Как печатать на холсте

Печать на холсте. Как выбрать и не ошибиться?

Среди многих желающих напечатать на холсте фотографии, картины и постеры бытует мнение, что для получения идеального результата достаточно лишь профессионального принтера и материала с названием «холст». К сожалению, все здесь обстоит не так просто, как хотелось бы. На качество и безопасность интерьерной печати влияет гораздо больше различных факторов, о которых многие могут не знать и даже не догадываться. Читайте, сейчас вы узнаете все самое интересное и полезное!

Самые типичные заблуждения любителей струйной печати выглядят примерно так.

Натуральный холст для печати имеет хлопковую или льняную основу, на которую с лицевой стороны нанесен тонкий слой специальной грунтовки. Изнаночная сторона выглядит аналогично хлопковой или льняной ткани.

Нюансы широкоформатной печати на холсте

Качество печати на холсте настолько высоко, что отличить оригинальное полотно от копии в состоянии только специалист

Печать на художественном холсте имеет определенную специфику, благодаря чему готовые изделия служат максимально долго и выглядят предельно качественно на протяжении всего периода использования. Основными моментами являются следующие:

Качество печати на холсте настолько высоко, что отличить оригинальное полотно от копии в состоянии только специалист

1. Подготовка рабочего места.

Вам не терпится побыстрее перейти к обучению, но всё по порядку. Хорошо организованное рабочее место залог успешного обучения. Все инструменты должны быть под рукой, можно завести отдельную коробочку, шкатулку и хранить в ней своё богатство.

  • Подушка (Как сделать настоящую подушку)
  • Пяльца (Размеры для пелец)
  • Коклюшки (Какие нужны коклюшки)
  • Инструменты (Что необходимо иметь каждой кружевнице)
  • Материалы (Какие нитки подходят для плетения)
  • Сколок (Сколки для обучения)

Вам не терпится побыстрее перейти к обучению, но всё по порядку. Хорошо организованное рабочее место залог успешного обучения. Все инструменты должны быть под рукой, можно завести отдельную коробочку, шкатулку и хранить в ней своё богатство.

Вологодское кружево: простой мастер-класс для начинающих – делаем авоську

Если сложные схемы осилить начинающим кружевницам будет сложно, то сплести простую сетчатую авоську окажется под силу. Здесь не применяются особые узоры, а соответственно справиться с коклюшками будет существенно проще.

  • коклюшки;
  • нитки;
  • наполненный опилками валик;
  • плетешок;
  • пенопласт;
  • миллиметровая бумага;
  • сколок;
  • иголки;
  • крючок.
  1. Из пенопласта вырезать основу.
  2. Начертить на миллиметровой бумаге сетку.
  3. Полученный чертеж закрепить на пенопластовой основе.
  4. Намотать нитки на коклюшки и начать плетение.
  5. В верхний из торцов вколоть иголки.
  6. Навестить на них пары коклюшек.
  7. Обвязать верх будущей авоськи и концы ниток при этом спрятать в плетение.
  8. Ориентируясь на схему определить место будущих ручек.
  9. Зафиксировать в нижней части ручки.

  1. Из пенопласта вырезать основу.
  2. Начертить на миллиметровой бумаге сетку.
  3. Полученный чертеж закрепить на пенопластовой основе.
  4. Намотать нитки на коклюшки и начать плетение.
  5. В верхний из торцов вколоть иголки.
  6. Навестить на них пары коклюшек.
  7. Обвязать верх будущей авоськи и концы ниток при этом спрятать в плетение.
  8. Ориентируясь на схему определить место будущих ручек.
  9. Зафиксировать в нижней части ручки.

Мечта детства. Как я научилась плести вологодские кружева

В детстве и я пробовала, вроде как неплохо получалось. Помню, приехал однажды из артели приёмщик. Я сдавала своё сцепное кружево. Он уж и так его крутил, и этак. Потом смотрит на меня круглыми глазами и говорит: «Вот тебе за твоё усердие и отличное качество пыжиковая шапка». Ох и дорого они тогда стоили, эти шапки-то. А у меня особый интерес появился к кружевоплетению. Я даже из-за этого в школу перестала ходить.

К О К Л Ю Ш К И

Одним из главных приспособлений при плетении кружев является коклюшка – деревянная палочка с шейкой, на которую наматывается нить.

Коклюшки могут быть изготовлены не только из дерева, но и из пластмасс, слоновой кости. Коклюшки могут быть точеные, но их также можно легко изготовить при помощи перочинного ножа. Деревянные коклюшки выполняются из сухих кленовых, березовых, еловых и липовых веток. Можно ошкурить весенние ветки ивы. Величина и форма коклюшек зависит от нитей, которые применяются при плетении – при использовании толстых нитей – коклюшки массивные, с большой головкой и несколько увеличенной шейкой для большого наматывания нитей. При использовании тонких нитей коклюшки изящные, тоньше. Для изготовления коклюшек среднего размера берется кусочек дерева длиной 17,5 – 18 см, в диаметре до 1,5 см. С одной стороны приблизительно на 0,5 см от края сделать надрез и от него через 4,5 см сделать второй надрез. Эту часть дерева между надрезами снимаем так, что создается шейка коклюшки для наматывания нитей. Получившуюся коклюшку в грубом виде следует ошкурить наждачной бумагой, закруглить верхнюю и нижнюю часть коклюшки.

Не рекомендуется покрывать коклюшки лаком т.к. при этом они быстрее загрязняются в работе, потеют в руках, а следовательно, загрязняются и нити, находящиеся на них. Рекомендуется чаще мыть коклюшки. А чтобы они не растрескивались и не раскалывались, сохраняли свою форму, рекомендуется прогрунтоватьих.

Можно прогрунтовать их кипячением в кипящем растительном масле, олифе до приятного бежевого оттенка. Просушить не менее трех недель, а затем тщательно вымыть с содой и мылом несколько раз для снятия остатков масла.

Для закрепления работы на подушке – валике требуются булавки. Обычно применяются так называемые декоративные булавки с пластмассовой головкой. Можно использовать и канцелярские булавки с круглой головкой и петлей. Но при пользовании канцелярской булавкой необходимо залить эту петлю клеем «момент» или эпоксидной смолой, чтобы при плетении нити не зацеплялись за эту петлю.

Элементы узора

Самый главный узор вологодского кружева — снежинка. Возможно, что именно эти символы вологодской зимы легли в основу кружевной росписи, которую воспроизводят мастера.

Очень часто в работе используют природные, растительные узоры. Когда кружева выполнялись по заказу, кружевница старалась изготовить изделие со смыслом, используя соответствующий узор.

Салфетка с узором из дубовых листочков

Узор с дубовыми листьями означал защиту, укреплял здоровье. Узор в виде колоска привлекал к владельцу кружева достаток и успех.

Кружевная царевна-лебедь

Оперение птиц также служит отличной моделью для украшения: лебедь означает целомудрие, чистоту; птица феникс приносит удачу; павлин часто появлялся на кружевах по заказу знатных особ.

Кружевная кошка

Геометрические узоры, священные храмы, фигуры всадников и девушек в кокошниках, животные (кошки, собаки, олени) — все, что окружает человека, становится узором.

Кружевной трактор

В советское время на кружевах появлялись самолеты, тракторы, космические аппараты. Для пропаганды советского строя использовались даже такие изящные вещи. Очень удачное решение, поскольку вологодские кружева пользовались популярностью во всем мире.


Кружевной трактор

Основные особенности вологодского кружева

Главной отличительной чертой вологодского кружева является неповторимый крупный узор, вывязываемый толстой сканью (утолщенной нитью) в виде сплошной полотнянки (ленты-полосы полотняного плетения), расположенной на фоне узорчатого плетения. Как правило, скань белая, но в некоторых случаях используют и цветную. Чаще всего мастерицы используют растительный орнамент, но иногда он может иметь вид таких известных предметов, как гребешки, веера или подковки.

Наиболее распространенный характер имеют выразительные формы узоров с основным мотивом пяти – семилепесткового округлого цветка. Такие цветы могут использоваться сами по себе или же украшать раскидистые кусты и могучие деревья. Среди пышных форм фантастически цветущих деревьев и кустов на вологодском кружеве можно часто встретить изображения птиц – сказочных петухов и пав.

Существует два типа вологодского кружева . В первом варианте оно представляет собой кружево без решеток, в котором узоры из полотнянки вплотную примыкают друг к другу, и лишь в нечастых просветах можно увидеть сетку в виде косых диагональных клеток из насновок (небольших овальных или квадратных плотных форм) и плетешков (шнурков).

Второй вариант вологодского кружева, изделия из которого в последние годы особенно популярны, – кружево, в котором прозрачные решетки играют такую же роль, что и плотный орнамент. В таком кружеве органично сочетается густой узор из полотнянки с ажурными решетками из «паучков», плетешков и насновок. Узорные решетки особым образом подчеркивают округлые движения полотнянки-вилюшки, добавляя узору дополнительный декоративный эффект. При этом толстая белая скань, которая введена в полотнянку, еще больше усиливает своеобразный монументальный узор вологодского кружева.

Читайте также:  Как набирать петли крючком

Второй вариант вологодского кружева, изделия из которого в последние годы особенно популярны, – кружево, в котором прозрачные решетки играют такую же роль, что и плотный орнамент. В таком кружеве органично сочетается густой узор из полотнянки с ажурными решетками из «паучков», плетешков и насновок. Узорные решетки особым образом подчеркивают округлые движения полотнянки-вилюшки, добавляя узору дополнительный декоративный эффект. При этом толстая белая скань, которая введена в полотнянку, еще больше усиливает своеобразный монументальный узор вологодского кружева.

История вологодского кружева и имитация его крючком

Кружево — прекрасное творение человеческой фантазии, поражающее своим изяществом и воздушной ажурностью. Этот вид декоративного украшения издавна известен во многих странах мира. Так, в Европе, традиционно ценится итальянское, голландское и ирландское кружево, на востоке наиболее известным считается палестинское кружево, а Россия на весь мир прославилась своим вологодским кружевом.


История вологодского кружева берёт своё начало в XVII веке, именно тогда на Вологодской земле начали плести первые изделия. Развитие кружевоплетения в европейских странах дало толчок к формированию в России кружевного дела как промысла. В двадцатые годы девятнадцатого столетия в помещичьих усадьбах, расположенных недалеко от Вологды, создаются центры кружевоплетения, в которых крепостные кружевницы выплетают ажурные отделки к платьям московских и петербургских кокеток, подражающих европейской моде украшать одежду кружевами.

Материалы и инструменты Плетение на коклюшках Вологодское кружево для тех кто сомневается начать или нет Нитки

Уважаемые мастера и мастерицы, которые хотят попробовать себя в таком виде творчества, как плетение Вологодского кружева, но еще сомневаются. Среди знакомых часто слышу: это трудно, это дорого.
Хочу развеять эти “мифы” и призвать всех, кто сомневается, убрать сомнения и приступить к делу. А так же поделиться тем, как я начинал.

Для начала об основном инструменте плетения – коклюшки
На фото мои самые первые самодельные коклюшки, которые я делал по мастерклассу с этого сайта, к сожалению очень давно и уже не вспомню не автора, не ссылки.
Я брал обычные шпажки для шашлыка деревянные (

30 рублей) и 2 полоски бумаги, широкую для ручки и узкую для кончика. Шпажка 15 см, кончик 0,5см и ручка 10см.
Такие коклюшки не очень удобные, но на 1 раз попробовать можно, зато не дорого. На них я начинал учиться, выплетал основные узоры: плетешок, полотнянку, сеточку. Учился по интернету совершенно БЕСПЛАТНО с одного замечательного сайта, к сожалению, не знаю, можно ли здесь размещать рекламу сайтов. Называется он Кружевница-мастерица, ссылку могу прислать на почту желающим, или может, с разрешения модераторов сайта оставлю здесь. Сайт превосходный, предлагает бесплатно некоторые сколки для начинающих, все подробно рассказывается и показывается на видео, можно задать вопрос, если не понимаешь что-то.
На мой взгляд, научиться плести сможет каждый, если есть желание.

Вторая вещь, которая вам потребуется, это подушка. Подушку я сделал также самостоятельно, сшил 3 чехла из старой простыни. Делал ее лет в 15, гдето прочитал, что их набивают сеном и специально в зоомагазине купил сено для грызунов 🙂 Теперь понимаю, что такую подушку будет удобнее сделать из синтепуха какого нибудь, и намного дешевле (сено обожлось примерно в 140 рублей, а синтепух стоит 100 рублей)

После того, как я понял, что смогу этим заниматься, я съездил в Вологду и купил вот такие коклюшки по 30 рублей за штуку (20 шт.)
Ими плести намного удобнее и легче, чем самодельными, поэтому если у вас возникнут трудности с самодельными, то попробуйте купить, или даже может быть выточить их самостоятельно. По идее такие палочки выточить не очень трудно 🙂

Теперь обжился вот таким скромным наборчиком, на все про все потрачено около 1500 рублей, наибольшие затраты были на нитки и коклюшки.
Я плету в основном льном, есть пара клубков хб и хб+лен.
Так же вам потребуются булавки (с головками-шариками или с плоскими головками, как у гвоздиков, я пробовал обоими, удобнее вторыми), крючок самый маленький. У меня еще есть камешки и бусинки, т.к. вплетаю в свои работы их.

Но конечно главное – это результат, и поверьте, вы останитесь довольными и своими работами, и процессом их создания 🙂 Лично у меня получилось сплести вполне приемлемую салфетку с первого раза, уверен, что у вас тоже получится =) Всем успехов в творчестве!

  • Блог Alexplo
  • Комментировать
  • Сообщить о нарушении
  • Страница для печати

Спасибо, что поделились. Все-таки это редкий вид рукоделия, потому, что кажется сложным. Но если увлечься, все по силам!

Спасибо вам за комментарий 🙂

На самом деле действительно, все окажется вам по силам 🙂 Я уверен в этом

Александр, я даже завидую. изделия в этой технико – просто чудо! Удачи в творчестве!

Уважаемые мастера и мастерицы, которые хотят попробовать себя в таком виде творчества, как плетение Вологодского кружева, но еще сомневаются. Среди знакомых часто слышу: это трудно, это дорого.
Хочу развеять эти “мифы” и призвать всех, кто сомневается, убрать сомнения и приступить к делу. А так же поделиться тем, как я начинал.

Осваиваем плетение на коклюшках

Друзья мои! Поверьте, что это не сложнее, чем плести косички!

Это — медленный процесс, но он — не сложен! И я постараюсь вам это доказать своим мастер-классом, если дочитаете его до конца.

Плетение кружев на коклюшках — это кропотливая работа, требующая усидчивости и терпения, аккуратности и, конечно, много времени. Однако вся эта необыкновенная красота создается очень простыми действиями.

Я бы сказала, что формула красоты кружева заключается всего в двух действиях: перевить и сплести!

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс, который поможет вам сделать первый шаг в освоении сказочного мира кружевоплетения на коклюшках.

Кому желательно освоить эту технику?

Тем, кто шьет, вяжет, вышивает, плетет макраме, тем кто создает одежду и декор для неё, украшения.

Сплести на коклюшках можно не только воротнички,

манжеты, вставки, но и самостоятельные изделия: жилеты, пелерины, шляпы.

Для кукольников уметь плести на коклюшках — значит, суметь сделать эксклюзивный наряд для куклы, «изюминку», которая станет вашей неповторимой и такой изысканной особенностью, как мастера. А учитывая, что размеры кукольной одежды очень малы, вам не придется тратить кучу времени для выполнения кружевных элементов!

Кроме того, осваивая новые техники и приемы рукоделия, вы развиваете свои способности, приобретаете новые знания и умения, расширяете палитру своих возможностей, увеличиваете свою многогранность, как мастера. Вы активизируете свой потенциал и становитесь мультимастером!

Кружева, сплетенные на коклюшках, имеют давнюю и интересную историю.

Зародилось кружевоплетение более 300 лет назад в Европе. В Россию эта техника пришла в 17 веке. До 18 века кружево плели из золотых и серебряных нитей. Дорогое, изысканное, ажурное кружево применялось для отделки одежды высшей знати и дворянства. Царской, дворянской одежды и церковных облачений. Парча и бархат, золотая вышивка, жемчуг и драгоценные камни, кружева из золотых и серебряных нитей использовались для создания роскошной парадной одежды.

Коклюшечные кружева часто называют одним словом — «вологодские». На самом деле существует несколько разновидностей этих кружев, имеющих свое название, свои особенности, так как, развиваясь в России в 17 губерниях, местные кружевницы привносили своё видение, технику, колорит в свои кружевные изделия и тем самым развивая, усиливая отличия кружев в каждой местности.

В Вологодском кружеве непрерывно извивающийся растительный орнамент, образованный плотной полотнянкой-вилюшкой, имеет ажурную фоновую решетку из плетешков с отвивными петельками и плотных насновок, чаще всего продолговатой формы.

В Елецком кружеве плотная полотнянка имеет переходы в ажурную сетку.

Киришское кружево имеет фон из насновок и разреженную полотнянку.

Читайте также:  Как построить летающую тарелку

Рязанское кружево выполняется яркими нитками в численной технике.

Ну, что ж, начнем?

Что нам потребуется для кружевоплетения?

Мы все их видели, знаем и купить их в настоящее время не сложно.Нужно 50-100 штук.

Нам нужны нитки для плетения. Это может быть мулине, ирис, лен.

Еще нам понадобится валик, плотно набитый опилками. Плетут кружева чисто вымытыми руками, особенно — белые кружева!

Для перерывов в работе хорошо сшить чехол для валика, чтобы прикрывать незаконченную работу.

Имейте ввиду, что размер чехла должен быть больше валика настолько, чтобы с легкостью покрывать и все коклюшки, которые участвуют в работе.

Сколок, по чертежу которого мы будем плести кружево.

Иголки, похожие на маленький гвоздик и булавки с шариком на конце.

И самый маленький крючок, так как именно с его помощью, мы будем делать соединение элементов кружева в сцепной технике.

Намотка ниток на коклюшки.

Все кружева, которые вы когда-либо видели, имеют 4 основных элемента, которые выполняются всего лишь двумя действиями.

Сколок мы можем распечатать из книги, можем создать его в специальной программе, а можем нарисовать его сами. И это совсем не сложно.

Делаем набросок карандашом, стараясь понять, почувствовать движение линий, форм в заранее заданных размерах, границах будущего изделия: воротничка, вставки, головного убора.

На следующем этапе воспользуемся плакатным пером, чтобы выдержать нужную ширину полотнянки, которая образует основной узор кружева. Прорисовываем черной тушью и плакатным пером узор вилюшки, чтобы четко и ярко, за счет контраста цветов (белого и черного) представлять, как будет смотреться кружево в изделии.

На третьем этапе изготовления сколка, наложив на рисунок кальку, начинаем прорисовывать точки накола и движения ходовой пары. Внутри полотнянки движение ходовой пары изображается таким характерным зиг-загом.

Вверху вы видите примеры таких разработок сколков.

А сейчас, я хочу предложить вам сплести авоську, которая вам пригодится в хозяйстве. Её сетчатая структура, как никакая другая, позволяет переносить в ней любые по конфигурации предметы и при этом авоська очень компактна, занимает в вашей сумочке очень мало места.

Делаем из пенопласта (можно использовать плитки для потолков) «дощечку».

Чертим на миллиметровке размер сетки.

Не будем на первых порах мудрить со сложным рисунком, как на этих чертежах.

Приклеиваем чертеж на пенопласт.

Наматываем на коклюшки нитки и начинаем плести авоську.

Вкалываем в верхний торец иголочки.

Навешиваем пары коклюшек и начинаем плести.

Начинаем обвязывать верх авоськи, пряча хвостики ниток в вязание. Место для ручек определяем, ориентируясь на схему плетения. Через отверстия внизу ручек, привязываем ручки.

Можно ручки сделать из ниток, оставшихся на коклюшках по окончании плетения и обшить их полоской ткани, подходящей по цвету и качеству. Два варианта ручек авоськи на ваш выбор.

Надеюсь, что мастер-класс был вам интересен и полезен. И что-то интересное для себя увидели даже те, что уже давно и успешно плетет на коклюшках. А те, кто только хотел бы приступить к плетению, перестали думать, что это очень сложно, трудно.

На самом деле, единственно, что вам действительно нужно — это горячее желание плести кружева и аккуратность в работе. Впрочем, это самые важные условия для освоения любого рукоделия! Абсолютно любого!

Если вам понравился мастер-класс, нажмите кнопочку!

Нам нужны нитки для плетения. Это может быть мулине, ирис, лен.

Элементы фона

Существует несколько вариантов заполнения фона для кружева:

  • “Насновки” – это детали, состоящие из плотных овалов или квадратов, заполняющих пустоты между изгибами тесьмы.
  • “Плетешки” – это узор, состоящий из тонких шнурочков, сплетенных в ажурную решетку.
  • Отвивные петельки на “плетешках” – это крученные нити, придающие фону большую воздушность.

Существует несколько вариантов заполнения фона для кружева:

Кружевные хитросплетения в русской глубинке

В ековая история кружева рассказывает, что кружево шьют, вяжут, плетут и даже куют. Русские мастерицы выбрали самый сложный путь — плетение. Коклюшки, валик, бубен, деревянные булавки «спички». Нехитрые приспособления и не оставляющая никаких сомнений кропотливость мастерства. В одном узоре могут переплетаться до ста нитей… В кружевных хитросплетениях разбиралась Наталья Летникова.

Как, например, в вологодском кружеве. В Вологде ремесло зародилось в ХVI веке, а уже спустя три столетия во всех помещичьих усадьбах были свои кружевные «фабрики». Сначала вологодские мастерицы прорисовывали завитушки на бумаге. Эту схему (скол) и плели из нити, перебирая коклюшки. В Вологде отличительная особенность кружева — плотная тесьма узора, так называемая велюшка, а любимый орнамент — снежинка с белой опушкой.

В ХVIII веке кружево пришло в Елец. Тонкие и ажурные нитяные паутинки. Елецкое кружево со своим характером: растительный и геометрический узор выполняют в основном сеткой. Любимый орнамент — «елецкий край» и «шашки», «пустушка» и «сливочки». К началу ХIХ столетия елецкое кружево по объемам занимало первое место в России, а в 1873 году изящные салфетки и скатерти покорили изысканную Вену.

Вятские, или кукарские, кружева известны уже более двух столетий. В конце ХIХ века в слободе Кукарка под Вяткой была открыта земская школа кружевниц, где преподавали ученицы Мариинской школы из Петербурга. На вятских кружевах порхали бабочки и распускались пышные цветы в окружении ромбов и зигзагов. Вдохновляли мастериц природные мотивы и даже звон коклюшек. Те, что из березы и вереса, звучат особенно мелодично.

Единственное в мире цветное коклюшечное — михайловское кружево. Плетут разноцветные узоры по устоявшимся традициям в Рязанской губернии, в старинном городке Михайлове. Главный цвет — красный, его разбавляют желтые, зеленые, голубые и даже черные узоры. «Бубенцы», «городки», «павлинки» окаймляют праздничные костюмы, рушники и скатерти. До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы.

Слабо беленый лен с золотой нитью — визитная карточка галицкого кружева Костромской губернии. Изысканными мотивами в стиле рококо зашифрованы птицы-павы, двуглавые орлы, трилистники. Кружевницы из Галича плели для парадных случаев и наравне с незамысловатыми шелковыми полосками отдавали предпочтение светским сюжетам. На тонкой основе прогуливались дамы и кавалеры. Расцвет промысла пришелся на ХVIII век.

Калязинскому кружеву пошло уже шестое столетие. Золото, серебро, шелк, жемчуг и даже пух. В узоры вплеталось буквально все, что было под рукой. «Пройдите днем или вечером по Заволжской монастырской части города — и вы услышите звон коклюшек», — писали путешественники в ХIХ веке. Плело все женское население по 16 часов в сутки, но после революции промысел пришел в упадок, и сохраняют ремесло лишь усилиями энтузиастов.

Белёвское кружево зародилось в монастырских стенах. Монахини Белёва Тульской губернии плели мерное кружево из золотой и серебряной нити для знатных особ и священников. Светские нотки в ремесло привнесли крепостные. Замкнутый орнамент из тесемок, квадратов, «паучков» и «змеек», но уже из льняных и хлопчатобумажных, стал неплохим доходом. Кокетки — накидки и косыночки — главный ассортимент белёвских кружевниц.

Старинное название захожского, или киришского, кружева — галунцы. Традиционное ремесло Ленинградской области. Восемь деревень, окруженных лесами. Места, именуемые «захожи»: гостей дожидались нечасто. Это пошло на благо промыслу — сохранило от влияния городских мотивов. В Киришах кружева плели поверх уже готового узора, часто без схем (сколков) — от себя. И для себя: изделия не продавали, откладывали как приданое и дарили.

Балахнинское кружево родом из Нижнего Новгорода. Мастерицы подошли к работе технически: в ХVIII веке изучили орнаменты французских и бельгийских кружев и создали собственный «балахонский манер». Черные, кремовые или белые цветы, листья, плоды и визитная карточка — балахонская роза. Узоры символизировали любовь и рай на земле. «Балахна кружавничает» и по сей день, но это уже не промысел, а женское рукоделие.

Промысел по помещичьему велению. В ХVIII веке помещица из Мценска Протасова пригласила двух бельгийских кружевниц для обучения девушек с местной мануфактуры. Так появилось самое крупное кружевное производство — 1200 мастериц. Плели для царского двора. Лицо мценского кружева — геометрические мотивы. Сегодня ремесло развивается вполне благополучно: до сих пор работает школа кружевниц и промысел не забыт.

Читайте также:  Как освоить курс вязания

Белёвское кружево зародилось в монастырских стенах. Монахини Белёва Тульской губернии плели мерное кружево из золотой и серебряной нити для знатных особ и священников. Светские нотки в ремесло привнесли крепостные. Замкнутый орнамент из тесемок, квадратов, «паучков» и «змеек», но уже из льняных и хлопчатобумажных, стал неплохим доходом. Кокетки — накидки и косыночки — главный ассортимент белёвских кружевниц.

Расположение узоров

Узоры на изделиях обычно располагаются по окружности широкими каймами со свободной или заполненной орнаментом серединой, идут по периметру изделия, собираются в полосы разной ширины, могут быть распределены по всему ажурному фону.

Композиции часто строятся из зеркально симметричных мотивов, придающих кружеву строгость и особую статику. Отличительной чертой вологодского кружева является большое разнообразие фоновых решеток.

До 40-х гг. прошлого века преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия — дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды — воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки и перчатки.

Вологодское кружево

Невозможно представить культуру Волгограда без вологодского кружева. Узорное ремесло впору назвать древним: его истоки идут от XVI-XVII веков, особую популярность оно получило во время расцвета Российской Империи. Основными приемами кружева является выведение льном узоров из звездочек, розеток, замысловатых круглых орнаментов, которые использовались не только на одежде, но и на салфетках, предметах домашней утвари. Для создания такой красоты кружевницы используют деревянные спицы под названием «коклюшки», подушка-валик, сколок, несколько булавок, моток отбеленного (не обязательно) льна и собственную фантазию. Во времена крепостного права их таланты высоко ценились: при мало-мальски богатой усадьбе содержались работницы, умело управляющиеся со льном и коклюшками. Если у помещика было много денег, то в губернии создавалось кружевное производство. Результаты труда десятков женщин отправлялись сначала в Москву, а затем – в новую столицу России Санкт-Петербург.

Но почему же прославилось именно вологодское кружево? Отдельным видом искусства оно стало с начала-середины XIX века, когда рядом с Вологдой в селе Ковырино предприимчивая помещица Засецкая основала свою «фабрику» по снабжению представителей российской знати кружевными украшениями. Молодые девушки и умелые женщины плели тонкое, почти прозрачное кружево для платьев, белья, камзолов и других предметов гардероба состоятельного горожанина. Отличалось от других оно не только превосходным качеством, но и западноевропейскими узорами, которыми вдохновлялись работницы. Именно эти произведения искусства стали эталоном народного плетения кружевом, набирая известность за пределами империи. Повторить необычайные узоры вологодских кружевниц не сумел никто, поэтому, по статистике за 1912-ый год, в Вологде работало 40 000 промышленников. Учить ремеслу детей начинали с 5-6 лет, причем не только девочек, но и мальчиков, и к пятнадцати годам подмастерье с большой вероятностью становились мастерами и учителями, передавая необычную технику и секреты другим таким детям.

Помимо непосредственно исторической справки, в Волгограде кружевные рубашки до сих пор пользуются большим спросом. Еще во время бытия Российской Империи, в селах и деревнях Волгоградского края существовала традиция «пойти на перебаску». Так как кружевное плетение было основным ремеслом женщин, сразу после свадьбы девушка, вышедшая замуж, надевала на себя все рубашки, сплетенные ей до замужества. Количество и качество рубашек говорило о духовном и материальном богатстве невесты, а теперь уже и жены. Свое отражение традиция нашла в русских народных сказках, многие из которых были написаны Александром Пушкиным: его королевны и царицы то и дело представлялись читателю в шелках и кружевах.

Сейчас технологию кружева из женских рук перевели в механизмы. Машинное полотно, которым отделывают дорогую одежду, также является кружевом, что в данном случае не верно – на то, что делали русские кружевницы, полотно может быть схожим лишь внешне. В XXI веке все сложнее разделять ручную работу от машинной, поскольку ручное производство может быть на загляденье красивым, но с едва заметными ошибками, когда как машина все проделывает идеально – и это лишает кружево ценности. Однако, по мнению стилистов и модельеров, мода на кружева даже в повседневной одежде еще не скоро пройдет. Всемирно известные женщины Америки и Европы по-прежнему используют русское кружево в своем гардеробе: так, например, звезда многосерийного проекта «Игра престолов» Эмилия Кларк пришла на лондонскую церемонию в желто-синем кружевном платье от дизайнеры Ульяны Сергеенко. Ее работы вообще популярны у западных актрис и моделей: Бейонсе, Дита фон Тиз, Кейт Хадсон – все они предпочитают платья и наряды Сергеенко, не раз выходя в них в свет. Не отстают и русские знаменитости эстрады – Иосиф Кобзон вместе с женой часто посещают мероприятия, где демонстрируются лучшие ажурные работы. Сотрудники «Снежинки» подарили ему валенки ручной работы, с вышитыми на ним кружевом и бисером. Помимо творческих деятелей, компания не обделила и любимых в Вологде людей – экс-губернатору области Вячеславу Позгалеву был подарен самовар с кружевными декорациями из льняных нитей и росписью.

Возвращаясь к отечеству и истории кружева, нельзя не упомянуть «Снежинку». «Снежинка» — это вологодская организация текстильной промышленности, существующее с 1930-го года. На момент 2017-го года, это одна из самых известных фабрик вологодского народного кружева. Среди работников предприятия можно отыскать легендарные в области плетения имена – Вера Веселова, Елена Мельникова, Виктория Ельфина и многие другие мастерицы XX века. «Снежинка» не принимает машинный способ плетения, в компании работают исключительно высококвалифицированные рукодельницы и мастера. Компания ревностно сохраняет не только вологодские традиции, но и саму трудолюбивую суть тонких, неповторимых узоров. Продукция компании имеет широкий ассортимент: не ограничиваясь лишь одеждой, фирма выпускает скатерти, занавески, покрывала, салфетки и многое другое, что активно используется в интерьере квартиры или дома. Недаром со «Снежинкой» ассоциируется красота севера России. Ознакомиться с полным каталогом можно на официальном сайте компании, где также много информации о стиле вологодского кружева, истории и значения ремесла в современном мире.

В XXI веке кружевные изделия, тем более выполненные вручную, являются признаком не только моды, но и богатства. Не каждый может позволить себе рубашку с узорчатой отделкой, выполненной традиционным способом из столицы российского кружева. Именно знаменитости, власть имущие и просто богатые люди подчеркивают свою уникальность с помощью ажурных сплетений изо льна, выполненных руками живого человека, а не механизмом запрограммированной машины. Пока есть мастера и кружевницы, пока они готовы обучать ремеслу других людей – оно будет жить не только в России, но и за ее пределами. Так, например, в 1958-ом году в Брюсселе «Русские мотивы» (занавес из Вологодчины) был удостоен высшей наградой Гран-при. Чтобы ближе познакомиться со всеми деталями тончайшего ручного ремесла, можно посетить Музей кружева, открывшийся в Вологде в 2010-ом году. Основная экспозиция, не включая дополнительные выставки, состоит из более 500 предметов, многие из которых имеют историческую ценность.

Возвращаясь к отечеству и истории кружева, нельзя не упомянуть «Снежинку». «Снежинка» — это вологодская организация текстильной промышленности, существующее с 1930-го года. На момент 2017-го года, это одна из самых известных фабрик вологодского народного кружева. Среди работников предприятия можно отыскать легендарные в области плетения имена – Вера Веселова, Елена Мельникова, Виктория Ельфина и многие другие мастерицы XX века. «Снежинка» не принимает машинный способ плетения, в компании работают исключительно высококвалифицированные рукодельницы и мастера. Компания ревностно сохраняет не только вологодские традиции, но и саму трудолюбивую суть тонких, неповторимых узоров. Продукция компании имеет широкий ассортимент: не ограничиваясь лишь одеждой, фирма выпускает скатерти, занавески, покрывала, салфетки и многое другое, что активно используется в интерьере квартиры или дома. Недаром со «Снежинкой» ассоциируется красота севера России. Ознакомиться с полным каталогом можно на официальном сайте компании, где также много информации о стиле вологодского кружева, истории и значения ремесла в современном мире.

Добавить комментарий