Практический урок по вышивке лентами – Тонируем

Урок по технологии для 5 класса “Вышивка шелковыми лентами”.

Тема : Вышивка шелковыми лентами.

Познавательная – научить учащихся технике вышивки шелковыми лентами.

Воспитательная – воспитывать аккуратность, интерес к профессии вышивальщицы.

Развивающая – развивать эстетический вкус, умения и навыки в выполнении вышивки.

Оснащение урока для учителя – книга «Вышивка шелковыми лентами». Планшеты – история вышивки, варианты изделий, картины.

Оснащение урока для учащихся – образцы изделий, наглядные пособия по закреплению ленты, технологии выполнения швов, рисунки, инструкционные карты – шов «узелки», шов «петельки по кругу», шов «вытянутый стежок с завитком», узор «роза». Материалы и инструменты – ткань для вышивки, шелковые ленты, нитки, ручные иглы, булавки, ножницы, карандаш.

Тип урока – нетрадиционный урок «Мастер-класс».

Межпредметная связь – история, изобразительное искусство.

Организационный момент : проверка наличия учащихся, наличия принадлежностей.

Контроль знаний учащихся.

Вопросы: 1.Перечислить виды швов ручной вышивки.

2. Т. Б. с иглами и булавками, ножницами.

III . Изложение нового материала .

Теоретическая часть урока.

Историческая справка о шелковых лентах.

Современное применение шелковых лент.

Практическая часть урока.

Теоретическая часть урока.

1. Сегодня мы проведем нетрадиционный урок «Мастер – класс». Девочки из 9 класса расскажут и покажут некоторые из видов швов вышивки шелковыми лентами.

2 ученицы рассказывают об истории применения шелковых лент.

С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывали окна для защиты от холода в зимнее время.

Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми

лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.

В1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки, как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В1560 году в нем было уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстра­вагантные, шелковые ленты, а южнее, в Велзи и Сент-Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы. К1660 году в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят – для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.

Наступила эпоха роко­ко, и стилем француз­ского двора стало легко­мыслие. Король Людо­вик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделуш­ки, изготовлен­ные им самим.

Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду во­шли «летящие платья» с незастроенными складками (защипами) на груди и много­численными лентами. Именно в эти времена во Франции и по­явилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мел­кими розочками «а ля рококо», листь­ями и множеством разбросанных цве­тов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно станови­лось все более роскошным и утончен­ным. В ателье, носивших высокое звание

«Поставщики королевского двора», с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шеде­вры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру – от Лондона до Претории. Из Франции этот вид вышивки перекочевал

на острова, в Англию. А оттуда разо­шелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность. Расцвет этого искусства пришелся на 70-е годы Х I Х столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безде­лушках для дома и шляпах. После Второй мировой вой­ны интерес публики ко всем видам рукоделия стал сни­жаться. Но в течение двух по­следних десятилетий началось возрождение вышивки.

Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предвари­тельных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышив­ки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!

2. Третья ученица рассказывает о применении лент в повседневной жизни.

Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир. В Италии шумные и веселые торжества, удавшиеся на славу, даже называют «праздниками с бантиками». Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты «оживляют» прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку. Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами, лентами и рюшами! На Западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов и украшают елки в преддверии Рождества и встречи Нового года. У нас же сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребенка. Эта книга познакомит вас с совершенно новым применением шелковой ленты. История этой техники восходит к древним англосаксонским традициям. Для такого вида вышивки берется очень узкая лента, которая подходит к любым типам тканей. Она свободно проходит через самый плотный уток, не теряя своей формы. Особенность этой техники вышивки в том, что она придает рисунку объемность. Изучив пошаговое описание различных видов швов, вы без труда сможете их повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого у вас появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку. С помощью оригинального объемного рисунка или банта вы сможете – объединить в единый ансамбль несколько предметов вашего гардероба. Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский полотняный рюкзачок, и дамскую вечернюю сумочку. Кроме того, вы научитесь делать красивые скатерти и салфетки, мешочки для флакончиков с духами, коробочки для драгоценностей и множество других милых вещичек.

Практическая часть урока.

Сегодня мы научимся вышивать несколько видов швов, но и с помощью них уже можно вышить небольшую картину или украсить изделия.

Девочкам предлагается рисунок по выбору.

Показывает учитель способы закрепления рабочей ленты в начале и в конце вышивки.

В начале работы:

Взять ленту длиной 50 см, вставить ее в иглу, подогнуть кончик на несколько миллиметров и вколоть иголку по центру. Придерживая ленту одной рукой и подтягивая другой, завязать узелок. Завязанный таким образом узел называется плоским узелком.

1) способ: вывести ленту на изнаночную сторону, сделать небольшую петельку, провести иголку под стежками вышивки, придерживая пальцами стежки, легонько подтянуть ленту. Отрезать ленту в нескольких миллиметрах от последнего стежка.

2) способ: закрепление ленты непосредственно на ткани мелкими стежками, выполненными нитками мулине.

Выполнение швов показывают старшеклассники.

1ученица объясняет и показывает технологию выполнения шва «петельки по кругу».

2 ученица- узор «роза».

3 ученица – швы «вытянутый стежок с завитком», «узелки».

Весь класс делится на три группы. В каждой группе помогают и еще показывают как выполнять швы старшеклассники.

Проверить у каждого обучающегося качество выполненной работы.

Закрепление материала .

Способ закрепления ленты в начале и в конце работы.

Назвать виды швов выполненные шелковыми лентами.

V . Итог урока .

1) Назвать лучших учащихся.

2) Разобрать наиболее характерные недочеты в работе.

3) Достижение цели урока.

4) Оценить работу обучающихся.

VI . Домашнее задание.

Вышейте основу цветка нитками мулине в тон ленты. Сделав традици­онный узелок, протащите иголку налицо и выполните плоский стежок.

Вышейте нитками мулине

в два сложения в тон ленты звезду

Поверните работу и хорошо закрепите нитку на изнанке. От этой подготовительной работы зависит прочность розочки.

Читайте также:  Сексуальный топ из мужской футболки

Теперь возьмите ленту, сделайте

плоский узел и протяните ее

на лицевую сторону в центре звезды.

П ротащите иголку под первым стежком и пропустите второй. Продолжайте, поочередно пропуская иглу под или над лучами звезды.

Следите, чтобы лента не натягивалась слишком сильно, тогда розочка получится объемной. Выполняйте стежки по кругу до тех пор, пока лента не покроет все лучи. Протащите ленту на изнанку и закрепите ее. Эту розочку можно сделать из двух контрастных по цвету лент.

Назвать виды швов выполненные шелковыми лентами.

Тема урока: «Вышивка лентами»

1. Организация урока.

Особенности византийского плетения украшений

Ювелирные мастера веками оттачивали искусство создания элегантных и статусных изделий из драгоценных металлов. Одним из способов достижения значительного эффекта является метод плетения цепочки или другого украшения. И одним из самых элегантных плетений по праву считается византийское, или, как его еще называют, королевское. Это название связано с тем, что такое плетение обычно используют при изготовлении солидных украшений, свидетельствующих о высоком статусе их владельца. Кроме прекрасного внешнего вида, украшения из такого плетения еще и долго носятся, могут стать отличным подарком и даже передаваться по наследству.

Что интересно, так же называли причудливые орнаменты, украшающие страницы книг – за их внешнюю схожесть.

Византийское плетение: базовая основа и вариации

Доброго времени суток! Сегодня мы хотим рассказать вам об одном из самых красивых базовых кольчужных плетений, известном как Византийское (оно же Byzantine, Etruscan, Birdcage, Fool’s Dilemma, Idiot’s Trap, Idiot’s Delight, Bird’s Nest)

Для работы нам понадобится следующее:
– тонкогубцы (утконосы) для работы с бижутерией

принципиально важно использовать тонкогубцы без насечки, иначе при работе кольца будут портиться (царапаться). На фото выше два варианта тонкогубцев: изогнутые и прямые. Можно использовать любой вариант. Мы лично используем пару загнутых в ведущей руке и прямые в ведомой;

– набор готовых колечек

в данном случае берём колечки внешним диаметром 5,5мм и толщиной проволоки 1мм;
-один час времени

Берем открытое кольцо, цепляем на него четыре закрытых кольца.

Закрываем кольцо и добавляем ещё одно, тоже продевая его через четыре закрытых.

в результате первых двух шагов получаем кусочек цепочки “2 в 2”

Теперь разворачиваем крайние кольца в обратном направлении и цепляем кольцо за них между двумя средними кольцами.

Добавляем ещё одно кольцо и получаем половинку звена византийской цепочки.

За крайние кольца цепляем ещё два кольца,

и за них ещё два.

Дальше нужно повторить третий шаг (развернуть крайние кольца и поставить два кольца между предыдущими)

В результате получаем полное звено византийской цепочки.

Далее плетём цепочку выполняя шаги 4, 5 , 3 до нужной длины. В качестве застёжки можно использовать карабин или тогл, на ваш выбор.

В процессе работы обратите внимание на то, как вы закрываете колечки, – неплотно закрытое кольцо может царапаться, цепляться за одежду и искривлять плетение. Старайтесь закрывать их “стык в стык”.
Перед тем, как цеплять застёжку, убедитесь, что крайние кольца цепочки лежат в одной плоскости (как на картинке после шага 5); если крайние кольца повёрнуты (как на картинке после шага 3 ), то следует добавить ещё половинку звена цепочки. Теперь можно цеплять замочек.
Вот пример готового браслета византийского плетения с карабином

Это плетение можно использовать и как самостоятельный готовый браслет, и как основу, на которую можно цеплять бусины, подвески, и всё, что ваша творческая натура пожелает.

Но на этом интересное не заканчивается!
Можно использовать разные размеры колец.

На этом браслете мы использовали кольца диаметром 8мм и толщиной 1,2мм. На шаге 1 следует зацепить 5 закрытых колец (вместо исходных 4) и на шаге 3 продеть 3 кольца (вместо исходных двух). Получится суровый объёмный браслет с очень гибким плетением.
Это же плетение подходит и для жёстких объёмных плетений

На самом деле мы даже представить не можем, когда закончатся варианты этого плетения, и предлагаем вам творить вместе с нами, ставить творческие эксперименты и придумывать что-то новое, интересное и прекрасное!

Фотографии технического процесса взяты из мастеркласса Cristian Badea “Byzantine Chainmaille Tutorial”

На самом деле мы даже представить не можем, когда закончатся варианты этого плетения, и предлагаем вам творить вместе с нами, ставить творческие эксперименты и придумывать что-то новое, интересное и прекрасное!

Создание колье «Византийская ночь» в технике wire work

Со слов автора. «Византийская ночь» — самое точное определение, пришедшее мне в голову после того, как я увидела законченный эскиз. Я редко делаю зарисовки, но если и сподвигаюсь взять в руки карандаш, то никогда не знаю, каков будет результат. И вот, как-то глубокой ночью, под хруст печенюшек, я дотянулась до ближайшей салфетки и нарисовала эскиз будущего украшения. На фотографиях, представленных в мастер-классе, фигурирует уже перерисованный на «цивильную» бумагу вариант. На самом деле, колье весьма простое в изготовлении. В данном мастер-классе я укажу только основные, ключевые моменты создания, опустив азы. Хочу оговориться, что опыт в написании мастер-классов у меня минимальный, так что делаем скидку, господа 🙂

для основы: – 1- 1,2 мм;

для обмотки: 0,5 мм;

для крепления бусин: 0,7 мм.

– молоток ювелирный (читай обычный гладкий молоток);

– молоток с резиновыми насадками;

– тюкательная железка, она же наковальня, он же шперак, он же второй ненужный молоток/подошва совдеповского утюга/ кусок рельсы (не ржать! тут одна девочка реально таким пользуется и очень хвалит);

3. Цепочка, кольца разъемные в цвет.

5. Чашка кофе и запасной комплект нервной системы.

Откусываем около 6 см от проволоки 1,7мм, гнем по эскизу. Это у нас нижняя дуга центрального верхнего элемента (о как!). Отбиваем кончики, шлифуем надфилем, ленивые — бормашинкой.

Далее, в попытке сформировать верхнюю дугу верхнего элемента центральной части (не ломайте голову в попытке понять, просто посмотрите на фото) я гну проволоку 1,5 мм по эскизу. И почти сразу же понимаю, что хочется добавить еще кое-что.

Этим кое-чем стала еще одна деталь. На рисунке ниже мы видим изогнутую прямую (знаю, взаимоисключающие понятия 🙂 ): отрезок проволоки 2 мм длиной около 9 см. Отбиваем и шлифуем кончики.

Формируем следующую деталь по эскизу. Загибаем кончики, предварительно отшлифовав их.

Из кусочков проволоки 1,7 мм формируем боковые части круглого элемента. Концы отбиваем, шлифуем.

Из проволоки 1,5 мм формируем центральную часть круглого элемента. Концы так же плющим и шлифуем.

Теперь откусываем кусочек от проволоки 1,5 мм длиной около 7-8 см и гнем нижний треугольник.

Концы сильно плющим на наковальне. Обратите внимание: плоскость отбитых ушек располагается по вертикальной плоскости, тогда как сама деталь (как и все украшение) находится в горизонтальной. На фото ниже это четко видно.

Закругляем отбитые ушки. Здесь вспоминаем весь свой цензурный запас ругательств, поскольку после нагартовки металл очень сложно гнется. Я схитрила и попросила помочь мужа в обмен на конфетку 🙂

Из проволоки 2 мм формируем верхнюю деталь треугольника. Раскладываем, любуемся.

И снова мне кажется, что чего-то не хватает. Добавила еще одну деталь — «галочку» к нижнему углу треугольника. У нее так же обрабатываем концы: отбиваем, шлифуем.

Приступаем к формированию боковых завитушек из проволоки 1,5 мм.

И здесь я решила внести изменения: добавляю толстую проволоку 2 мм, которая послужит креплением для двух боковых элементов. Повторяем все манипуляции: отбиваем, шлифуем.

Где-то в этом промежутке я состряпала малую боковую завитушку, но фото чудесным образом испарилось 🙂 Уже на этом этапе разрешается полюбоваться, похвалить себя, поправить корону и выпить кофе с печунюшкой 🙂

Приступаем к монтажу конструкции. Разумеется, сначала накидываем бусинок, меняем местами, критикуем, снова меняем, находим положение, которое нас устраивает.

Начинаем обматывать детали проволокой 0,5 мм. Я зафиксировала только основные этапы, поленившись снимать весь процесс. Зажимаю в тисках и обматываю.Тем, кто еще не обзавелся этим поистине спасительным приспособлением я настоятельно рекомендую обратить на него свое пристальное внимание. Эта шайтан машина называется «ручные тисочки». Позволяет сэкономить силы, нервы, время и валерианку 🙂 Продается в магазине для ювелиров и стоит 300-700р.

Впихиваем бусинку граната в центральный элемент, попутно приматывая верхнюю и нижнюю половинки друг к другу. На заднем плане видны уже обмотанные боковые детали центрального элемента.

Так же проволокой 0, 5 приматываем центральную фигулину к боковым «лопастям»: несколько витков, соединяющих кончики, далее приклыдываем боковины, выравниваем, прикручиваем.

Начинаем обматывать верхнюю часть центрального элемента. Прокладываем три витка, закрепляя все три детали, далее произвольная обмотка. Я выбрала такую:

Приматываем бусинку и конец нижней третьей детали к завитушке. Поджимаем проволоку, чтобы она лежала ровно и плотно. Инструменты зачастую оставляют следы, которые необходимо зачищать. Я слишком ленива, поэтому по возможности пользуюсь инструментами с силиконовыми губками.

Таким же способом обматываем боковые завитушки. Расположение бусинок в процессе немного поменялось (и чего я, спрашивается, мучилась, раскладывала?!).

Читайте также:  Схема вязания: тапочки из квадратов

Я забыла прикрутить «галочку» к треугольнику. Так что это делала в последний момент 🙂

Присоединяем боковые детали к центральной путем вставки и прикручивания бусин. Фото этого процесса так же отсутствует по причине лени автора/ склероза /полусонного состояния (нужное подчеркнуть). Распихиваем оставшиеся бусины по разным уголкам колье, любуемся, хвалим себя.

Теперь ломаем голову над креплением. Можно подвесить просто на цепочку и сделать вид, что так и надо. Но! Это не наши методы 🙂 Берем те же бусинки, которые использовали в декоре колье и собираем из них декоративную цепочку длиной 6-7 см. И вот уже к ней с чистой совестью крепим обычную цепь с карабином. У меня карабинчик впоследствии заменился на медный крючок.

Отправляем нашу красоту плавать в пары аммиака. Полируем, покрываем лаком. Снова любуемся и хвалим. любуемся и хвалим 🙂

Закругляем отбитые ушки. Здесь вспоминаем весь свой цензурный запас ругательств, поскольку после нагартовки металл очень сложно гнется. Я схитрила и попросила помочь мужа в обмен на конфетку 🙂

Византийское плетение цепочки

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Особенности
  2. Преимущества
  3. Виды

Высококлассные ювелиры знают массу способов превратить классическую цепочку в элегантный аксессуар. Одним из самых популярных является византийское плетение. Такие модели смотрятся поистине благородно и привлекают всеобщее внимание. На зря этот способ плетения еще называют королевским.

Византийское плетение является разновидностью техники бисмарк. При изготовлении подобной цепочки объединяют одинаковые квадратные, круглые или овальные звенья. Обвиваясь между собой, они создают причудливый узор. Такую цепь иногда именуют «лисьим хвостом».

Плетение из проволоки: особенности работы и примеры готовых украшений

Создать красивое украшение либо декоративный предмет интерьера можно с помощью множества различных методов. Однако наиболее сложными и изящными выглядят изделия, созданные из проволоки.


В качестве материала для творчества и создания необходимых предметов обихода люди начали использовать ее 3000 лет до н.э. Археологам удалось установить, что в Шумере (примерно в 2600 году до н.э.) проволоку применяли для изготовления женских украшений для волос, представляющих собой золотые и серебряные ленты. С течением времени ее начали использовать для изготовления кольчуг, подсвечников, щеток для чесания лошадей и прочего.

Туман над Альд’Руном. По мотивам TES III: Morrowind

Подставка-диорама для стелющихся благовоний “Альд’Рун”.

Материалы: полимерная глина, гипс, камень, папье-маше, песок, акрил, лак.

P.S: видео со звуком.

Как это работает:

Ну если будет срач в коментах, то зови. Давно она у меня на примете))

Плетение из проволоки (С. Газарян)

Среди находок в древнерусских курганах значительное место занимают изделия из проволоки: височные кольца, подвески, перстни, браслеты, цепочки, кольчуги. В самых древних изделиях применялась кованая проволока, процесс производства которой был настолько трудоемким, что изделия из обычной медной проволоки ценились так же высоко, как, например, литые из благородных металлов. Чтобы изготовить хотя бы простое колечко для цепочки, кузнец должен был сначала отковать металлический жгут, а затем, нанося частые и равномерные удары молотком, придать ему – на глазок – цилиндрическую форму. Разумеется, сделать проволоку с равномерным сечением было не так-то просто. Поиски привели к изобретению более совершенного способа изготовления проволоки. В наковальне прорезали желобок, соответствовавший сечению проволоки. В него вкладывали разогретую заготовку, а сверху накладывали штамп с желобком, подобным тому, который был вырезан на наковальне. Ударяя молотком по штампу, постепенно протаскивали проволоку, придавая ей цилиндрическую форму. Но и этот способ не так легок и прост. Значительным событием в истории металлообработки стало изобретение волочения, которое, как ковка и литье, стало одним из основных технических приемов обработки металла, особенно в ювелирном деле. В отличие от кованой, изготовленная волочением проволока имела правильную цилиндрическую форму и одинаковое сечение на всем протяжении. Появилась возможность делать ее более длинной и тонкой. Процесс изготовления проволоки стал более простым и менее трудоемким. Начиная с XII века проволока, изготовленная способом волочения, постепенно вытесняет кованую.

В чем же заключается техника волочения? В специальной стальной плите, которая называется калибром или волочилом, сверлились конические отверстия разных размеров. Отверстия располагались в порядке уменьшения диаметра. Мастер вставлял в самое большое отверстие заостренный конец заготовки и захватывал его клещами с другой стороны плиты. Затем он с усилием протаскивал заготовку через отверстие. При этом она уменьшалась в диаметре и удлинялась, приобретая одновременно правильную цилиндрическую форму. После прохождения через следующее отверстие с меньшим диаметром проволока становилась еще тоньше и длиннее. Чтобы получить очень тонкую проволоку, заготовку последовательно проволакивали через ряд уменьшающихся отверстий. При неоднократном волочении на поверхности проволоки образовывался наклеп, то есть возникало внутрикристаллическое напряжение, снижающее пластичность металла. Для восстановления пластичности проволоку перед очередным волочением отжигали на огне, а чтобы трение было минимальным, ее смазывали жиром или маслом.

Из толстой проволоки изготовлялись гривны и браслеты, тонкая шла на выделку различных цепочек, височных колец, подвесок. Скрученную проволоку использовали мастера филиграни, создавая оригинальные узоры.

Искусством плетения различных декоративных цепочек и кольчуг славились бронные мастера подмосковного села Броничи (ныне город Бронницы). Древнее ремесло дало название селу, а впоследствии городу. Из золотой, серебряной и медной проволоки плели красивые и изящные цепочки самого различного назначения, а из стальной – прочные кольчуги. Постепенно кольчужный промысел отмирал, а искусство плетения декоративных цепочек продолжает развиваться и в наше время. На Бронницкой ювелирно-художественной фабрике мастера разрабатывают новые, оригинальные приемы плетения цепочек, создают различные украшения, часто сочетая проволочное плетение с вставками из цветных камней и накладками из металла. Простые цепочки изготавливают на станках-автоматах, а фигурные вручную.


Фрагменты украшений из различных материалов с элементами из проволоки. Последовательность сборки пояса с кольчужным плетением: А – изготовление простой цепочки; Б – подвешивание цепочки (через одно звено) на крючках; В – сборка третьего ряда

Разумеется, вам нет необходимости своими руками изготавливать проволоку. Ведь обрезки стальной, медной и алюминиевой проволоки найдутся у каждого.

Для работы с проволокой потребуются кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, трехгранный напильник, ножовка для металла, небольшая наковаленка и настольные или ручные тиски. Осваивать приемы работы с проволокой начинайте с изготовления простейших цепочек. Наиболее изящные цепочки с тонким плетением собирают из звеньев, выгнутых из стальной проволоки. В зависимости от величины цепочки используют проволоку диаметром от 0,3 до 1,5 мм. Звенья цепочек формуют на оправках, представляющих собой металлические стержни, которые можно изготовить из обычных гвоздей различной толщины. У гвоздя отпиливаются острый конец и шляпка. Если оправка предназначена для формовки круглых звеньев, то на одном из ее торцов нужно пропилить углубление, в которое мог бы свободно входить конец проволоки. Поверхность оправки шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой.

Подготовив проволоку, слегка смажьте оправку вазелином или швейным маслом и зажмите один ее конец в тисках. Затем, вставив проволоку концом в прорезь оправки, начинайте наматывать ее спиралью, плотно прижимая один виток к другому. Наматывать проволоку можно как по часовой стрелке, так и против нее, то есть так, как вам будет сподручнее. Когда витки проволоки будут уложены, готовую спираль распилите напильником или ножовкой вдоль оси оправки. При этом спираль распадется на отдельные кольца- звенья, которые легко снимутся с оправки. Но пользоваться напильником или ножовкой можно только в тех случаях, когда необходимо заготовить одинарные звенья. Звенья же, состоящие из двух, трех и более витков, отделяют от спирали кусачками. Предположим, что в заготавливаемых звеньях должно быть по два витка. В этих случаях поступают так. Снятую с оправки спираль кладут на стол и ножом раздвигают ее через каждые два витка. Затем каждое двухвитковое звено последовательно отрезают кусачками, следя за тем, чтобы один конец витка находился точно против другого.

Собирать цепочку из одинарных звеньев удобно в такой последовательности. Разделите все заготовленные звенья на две части. Если вы, к примеру, заготовили тридцать колец, то пятнадцать из них нужно оставить разомкнутыми, а другие пятнадцать сомкнуть с помощью плоскогубцев так, чтобы торцы каждого кольца плотно прилегали друг к другу. Затем последовательно соедините каждым разомкнутым кольцом два сомкнутых. Так же в дальнейшем нужно будет собирать все другие виды цепочек, за исключением тех, которые состоят из спиральных звеньев. Такие цепочки собираются ввинчиванием одного звена в другое.

Продолговатые звенья якорных цепочек формуются на двух оправках. Оправки зажимаются в тисках так, чтобы между ними оставался зазор, в который можно было бы просунуть конец проволоки. Намотанную на оправку проволоку распиливают напильником или же отделяют каждое звено со снятой спирали кусачками. Простая цепочка из продолговатых звеньев собирается в той же последовательности, что и из круглых. Используя продолговатые звенья, можно изготовить и более сложную цепочку, напоминающую витую веревку. Но для этого каждое звено нужно предварительно согнуть под углом 90°. На рисунке показана линия, по которой нужно согнуть каждое звено. Звено зажимают плоскогубцами или в тисках и сгибают легкими ударами молотка.

Читайте также:  Декупаж чехла для телефона


1. Схема ручного волочения проволоки. 2. Формовка на оправках круглых и продолговатых звеньев и образцы цепочек, собранных из них. 3. Формовка на двух цилиндрических оправках звеньев в виде восьмерки и образцы выполненных из них цепочек

Выразительный кружевной силуэт образуют цепочки, составленные из звеньев, имеющих форму восьмерки. Такие звенья тоже формуются на двух цилиндрических оправках, зажатых в тиски таким образом, чтобы между ними было расстояние, равное двум диаметрам проволоки. Просунув один конец между оправками, обогните проволоку вначале вокруг одной, а затем, просунув через зазор, вокруг другой оправки. В той же последовательности оправки обматываются проволокой до тех пор, пока не будет получена спираль достаточной длины. Каждое звено со снятой спирали отделяется кусачками.

Наиболее простую цепочку из таких звеньев собирают, соединяя их кольцами. Иным будет силуэт цепочки, если одну часть звена повернуть относительно другой под прямым углом с помощью плоскогубцев. Из восьмерок можно также собрать оригинальную плоскую цепочку, которая подойдет для браслета. Два кольца одной восьмерки последовательно соединяют с двумя кольцами другой. Полученную ажурную полоску уплотняют, слегка проковав ее молотком на наковальне.

Давно ушли в прошлое кольчуги, но способы их плетения до сих пор привлекают внимание мастеров. Из мелких колец собирают они пояса, браслеты, ожерелья и другие украшения, используя при этом старинные приемы кольчужного плетения, правда, несколько упрощенные. На изготовление кольчуги мастер затрачивал много труда и времени. Выкованную заранее проволоку он нарезал на небольшие равные куски, из которых затем сгибал кольца. Колец, естественно, должно было хватить на целую кольчугу. Половину заготовленных колец мастер сваривал наглухо. А каждое кольцо другой половины дополнительно обрабатывалось. Концы его слегка расплющивались на наковальне, и в них пробивались маленькие отверстия. При сборке кольчуги мастер сцеплял сплошные кольца разомкнутыми. Концы разомкнутого кольца сводились так, чтобы одно отверстие оказалось точно против другого. В отверстия вставлялась заклепка, которую мастер расплющивал молотком. В такой же последовательности соединялись все остальные кольца. Подобное соединение делало кольчугу очень прочной. Современных же мастеров прежде всего привлекает декоративность кольчужного плетения. Ведь украшения необязательно должны обладать той прочностью, которая нужна была кольчуге. Поэтому декоративные вещи изготавливают без сварки и клепки колец.

Чтобы сделать проволочный поясок с кольчужным плетением, заранее заготовьте кольца из стальной проволоки. На рисунке показана последовательность сборки пояса шириной в пять колец. В дощечку, расположенную под небольшим углом к плоскости стола, вбейте пять гвоздей и согните их в виде крючков. Расстояние между крючками должно быть равным ширине колец. Вначале соберите простую якорную цепочку из девяти звеньев-колец. Затем, пропуская по одному кольцу, навесьте пять колец цепочки на крючки. Два ряда цепочки готовы. Теперь приступайте к сборке третьего ряда, каждым новым кольцом сцепляя два кольца цепочки. Так же собирается четвертый, пятый и все последующие ряды.

Стальные цепочки всех видов можно после сборки воронить. Наиболее простой и распространенный способ воронения заключается в следующем. Цепочку раскаляют на огне докрасна и опускают в швейное или растительное масло. В масле металл приобретает глубокий иссиня-черный цвет. Потом маслу дают стечь и протирают цепочку чистой сухой тряпочкой.

О том, как придать изделиям из меди, латуни, стали различные тона, рассказано в главе “Гравировка”.

Разные виды проволочного плетения можно удачно сочетать с другими декоративными материалами: костью, деревом, янтарем, поделочными камнями, металлом. Хорошо сочетаются обычные якорные цепочки с крученой проволокой. Кроме цепочек, из проволоки выгибают также и другие декоративные элементы, которые органично вплетаются в композицию художественного изделия.

Фрагменты украшений из различных материалов с элементами из проволоки. Последовательность сборки пояса с кольчужным плетением: А – изготовление простой цепочки; Б – подвешивание цепочки (через одно звено) на крючках; В – сборка третьего ряда

Технология изготовления

Византийское плетение цепочки является одним из самых сложных. Оно создается путем последовательного соединения элементов одинаковых размеров. Звенья могут быть различной формы – квадратной, овальной или круглой, их толщина определяет толщину будущего изделия.

Процесс создания кропотливый и очень сложный. Он выполняется при помощи специального инструмента – изогнутых тонкогубцев без насечек, занимает у ювелира много времени и требует от него внимательности и не малого опыта. Такая работа редко сразу получается без подготовки.

Такой способ плетения позволяет создавать как длинные цепочки, так и массивные браслеты и даже небольшие брелоки.

Такой способ плетения позволяет создавать как длинные цепочки, так и массивные браслеты и даже небольшие брелоки.

Такие разные и красивые

Довольно известное плетение «бисмарк» благодаря своей массивности придает изделию солидный и внушительный вид. Обычно пользуется спросом среди мужчин.

Очень интересно смотрятся цепочки-«серпантин». Они выглядят несколько массивнее, чем «итальянка», плетение цепочки – широкое и плоское. Спаянные между собой звенья похожи на извивающиеся, прилегающие друг к другу линии.

Стоит отметить цепочку под названием «фигаро». Довольно интересный вид, как и «итальянка», плетение же в отличие от первого типа, незамысловатое, состоит из удлиненных и круглых звеньев, чередующихся между собой. Отлично смотрится как с подвесками, так и в качестве самостоятельного украшения.

Особой популярностью у женщин пользуется цепочка-«ручеек» (как и полюбившаяся «итальянка»), плетение это выглядит дорого и эффектно.

Очень интересны цепочки таких плетений как «косичка», «колос», «улитка», «нонна», «снейк», «птичий глаз» и многих, многих других. Поэтому выбор украшения — непростой, но очень увлекательный и интересный процесс!

Золото всегда должно блестеть, и доверить профессиональный уход за «статусными» украшениями лучше профессионалу, но и в домашних условиях несложно поддерживать красоту золотого изделия.

Украшение Плетение Медовые серьги Камень Проволока

Серьги из нихромовой проволоки 0,5 мм и агатовых бусин.
Два варианта – длинный и короткий.

Три тонких цепочки кольчужного плетения завершаются бисеринками из черного стекла.

Ювелирное моделирование

Работа ювелира разносторонняя и включает много умений и навыков. В последние годы, с появлением компьютерного 3D-моделирования, добавилась необходимость овладеть соответствующими компьютерными программами, навыками дизайна. Моделирование — путь от эскиза к модели.


Работа ювелира разносторонняя и включает много умений и навыков. В последние годы, с появлением компьютерного 3D-моделирования, добавилась необходимость овладеть соответствующими компьютерными программами, навыками дизайна. Моделирование — путь от эскиза к модели.

Работа с бусиной

Попробуйте для начала вдеть проволоку в бусину и закрепить концы:

  • возьмите моток проволоки и отогните небольшой фрагмент. Пропустите ее через отверстие в бусине и оставьте с каждой стороны 1 см.
  • Выньте проволоку из бусины и отрежьте ее кусачками от мотка, после чего снова проденьте в бусинку.
  • круглогубцами заверните один конец проволоки в маленькое колечко, делайте это, постепенно подгибая металл. Такой же конец оформите с другой стороны.

Смотрите также:

  • проволока из меди, латуни, мельхиора или серебра диаметром 0,4 – 1,3 мм. Для разных узоров используют разную проволоку – завитки, колечки, дуги могут быть разного размера;
  • швензы (застежки или основы для серег) из такого же, как проволока, металла;
  • бусины, стразы, камни;
  • кусачки (утконосы, плоскогубцы или круглогубцы);
  • наждачная бумага или надфиль;
  • бокорезы;
  • молоточек с наковальней;
  • портативная газовая горелка;
  • машинное масло, нашатырный спирт, бура;
  • защитные изделия: перчатки, пластиковые очки, маска.

Византийское

Византийское плетение цепочки еще именуют Королевским. Такие схемы применяют зачастую для создания очень прочных и представительных изделий. Украшение собирается в необычные узоры из круглых, квадратных или овальных звеньев одной величины, как видно на фото. Цепочка, выполненная в такой технике, будь она длинная или короткая, смотрится великолепно и напоминает элегантное металлическое кружево. Византийское соединение выглядит очень стильно. К тому же такие украшения отличаются своей прочностью и долговечностью, хотя и цена на такое изделие будет не малой из-за большого количества звеньев и кропотливой работы.

Королевское соединение подойдет для таких случаев:

  • Молодая девушка может надеть такое украшение исключительно на торжественное мероприятие. Для ежедневного применения молодой особе лучше выбрать более нежное и изысканное украшение;
  • Для женщин такое соединение подойдет больше, особенно если они предпочитают классический стиль одежды. Именно такое украшение укажет на отменный вкус его обладательницы и подчеркнет ее статус в обществе;
  • Серебряные украшения с византийским плетением прекрасно подойдут к непринужденному наряду. Такое изделие можно надеть на свидание, концерт или дружескую встречу. Золотое же украшение можно надеть на важный праздник, например свадьбу или юбилей.
  • Молодая девушка может надеть такое украшение исключительно на торжественное мероприятие. Для ежедневного применения молодой особе лучше выбрать более нежное и изысканное украшение;
  • Для женщин такое соединение подойдет больше, особенно если они предпочитают классический стиль одежды. Именно такое украшение укажет на отменный вкус его обладательницы и подчеркнет ее статус в обществе;
  • Серебряные украшения с византийским плетением прекрасно подойдут к непринужденному наряду. Такое изделие можно надеть на свидание, концерт или дружескую встречу. Золотое же украшение можно надеть на важный праздник, например свадьбу или юбилей.
Добавить комментарий