Стуктурный букет: правила выполнения

Техника построения композиций

Цветочная композиция строится на основе определенной конструкции, созданной по особым правилам и с учетом нескольких параметров — пропорций, фокусной точки букета, особого ритма, уравновешенности, гармонии и цвета.

Любая конструкция имеет три параметра — высоту, ширину и глубину. Перед началом создания композиции флорист тщательно продумывает и рассчитывает ее размеры и после этого приступает к изготовлению композиции, соблюдая пропорциональное соотношение размеров растений и сосуда, соотношение размеров цветов, листьев и дополнительных аксессуаров, соотношение между композицией и вазой, соотношение размера готовой композиции и стола или стеллажа, где она будет выставлена. Соблюдение пропорций в результате позволяет создать соразмерную композицию.

Любой букет, венок, гирлянда должны быть выдержаны в определенном масштабе. При расчете пропорций специалисты пользуются классической формулой «золотого сечения». Для этого высоту будущего букета разделяют на 8 частей, 5 /8 приходятся на верхнюю часть композиции, а 3 /8 — на вазу. Между вазой и цветами необходимо выдерживать следующие пропорции: высота букета: высота вазы — 5:3; ширина букета: ширина вазы — 5:3; общая высота: высота вазы — 8:5. При этом в плоской вазе самый высокий цветок должен в 2 раза быть выше вазы и быть больше диаметра вазы.

Пропорцию можно рассчитать и другим способом: высчитать размер самого высокого в композиции цветка — его высота должна быть равна 1,5 высоты вазы. Если букет предполагается расположить горизонтально, учитывается диаметр плоской вазы или ее размер по диагонали. Согласно правилу «золотого сечения», в этом случае самый длинный цветок должен составлять 5 частей всей композиции или 1,5 диаметра или диагонали вазы, а самый короткий — 3 части композиции. Соразмерность и пропорциональность композиции придает правильное расположение цветов по оттенкам окраски: темные располагаются в нижней части, а светлые — в верхней.

Каждая композиция имеет центр, или фокусную точку, привлекающую к себе особое внимание. Фокусная точка, являясь как бы кульминацией букета, подчиняется двум основным правилам: во-первых, она не должна быть слишком объемной, во-вторых, она может быть подчеркнута как самым крупным цветком композиции, так и несколькими мелкими. При этом фокусная точка совсем не обязательно располагается в буквальном смысле в центре букета, в асимметричных композициях она чаще всего находится с одного из ее краев. В то же время из фокусной точки все стебли растений как бы берут свое начало.

При составлении композиции любого стиля необходимо создавать особый ритм размещения цветов. С помощью чередования цветов разного размера, формы и оттенков создается «живой» ритм, придающий букету динамику и дающий возможность взглянуть на него по-разному с нескольких ракурсов.

Сбалансированность — еще одна важная составляющая пропорциональной композиции. Букет любой формы и любого стиля должен выглядеть устойчивым и надеженым. Особый подход к уравновешенности — при составлении асимметричных букетов. Баланс достигается подбором гаммы красок, видов растений, основными и дополнительными линиями аранжировки. Темные круглые цветы зрительно уравновесят более легкую часть композиции, в которой расположены, например, светлые трубчатые соцветия. Чтобы создавать зрительный баланс между верхней и нижней частями композиции, крупные цветы располагают в центре букета или в его нижней части.

Основной закон линейной перспективы необходимо учитывать при выполнении плоскостных композиций: все предметы кажутся меньше по мере их удаления от зрителя. Воздушной или цветовой перспективой называют окраску предметов в зависимости от расстояния от зрителя. Если на восходе солнца повернуться лицом на запад, можно увидеть, что до самого горизонта все покрыто серой дымкой, а расположенные рядом предметы имеют насыщенный цвет и четкие очертания.

При выборе материала для композиции надо учитывать место ее будущего расположения и особенности растений. Так, для настенной композиции подойдет гриб-трутовик или пробковая кора; для подвесной — лесные коряги. К композиционному уголку из комнатных суккулентов можно подобрать туф, пеностекло, несколько красивых уральских минералов.

К флористическим техникам относится сам процесс создания композиции, а именно: 1) посадка, расстановка, распределение материала по основе; 2) плетение, связывание, нанизывание, наслаивание; 3) защита от солнечных лучей, избытка влаги, воскование.

Флористические материалы для составления композиций используются следующие: петельная и мятая проволока (мягкая медная проволока в цветной оболочке, эффективный современный крепеж), проволочная сетка, флористическая губка, моховые подушечки, керамические дырчатые держатели, металлические и стеклянные держатели. Кроме того, при создании композиций используют ножницы, секатор, пинцет, небольшие плоскогубцы, щипцы, деревянные палочки разных размеров, металлические воронки, шприц, стеклянные флаконы и пробирки, воск, пластилин, оконную замазку, гипс, крупный песок, полиэтиленовые пакеты, клей, торф, мох, скотч, пенопласт, леску, игольчатые наколки-держатели для плоских низких ваз-подставок, выполненные в виде толстого основания из нержавеющего металла или цемента, куда воткнуты острые тонкие иглы.

Композиции в плоских вазах закрепляются на моховых подушечках с помощью металлических шпилек так, чтобы захватить мох и края вазы. Моховые подушечки позволяют поставить букет в разных направлениях и долго удерживают воду. Перед началом создания плоской композиции цветы необходимо подержать в воде.

Первыйэтап плоскостной аранжировки — установка наколки-держателя и ее крепление пластилином к сухому дну вазы. Если задумывается симметричная аранжировка, наколку размещают в центре вазы, если асимметричная — с краю. Ваза может быть керамической, стеклянной, фарфоровой, пластиковой, деревянной, металлической, но выдержанной в едином цвете. Второйэтап — установка растений. Важно хорошо укрепить первое растение. При добавлении последующих веток следует избегать их перекрещивания. На фокусной точке устанавливают крупные цветы так, чтобы они согласовывались с пропорциями всей аранжировки. При этом стебли надо срезать прямо, а ветки наискосок. Концы коротких стеблей должны находиться в воде, не касаясь игл держателя. Травянистые стебли легко удлинить с помощью прикрепленных проволокой частей стебля другого растения. Мягкие и тонкие стебли подвязывают проволокой к нескольким более крупным. Колосья и короткие стебли связывают проволокой в пучки. Центральные высокие вертикально стоящие стебли укрепляют на наколке, а крайние стебли, стоящие под наклоном, — на мятой проволоке. Чтобы закрепить растения на моховой подушке, в ней делают углубления с помощью острой палочки и затем заливают ее водой. Третий этап — по окончании процесса проволоку, пластилин, наколки маскируют листьями, камешками, мхом.

Интересную горизонтальную композицию можно создать с использованием линейных корней. Для этого в керамическую плоскую вазу вставляют две деревянные подпорки, равные ее глубине, между ними на дно укладывают наколку для срезанных цветов. К подпоркам приклеивают уложенный горизонтально корень, а вокруг расставляют цветы в соответствии с законами плоскостной композиции. Если добавить высокие ветки с мелкими ягодами или цветами, аранжировка превратится в вертикальную.

Композиции в высоких вазах создаются с учетом характерных природных особенностей растений, так как большинство цветов в высокой вазе их сохраняют. Например, злаковые травы будут стоять строго вертикально, подчеркивая оригинальность других растений. Прямые растения в высоких вазах располагают по центру, поникшие —у края. Букет из легких цветов может быть в 2 раза выше букета из растений с крупными тяжелыми соцветиями. Стебли ставят в вазу, не собирая их предварительно в руке. Для закрепления цветов используют мятую проволоку, моховые подушечки, флористическую губку, игольчатые держатели, влажный песок или воронки для воды. В высокие непрозрачные вазы в качестве держателей можно помещать части веток с заостренным концом. Мягкие стебли закрепляют, поместив мятую проволоку в верхнюю часть вазы и захватив для прочности ее края. Если узкую верхнюю часть вазы изнутри оплести несколькими полосками тонкой металлической ленты или флористическим скотчем, получатся карманы, которые будут поддерживать растения. Моховую подушечку или флористическую губку можно укрепить на деревянной палочке, по длине равной глубине вазы. Когда конец палочки достигнет дна вазы, губка закроет верхнюю часть вазы; стебли, пропущенные через мох или губку, опускают в воду, сохраняя нужное положение в композиции. В узкогорлую вазу можно поставить воронку, закрыв ее нижний конец пробкой, вложить в нее держатель, налить воду и поставить срезанные цветы.

Для вертикальной композиции в высокой вазе можно использовать причудливо изогнутый корень как центр композиции. Чтобы корень прочно держался в вазе, можно залить гипсом нижнюю часть корня, поставленную в самый простой глиняный цветочный горшок, который помещается внутрь вазы. На этой основе формируется композиция.

Некоторые особенности создания композиций из разных растений. Лепестки георгин закрепляют на цветоложе с помощью размягченного воска.

У гвоздик место соединения лепестков закрепляют проволокой, маскируя ее флористическим скотчем.

Стебли амариллисов, калл, нарциссов для устойчивости надевают на тонкую деревянную палочку, затягивая нижний конец резинкой. Иногда для придания формы в стебли вставляют проволоку, например в стебли тюльпанов, цветки которых всегда поворачиваются к свету. Если стебли калл требуется изогнуть, достаточно подержать их в теплых руках. Для изменения изгиба стеблей многих цветов их оплетают проволокой.

Деревянистые стебли и ветки изгибают искусственно, опустив сначала в горячую воду, а затем равномерно изогнув их. Например, так придается форма веткам ивы и глицинии.

Для некоторых композиций с веток нужно снять кору. Для этого их необходимо пропарить.

Изгиб листа легко меняется проволочными шпильками. Для этого его в нескольких местах пронизывают шпилькой с нижней стороны, спустив концы шпилек на черешок.

Листья ирисов, гладиолусов, декоративные травы можно превратить в банты с помощью мягкой проволоки.

Листья многих растений легко завить с помощью обычного карандаша.

У листьев калл или функии подрезаются края с декоративной целью. Мечевидные листья ирисов и гладиолусов можно подрезать сверху наискосок. Листья папоротника хорошо режутся вдоль. Листьям монстеры, пальмы легко придать нужную форму острыми ножницами. После обрезки листьев их необходимо выдержать некоторое время в воде.

Для некоторых композиций с веток нужно снять кору. Для этого их необходимо пропарить.

Круглый букет

Круглый букет – в основном сферическая композиция правильной формы, собирается из одинаковых по размеру цветов и бутонов, с плотной укладкой. Расцветка растений бывает не только монотонной, но допускаются и многоцветные вкрапления, и цветовая фактурность.

При сборке важно учитывать расположение материала:

1.Круговое- концентрическое – цветы располагают контрастно по кругу с таким чередованием, например, как крупные-мелкие соцветия желтого и красного цветов, и с обязательной заменой материала в новом круге;

Бидермейер – самый распространенный вид букета на сегодняшний день.

Всего по форме различают три вида бидермейера : пирамидальный – похож на стог сена, сферический – в форме полусферы и приплюснутый.

Пирамидальная форма бидермейера составляется лишь из тех цветов, которые имеют длинные стебли. Приплюснутая форма букета получается даже из просто головок цветков, у которых практически нет стебля. Часто листья цветов устраняются, иногда их выставляют словно перышки по верху такого букета. Помимо цветов в бидермейере применяются и пшеничные или ржаные колоски, папоротник, ковыль, аспарагус, гипсофил. Любое из данных растений будет образовывать в букете какую-то свою концентрическую окружность. В периферической окружности зачастую используют манжетки.Для них берут как живые растения , так и любой подручный материал – газету, бумажную салфетку, ленты, кружева, ткань, натуральную бумагу, такую как рисовая, сезаль или фетр, целлофан или сетку и любые другие.

Читайте также:  Сеттинги - основа для винтажного искусства

Сделать букет бидермейер можно не только из просто цветов, в ход могут пойти фрукты и овощи, либо же они могут стать дополнением, если нужен особый акцент в композиции букета. Для малышей интересен будет букет бидермейер, выполненный из конфет и других сладостей.

2.Спиральное расположение цветов – дорожку-спираль внутри букета выделяют другой формой растений в иной цветовой гамме;

3.Структурное – материал стараются расположить группами пропорционально

Односторонние букеты составляют из растений с различной длиной цветоносов так, чтобы была заполнена только наружная сторона букета, длинные растения устанавливают сзади, более короткие — ярусами впереди. Аранжировочная зелень может заполнять букет и ниспадать. При таком составлении букета в центральной части помещают цветы с яркой окраской и крупнее, чем по краям.

Технология изготовления букетов: круглый букет.

Круглый букет из цветов одной длины можно сделать из одних роз, гвоздик, тюльпанов, из ирисов и гвоздик, мини-роз, анемонов и астр. Для круглого букета из цветов различной длины необходимо относительно большее количество цветов.

Их располагают так, чтобы внешние и внутренние цветы мало отличались по длине, что обеспечивает округлость формы. Круглый букет такого вида можно собрать из мини-роз и ландышей, душистого горошка и фиалок, васильков и ромашек, а также из различных летних цветов, которых немало в это щедрое время года.


Различают три формы букета бидермейер: пирамидальную (как стог сена), сферическую (в виде полусферы) и приплюснутую. Выбор этих форм изготовления букета бидермейер определяется имеющимся растительным материалом.

Стуктурный букет: правила выполнения

*симметрия при постановке нескольких работ, так называемая групповая симметрия (работы расположены на одинаковом расстоянии, могут иметь похожее расположение материала )

Стиль бидермейер

Этот стиль во флористике дает возможность воплотить в реальность разные идеи. Это тоже круглая композиция, но цветы в ней собираются не по спирали, а в виде концентрической окружности. Схема составления следующая:

  1. Работа начинается с укладки верхушечного цветка.
  2. Вокруг него складываются в ряд другие цветы.
  3. Форма букета самая разная. Пирамидальная композиция создается за счет цветов с длинными стеблями, приплюснутая – головками цветков часто без стебля.
  4. Бидермейер предполагает использование не только цветов, но и колосков пшеницы, ржи, ковыля, аспарагуса, папоротника. В букете они должны создавать концентрическую окружность.
  5. Манжета выполняется из бумажной салфетки, ткани, лент или кружева.

Фото красивого букета цветов в технике бидермейер показывает, что можно создать и небольшие композиции из мелких цветов. Кстати, такая композиция считается одним из лучших у невест, поэтому он носит название сватовского.

  1. Берем мини-розы и маргаритки.
  2. Делаем манжет из листьев.
  3. Перпендикулярно к нему укладываем верхушку – из нескольких роз и маргариток.
  4. Над манжетой строго симметрично располагает еще розы и маргаритки. В итоге получаем круг.
  5. В глубину между получившимися рядами укладываются еще по три розы и маргаритки.

Эти красивые букеты цветов часто создаются на свадьбу для невесты. Оформить его можно с использованием розы, гвоздики, ириса, мини-розы или астр. Основное правило – внешние и внутренние цветы не должны сильно отличаться длиной, ведь от этого зависит округлость формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Статья по истории флористики68 КБ

При составлении аранжировки стебли растений и ветки «запутываются» в комке проволоки, и таким образом довольно надежно фиксируются.

Рубрики

Теплые цвета оживляют композицию. Чистые цвета этой части спектра очень эффектны и отвлекают внимание от холодных цветов. Важное свойство теплых цветов – зрительно приближать окрашенные в них цветы.

Материалы для упаковки живых букетов из срезанных цветов

Флористика заключается не только в умении сочетать цветы в одной композиции, но и украсить ее или упаковать. Традиционно в цветочных магазинах встречается пленочная упаковка и бумага. Там же можно купить уже готовые пакеты, в которые можно завернуть срезанные цветы в своем саду.

Интересно! Например, спиральный букет, составленный из живых растений, будет красиво смотреться в упаковке из гофрированной бумаги, мешковины или сетки, что зависит от категории самих растений.

Сегодня очень модно формировать живые букеты в корзинах, коробках или специальных вазах.

Среди наиболее востребованных материалов для упаковки используются:

  1. Крафтовая бумага — этот материал спокойно воспринимается современным поколением, но непонятен людям старшего возраста. Чтобы букет в такой обертке смотрелся красиво, нужно постараться. Пакет из крафтовой бумаги скручивается определенным образом, чтобы он не напоминал кулек для семечек и не ассоциировался с «колхозом» и «халатностью». Такая упаковка должна быть асимметричная, но при этом подходить под общую композицию. Перевязать такую упаковку можно толстым шпагатом или бечевкой.
  2. Оберточная бумага может пригодиться, когда отсутствуют пленочная упаковка или другой подручный материал. Она может быть прозрачная, цветная, матовая или голографическая. Единственное требование в этом случае, бумага не должна преобладать в цветовой гамме и быть ярче самого букета. Ее назначение подчеркнуть особую красоту имеющихся в нем цветов и качественно их оттенить, не привлекая к себе внимание.
  3. Пленка — это один из классических вариантов, в который заворачиваются букет, составленный из живых цветов. Даже несмотря на ее прозрачность, растения должны быть видны в ней максимально. При этом снаружи должны быть не только бутоны, но и частично листва.
  4. Гофрированная бумага благодаря своей пластичности позволяет создавать очень красивое оформление для необычных букетов. Наиболее простой способ — это создать очертания граммофона с помощью складывания гофрированного листа и оборачивание им самой композиции. В классическом варианте к краю такого граммофона степлером прикрепляется блестящая лента, которую можно сделать волнистой или наоборот, распрямить.

Важно! Выбирая гофрированную бумагу для упаковки необходимо подбирать ее в одной цветовой гамме с букетом. Если сама композиция составлена в контрастных оттенках, упаковка должна быть по цвету приближена к центральным бутонам.

В качестве коробки для букетов используются шляпные емкости. Это новая тенденция во флористике и она стала довольно популярна. Подобные картонные изделия красивые уже сами по себе. В основном они имеют форму цилиндра и являются атрибутом винтажного стиля, в котором находятся обычно красивый, пышный и яркий букет. Чем его наполнить зависит только от фантазии самого флориста. Составить композицию можно из роз, астр, гербер, хризантем и других растений.

Корзина для букета так же актуальна, как и коробка. Этот вариант подходит, когда нет других подругой материалов или отсутствуют идеи украшения. В таком случае хорошо использовать небольшие корзины с высокой ручкой и средней глубиной, которая определяется в зависимости от длины стеблей цветов. Дно обязательно выстилают пленкой, а затем кладется специальная губка, которая предназначена для впитывания влаги. В нее уже устанавливаются стебли цветов.


Не секрет, что букеты, стоящие в воде, постепенно начинают поддаваться процессу гниения и разлагаться при концентрации бактерий. Чтобы этот процесс замедлить, вода, в которую ставятся цветы, должна быть максимально очищена.

Оригинальные формы цветочных букетов

Все популярнее становятся цветочные композиции в виде фигурок мишек, зайчиков, игрушек, сердечек и т. п. Для создания понадобятся специальные подставки или каркас с флористической губкой.

Для букета подойдут любые живые цветы. Бутоны срезают и вставляют в губку согласно созданному плану.

При создании букета в виде животного используют дополнительную фурнитуру для глаз, носа и рта фигурки.

При создании букета в виде животного используют дополнительную фурнитуру для глаз, носа и рта фигурки.

Популярные формы свадебных букетов

Современные флористы предпочитают отказываться от составления свадебных букетов в виде цветов, собранных на флористической губке или просто связанных атласной лентой.

Опытные мастера рекомендуют невестам обратить внимание на популярные новые формы, которые можно придать цветочной композиции, дополняющей наряд невесты.

Такие букеты способны подчеркнуть статность молодой красавицы, символизировать чувства, которые она испытывает к жениху, подчеркнуть особенности стиля свадебного торжества.

Конечно, у каждого вида такого букета есть свои положительные и отрицательные качества, поэтому прежде, чем сделать окончательный выбор, стоит ознакомиться с тонкостями составления композиции и подбора наиболее подходящих цветов.

  • на портбукетнице (это поможет продлить срок жизни растений);
  • на собственных стеблях. В таком варианте цветы укладывают по спирали и фиксируют стебли с помощью клейкой ленты или скотча.

Правило 4. Цветочная композиция — чередование размера, форм и цвета

Достичь баланса в букете флористам помогают следующие правила:

  • соблюдение пропорций;
  • распределение акцентов;
  • подбор сочетающегося между собой материала;
  • соотношение фактур и цветов.

Стать хорошим флористом — не только чувствовать, но и пользоваться правилами создания букетов.

Инструменты и материалы для “холодного” батика

В этой статье я расскажу подробно про материалы и инструменты, которые используются при создании “холодного” и “горячего” батика, а также росписи в свободной технике.

Начнем с ткани. При создании батика предпочтение лучше отдать тканям из натуральных волокон. Совет многих художников — начинать первые пробные работы на ситце, ещё новичкам подходят батист, бязь, крепдешин. С приобретением опыта открываем новые материалы: креп-жоржет, туаль, креп-шифон. Лично я работаю на ситце, креп-сатине, натуральном шелке.

Работы на креп-сатине сияют. Краски на нем играют всеми оттенками перламутра. На ситце получаются яркие, чистые, звонкие работы. У каждого цвета свой ясный голос, но при этом не возникает диссонанса в звучании.

Очень не понравилось работать на искусственном шелке. Почему-то краска “уходила”, теряла цвет и получалась какая-то невнятная серость. Удивило поведение резерва — он растекался. Может, это мне так не повезло, а у Вас все будет иначе с искусственным шелком.

Ткань перед работой обязательно стираем, прополаскиваем и гладим. Стираем, чтобы смыть вещества, придающие ткани товарный вид. Гладим, чтобы на ней было удобно и приятно работать.

В любом случае выбор за Вами, здесь огромное поле для экспериментов. Пробуя работать с разными тканями, Вы обязательно найдете ту, которая будет идеально подходить для реализации именно Ваших замыслов.

Следующим пунктом у нас будут подрамники. Подрамник — это рама, на которую натягивается ткань для дальнейшей работы. Если роспись маленькая, вместо подрамника можно использовать пяльцы, но ткань надо натянуть как барабан.

Работы средних и больших размеров выполняются на деревянных подрамниках, желательно из мягких пород дерева, чтобы легко входили кнопки. Деревянные подрамники бывают заданных размеров или профессиональные — раздвижные.

Раздвижной подрамник очень удобен — не занимает много места и универсален. Он представляет собой четыре рейки, которые скрепляются между собой и подгоняются под размер определенной работы. Потом его можно разобрать и использовать для следующей.
Перед натяжкой я советую Вам оклеить подрамник малярным скотчем. Это убережет его от протекающей краски, которая при дальнейшем использовании подрамника может испачкать новую работу.

Следующий пункт — крепления для ткани. Я натягиваю её с помощью силовых кнопок. Тонкую, нежную ткань рекомендую закреплять булавками или специальными трехзубчатыми кнопками.

Ткань на подрамнике должна быть натянута ровно и туго. Чтобы добиться такого эффекта, начинаем прикреплять ткань кнопками по углам, потом закрепляем противоположные друг другу середины сторон и далее продолжаем процесс натягивания, пока не добьемся упругой вибрации ткани при соприкосновении с пальцами.

Кусок ткани должен быть сантиметра на четыре больше размеров подрамника по длине и ширине.

Часто возникает вопрос, как и чем переносить рисунок на ткань. Я подкладываю под неё эскиз и обвожу его фломастером, который также используют при работе с вышивками. Линии рисунка при соприкосновении с водой исчезают.

Раньше пробовала простым карандашом — не отстирывается. Гелевая ручка остается на ткани, ее можно использовать, если цвет совпадает с цветом контура.

Однажды я, желая смыть ее, постирала работу в стиральной машинке… так вот, краски поблекли, а линии, выполненные гелевой ручкой, остались. Попытка работы с капиллярными ручками привела к появлению некрасивых пятен на ткани. В итоге я сделала выбор в пользу “волшебных” фломастеров, прекратив эксперименты с остальными канцелярскими товарами.

Очень важно ответственно отнестись к выбору стеклянной трубки для нанесения резерва и самого резерва, если речь идет о “холодном” батике.

Стеклянная трубочка представляет собой систему из трех частей: первая — самая длинная — прямая стеклянная трубка, вторая часть шаровидная, именно там находится резерв, а третья часть — выходное отверстие — изогнутый носик, через который вытекает резерв.

Стеклянные трубочки представлены в магазинах в широком ассортименте. Они имеют разные диаметры выходных отверстий. Благодаря этому можно выбирать инструмент для тонких линий или потолще, в зависимости от Ваших предпочтений. При выборе обратите внимание, чтобы кончик носика трубочки был без видимых дефектов и обязательно под углом 135 градусов.

Трубочка требует к себе аккуратного, бережного отношения. Она очень хрупкая. Каждый раз после окончания работы её нужно промыть любым растворителем, во избежание высыхания остатков резерва внутри. При образовании в трубочке пробки из засохшего резерва, следует аккуратно прочистить её носик тонкой проволокой.

Резервирующий состав имеет резкий запах, а по консистенции напоминает жидкое тесто. Состав для контура можно приготовить самим или купить в специализированном магазине. В зависимости от Ваших целей можете выбрать бесцветный или цветной контур.

Всегда обращайте внимание на срок годности резерва и на его консистенцию. Состав должен быть однородным.

Есть резервирующие составы на водной основе, но они хуже держат контур и часто протекают. “Гаммовский” резерв идеален для новичков, однако работать нужно строго вдали от огня в хорошо проветриваемом помещении, чтобы не попасть под воздействие паров бензина и резинового клея.

После нанесения контура необходимо дать ему просохнуть в течение пары часов. Можно ускорить этот процесс феном.

Краски для батика условно можно разделить на два вида — парозакрепляемые и термофиксируемые. Парозакрепляемые требуют закрепления путем запаривания. Термические закрепляются проглаживанием горячим утюгом. Некоторые мастера фиксируют цвет, положив работу в микроволновку.

Я пользуюсь красками, требующими термообработки. После проглаживания цвета моего батика становятся яркими, насыщенными и устойчивыми. После закрепления работу спокойно можно стирать, цвет никуда не денется.

Когда только начиналось мое знакомство с батиком, я пользовалась парозакрепляемыми красками, и было много разочарований. Если не закрепить такую краску — любая капля воды испортит ее, а при неправильном или недостаточном запаривании краска смывается и цвет тускнеет. Мне не понравилось ими работать.

Многие фирмы выпускают краски и контуры для батика. Профессионалы отдают предпочтение продукции под маркой «Marabu», «AvantGarde», «Gutta». Для новичков очень хороший вариант — это наборы акриловых красок по ткани фирм “Гамма” или “Декола”. В наборах от “Гаммы” помимо красок есть стеклянная трубочка, резерв и инструкция по применению.

Роспись выполняется кисточками разного размера. Подойдут кисти из синтетики или натурального волоса, такие как белка, пони, колонок, однако после работы нужно их тщательно мыть в теплой воде с мылом, не допуская засыхания. Также можно применять губки.

Я работаю кисточками. Флейц использую при заливке больших площадей, а маленькие кисти идеальны для проработки деталей.

В этой статье я постаралась рассмотреть все, что может понадобиться при работе над первым батиком. Единственное, что я могу добавить — действуйте! Несмотря на описанные сложности, работа по ткани очень интересна и увлекательна. Результат Вам понравится, и, может быть, это станет началом долгого творческого пути. Успехов Вам!

Я работаю кисточками. Флейц использую при заливке больших площадей, а маленькие кисти идеальны для проработки деталей.

Что нужно для батика

Доставка Бали – Москва (склад) Бесплатно / WhatsApp

  • Главная
  • Косметика Бали
    • Для лица
      • Крема Бали
      • Сыворотки, серумы, масла
      • Маски, патчи
      • Скрабы, пилинги, пенки, тоники
      • Для массажа лица
      • Акне и проблемная кожа
      • Антивозрастной уход
      • Для глаз
      • Для губ
    • Для волос
      • Витамины для волос Ellips
      • Маски, масла, тоники
      • Шампуни, кондиционеры
      • Для роста волос
    • Для тела
      • Арома-крема, лосьоны
      • Скрабы, маски
      • Кокосовое масло, массажное масло
      • Арома-спреи, парфюм, духи-масло
      • Натуральные дезодоранты
      • Гель для душа, пена, зубная паста
      • Натуральное мыло
      • Для рук
      • Для ног
    • Для загара
    • Ароматерапия
  • Brand
    • Angelo Store
    • Bali Body
    • Bali Alus / Moksa
    • Bali Balance
    • Bali Ixora
    • Biokos Martha Tilaar
    • Cantika Zest
    • Chakra natural beauty
    • Ellips hair vitamin
    • Forever Yours
    • ISHA Natural
    • Herborist
    • Nadis Herbal
    • Mustika Ratu
    • Muka
    • Sensatia Botanicals
    • Utama Spice
    • Другие
  • Чай и Кофе Бали
    • Кофе Бали Kopi Bali
    • Кофе Лювак
    • Чай Бали
    • Какао Бали
    • Сладости
  • Сумки из ротанга
  • Экопосуда Бали
  • Натуральная медицина
    • Лечебные масла, эфирные масла
    • Лечебные бальзамы, мази, крема
    • Травяные капсулы, сиропы, чаи
    • Суперфуды
  • Подарочные Наборы
  • Интерьер
  • Топ продаж
  • Акция
  • Блог
  • Контакты и доставка
  • О нас
  • Отзывы
  • Корзина

3. Мягкий карандаш или специальный маркер, который исчезает через несколько дней или сразу, если шелк побрызгать водой.

Техника сибори

Еще один метод батика, не требующий от мастера навыка рисования. При его использовании материя покрывается цветными разводами разной интенсивности. Подходит для мягких тканей.

Чтобы выполнить батик сибори, материал мнут, скручивают и завязывают. К некоторым местам можно привязать пуговицы, фигурки, травы, которые оставят отпечаток. Затем погружают в красящий состав. Разворачивают полотно только после полного высыхания.

При желании можно процедуру повторить, окунув в краситель другого цвета. В этом случае ткань будет иметь разноцветные разводы.


Метод батика использовался африканскими племенами. В моду его ввела субкультура хиппи. Узелковый способ применим для любых мягких материалов.

Первые шаги в батике: что нужно знать, уметь и иметь

Все мы когда то начинали. Я даже помню, как начинала я! Моё увлечение батиком началось не три года назад, когда я впервые натянула ткань на раму, а лет 10-12 назад, когда я первый раз купила краски Гамма “Батик-хобби”. Краски те пришлось выкинуть, т.к. у них истек срок годности. Однако перед этим они 10 лет стояли в шкафу немым укором.

Первый же настоящий раз, такой, когда ткань была расписана, рисунок закреплен, а затем превращен в панно, произошел значительно позже, всего чуть больше трех лет назад. С тех пор я прошла, как мне кажется, огромный путь, и оглядываясь на себя начинающую, очень жалею, что в тот момент у меня не было ЯМ. Честное слово! Какого количества ошибок я бы не допустила! Хотя, если быть честной, всё равно очень многие тонкости пришли с личным опытом, потому что даже здесь, на ЯМ, при всём огромном богатстве и разнообразии публикаций и мастер-классов, я так и не увидела такой, который поможет сделать самый первый шаг в батике. Есть описания красок и тканей, есть рекомендации по закреплению паром и обработке края, есть чудесная публикация , в которой мастера рассказывают о том, чем пользуются они, но все эти публикации больше подходят для тех, кто уже кое-что знает о батике.

А я хочу рискнуть и в своей первой публикации начать с азов. Итак, что нужно знать, уметь и иметь (из материалов и приспособлений), для того, чтобы создать свой первый батик.

Для начала хочу сказать, что мнение автора – это его личное мнение и может сильно не совпадать с вашим, но тоже имеет право быть! И моё мнение таково: не стоит тратить огромные деньги для того, чтобы купить дорогие краски и натуральный шелк, если вы только начинаете или еще только думаете, а не начать ли! Вдруг, это окажется не вашим, а материалы уже будут куплены, деньги (и немалые, уж поверьте! батик – дорогое удовольствие) потрачены. Начинайте с малого и простого: с отечественных красок (для начинающих – самое то!), искусственных тканей, небольших самодельных рам.

Но, давайте по порядку! А вернее, с конца: что вам нужно иметь!

Для того, чтобы первый раз расписать ткань вам, как минимум, понадобятся: сама ткань (для первого раза отлично подойдут искусственные атлас, креп-сатин, шифон и т.д.), рама, краски, кисти, карандаш, резерв, приспособление для его нанесения (специально не пишу трубочка, потому что сама ими никогда не пользовалась и начинающим мастерам их не рекомендую, но об этом позже), кнопки, палитра и задумка, которую вы хотите воплотить!

А теперь обо всём этом подробнее и с комментариями.

Ткань. Как уже писала, учиться лучше на том, что не так дорого, как натуральный шелк. Мои первые эксперименты проходили над атласом и портьерной тканью (да-да! и она тоже подходит, причем очень даже, для изготовления панно).

Почему панно? Тому есть множество причин. Конечно, хочется сразу что-то такое, что можно будет носить и форсить, т.е. шарф, палантин, платок. Но, для таких утилитарных вещей лучше подходят натуральные ткани (в идеале -шелк) и краски под запарку. Запаривать возможно только натуральный шелк, думаю, объяснять почему не нужно. Кроме того, т.к. мы предполагаем, что этот материал предназначен для самых начинающих, то объясню, почему именно такие краски. Если совсем примитивно, то краски для батика делятся на два вида: парозакрепляемые и под утюг. Первые: активные и кислотные, анилины и проционы. если честно, в химических процессах и их составах разбираюсь так себе, но вам это в настоящий момент и не слишком важно, захотите – узнаете подробности. Главное, что вам нужно знать: запаривание изделия – процесс достаточно нервный. Не буду говорить, что это сложно, нет! Мастер-классов на эту тему здесь – много. Мне это удалось с первого раза. Но нервы. сколько их было потрачено и тратится каждый раз, когда я ставлю запариваться очередной платок или шарф. а вдруг что-то пойдет не так?! Так что для начинающих – это не вариант. Но у них есть огромное преимущество перед акрилом: они не меняют структуру шелка. Ткань остается нежной и легкой. Это потому, что эти краски проникают в структуру ткани, в отличие от акрила. Он работает по-другому: акрил создает вокруг волокон ткани цветную пленочку.

Краски, которые закрепляются утюгом- это акрил. Даже если вы не увидели на баночке надписи: акрил, это точно он! Он не плох, ни в коем случае! Но за счет своих особенностей даже самый качественный акрил самых лучших производителей делает ткань. жестче. Да простят меня другие мастера, работающие с акрилом, но я использую акрил ТОЛЬКО для панно.

Но вернемся к ткани. Кусок ткани, на которой вы будете творить свое первое панно, должен быть на 7-10 см больше, чем предполагаемый размер готовой работы. Это объясняется очень просто: когда вы сотворите чудо, вы наверняка захотите повесить его на стену и любоваться! Для этого вам нужно будет натянуть ткань на раму. именно для этого нужен некий запас по краям.

Ткань перед росписью необходимо обязательно постирать и отгладить. Чаще всего ткани продаются аппретированными, т.е. обработанными специальными составами, чтобы меньше мялись и пачкались. В аппретированный материал краски впитываются ОЧЕНЬ плохо! Так что не ленитесь, стирайте свой холст!

Рама. Сейчас у меня, да и у всех мастеров, влюбленных в батик всерьез и надолго, штук 15 разных рам. И для платков, и для шарфов, и для палантинов. От 40х40 до 110х110. Но для начала остановитесь на небольшой раме, например 60х60 см. Или оттолкнитесь с выбором размера от размера будущего шедевра. Прибавьте по 10 см и ваяйте раму! Понятно, что в интернете можно купить раздвижные рамы, но давайте вспомним, что это наш первый опыт, и мы пока ни в чем не уверены. Кода вы определитесь для себя, что батик – это ваше всё, купите или закажете себе рамы всех видов и размеров. Но пока хватит одной.

Свою первую раму я делала сама. Купила на хоз.рынке деревяшки (уж простите, не знаю как назвать правильно. брус. ) сечением 2,5 х2,5 см. Отпилила ножовкой кусочки нужной длинны, скрепила металлическими уголками. Получилось достаточно прочно (ткань при натягивании не гнула деревяшки), дешево и сердито.

До сих пор все рамы у меня самодельные. Правда, сейчас мне их делаем муж. Но принцип изготовления не меняется.

Чтобы рама не окрасилась, а это обязательно случится, ведь краска будет пропитывать ткань, раму можно залакировать. Но проще просто обмотать скотчем! И просто, и быстро, и эффект будет достигнут. Если скотч потеряет презентабельный вид, а это неизбежно, ведь мы будем тыкать в него кнопками и пачкать красками, его легко заменить.

Краски. Немного о красках я уже писала выше. Продолжим тему. Выбор красок сейчас просто невероятный. Я даже не буду пытаться обозреть необозримое и впихнуть в с статью невпихуемое. Так как сегодня мы говорим о начинающем мастере, то ему я рекомендую остановиться на Деколе.

Отечественные краски, не дорогие, разнообразные по цвету, устойчивые к выгоранию. Хорошо смешиваются и не дают неожиданных результатов. А еще продаются везде! И это – большое преимущество! Потому что в нашем городе, хотя назвать его совсем маленьким язык не повернется, всё таки, 200 тыс. жителей, кроме собственно Деколы в различных вариациях я красок для батика не нашла. А Декола оказалась отличным вариантом для начала. Закрепляются эти краски утюгом. Цвета получаются яркие и сочные. Кстати! У Деколы есть не только жидкие акриловые краски по шелку, но и краски для текстиля! Они гуще и подходят для свободной росписи.

Кстати! Мы же с вами не уточнили, что для самой первой работы лучше выбрать “холодный” батик. Этот такая техника росписи. Но о техниках мы поговорим чуть позже! Уточнение важно для того, чтобы стал понятен выбор жидкого акрила по шелку и необходимость резерва. И как раз сейчас мы о нем поговорим.

Резерв в батике, это не только способ не дать краскам растечься. Это еще и декоративный элемент. В панно декоративная функция резерва проявляется особенно явно. Но это тема для отдельного разговора. Сегодня мы говорим о первых шагах. И в нашем первом панно резерв будет бесцветным. Какой вы для себя выберете резерв – решать вам. Для начала вам нужно знать, что резерв бывает несмываемый и смываемый. Еще он бывает цветной и бесцветный(прозрачный). На водной и резиновой(бензиновой) основе. Думаю, те, кому будет очень интересно, найдут информацию о видах резерва. Сейчас мы выбираем, что лучше для начинающих.

Я начинала с резервом “Гамма” и для меня он до сих пор самый удобный: недорогой, доступный и достаточно качественный. К его минусам можно смело отнести запах. Поэтому при работе с этим резервом – открывайте форточки! Он продается в баночках по 70 мл. Сохнет около суток. Для его нанесения используют стеклянные трубочки или специальные флакончики с насадками, но о них потом.

Второй доступный вариант – смываемый резерв “Декола”. Он продается в тубах и снабжен утончающимся к кончику колпачком. Предполагается, что так вам будет удобно рисовать линии. Однако мне было не удобно. И я выдавливала его в бутылочку ( о бутылочках и флакончиках чуть позже), немного разводила (ибо густоват) и только потом рисовала. Из плюсов: запаха нет, быстро сохнет. Из минусов: линия местами слегка потеряла четкость.

О технике нанесения резерва, его густоте относительно плотности ткани и тому подобных тонкостях написано уже много, поэтому останавливаться на этом подробно я не буду, а перейду сразу к. приспособлениям для нанесения резерва!

Я специально не говорю о трубочках, хотя если вы откроете книги по батику, то увидите, что все авторы хором пишут о стеклянных трубочках для резерва. Я лично никогда трубочками не пользовалась, ибо сразу поняла все сложности работы с ней. Зато моя фантазия бурно искала выход и нашла его в виде небольших флакончиков из-под жидкости для разбавления лаков для ногтей! На кончик такого флакончика я приспосабливала металлический кончик от стержня для гелевой ручки из которого был аккуратно выдавлен шарик. Уже потом увидела в каком то из постов на ЯМ идею с кончиком от механического карандаша, но к тому моменту я обзавелась специальными флакончиками с металлическими соплами. Вот именно их я вам и рекомендую приобрести. Хотя бы парочку. Работать ими куда удобнее, чем трубочкой. Если же возможности купить это чудо нет, идея с флакончиком и наконечником от карандаша вам в помощь!

Что осталось? Кнопки. НА сайтах, которые торгуют материалами для художников, и для батика в.т.ч. можно увидеть чудо природы: специальные кнопки для батика или крючки. Однако их бешеная стоимость меня от них отпугнула напрочь. Я пользуюсь обычными канцелярскими кнопками-гвоздиками, которые хорошо втыкаются и стоят копейки. Для первых опытов ничего лучше и не придумаешь. Позже в качестве приятности купите себе специальные крючки. хотя я сейчас придумала для себя другой способ: сделала крючки из портновских шпилек. Острый кончик загнула крючком, а в петельку очень удобно протаскивать нитку или кнопку :))) Но это уже излишества.

Карандаш. Я использую очень мягкие карандаши 6М или 8М для нанесения рисунка-наброска на ткань. Кто-то использует маркеры для ткани, но мне работать с ними не понравилось. Так что, карандаш наше всё.

Кисти. Полный набор кистей вы купите себе потом, а для начала хватит 2-3: тонкой, средней и большой. Каждая из них пригодится вам. Тонкая – для прорисовки мелких деталей. Средняя – для росписи основных фрагментов. Большая – заливать фон. Кисти лучше покупать натуральные, но это сильно зависит от предпочтений мастера. Хорошая синтетическая кисть будет лучше, чем плохая беличья.

Палитра. Многие мастера покупают специальные палитры для художников: пластиковые с углублениями-ванночками. Я поступала проще – использовала белые пластиковые тарелки. И купить недорого и выбросить не жалко! бОльших объемов краски – ванночки, в которых продается бульонное желе. Очень, кстати, удобно!

Итак, как мне кажется, я вспомнила всё, что понадобиться начинающему мастеру.

А теперь пара слов о том, что нужно знать и уметь.

Когда то очень давно я закончила художественную школу. Это было так давно, что особых навыков у меня не осталось. Но вспомнила я быстро. Самое главное, что я вынесла оттуда – это умение смешивать краски и знания, что я получу, если смешаю определенные цвета; навыки работы с акварелью, а значит умение держать кисть. Вот это вам будет нужно. Понятно, что научить вас держать кисточку и писать ею по интернету не получится. А вот о смешивании красок материалов много. Прежде чем возьметесь за работу – почитайте обязательно!

Эскизы необходимой величины я лично давно делаю при помощи компьютера и, если вам будет интересно, – поделюсь своим способом. По старинке мастера рисуют эскизы на бумаге в натуральную величину или переносят на ткань по квадратам (как вариант), а особенно талантливые творят прямо на ткани. Я к таковым себя не отношу, поэтому хитрю как могу. :)))

Конечно, прежде чем вы начнете творить свой первый батик, узнайте как можно больше о техниках, коих множество и каждая по-своему прекрасна, о красках и свойствах ткани, о том, как создавать эскизы и где искать вдохновение. Во всем этом вам поможет Ярмарка мастеров. А я на этом поспешу откланяться.

О технике нанесения резерва, его густоте относительно плотности ткани и тому подобных тонкостях написано уже много, поэтому останавливаться на этом подробно я не буду, а перейду сразу к. приспособлениям для нанесения резерва!

Читайте также:  Корона-заколка из фетра: как сделать
Добавить комментарий