX вв. и являлись характерным дополнением праздничного старообрядческого костюма. Их цветовая гамма могла быть самой разнообразной: синей, зелёной, алой, белой прозрачной. Крупные, до 1,5 см в диаметре, бусины нанизывались на льняную, вощеную нитку. На каждой нити делалось разное количество бусин. Сзади нити сплетались в жгут, на груди укладывались эффектным каскадом. Включалось от 6-ти до 10-ти нитей (рис. 10).

Рис. 10. Дутые бусы “тяжелая грудь”

Повсеместно носили бисер в 5-6 нитей в различных цветовых сочетаниях, чаще всего чёрно-белой гамме; в 2-3 нитки с чередованием крупных и мелких бусин; красные коралловые бусы. Иногда бусины не низались на нить, скреплялись с помощью медной проволоки.

Повседневный вариант украшения был очень скромным: 1-3 нитки мелкого бисера в излюбленном сочетании чёрного с белым. Следующей разновидностью украшений, бытовавших в среде русского крестьянства на Алтае, были серьги. Они могли быть как самодельными, так и покупными. Первые изготавливались местным мастером из серебра, реже золота или меди. Наличие такого умельца определяло и наличие устойчивой локальной традиции.

По утверждению Н. П. Гринковой наиболее широкое распространение на Алтае имели плоские и дутые серьги в форме полумесяца, также овальные с подвесками. Серьги с камнями были чаще всего покупными и встречались значительно реже.

Самым распространённым и доступным видом украшений являлись кольца. Их носили и мужчины, и женщины. Кольца делали в основном из серебра, но в начале XX века чаще из бронзы или меди, без камней. Они могли быть широкими и узкими и надевались иногда по несколько штук на один палец или на одну руку.

Необходимо отметить, что кольцо – единственный вид украшений, к которому старообрядцы со строгим патриархальным укладом относились положительно, так как оно освящалось самой церковью. Серьги и бусы считались явлением греховным, и ношение их не приветствовалось.

Комплекс украшений включал в себя множество локальных особенностей. Вместе с тем он соответствовал общероссийской традиции.

Рис. 8 – слева.

Читайте также:  Небольшая подборка советов по задаваемым вопросам по БижуТарии
Добавить комментарий