Влюбленный горох из холодного фарфора с пошаговыми фото

Мастер-класс по поделкам из холодного фарфора на День Валентина. Влюбленные овечки

Сегодня вы можете посмотреть мастер-класс по поделкам из холодного фарфора: влюбленные овечки на День Валентина! Овечки сделаны из самозастывающей полимерной глины (холодного фарфора), но его можно заменить, например, на соленое тесто или запекаемую пластику, а с детьми можно лепить таких просто из пластилина.

Автор: Ирина Батуева

  • глина (фарфор холодный);
  • фольга;
  • стеки;
  • краски акриловые или масляные;
  • клей пва

Катаем из фольги шарик. Это будет основа для тельца овечки.

Раскатываем холодный фарфор в прямоугольный пласт толщиной 2-3 мм и закрываем им наш шарик из фольги.Не забудьте нанести на него клей пва, чтобы было лучше сцепление глины с фольгой. Покатайте его в ладошках,чтобы они стали одним целым 🙂 если получается не идеально ровно не страшно, все закроется потом будущей шерсткой.

Берем холодный фарфор и замешиваем в него коричневую краску, чтобы получился бежевый цвет. Из него формируем чуть продолговатую мордочку и приклеиваем ее к туловищу. Стеком с шариком делаем углубления для глаз.

Плоским стеком слегка надавливаем -“рисуем ” носик.

Делаем шарики – глазки из холодного фарфора. Я их покрасила сверху черной акриловой краской. Когда глазки высохнут, вклеиваем их в углубления на мордашке.

Далее делаем веки. Катаем две маленькие колбаски, примеряем сверху на глаз, если размер нас устраивает, то стеком с шариком закругляем их и приклеиваем. Забыла сфотографировать катаем 4 одинаковых колбаски из бежевой глины высотой примерно 2 см и диаметр 1 см. Это ножки для нашей бяшки, приклеиваем их и стеком делаем небольшие углубления (копытце). Если все хорошо, то овечка будет устойчиво стоять, не заваливаясь.

Далее ушки, берем небольшие кусочки бежевой глины и формируем капельки, немного подкатываем их стеком и шариком внутри делаем углубление. Приклеиваем ушки к голове.

Далее шерстка, катаем колбаску из белой глины, произвольного размера.

Сворачиваем ее улиткой. Промазываем ее клеем с обратной стороны.

Обклеиваем тельце овечки со всех сторон. Примерно вот так.

Пустоты закрываем шариками из глины разного размера.

Приклеиваем нашей овечке хвостик сзади.

Мальчику делаем рога, замешиваем глину в темно-коричневый цвет. Соединяем вместе три колбаски белого, бежевого и темно-коричневого цветов. Для лучшего сцепления покатайте их в ладошках или на столе.

Делаем немного зауженный кончик. На этом фото я загнула рожки, чтобы показать какой они должны быть формы.

Потом закручиваем каждый рог по спирали и еще раз прокатываем в ладошках, делая поверхность ровной. Приклеиваем рога к голове барашка.

Для девочки я отрезала небольшой кусочек сетки (фатина) и приклеила к ее голове на супер-клей. Место склейки сверху закрыла розочками из холодного фарфора. также украсила ее шубку розочками. Если не хотите делать невесту, можно не делать вуальку, а просто украсить голову овечки розочками или бантиком.

Дорисовала ей краской реснички.

Вот такие влюбленные овечки у нас получились!

Раскатываем холодный фарфор в прямоугольный пласт толщиной 2-3 мм и закрываем им наш шарик из фольги.Не забудьте нанести на него клей пва, чтобы было лучше сцепление глины с фольгой. Покатайте его в ладошках,чтобы они стали одним целым 🙂 если получается не идеально ровно не страшно, все закроется потом будущей шерсткой.

Холодный фарфор своими руками: рецепт изготовления

Рецептов изготовления холодного фарфора великое множество, и у каждого мастера свои секреты и компоненты. Общее в них одно: это клей ПВА (белый, строительный), 1 часть, 1 часть крахмала (рекомендуется взять кукурузный), 2 столов.ложки глицерина (продается в аптеке), 1 столов. ложка детского крема (или любого другого).

Клей выливается в сковороду или в кастрюльку, добавляется крем, всю массу нужно непрерывно перемешивать быстрыми движения, кастрюлька ставится на огонь для нагрева, постепенно высыпается крахмал, и помешивание продолжается.

Масса почти сразу густеет, и будет напоминать непромешанное тесто, постепенно в кастрюльке получается «снежный ком», его нужно выложить на смазанную кремом поверхность и дать немного остыть. Затем, масса вымешивается до однородного состояния. В таком виде массу можно хранить до 2-х суток, но лучше использовать ее сразу.

Холодный фарфор как материал: лепим своими руками поделки для начинающих: мастер-класс

Изготовление цветка сирени:

Для начала лепится белый цветок, а оттенки цвета наносятся позже.

Масса довольно быстро засыхает, потому нужно закрывать ее куском полиэтиленовой пленки после каждого отщипывания.

1. Отщипывается кусочек массы величиной с горошек.

2. С помощью пальцев горошине придается форма капли.

3. Небольшими ножницами капля режется по ширине, несколько раз так, чтобы получились лепестки. Затем, аккуратно расправить получившиеся лепестки.

4. Цветочек выходит примерно за три подхода, готовому изделию форма придается с помощью пинцета.

5. Для изготовления стебля берется проволока, отрезается нужной длины, вдвое складывается и скручивается. Сгиб нужно окунуть в клей ПВА, острием – проткнуть цветочек посередине, и вытянуть проволоку до упора. Изделие устанавливается в вазу, до высыхания клея. Когда клей высохнет, лепестки нужно сомкнуть.

6. Выполняем цветочек с лепестками другой формы. Также лепится капелька, но теперь разрезается не широкая ее часть, а узенькая. Продолжаем поступать пошагово, как и с первым цветочком.

7. Еще один вариант цветка- бутон сирени. Для этого горошинку сразу нужно нанизать на проволоку с клеем. Непосредственно на проволоке пальцами бусинке придается форма капли. Ножницами чуть надрезается самый верх. Все, бутончик готов!

8. Так поступаем несколько раз, пока не будет создано достаточное количество бутонов и цветов.

9. Чтобы получить цветной цветочек, нужно заколеровать массу в процессе замеса. Для этого кусочек массы отщипывается, внутрь капается немного акриловой краски сиреневого цвета. Важно не перелить, иначе масса будет плохо вымешиваться. Теперь нужно размять до однородности.

10. После изготовления достаточного количества цветков нужно отправить их сушиться в месте, где нет сквозняков. Примерно, на это уйдут сутки. После высыхания цветки уменьшаться в объеме на двадцать процентов.

11. Теперь можно собрать соцветия, для этого проволока скручивается. Внутри цветочка капелькой краски прокрашивается серединка.

12. Листочки вырезаются ножницами из предварительно раскатанной массы зеленого цвета. Прожилки выполняются стеком (палочки для лепки).

13. Собирается букет. Все готово! Можно любоваться!

7. Еще один вариант цветка- бутон сирени. Для этого горошинку сразу нужно нанизать на проволоку с клеем. Непосредственно на проволоке пальцами бусинке придается форма капли. Ножницами чуть надрезается самый верх. Все, бутончик готов!

Обереговая парочка на хороший урожай

Это праздник Рода (сородичей) и семьи,убранного урожая и домашнего благополучия.

Создаем ободок-корону с фруктами и ягодами для Королевы урожая

Так что же делать, если вам, так же как и мне, сегодня сообщили, что на завтрашнем празднике Осени в детском саду ваша дочь должна исполнить роль Королевы урожая?

Сначала, конечно, возмутиться, что ж так поздно сообщили, но узнав, что все в порядке, костюм есть, корзина с овощами и фруктами тоже. Вот только корону бы вам какую-то придумать. «Ну, приклейте к бумажной короне листики. Только получше. Мы ее потом еще в следующем году используем». В этом месте упасть в обморок, потому что она должна быть королевой, настоящей, а не в какой-то там бумажной короне! И в панике побежать что-то придумывать.

Но вы можете этапы возмущения, обмороков и паники пропустить, потому что мы рукодельницы, а значит волшебницы, поэтому я вам сейчас расскажу, что же делать.

В итоге, пока я шла домой, в голове созрела идея быстрого изготовления ободка-короны с фруктами и ягодами в осенней гамме. Благо, я еще тот хомяк, у меня всегда есть запасы материалов.

Достала я дома коробочку с ягодками, цветами и прочим для упаковки подарков и создания букетов в подарок друзьям и знакомым (потому что цветы, например, покупаю в оптовом магазине и сама формирую букеты, добавляя в них что-нибудь нестандартное, вот откуда там флористическая лента) и приступила. А пока собирала материалы и инструменты, пришла мне в голову мысль, что не только я «попала», всех мамочек так могут огорошить. И решила заснять процесс и описать его, чтобы больше никто не впадал в панику. Вот еще и на осенний конкурс мастер-классов попаду 🙂

Если вы не такие запасливые, как я, то можете приобрести всевозможные цветы, фрукты, ягоды для скрапбукинга в магазинах хобби или найти много чего интересного в товарах для флористов. В выборе вы можете проявить свою фантазию. Никаких ограничений здесь нет.

Для тех, кто торопиться, я приготовила видеоролик. А для таких консерваторов, как я, которые любят подольше рассмотреть фото, почитать описание, прокрутить страницу назад и остановиться в нужном месте — стандартный мастер-класс с фото ниже.

Еще хотела сразу предупредить, что эта идея не подходит для изделий на продажу, в данном случае главным критерием была скорость. А для своих ободков я использую другую технологию изготовления. Она занимает гораздо больше времени. Сейчас нам важно быстро. Но не забываем про аккуратность 🙂

Вот моя заветная коробочка:

Для начала я решила, что мне понадобятся вот такие материалы:

– основа для ободка (у меня металлическая, хороша тем, что подгибается по размеру головы; вы же можете взять старый детский ободок и освободить его от декора);

– ягоды, фрукты, цветы и все что найдете и посчитаете нужным на проволоке;

– ленты репсовые и атласные (приготовила на всякий случай);

– фетр и проволока (тоже на всякий случай, если захочется добавить зеленых листиков);

– флористическая лента (моточек был хорошо виден в коробочке).

И никаких инструментов, кроме ножниц.

Берем основу для ободка и начинаем наматывать наши цветы, ягоды и фрукты в произвольном порядке, начиная с крупных элементов.

Заполняем центральную часть ободка.

Вставляем между крупными фруктами и цветами более мелкие ягоды (или листики).

Наматывая с лицевой стороны, мы видим ободок, естественно, «с лица». Поэтому переворачиваем «на изнанку» и смотрим, как там все выглядит. При необходимости добавляем элементы. Ободок со всех сторон должнен смотреться хорошо. Если ребенок будет надевать его сам или воспитатели в спешке не так его оденут, будет ведь некрасиво 🙂 Вот у меня некрасиво.

Добавляем теперь справа и слева.

Не забываем про «изнанку».

На этом этапе можно примерить и, в зависимости от прически и размеров головы вашей дочки, остановиться. Я же решила довести дело до конца

В процессе работы от листиков и лент я отказалась.

Теперь надо обмотать основу флористической лентой. Наша задача закрыть проволоку и закрепить ее еще лучше.

Начинаем намотку, стараясь проходить между каждым элементом.

Если вы совсем не перфекционист или пора выходить на праздник, то можно оставить так.

Я как раз не перфекционист, но я люблю аккуратность и красивую изнанку. Поэтому я продолжила. Решила сделать изнанку репсовой лентой. Ей же закрыть металлические части основы ободка внизу.

– плоскогубцы (потому что обнаружила в некоторых местах выступающие кончики проволоки).

Подогнула острые кончики проволоки, приложила ленту. Как-то меня не очень устроило. Изнанка получалась очень неровной.

Ага! У меня же есть регелин (я уже говорила, что я тот еще хомяк). Из него решила сделать жесткий каркас.

Сначала приклеила регелин.

А затем, обмотала кончик ободка репсовой лентой, дойдя до проволоки наложила на регелин и приклеила, дойдя до второго конца, обмотала и его.

Теперь все готово! В ночи получилось вот такое фото.

Еще фото с утра перед выходом при дневном свете.

Ох, и хорош же получился! Пожалуй, буду использовать его для осенних фотосессий :).

Надеюсь, вам пригодится мой опыт, когда вы столкнётесь с такой же проблемой.


Ох, и хорош же получился! Пожалуй, буду использовать его для осенних фотосессий :).

Оберег – косичка « Праздник урожая». Мастер класс с пошаговым фото

Хочу показать вам мастер класс по изготовлению интересного оберега. Оберег мы назвали “Праздник урожая”. Такой оберег как раз будет кстати в осеннюю пору.

-2 мочальные кисти

-колоски овса и льна

-семена дыни, арбуза, коробочки льна, вишнёвые косточки

-кусочки ткани (джинсовая, белая, цветной ситец, лоскуток ткани от платка, мешковина)

-цветная акриловая пряжа

-универсальный клей, клей ПВА

Размочить в горячей воде кисти, разобрать их, завязать сверху и заплести толстую косу. Оставляем косу на просушку.

Замешиваем жесткое соленое тесто (на 1 объем соли 1 объем муки, немного воды, тесто как на пельмени). Разделить тесто на 4 части и добавить пищевые красители, хорошо промять.

Вылепить крендель, батон, перчик, кота; горшочек с маслом лепим из шарика, поверх горшочка приклеиваем желтенький блинчик, лепим подсолнух из лепестков, серединку собираем из гвоздики. Выпекаем при150 градусах 20 минут. После выпечки покрываем клеем ПВА.

Ромашки из семян: вырезаем из бумаги кружки диаметром 1.5-2.0 см, смазываем универсальным клеем, собираем ромашку, количество по желанию.

Скатываем из джинсовки столбик, перетягиваем его нитками.

Прикладываем кусочек синтепона на место для лица.

Одеваем на столбик белую ткань.

Натягиваем ткань на личике куклы, заматываем голову, завязываем нитку. Делаем кукольный узел.

Вытягиваем крылышки-руки, ручки складываем с внутренней стороны: сворачиваем угол к голове, зрительно делим ширину ручки на 3 части, заворачиваем боковые части на среднюю, складываем ручку вдвое, заматываем кулачок с правой стороны. Так же делаем вторую ручку.

Ткань для юбки складываем на левую сторону вдвое, шьем мешочек швом «назад иголку», выворачиваем, подгибаем край, зашиваем потайным швом,

«одеваем юбку на куклу»- подвязываем изнутри, выворачиваем.

Наматываем на картонку волосы для куклы, разрезаем, делим на 2 части, каждую часть перевязываем ниткой посередине, накладываем волосы крест- накрест на затылок куклы и подшиваем, заплетаем 2 косы, завязываем тесьму на голову, одеваем платок.

Плетём поясок из 4 нитей «колоском». Вырезаем двойной фартук из канвы, привязываем его кукле пояском из акрила.

Шьем из мешковины мешочек, набиваем синтепоном, завязываем.

-Вырезаем из канвы салфеточки, выдергиваем боковые нитки.

-Располагаем все детали на обереге, начиная с куклы, и приклеиваем их универсальным клеем.

-Подстригаем колоски, смазываем соломинки клеем и вставляем в кончик косы.

Наш замечательный осенний оберег своими руками готов. Удачи вам в творчестве!

Вылепить крендель, батон, перчик, кота; горшочек с маслом лепим из шарика, поверх горшочка приклеиваем желтенький блинчик, лепим подсолнух из лепестков, серединку собираем из гвоздики. Выпекаем при150 градусах 20 минут. После выпечки покрываем клеем ПВА.

Гарантии доставки товаров от лавки «Северная сказка»

Немало сейчас мошенников, которые берут деньги, но не присылают товары или с посылкой не ладно. А как делаем мы в «Северной сказке»? Лавка наша работает давно, вот уже гарантия того, что посылка с северными товарами придет в срок.

Гарантии доставки можем дать, если закажете товары здесь на нашем сайте или в наших официальных группах: «Северная сказка» и «Белая магия славян». В группах обязательно пишите только в сообщения группы, не верьте людям, которые в комментариях к записям обещают вам принять заказ и выслать посылку.

Читайте также:  Декупаж к Пасхе: Тарелочка и праздничные яйца

2. Посылка пришла, но с заказом не так.

Как отмечали праздник сбора урожая у разных народов

Осень – пора подведения итогов полевых работ и сбора урожая. К этому времени завершаются жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Закладывается основа благосостояния семьи на будущий год. Разные народы нашей многонациональной страны отмечают этот праздник по-разному.

В славянской традиции праздник День урожая отмечался с окончанием основных полевых работ как Рождество Пресвятой Богородицы. У русских этот праздник назывался Зажинки, Спожинки и Дожинки, Осенины или Оспожники, у украинцев – Друга Пречиста или Мати Пречиста. Это торжество посвящено семейному благополучию и сбору урожая. За все, что местный народ вырастил, благодарили и чествовали Богородицу. Считалось, что именно она покровительствует земледелию и семье, особенно матерям. По старому стилю этот праздник выпадал на 8 сентября, а по-новому – на 21 сентября. В ночь на этот день начинали «замолотки», а также поджигали «новый» огонь, который добывался путем трения.

Народ всегда отмечал праздник урожая весело – песнями и плясками, организовывалась большая трапеза. На столе присутствовало много яств. Традиционными были и кутя из круп нового урожая, и хлеб, и творог.

У белорусов праздник урожая называется «Богач». Символ дня – лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богач сносили со всей деревни. В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором на целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия.

У евреев праздник сбора урожая называется Суккот. У праздника есть несколько названий: «праздник сбора» (праздник уборки урожая) и «праздник шалашей» (праздник кущей). Еврейский праздник кущей начинается на 15-й день еврейского нового года и продолжается 7 дней. Название празднику дало слово сукка (шатер, шалаш, кущи), которое символизирует защиту и безопасность под крышей. В этот день свершается особенный обряд – вознесение лулава, состоящего из 4 растений, каждое из которых символизирует определенный тип людей: этрог, лист финиковой пальмы, мирт и ива.

В дни праздника шалаши можно увидеть в каждом дворе, палисаднике, на балконе или веранде, на автостоянках, даже военные базы в этот день устраивают праздничные сукки. Конечно, в наши дни мало кто все 7 дней праздника живет в шалаше, но за обедом в ней непременно собирается вся семья. Кульминация праздника наступает на восьмой день – Шмини Ацерет («задержитесь на восьмой»). В этот день приносятся молитвы о дожде, от которого зависит новый урожай.

Праздник сбора урожая у чувашей называется Чÿклеме и отмечается 21-22 сентября. Чÿклеме проводился в день осеннего солнцестояния как завершение годового цикла хозяйственной деятельности земледельцев. Подготавливаясь к празднику, пекли хлеба, варили пиво из нового солода. Жители деревни собирались в доме пригласившего. Перед началом молитвы пели стоя, обратившись на восток, древний чувашский гимн земледельцев. Хозяева приглашают родственников, проводят короткое моление и угощают их пивом. Особенно строго следят при подношении «любовного» ковша савăш курки. Его нужно допивать до дна, не разговаривая и не останавливаясь. В противном случае гостю грозит штраф в виде еще трех ковшей пива. Вторым ковшом подносят «бороновальный» – сÿре курки.

Сбор урожая всегда является событием для любого жителя, ведь в течение года трудилась вся семья. У молдован тон всей жизни задает виноградная лоза и ее божественный напиток. Вино в Молдове – безусловный символ республики, которая даже на карте мира напоминает виноградную гроздь. Виноделием здесь занимаются издавна. А в 2002 году, чтобы поднять интерес к Молдове и как признак значимости виноделия, утвержден «Национальный День Вина», который проходит в октябре под патронатом президента Республики Молдова. На празднике, посвященном этому дню, есть возможность увидеть процесс сбора винограда поучаствовать в нем и полюбоваться винными заводами в работе.

Наиболее распространенное название праздника окончания уборки урожая у немцев – «Erntedankfest» (Праздник благодарения). Праздник окончания уборки урожая отмечается в католической церкви Германии в первое воскресенье октября. В этот день люди радуются хорошему урожаю и благодарят Бога за его дары природы (овощи, фрукты, злаки, ягоды) и за то, что он заботится о людях. Взамен этого верующие возвращают ему часть его дара. В этот день в церкви проходит особая служба. Церковь украшают лучшими плодами нового урожая, венками из пшеницы. Эти уборочные и жатвенные венки изготавливаются заранее из колосьев последнего снопа. Овощи, фрукты, злаки освящают и выкладывают перед алтарем.

У узбеков традиция отмечать праздник урожая многовековая, и связана она с земледельческим календарем. Праздник получил название Хосил-байрами. Он символизирует завершение уборки урожая, подведение итогов кропотливого труда хлопкоробов, возвеличивает и прославляет их трудовую доблесть. Многие добрые обычаи и традиции узбекского народа, прошедшие проверку временем и жизнью, связаны с трудом дехканина, хлопкороба.

Одним из традиционных праздников в Узбекистане, связанных со сбором урожая, является Фестиваль дыни. В средние века Фестиваль дыни проводился с очень пышными празднованиями. В период созревания бахчевых плодов крестьяне за день до проведения фестиваля приглашали аксакалов, соседей и друзей. К этому мероприятию готовились заранее. С утра, до жаркого времени суток отбирались самые лучшие, спелые дыни и откладывались в прохладное время. Для гостей готовилось вкусное блюдо. Мужчины вели беседы и шутили. После трапезы аксакалы желали хорошего урожая крестьянам и разрешали сбор урожая. Участники фестиваля угощались самыми сладкими дынями.

У азербайджанцев самый главный праздник сбора урожая посвящен благородному фрукту – Гранату. Проходят фестивали, выставки, базары, дегустации, где можно попробовать гранат разных сортов из разных мест происхождения. На празднике можно не только продегустировать гранат или приобрести, но и увидеть театрализованные сценки, демонстрирующие процессы выращивания и сбора урожая, процесс переработки этого благородного фрукта, являющегося символом Азербайджана.

Гранат используют в приготовлении традиционных азербайджанских блюд, соков, алкогольных напитков, приправ, соусов, кондитерских сладостей. Кроме гастрономической пользы, с гранатом связаны исторические легенды, традиции и даже свадебные церемонии. Например, в некоторых регионах Азербайджана во время свадебной процессии невесту у порога ее нового дома должен встретить жених и бросить в ее сторону гранат или яблоко. Если невеста поймает, она будет верховодить в доме, в противном случае – придется покорно слушаться мужа.

Узнать еще больше о традициях разных народов, проживающих в России и Мурманской области, принять участие в мероприятиях национально-культурных общественных объединений Дома Дружбы Мурманской области, можно по адресу: г. Мурманск, ул. Подстаницкого, д.1, а также в группах «Дом Дружбы» и «Центр народов Севера» в социальных сетях ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Инстаграм.

Гранат используют в приготовлении традиционных азербайджанских блюд, соков, алкогольных напитков, приправ, соусов, кондитерских сладостей. Кроме гастрономической пользы, с гранатом связаны исторические легенды, традиции и даже свадебные церемонии. Например, в некоторых регионах Азербайджана во время свадебной процессии невесту у порога ее нового дома должен встретить жених и бросить в ее сторону гранат или яблоко. Если невеста поймает, она будет верховодить в доме, в противном случае – придется покорно слушаться мужа.

Даты празднования Ламмаса

Один из пороговых праздников у разных народов – Лугнасад, он же Ламмас, или праздник начала сбора урожая, традиционно у кельтов отмечался 1 августа. У кельтов в этот день заканчивалось лето и наступала осень, а 1 августа начинался сбор урожая. Конечно, эта дата к началу сбора относилась приблизительно – как и всегда, сбор урожая привязывался к погоде и поспеванию. Если зерно поспело раньше, то никто не ждал Ламмаса, чтобы его собрать. Но сами празднования приходились на эту дату.

Астрологическая дата Лугнасада – это положение 15 градусов во Льве, то есть приблизительно 6 августа (некоторые продолжают отмечать его именно в этот день, то есть праздник Лугнасад по старому стилю). Так что если вы будете отмечать его в любой день недели с 1 по 6 августа, то не ошибетесь.

А вот праздник урожая у славян отмечался значительно позже – в сентябре, в день осеннего равноденствия. На Руси основным божеством в день урожая почитался Авсень, бог урожая, так же у славян называлась и сама осень. Ритуалы и традиции были связаны с поминовением предков, возданием благодарности богам за урожай и проводами богини Живы до следующей весны.

Большое внимание уделялось первой жатве. Люди наряжались и с определенным ритуалом, молитвой или песней собирали сноп. Его молотили и мололи вручную дома на весу – в руках держали мельничку и посуду, куда ссыпали муку. Затем замешивали тесто на шкуре ягненка, также натягивая ее над землей. Важно было не ронять в этот момент ни кусочка и ни крошки – это считалось нехорошей приметой. Разводили костер из определенных видов древесины. Чужих в это время в дом не пускали, чтобы не сглазить урожай. Пекли большой круглый хлеб на всех и еще маленькие на каждого, которые ели с пылу с жару.

Народные обряды, обычаи и традиции

  • Обряды народного календаря
  • Святочные обряды
  • Русские семейные обряды
  • Языческие обряды

Наши предки издавна уважали и чтили народные обряды и обычаи. Между прочим, многие из них превратились в современные традиции. Конечно, они претерпели некоторые изменения, но суть осталась та же. Историки накопали множество ярких примеров. Славяне видели сакральный смысл во многих календарных датах, событиях, природных явлениях.

Старинные ритуалы и в наши дни могут стать очень полезными и помочь справиться со многими проблемами. Не нужно забывать предания наших дедов и прадедов. Все, что они оставили после себя – это ценнейший дар для нас. Глупо не воспользоваться им. Сейчас выбор стоит за нами – следовать старинным обычаям или нет. Но факт остается фактом: история традиций нашего народа богата и уникальна.


Как известно из старинных сказаний, бог Велес заботился о фермерах и скотоводах. К нему возносили молитвы перед засевом полей и перед сбором урожая.

Каравай на праздник урожая

Осень – замечательная пора! С каждым днём природа все больше преображается и обретает все более насыщенные яркие краски. Там, где летом был только зелёный цвет, осенью появляются жёлтый, красный и оранжевый. Холода постепенно набирают свою мощь, а день становится все короче. И вот приходит время этого, самого вкусного и радующего своим разнообразием, праздника. Ведь что нам остаётся, когда урожай весь собран, а земля подготовлена к отдыху и долгой зиме? Правильно, провести праздник урожая: поблагодарить матушку-землю за то, что принесла нам хороший урожай и порадовать себя за труд, вложенный в его выращивание и сбор!

В подготовку этого события входит много разных и интересных дел: подборка весёлых семейных игр, подготовка сказки и спектакля, изготовление к этому спектаклю кукол или реквизита и, конечно, подготовка праздничного стола. А самым главным угощением на таком празднике будет – каравай! И сегодня я с вами поделюсь секретом приготовления своего первого и очень вкусного каравая, а точнее, даже двух!

Так как для самого пирога используется сдобное тесто, а для украшения – белковое, то ингредиенты разбиваю на два.

Сдобное тесто на закваске:

  • 500-600 г муки (у меня цельнозерновая, поэтому тесто темное);
  • 2 яйца (в этом варианте 6 желтков) + 2 ст. л. сметаны + долить сыворотки/молока до 300 мл;
  • 250 г виноградной закваски (она у меня консистенции теста на оладьи);

Виноградная закваска – закваска хлебная. Она может быть любая (хмелевая, ржаная и др.) – используется вместо дрожжей. Теперь бы я посоветовала брать ее не так много 250мл, а 1 ч. л., но оставлять не на 1-1,5, а на 18 часов. Тема о закваске на форуме .

  • 3-4 ст. л. виноградного сахара;
  • 3-4 г (0,5 ч. л.) соли – по вкусу;
  • 40 г оливкового масла (у меня примерно 2 ст. л.);
  • экстракт ванили – 0,25 мл (у меня маленький шприц, я им отмеряю дозировку так, чтобы примерно 4-5 капель получилось).

Тесто белковое:

  • 500 г кукурузной муки;
  • 150 г муки 2 сорта;
  • 200 мл простокваши;
  • 6 белков.

Поскольку я делала 2 каравая, то есть ещё и третье тесто.

Кукурузное тесто:

  • 250 г кукурузной муки;
  • 1 яйцо;
  • маленький стакан простокваши;
  • 1 ч. л. соли;
  • 0,5 ч. л. соды;
  • 100-150 г тертого сыра;
  • 70 мл оливкового масла.

Так, приступим к приготовлению каравая.
Первым готовим сдобное тесто:
1. Отделяем белки от желтков, белки ставим в холодильник. Желтки сразу разбиваем в мерный стакан. Добавляем туда сметану, молоко и ванильный экстракт. Перемешиваем, туда же выливаем сахар, закваску и масло.
2. Муку, соль выкладываем в глубокую миску и перемешиваем. Затем постепенно добавляем жидкую смесь и замешиваем тесто.

3. Тесто накрываем полотенцем и ставим в тёплое место на 1-1,5 часа.

Тем временем готовим белковое тесто:

1. Кукурузную муку заливаем простоквашей (я это сделала заранее, сразу, как отмерила муку, вылила в неё простоквашу, перемешала и оставила примерно на полчасика, можно и подольше).

2. Достаем из холодильника белки, выливаем их в муку и замешиваем тесто.

3. Добавляем муку 2-го сорта, пока тесто не перестанет липнуть к рукам. Оно должно получиться эластичным.

4. Готовое тесто завернуть в пищевую плёнку и поставить в холодильник до того момента, пока не понадобится.

Третье тесто я делала непосредственно перед тем, как поставить в духовку:
1. Муку смешать с содой и солью. В муку разбить яйцо, добавить простоквашу, все хорошо перемешать.

2. Добавить в тесто сыр и снова перемешать.
3. Добавить оливковое масло, опять хорошо замесить, придать ему нужную форму и уложить на противень, застеленный бумагой для выпечки.
4. Украсить и поставить в разогретую до 170° духовку. Выпекать 25-30 минут. Готовность проверяют зубочисткой: протыкают и смотрят – если она сухая, и на ней остались небольшие крошки, то хлеб готов!

Итак, переходим к самому интересному – украшению караваев. Так как у нас праздник урожая, я решила сделать каравай в виде снопа с колосьями.
1. Подошедшее сдобное тесто раскатываем и формируем небольшой овал, похожий на сноп.

2. Отрезаем небольшой кусочек пергамента и сворачиваем его в 4 раза, чтобы получилась небольшая, сантиметра 3, полоса. Этой полосой аккуратно оборачиваем наш сноп, ближе к низу, и оставляем для расстойки тесто ещё часа на 1,5.

3. Тем временем достаём из холодильника белковое тесто и начинаем готовить сами колоски.
Отщипываем небольшие кусочки теста и катаем из них длинные стебли (примерно 20 см). Надо около 25-30 штук (на 2 каравая, учитывая, что второй совсем маленький, я делала 30 длинных и около 20 коротких).

Читайте также:  Ополаскиватели для волос: как сделать

Потом переходим к лепке самих колосков: берем небольшой кусочек теста, скатываем его в небольшой овал и маленькими ножницами придаём форму колосков.

На колоски я пустила почти всё оставшееся тесто, за исключением небольшого кусочка, из которого скатала 2 верёвки, длиной около 30 и 40 см, так, чтобы хватило несколько раз красиво обернуть наши снопы. По количеству даже для одного каравая лучше оставить именно столько теста, сколько указано в начале, тогда он будет ещё более красивый и высокий!

4. А теперь приступаем к оформлению каравая.
Когда тесто достаточно поднялось, убираем пергамент и красиво укладываем стебли, затем колоски и аккуратно, чтобы не сильно побеспокоить поднявшееся тесто, перевязываем сноп с колосьями “веревкой”. Красиво завязываем и оставляем ещё на полчаса.

5. Разогреваем духовку до 180°. Перед тем, как поставить каравай в печь, его смазывают взбитым яйцом для более красивой и румяной корочки.
6. Выпекаем каравай до готовности около 30 минут. Готовность проверяется также зубочисткой. Достаем и заворачиваем в полотенце.

7. Подаём к праздничному столу по возможности горячим, но не обжигающим.

А самым важным ингредиентом для любого блюда будет любовь, которую вы вкладываете в приготовление того или иного блюда. Я уже давно все готовлю на глаз – беру рецепты и подгоняю их под свои продукты. Поэтому все цифры приведены условно, и если для вашего теста муки надо чуть меньше, а жидкости чуть больше, то следуйте за своей интуицией – она вас не обманет!
В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья и урожайного лета!

Желаем вам, чтоб на новый год,
Да на новое лето!
Уродилось жито, пшеница,
Горох, чечевица!
Этот год проведем,
Другого дождемся!
Русская народная колядка

Тем временем готовим белковое тесто:

Ритуал очищения для всей семьи

Для проведения этого защитного обряда вам понадобится пучок сухой соломы, белая и черная нити длиной около метра каждая, восковая свеча и пара щепоток обычной каменной соли и горсть пшеницы (столько, сколько сможете вместить в ладошку). После 9 августа в любой день убывающей Луны возьмите всю атрибутику и идите в поле или любое другое место, где не будет людей. Начертите спичкой на земле звезду: сначала крест, а затем еще две поперечные линии. В это место положите пучок соломы, перевязанный черной и белой нитью.

Связывать его нужно так: сначала наматывайте по часовой стрелке белую нить, затем рядом против часовой стрелки правую нить. В это время нужно представлять, как все недобрые пожелания, которые звучали в адрес кого-либо из членов вашей семьи, или если кто-то просто подозревает сглаз или другое негативное воздействие, через нить переходят в пучок соломы. Положите солому на заранее очерченное место.

Следующий важный этап – на листке бумаги написать имена всех людей, которых вы обидели и мысленно попросить у них прощения, далее нужно написать имена людей, которые, по вашему мнению, с вами поступили несправедливо. Такой список можно подготовить и заранее, но лучше писать на месте. Лист бумаги скомкайте, представляя, что расстаетесь со всем накопленным негативом. Подожгите его с помощью огня свечи и положите на солому. Дождитесь, пока и бумага и солома догорят до конца. Немного присыпьте пепел землей и уходите с того места, не оборачиваясь.

Следующий важный этап – на листке бумаги написать имена всех людей, которых вы обидели и мысленно попросить у них прощения, далее нужно написать имена людей, которые, по вашему мнению, с вами поступили несправедливо. Такой список можно подготовить и заранее, но лучше писать на месте. Лист бумаги скомкайте, представляя, что расстаетесь со всем накопленным негативом. Подожгите его с помощью огня свечи и положите на солому. Дождитесь, пока и бумага и солома догорят до конца. Немного присыпьте пепел землей и уходите с того места, не оборачиваясь.

Сентябрь покажет: праздники и традиции первого месяца осени

В славянском календаре было много обрядов и ритуалов, посвященных смене времен года. Люди зависели от природы и строили свою жизнь в согласии с ее ритмами. С приходом православия христианские праздники тесно переплелись с языческими обычаями и традициями. В материале портала «Культура.РФ» читайте, почему днем наши предки ходили в церковь, а вечерами гадали и общались с домовыми.

Особым временем на Руси считалось начало осени. 1 сентября крестьяне заканчивали уборку урожая на поле помещиков, в этот же день хозяин собирал подать и оброк с крепостных. В первый день осени проводили личные суды и разборы споров между крестьянами.

Осеннее равноденствие. Радогощь (Таусень)

РЯБИНКИНЫ ИМЕНИНЫ

На Руси день осеннего равноденствия считался праздником и всегда отмечался пирогами с капустой, брусникой и мясом, а также народными гуляниями. В этот день рябиновые кисти вместе с листьями вставляли вечером между оконными рамами, считая, что с этого дня, когда солнце начнет слабеть, рябина будет охранять дом от сил тьмы. “Когда солнце слабнет – самое время рябинкой впрок запастись. На повети убрать, место нечистой силе заступить. Ведь чисты и ветка рябины, и ягода. Держит это дерево крепко силу осеннего равноденствия. А уж коли тебя нечисть мучит, сна не дает, к груди подступает, душит, – возьми ветку рябины, очерти ею вкруг себя – и сгинет нечисть.”

ФЁКЛА-ЗАРЕВНИЦА

В день Осеннего Равноденствия наступает время Великого Праздника Заревницы. Такое название день получил из-за зарева от степных палов — сжигали в полях сухую траву. С Заревницы дни быстро убегают, ночи темнеют, а зори становятся багряными. «День убегает не куриными, а лошадиными шагами». Осень начинает быстрее двигаться навстречу зиме. В этот день ходили в лес за грибами. Последний день сбора царя грибов — боровика.
.

Особенностью Заревницы является не только празднование с гуляниями и весельем, а собрание связанных общим делом людей, на деловой совет – Раду. Есть такое поверье. Ходит в этот день Фекла-заревница, подоткнув подал красного сарафана. Волосы у Феклы – соломенные лохмы. Что огненные пряди волосы. Не плетет их Фекла в косу, не завязывает в бабий узел. Еще есть поверье, что в этот день все, что завяжешь, – не развязать, т. е. крепким счастьем будет, а свадьба – доброй.
Считалось, что на Феклу Заревницу сердце сердцу открывается, поэтому девушки гадали, спрашивали у домового о суженом.
Зари берут в этот день. Зари – это желания о любви. От подруг докучливых, от доглядев матушкиных тайно бежала девица к овину. Поутру мог овинный домовой сказать девице о суженом, о милом. И часто парни подшучивали, а то и старики, зная о девичьих думках, решались скрытно забраться в овин. А девица с оглядкой – не уследил ли кто? – руку в овинное окно просовывала. Спрашивала с надеждой: “Овинный домовой, батюшка заревной, не смейся, не лукавь, возьми оржаной калач и назначь: мне житье-бытье собирать ли? Суженого ждать ли?”
Коли кто-либо не трогал руки девичьей, не брал принесенный девицей калач, девица решала: сидеть ей в девках, мыкаться у печи, у квашни не хозяйкой быть. Коли холодная зыбь руки касалась, было поверье, что идти девице за бедного. А теплым, лохматым покажется прикосновение – богатый возьмет в жены.

ОСЕНИНЫ, ТАУСЕНЬ, РАДОГОЩЬ

Древний славянский праздник урожая, День Световита, Закрытие Сварги. Таусень — это окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года, праздник урожая и день осеннего равноденствия. Это был старый праздник Нового Года (новолетье), время заслуженных наград славянина за его труды.
С наступлением осеннего равноденствия, славяне празднуют великий праздник — Таусень (Радогощь). Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. Уже не так высок Световит (Дед-Всевед), не греют его лучи, но многое он повидал на белом свете, оттого и особый почёт “старику”. Ещё немного и уйдёт он навсегда за тридевять земель, чтобы возродиться вновь.

Собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец или старейшина и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!», то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!», то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!», и подаёт знак к началу праздничного «пира горой»…

Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави… В знак этого на Капище сжигают соломенную птицу, «провожая» её вместе со Светлыми Богами и душами Предков в Ирий. В этот день разыгрывается сказка о витязе и подземном царстве, которая должна напомнить об угасающем солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают небольшой Огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям. К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета.

МАБОН – КЕЛЬТСКИЙ ПРАЗДНИК ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ

На осеннее равноденствие древние кельты отмечали Мабон (Mabon) – фестиваль второго урожая и созревания яблок. Традиции Мабона с ведических времен живы во многих европейских странах, где в конце сентября традиционно проводятся праздники урожая. Часто Фестиваль урожая (День благодарности за урожай) проводят в воскресенье за полнолунием, ближайшим ко дню осеннего равноденствия. Это полнолуние называют Урожайной луной. Обычно праздник урожая проходит в конце сентября, но иногда он попадает на начало октября.
В этот день прихожане украшают церкви корзинами с фруктами и овощами их своих садов, продукцией с ферм и свежими цветами. После службы эту еду раздают тем, кто в ней нуждается. Обязательно делают благотворительные сборы для местной общины. Среди фермеров была известна традиция проведения специального ужина, на который приглашались все, кто работал на ферме в течение года, чтобы фермер мог выразить благодарность своим помощникам. Иногда эти ужины называли ужином последнего снопа: сбор урожая закончен и начинается пир. Фермеры соревновались между собой, кто соберет урожай быстрее всех. В средневековье иудохристианская Римская церковь заменила древние сентябрьские фестивали благодарности на Михайлов день (день Архангела Михаила, 29 сентября), празднование которого унаследовало многие традиции старинных фестивалей осеннего равноденствия.

ЗОРОАСТРИЗМ (Иран), ПРАЗДНИК СЕДЕ

Зороастрийский праздник Седе приходится на 23 сентября. Прошло лето, все, что должно дало свои плоды и теперь отмирает, теряет былую форму. Жизненная сила передается плодам и семенам. Седе воплощает закон, по которому одни формы разрушаются, заменяясь другими естественным, гармоничным способом. Этот закон очень важен и для людей. Зороастрийцы считают, что он также гармонично должен работать во внутреннем и во внешнем мире человека. Как символ отделения зерен от плевел, крупиц ценного опыта от отработанного материала – в этот праздник едят семечки. Считается, что когда Солнце входит в первый градус Весов, то силы Зла на Земле – самые сильные и максимально проявленные. В этот праздник воины и жрецы, и вообще все праведные зороастрийцы собираются у Огней. Либо это восемь огней в доме, но чаще делали на природе, собирали костер в виде восьмиконечной звезды. Собирались у этого костра и читали мантры для того, чтобы остановить распространение Зла. Празднества продолжаются с полудня до заката. Читают молитвы Ахура – Мазде и Митре – покровителю законности и порядка.

ЯПОНИЯ, Праздник ШУБУН-НО-ХИ

В Японии День осеннего равноденствия Шубун-но-хи считается официальный праздником и отмечается с 1878 г. У праздника существует ещё одно название – Тюнити, что означает «средний день». Это наименование связано с тем, что день осеннего равноденствия приходится на середину недели, называемой хиган.
В день осеннего равноденствия Япония исполняет уходящие в глубины истории обряды буддийского праздника Хиган. Согласно «Закону о национальных праздниках» в день осеннего равноденствия вложен и соответствующий смысл: «Уважать предков, чтить память ушедших в мир иной». Буддийское понятие «хиган» можно перевести как «тот берег», то есть тот мир, куда ушли наши предки, и где поселились их души. Дни осеннего Хигана – это неделя, включающая по три дня до и после дня осеннего равноденствия и сам день осеннего равноденствия.

До начала Хигана японцы проводят тщательную уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями и принадлежностями ушедших предков, освежают цветы, выставляют ритуальные кушанья и подношения. В дни Хигана японцы семьями идут поклониться могилам своих предков, заказывают молитвы и оказывают необходимые ритуальные почести. Законодательно день для празднования был установлен в 1948 году, и приходится он, как говорят японские источники, «примерно на 23 сентября». Точную дату дня осеннего равноденствия для следующего года определяет Национальная обсерватория 1 февраля текущего года, производя соответствующие небесные измерения и расчеты. Неделя, следующая за этим днем, называется Аки-но Хиган. К 23 сентября проходит пик летней изнуряющей жары и дневного зноя («жара – до дней Хигана»), и наступает благодатный солнечный сезон «бабьего лета».
В Японии есть и такая поговорка: «Осенний Хиган похож на весенний Хиган». «И жара, и холод – до дней Хигана». Так говорят в Японии в период как осеннего, так и весеннего дней равноденствия. В дни Хигана зацветает Хиган-бана, “цветок осеннего равноденствия”. Еще одно название цветка – “мандзюсагэ”, что означает “небесный цветок”. В буддийских сутрах было упоминание о том, что с неба падают ярко алые цветы, предвещая счастливые события.

РЯБИНКИНЫ ИМЕНИНЫ

Оберег – косичка «Праздник урожая» с пошаговым фото

На момент введения Юлианского календаря: 21 сентября
Дата по старому стилю: 8 сентября
Дата по новому стилю: 21 сентября
Астрономическая дата: за два дня до Осеннего равноденствия

Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

В ночь на этот день возжигают «новый» огонь и начинают «замолотки». Живой огонь добывают путём трения. Обряд характерен для многих губерний России в XIX – начале ХХ вв. Перед началом добывания нового огня во всём селении хозяевами домов гасится прежний огонь, в первую очередь домашние печи, а также огни на божницах (могут остаться только огни в церкви).

Читайте также:  Карандашница-органайзер из жестяной баночки своими руками с пошаговыми фото

Ритуал проводился, как правило, женатыми мужчинами. В некоторых губерниях для вытирания огня использовался специальный станочек: в станочке вращали с помощью небольшого лука, берёзовую плашку, к которой приставляли лучину с выемкой, а при появлении дыма подносили трут, на него и переходила искра. Чаще всего добывание огня осуществлялось трением друг о друга двух больших кусков дерева, а само действие имело характер пиления. Из пород дерева наиболее предпочитались дуб, липа, кое-где можжевельник и реже – берёза, сосна. Кое-где огонь добывали ударами кремня – кресалом.

Обрядовое печенье «Богач»

Добытый живой огонь разносили по дворам – зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, могли вносить в храм для зажигания свеч перед проведением молебна об избавлении от бедствия. В обряде прогона скота через тоннель костры, зажжённые именно от вытертого огня, имели решающее действие для избавления скота от смертельной угрозы. Во Владимирской губ. в ситуации неурожая, когда хотели опознать виновника этого бедствия – ведьму, пропускали всех через вытертый огонь, считая, что ведьма откажется пройти, тем самым выдав себя. Обновление огня символизировало всеобщее обновление.

К молотьбе готовились загодя, с Яблочного спаса. Рубили ольховые и ивовые дрова, не дающие при сгорании искр. Горят они без запаха дегтярного духа. В несколько приёмов заливалась мокрой глиной, тщательно выравнивалась долонь – молотильное пространство гумна. Так долонь утрамбуют, что лошадь пройдёт, следов подков не заметишь: отвердела глина в камень.

Вокруг первых овинов собираются молотильщики. При зареве зажжённых костров-заревниц проводят ночь в песнях. За ночь снопы высыхают. Утром их сбрасывают с овина вниз на деревянную долонь гумна, то есть на пол, затем околачивают специальными колотушками. Обмолот особенно любили молодежь. Многие соревновались в количестве околоченных снопов.

Накормить молотильщиков первого овина – забота хозяйки. И первым кушаньем, которое подаётся работникам по обычаю – «домолотная» каша с маслом. Когда поспеет каша, тогда молотильщики садятся в кружок, и непременно в самом овине. Хозяин первый отведывает кашу, а молотильщики говорят: «Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок», – и потом едят её с маслом.

Наш народ встречает осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг её поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.

Узор Рожаницы с руками-птицами. Севернорусская вышивка. Источник .

В этот день организуется большая трапеза. К праздничному столу готовят кутью из разных круп нового урожая с мёдом, зерновой хлеб, творог (сыр), варят пиво и закалывают овцу (барана). В старину на этот день в селе закалывали оленя или быка. На пиру обносится чаша и над нею славят Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы. Кутью также ставят на подоконник – угощение духов предков рода. Культ рожаниц отличается от остальных славянских обрядов торжественными пирами – «празднествами богородицы». «Желя Роду и роженицам по рождестве – муку варити святей богородици, а Роду примолвливающе».

Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы «оспожинки» справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Это деревенское «пировство» развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приёмами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно.

Также в Осенины устраивалось угощение, на которое собиралась вся большая семья. На следующий день (в иных местах в этот день) новобрачные угощают свою родню – обязательно «подносят» пирог, почему и называется «Поднесеньев день». В Тульской губернии к новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё и поучить их уму-разуму. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме всё своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка. В других местностях в этот день молодых приглашали к тестю и тёще, вместе со свекром и свекровью.

В разных местностях существовала легенда о двух ланях, которые в старое время в этот день прибегали на погост; одну из них резали и варили, а другая уходила. Но после того, как люди пожадничали и закололи обеих, лани уже не появлялись. «Усердные богомольцы вздумали заменить их приводом домашнего скота».

В Белоруссии сохранился обычай: в этот день каждая семья приносила в общий короб-лубок по горстке зерна. Затем в центре этого «Богачá» ставилась зажжённая свеча, и совершался обряд обхода деревни всеми жителями с целью защиты от лиха и вoрога. «Богáч» символизирует единение деревенской общины. От одного Богачá до второго лубок с зерном находился у какой-нибудь одной семьи. Когда подходило время нового Богачá, жители участвовали в праздничном ритуале обхода деревни и переноса лубка к соседям. По весне первый посев делался семенами из этого короба.

Во многих местах Белоруссии на Богача женщины выполняли охранительный обряд – вокруг двора пoсолонь (по часовой стрелке) плугом очерчивали круг-оберег на время зимнего содержания домашнего скота.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор поздних овощей (прежде всего, заготавливали лук).

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие моменту игровые песни:

Вейся ты, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье-то большое, мужики богаты!
Что мужики-то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

Это традиционно женский праздник: женщину почитают как продолжательницу рода. В этот день обращают свои молитвы к Богородице бездетные матери, чтобы святая заступница послала ребёнка. Женщины, у которых нет детей, накрывают стол и приглашают всех нищих в селе «чтобы молились за её детей». Эти женщины заказывают службу в церкви, а после богослужения приглашают всех к себе на обед.

В Заонежье в некоторых деревнях молодёжь гадала, когда выезжала на острова для проведения молодежного праздника в честь завершения жатвы. На острова молодёжь вывозила с собой соломенное чучело, обряженное в женское платье и украшенное колосками ржи. Чучело на острове разрывалось на части, сжигалось на костре, а парни и девушки, гадая, как в летние святки, попарно прыгали через огонь (если руки не разъединятся, к удачному браку после Покрóва).

В этот день начинается обряд «похороны мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы.

После трёхдневного праздника Рода и Рожаниц (после равноденствия) земля в течение шести месяцев находится под сенью Богородицы, которая хранит род людской. В эти дни засыпает Лада на шесть месяцев. По одной из легенд Лада после Яблочного спаса постепенно и надолго засыпает. А после Покрoвских заморозков Стожары (семь звёзд Большой медведицы) кладут её как умершую в ледяной гроб, который разобьёт первый весенний гром и разбудит Ладу.

После этого праздника землю не пашут и не сеют зерно до Благовещенья. Заканчивается бабье лето, хотя в некоторых местах оно продолжается до Покрoва.

Вероятно раньше Осенинами называлось недельное праздниство. Попробуем реконструировать.
1 день – Равноденствие, Возжигание огня, Братчина. К ночи в деревне тушатся все огни. В полночь женатые мужчины вытирают «живой» огонь. Добытый огонь разносят по дворам – зажигают печи, окуривают скот для предотвращения мора, зажигаю костры в овинах, чтобы снопы перед молотьбой просушить. Первый овин называют именинным. Компанией молотильщиков утром снопы сбрасываются с овина вниз на деревянную долонь овина (гумна) и начинаются замолотки. Первое кушанье молотильщикам – «домолотная» каша с маслом. Обмолот особенно любила молодёжь. Парни соревновались в количестве околоченных снопов. Компании молотильщиков обходили овины гостеприимных хозяев.
В этот день было правилом пойти на вдовий двор и спросить, не нужно ли чем помочь. Пчеловоды убирают пчёл в омшанник. Вечером устраивается общинный стол с домашним пивом и пирогами из нового урожая, решаются общие и спорные вопросы, происходят примирения и прощение всех обид.
2 день – Дворы, Поднесеньев день. Добрые люди приходят дворить двор – желать счастья (сродни колядкам). Молодые зазывают родню, сватов, соседей. Гостей позыватый приглашал «навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё и поучить их уму-разуму». После сытного обеда с пирогом молодая хозяйка показывала в доме всё своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка. В других местностях молодых приглашали к тестю и тёще, вместе со свекром и свекровью.
В этот день на лошадях не работают и не ездят, а наоборот, их расчёсывают, моют, хорошо кормят, убирают стойло и после обеда пускают попастить на воле. Первые девичьи посиделки, первая пряжа. Во двор выносят проветрить зимнюю одежду.
3 день – Луков день. В селах начинается заготовка репчатого лука, повсеместно убирают лук.
4 день – Корнилье. В этот день корнилье заготавливают – корнеплоды разные: свеклу, редьку, брюкву, морковь, хрен и заканчивают уборку репы. Возможно, что как и на капустник, собиралась компания и ходила по огородам дёргать корнеплоды.
Женщины в этот день сжигают в овине свои старые соломенные постели и стоптанные лапти.
5 день – Капустница.
Начинают капусту рубить, секут кочаны, набивают отпаренные бочки, толкут деревянной ступой. В старину в этот день красны девушки, принарядясь в цветно-праздничное платьице, хаживали из дома в дом – рубить капусту. Это делалось с весёлыми песнями. Гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались угощенья-заедки разные. Молодёжь-женихи высматривали себе в это время невест-«капустниц». Ввечеру, когда капуста была уже срублена, всюду шло веселье. Капустницы продолжались две недели.
В этот день медведь залезает в берлогу, перестают бродить по лесам лешие, домовой спать укладывается.
6 день – Первое зазимье. Начинаются регулярные девичьи посиделки. В этот день девушки просят Ладу-Богородицу о замужестве.

Поговорки и приметы
Осенины – вторая встреча осени. «Да Багача баба рабача, па Багачы – хоць за плот валачы» (белорус.). «Будзь багаты, як восень!» (белорус.). «Другі святок – восень, браток» (белорус.). С этого дня можно было засылать сватов: «Прийшла Пречиста – принесла старостів нечиста» (укр.). «Пречиста – картопля чиста» (укр.). «Як прийде Спас, то комарам урветься бас, а як прийде Пречиста – забере їх нечиста» (укр.). «Перша Пречиста жито засіває, а друга – дощем поливає» (укр.). «Прийшла перша Пречиста – одягла природа намисто, прийшла друга Пречиста – взяла комара нечиста, а прийшла третя Пречиста – стала діброва безлиста» (укр.). На вторую Пречистую заготавливают калину (укр.). Луков день – с этого дня собирают лук с гряд (Яросл., Вологод.). Пасиков день – убирают пчёл с пасек или пчёльников (Пенз., Сарат.). Если в этот день хорошая погода – осень хорошая.
_________________
*) Одно из названий дня – «Поднесеньев день» (21 и 22 сентября), который иногда называют «Осеннее равноденствие», а также обряд обновления в избе огня, говорят, что скорее всего этот день связан с днём осеннего равноденствия. Вероятно праздник урожая длился три дня и заканчивался как раз в день осеннего равноденствия (23 сентября).

Современные дни равноденствий и солнцестояний из Википедии:
21 (20) марта – весеннее равноденствие;
21 (20) июня – летнее солнцестояние;
23 (22) сентября – осеннее равноденствие;
22 (21) декабря – зимнее солнцестояние.

После этого праздника землю не пашут и не сеют зерно до Благовещенья. Заканчивается бабье лето, хотя в некоторых местах оно продолжается до Покрoва.

Праздник урожая в день осеннего равноденствия. Изготовление оберега на удачу и благосостояние Кукла-Благодать

Приглашаем вас отпраздновать с нами Праздник урожая в день осеннего равноденствия и своими руками изготовить славянскую куклу-оберег “Благодать”!Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию.

Приглашаем вас отпраздновать с нами Праздник урожая в день осеннего равноденствия и своими руками изготовить славянскую куклу-оберег “Благодать”!

Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать — Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. Мастер-класс рассчитан на всех, кому интересен его внутренний мир и есть желание изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Славянская кукла является хорошим инструментом в психотерапевтической работе, потому что нам близка славянская мифология, культура и символика, мы выросли на русских народных сказках и мифах. При работе с куклой работа идёт не только на личностном, но и на культуральном и архетипическом уровне.

Кукла — отличный диагностический инструмент. При её изготовлении происходит идентификация Вас с куклой с возможностью исследовать себя, свои страхи, опасения, сомнения, а также потребности, желания, ресурсы. С помощью куклы можно проиграть проблемную ситуацию в своей жизни с желаемым сценарием. После изготовления кукла становится “родной”, Вы относитесь к ней не только как к продукту творчества, но и как к части себя. Поэтому кукла часто становится якорем желаемого состояния, выполняя обережную и защитную функцию для Вас в дальнейшем.

Цели мастер-класса:

  • Дать общее представление об обрядах и быте славян, о применении бытовой магии с использованием славянских кукол;
  • Ознакомить с основными принципами изготовления куклы;
  • Научить изготовлению кукол для дальнейшего применения;
  • Показать варианты использования процесса создания славянских кукол в психотерапии.

В программе мастер-класса:

  • Виды славянских кукол, их связь с обрядами, применение в быту;
  • Изготовление куклы-оберега “Благодать”;
  • Формирование запроса под задачи куклы;
  • Диагностическое значение куклы;
  • Анализ результатов, поведение параллелей с реальной жизнью;
  • Изучение через куклу вариантов решения проблемы, “ладование” (правка) кукол;
  • Групповое обсуждение результата каждого участника.

Кукла — отличный диагностический инструмент. При её изготовлении происходит идентификация Вас с куклой с возможностью исследовать себя, свои страхи, опасения, сомнения, а также потребности, желания, ресурсы. С помощью куклы можно проиграть проблемную ситуацию в своей жизни с желаемым сценарием. После изготовления кукла становится “родной”, Вы относитесь к ней не только как к продукту творчества, но и как к части себя. Поэтому кукла часто становится якорем желаемого состояния, выполняя обережную и защитную функцию для Вас в дальнейшем.

Добавить комментарий