Как плести из ириса

Проводим подсчеты

Прежде чем приступать к подсчетам, желательно четко определить размер и форму изделия.

После этого следует рассчитать количество материалов, необходимых для работы:

  • бисер белого, фиолетового, зеленого, желтого цвета – примерно 24 рубля на каждую упаковку;
  • проволока 0, 3, 0,4, 0,6, 1,8 мм – примерно по 120 рублей.

Инструменты, аксессуары, емкость для цветка можно свободно приобрести в специализированных магазинах за приемлемую цену.

  • бисер белого, фиолетового, зеленого, желтого цвета – примерно 24 рубля на каждую упаковку;
  • проволока 0, 3, 0,4, 0,6, 1,8 мм – примерно по 120 рублей.

Узлы для плетения фенечек из ниток

Для того чтобы начать плести красивые нитяные фенечки, необходимо запомнить четыре основных узелка и их обозначения в схемах.

Выделяют только два простых (петельных) узла – правый и левый петельные узлы.

Петельные узлы бывают двух видов

Чтобы сделать первый из них, необходимо, чтобы рабочая нить была справа от узелковой. Ряды, состоящие из таких узлов идут справа налево.

Рабочая нить для левого петельного узла должна находиться в противоположном положении. Ряды при этом идут слева направо.

Узлы эти, чаще всего, завязываются попарно.

Существуют следующие типы узлов:

  • прямой (левый-левый);
  • обратный (правый-правый);
  • левый фриволите (левый-правый;
  • правый фриволите (правый-левый).

Выполнение этих узлов можно узнать, внимательно изучая схемы плетения.

Поначалу вникнуть во все нюансы такого нехитрого дела, как фенькоплетение кажется трудным, однако вскоре после начала работы пальцы автоматически начнут затягивать узелки, а нити перекладывать в нужные стороны.


Если же нитки с конца и начала не совпадают, то цикл является неполным.

Шаг 3

Уложите таким образом все пять поперечных стеблей.

10/01/2010 14:53:17 Никита: Kusake:думаю это хорошая идея,А как именно “оплести”.Может взять что-то помягче. Вы могли бы сделать мне это на рисунках.

Особенности работы

Забор из камыша – натуральное и довольно оригинальное ограждение.

Начинаем с заготовки материала. Камыш растет практически везде возле рек и заготовляется в сентябре-октябре. В этот период растение имеем период оптимальную высоту, что немаловажно при сооружении ограждения. Перед началом плетения нужно сделать простой стол-верстак для изготовления матов. Длина вашего стола должна соответствовать высоте будущего забора. Выкладываем на стол материал толстым слоем в диапазоне от 15 до 20 см. Затем на него выкладываем доски, при помощи которых фиксируются стебли растения. Далее выполняем прошивку. Она очень похожа на прошивку обычного веника.

Прежде чем сделать плетеный забор из камыша, следует подумать о крепежной системе ограды. Использовать можно различные материалы, например, деревянные балки. Но лучше и надежнее — металлические столбы или трубы. Готовые, прошитые маты крепим к столбам при помощи проволоки. Ограждение обязательно следует обработать специальным защитным противопожарным средством, так как камыш при определенных условиях вспыхивает как спичка. Существуют различные вариации при изготовлении. Например, можно сделать ограждение с поочередным использованием секций, а также применением веток и матов. Отличный вариант можно сделать с помощью сетки – рабицы.


Особого внимания заслуживает изготовление забора из камыша. Он будет иметь привлекательный вид, в то же время – недорогой и очень простой в заготовлении материалов. Как плести забор из камыша, рассмотрим дальше.

Плетем камышовый футляр для банки

С древнейших времен люди оплетали мягкими стеблями растений керамическую и другую бьющуюся посуду, предохраняя ее от повреждений при ударах и падении. И при этом замечали, что такие “футляры” помогают дольше сохраняют внутреннюю температуру. Да еще и весьма декоративно выглядят.

В мире пластика и прочих синтетических материалов хочется вспомнить эти технологии, почувствовать пальцами мягкость и упругость такого материала, вдохнуть запах влажной травы. Попробуем так оплести простую банку с крышкой, например пустую банку из-под кофе.

Одним из традиционных материалов для такого оплетания в наших широтах всегда был камыш озерный. Это ботаническое название, а в обиходе камышом у нас что только ни называют. И тростник (с метелками) и рогоз (коричневые початки). Из рогоза тоже плетут, но там свои нюансы в выборе правильного материала. С камышом полегче будет. Какой ни есть нарезал и плети, лишь бы в воде рос, а то слишком ломкий будет.

Камыш озерный растет в медленной или стоячей воде и не имеет листьев. Точнее, листья есть, но в виде прикорневых чешуек. Все растение состоит из сужающегося круглого в диаметре стебля, к лету на концах формируются метелочки из коричневых «шишечек». Вот какой он.

Существует еще более тонкий камыш — Камыш трехгранный. Как видно из названия, стебель у него не круглый, а трехгранный. У него более тонкие, нежные и пластичные стебли. Если у озерного камыша стойки в конце плетения обычно обрезают или под углами изгибают, на камыше трехгранном концы стоек можно даже заплести в самую причудливую загибку из арсенала плетения из лозы.

Здесь, на фоне собачек, спасающихся в донской воде от жары, камыш трехгранный — тот, что слева. Тот, что справа я определила как камыш морской, он из семейства злаковых, как и тростник.

Вот — тот же камыш трехгранный уже в высушенном виде.

Высушенный, он более хрупкий и нежный, чем камыш озерный, хранить надо осторожней. Зато размоченный — сгибай как хочешь.

Камыш можно заготавливать с лета до осенних заморозков.

На плетение годятся части стебля с плотной губкой внутри (как на фото выше), но самую толстую и жестковатую часть стебля уже трудно переплетать, поэтому стебли срезают не под самый корень. Верхушку с шишечками тоже отрезают — пусть семена падают в воду и прорастают, если вызрели.

В итоге — получаются хлысты примерно 1-1,5 метра длиной.

На сушку стебли раскладывают так, чтобы проветривались, и высушивают — несколько суток, в зависимости от температуры воздуха. Ни в коем случае не сушить у нагревателей или батарей отопления, чтобы не пересушились и не стали хрупкими и ломкими! В процессе сушки надо стебли немного ворошить, чтобы не запрели. Поврежденные насекомыми (с коричневыми или черными точками) сразу выбрасывают.

Стебли, нужное количество, увлажняют непосредственно перед плетением. В условиях городской квартиры можно завернуть в несколько слоев хорошо намоченной старой (рваной/потрепанной) льняной ткани по длине стеблей, дополнительно сбрызнув стебли из пульверизатора. Сверток из ткани заворачивают в кусок пленки. Кладут так на несколько часов, от 5 до 10, зависит видимо от того, насколько долго стебли сохли. Например, если собираемся плести с утра, можно положить так на ночь.

Готовые к плетению стебли должны быть влажными по всей поверхности и внутри, но не мокрыми, не переламываться при изгибе. Плести удобнее всего на деревянном (нелакированном!) столе. За неимением его, можно, сидя в любимом кресле, просто положить на колени доску (ДВП), как делаю и я.

На плетение чехла для банки нужно примерно 20-30 стеблей. Тут многое зависит от их длины и толщины. Из той пачки, которая выше на фото, они там уже увлажненные, у меня ушло примерно 2/3, а толщина их была где-то 6-7 мм в середине стебля, а длина немного больше метра.

Итак, начинаем. Банка у нас вымыта, отчищена от этикеток и высушена, вытерта изнутри. Меряем, какая нам нужна длина стоек: это две высоты банки плюс больший из диаметров дна.

От толстых частей восьми самых толстых стеблей отрезаем эту длину. Более тонкие части нам еще пригодятся в плетении. Кладем их обратно в мокрую ткань. Во время работы все подготовленные стебли лежат, завернутые в эту ткань, слегка прикрытые пленкой. Чтобы не высыхало, но и брать было удобно.
Донышко нам нужно плоское, поэтому переплетаем стойки в их середине как нити ткани. Удобнее сначала сделать перекрестье двух, затем добавлять по одной в длину и ширину. Итог должен получиться на 3-4 см меньше донышка банки.

Если донышко нужно вывести на овал, а пока получился квадрат, можно в одном из направлений немного подбить стебли друг к другу, в другую равномерно разредить, чтобы получился прямоугольник нужных пропорций.

Теперь берем длинную тонкую камышину, проминаем ее по всей длине и сгибаем нестрого пополам.
Этой петлей захватываем две стойки.

Чуть подтягиваем, чтобы петля плотно охватила стойки. Сразу объясню, как важно это подтягивание. При высыхании стебли камыша сжимаются, и плохо стянутое, рыхлое плетение начинает свободно болтаться вокруг стоек, это и некрасиво и абсолютно нефункционально. Плетение перестает плотно прилегать к банке — нехорошо.

Оплетаем стойки дальше.

Задняя камышина идет вперед, передняя над ней — назад, за вторую пару стоек. Заднюю — чуть подтягиваем, легонько дергая и придерживая стойку. Плетение должно плотно стягивать стойки, но оставаться в плоскости. И по этому принципу идем дальше по периметру, охватывая каждый раз пару стоек.

Если стойки пытаются расползтись, чуток прижимайте их к поверхности. Доходим до начала первого ряда плетения и дальше оплетаем уже по одной стойке, подтягивая каждый раз рабочие камышинки.

Важно! Держите рядом пульверизатор для цветов с чистой водой и время от времени хорошенько сбрызгивайте работу: и стойки и рабочие камышинки. После этого дайте им полежать пару минут, чтобы немного впиталось и продолжайте плести.

Если брызгать неудобно, можно заворачивать на 5-10 минут в ту же ткань, где камышинки хранятся и в пленку сверху. Заодно и отдохнете немного.

Когда камышинка уже близка к концу (7-10 см), она наращивается новой внахлест. Мне удобней плести толстыми концами вперед и накладывать тонкий конец на толстый, но каждый плетельщик выбирает свою технологию.

Пока плетем в плоскости, можно новую приложить к старой, уже заканчивающейся, и плести дальше двумя. Свободный кончик, чтобы не мешал, можно завести под стойки.

Тут заранее покажу, как можно наращивать камышинки уже на примере плетения стенок.

Можно «воткнуть» кончик параллельно с удлиняемой камышинкой. Здесь коричневая камышинка — новая. Заводится в плетение под рабочую и подпихивается за плетение примерно за одну стойку вглубь.

Можно заложить между стойками и банкой кончик новой камышинки и потом накрыть его следующим рядом плетения.

Главное — это после стыка 2-4 стойки оплетать двумя состыкованными камышинками вместе. Потом старый кончик подрезается если нужно и заправляется за стойки, к банке. Совсем толстые, жесткие кончики надо срезать, не пытаться их вплетать до самого конца. Мы с вами оплетаем банку, у нас одна сторона будет изнаночной, поэтому лучше сразу все кончики- начала и концы — заправлять назад.

Читайте также:  Как вязать митенки крючком

Надо постараться не делать стыки обеих камышин в одном месте, рядом. Стык это всегда утолщение плетения, лучше подгадывать место стыка длиной камышин (одну брать длиннее, другую короче) или специально обрезать лишнюю длину.

Когда наш плетеный круг или овал принимает размер донышка, еще раз смачиваем стойки из пульверизатора и аккуратно изгибаем их вверх у самого края плетения.

Следующий ряд начинаем плести, фиксируя стойки перпендикулярно донышку. Хорошо натягиваем рабочие камышинки. Мне было всегда удобно на каждом шаге подтягивать камышину, которая идет из- за стойки. То есть: завести-подтянуть, завести-подтянуть. Стойку же эту в это время удерживать вертикально, чтобы ее не повело вбок от этого подтягивания.

После одного-двух вертикальных рядов можно в этот «подстаканник» вставить банку. И остальные ряды плести уже плотно вокруг банки. Поначалу банку надо придерживать, чтобы не выскользнула из плетения, но где-то с середины банки она уже хорошо держится.

Стебли камыша никогда не бывают одного чистого цвета, они оливковые, бледно-оливковые, коричневые, желтые. Сочетая эти цвета, можно создавать простые узоры. Да и случайная смена оттенков в рабочих камышинках тоже создает интересный узор на поверхности.

Так доходим до верха банки. На плетение последних рядов лучше заранее подставить самые тонкие камышинки, так легче в нужный момент закончить плетение, чтобы оплетка не залезла на место, где будет крышка.

Я же немного увлеклась, но переделывать не буду.

После окончания плетения от двух рабочих камышинок оставляют хвосты по 10 см примерно и петлей из жесткой проволоки заправляют их вдоль следующей стойки под 3-4 ряда плетения.

У меня такой петлей давно работает толстая канцелярская скрепка, выпрямила ее, затем согнула пополам и вставила в ручку от “убитой” лаком кисточки. Удобный получился инструмент.

Петлю немного изгибают и осторожно, чтобы не прорвать влажные камышинки оплетки, просовывают под плетение снизу вверх. Вдевают свободный кончик камышинки и петлей также осторожно вытягивают вниз. Если трудно просунуть петлю под 4 ряда, лучше сделать под 2, потом еще под два.

Кончики удобно отрезать кусачками или ножницами с тонкими кончиками. У заправленных рабочих камышинок — вплотную к плетению, но стараясь не «укусить» само плетение. У стоек — оставляют небольшие «пеньки», которые не позволят плетению соскочить.

Оплетеную банку еще раз сбрызгивают водой, обминают со всех сторон, особенно проминают донышко, чтобы оно стало плоским.

Сушат около суток, в комнатной температуре. Банку, например, можно поставить на крышку, чтобы все стороны сохли равномерно.

Теперь в баночку можно насыпать сухие приправы, любимый чай или травяной чайный сбор, все что пожелаете!

Если плетеный футляр немного испачкается в процессе жизни, можно его потереть с мылом, затем смыть мыло влажной тряпкочкой и подсушить. И пользоваться дальше, в свое удовоольствие.

По такому же принципу можно оплести и бутылку. Очень колоритно получится.

Если остались еще стебли, можно сплести подставочки, например под горячую кружку. Достаточно 8 неочень толстых отрезков на стойки, длиной около 12-15 см и 5-7 камышинок, чуть тоньше стоек в диаметре.

Плетется подставка так же, как плели донышко под банку. Когда доходим до нужного диаметра, кончики заправляем под 3-4 ряда плетения, стойки отрезаем, оставляя небольшие пенечки. Подставку еще раз увлажняем, если подсохла и проминаем, чтобы стала плоской. Для маленькой подставки достаточно 8 стоек, на подставку большего диаметра стоек нужно больше.

Попробуйте сами и получите удовольствие от работы с таким приятным материалом.
Но если в ваших широтах камыш уже увял, можете пока потренироваться на газетных трубочках, покрасив их в растительные цвета, а уж летом обязательно доберитесь до мест, где камыш растет.

Плетется подставка так же, как плели донышко под банку. Когда доходим до нужного диаметра, кончики заправляем под 3-4 ряда плетения, стойки отрезаем, оставляя небольшие пенечки. Подставку еще раз увлажняем, если подсохла и проминаем, чтобы стала плоской. Для маленькой подставки достаточно 8 стоек, на подставку большего диаметра стоек нужно больше.

Подставки под горячую посуду.

Подставки под горячую посуду, сплетенные из камыша и рогоза, отличаются прочностью и долголетием. На них можно смело ставить горячую посуду, не опасаясь повредить клеенку или скатерть: листья рогоза и особенно пористый ствол камыша плохо пропускают тепло и являются прекрасными теплоизоляторами. Кроме того, посуда ставится на такую подставку без того раздражающего лязга, который издают металлические подставки. Важно и то, что горячий чайник или кастрюля не соскользнут с подставки, если даже стол по каким-либо причинам вдруг сильно наклонится. Срок службы камышовой и рогозовой подставки, разумеется, при эережном к ней отношении, не менее а десяти-пятнадцати лет.

Начинают изготавливать подставку, используя простое плетение “в клеточку” (рис. 6).

Рис. 6 Плетение подставки под посуду: а– крепление камышины для “веревочки”; б и в – формирование “веревочки”; г – заделка бортов шнуровальным шилом.

Под прямым углом друг к другу переплетают двенадцать камышин. Затем берут новую камышину, огибают ею одну из крайних стоек простого плетева (рис. 6, а) и формируют вокруг последнего “веревочку”, поочередно оплетая все 24 свободных конца (стойки), стараясь, чтобы в результате образовался правильный круг (рис. 6, б и в). Чтобы “веревочка” ловилась по кругу, ее стараются как можно туже стягивать на углах плетева. Когда закончите первый виток “веревочки”, а он самый трудный, второй ряд плести намного проще.

Когда сделаете три-четыре витка “веревочкой”, не возбраняется перейти к простому плетению. Но чтобы ряды такого плетения шли непрерывно по спирали, необходимо иметь нечетное число стоек. В данном случае у подставки 24 стойки, распущенные веером по кругу, поэтому просто отрежьте одну стойку или прибавьте еще одну.

Как поступить, решайте сами: если стойки расположены слишком плотно, то лучше одну стойку удалить, а если свободно — прибавить. Чтобы вставить дополнительную стойку, новую камышину просовывают рядом с какой-либо изначальной стойкой с помощью шила со специальным отверстием на конце (о конструкции шила мы расскажем чуть позже).

Теперь все стойки, в том числе и дополнительную, если она предусмотрена, поочередно проходят “круговой” камышиной, обводя ее последовательно вокруг каждой из стоек и формируя столько рядов, сколько требует размер подставки. В отличие от плетения “веревочкой” здесь камышины не перекручивают, а лишь стараются уложить их достаточно плотными рядами. Но для прочности последний виток опять делают “веревочкой”.

Закончив плетение, приступают к заделке бортов. При наиболее простом способе заделки конец каждой стойки просто-напросто втягивают в плетево рядом с соседней стойкой. Шнуровальное шило “от центра” просовывают вдоль одной из стоек (рис. 6, г), вставляют в его отверстие конец соседней стойки и втягивают ее внутрь. Затем шило направляют вдоль следующей стойки и втягивают в плетево конец предыдущей. Таким же способом заделывают и все остальные концы стоек.

Стойки можно просовывать в плетево и не до конца, а оставлять по краям небольшие петли. Причем, петли по желанию делают либо прямоугольные, либо треугольные. Кстати, для декоративного оформления подставки эффективно использовать сразу и ту, и другую петлю. Чтобы получить петлю, стойку разглаживают рукояткой шила так, чтобы она стала плоской, и заостряют ножницами конец. Просунув вдоль стойки шило, в отверстие последнего вставляют острый конец стойки и втягивают ее в плетево, оставляя лишь небольшую петлю, которую расправляют так, чтобы получился треугольник (рис. 7> или прямоугольник.

Рис. 7 Заделка бортов плетева: а – работа шнуровальным шилом; б – треугольная петля.

Стойки можно просовывать в плетево и не до конца, а оставлять по краям небольшие петли. Причем, петли по желанию делают либо прямоугольные, либо треугольные. Кстати, для декоративного оформления подставки эффективно использовать сразу и ту, и другую петлю. Чтобы получить петлю, стойку разглаживают рукояткой шила так, чтобы она стала плоской, и заостряют ножницами конец. Просунув вдоль стойки шило, в отверстие последнего вставляют острый конец стойки и втягивают ее в плетево, оставляя лишь небольшую петлю, которую расправляют так, чтобы получился треугольник (рис. 7> или прямоугольник.

часть 3 Корзинка из камыша

Корзинка из камыша

Подобно конфетницам и хлебницам из камышовых стеблей можно плести различного рода корзинки. Хозяйственные корзины чаще делают из ивы, но достаточно прочную, легкую и удобную корзину можно сплести и из камыша.

Рис. 118. Корзинка из камышовых стеблей

Дно плетут из 12–14 продольных стеблей камыша, переплетая их с 6–8 поперечными. Количество стеблей зависит от предполагаемых размеров изделия.

Ручки готовой корзины оплетают «отделочным» плетежком, используя соломку или камыш. Как и всегда, использование камышинок различных цветов и оттенков улучшает эстетические характеристики корзины.

Изготовление цветочного кашпо

Рис. 119–120. Донышко кашпо. Начало плетения и общий вид

Рис. 121. Донышко кашпо. Вид сбоку

Донце кашпо нельзя изготовить описанными выше способами, так как в нем должно быть отверстие для стока воды.

Чтобы выплести донышко цветочного кашпо, концы 14–16 побегов камыша переплетают двумя-тремя рядами «веревочки», разложив их по радиусам. Последующие ряды выполняют простым “плетением, а к «веревочке» вновь обращаются, начиная выплетать основание стенок. Плетение можно вести непосредственно на том горшке, на котором оно будет установлено.

Когда-то, в дополимерную, допенопластовую эпоху, почти единственным способом защитить бутылку от ударов было оплести ее камышом или соломкой.

Рис. 122. Оплетка стенок бутыли

Рис. 123. Донышко бутыли

Камыш легкий и пористый, служит надежной теплоизоляцией, долго сохраняя прохладу даже в жаркий день.

Рис. 124. Баллон, оплетенный камышом

В любом романе ХVII-ХIХ века непременно присутствует “оплетенная соломой бутыль доброго вина”. Но сейчас эти традиции забыты. Между тем оплести бутылку сравнительно легко и просто.

Разумеется, точно так же можно оплести различного рода баллоны и банки; разумеется, чем крупнее вы выбрали стеклянное изделие, тем толще и прочнее должны быть использованные в его оплетке стебли камыша. В некоторых случаях желательно вводить в конструкцию плетева веревку, увеличивающую его прочность. Кроме того, если вы решили оплести, например, десятилитровый баллон, не забывайте о необходимости монтажа ручек, для которых нужно предусмотреть самостоятельные элементы силового крепления

Донышко оплеток бутылей выполняются уже описанным способом, затем бутыль помещают на него, поднимают стойки вдоль стенок бутылки и оплетают их соломой или камышом. Оплетая бутыль, мастера прикрепляют к ней ручку, а иногда и деревянное горлышко.

Читайте также:  Как вязать спицами берет

Простейший способ сделать ручку — вплести в оплетку соответствующим образом изогнутый ивовый прут, для прочности вверху его огибают вокруг горлышка бутыли, прочно закрепив шпагатом, внизу — вплетают в «веревочку», идущую вдоль основания донышка. Поверху прут оплетают отделочным плетежком.

Пока стенки бутыли остаются вертикальными, не меняется и количество стоек в оплетке. Там же, где бутыль начинает сужаться, стойки начинают постепенно убирать одну за другой, аккуратно срезая их, чтобы плетево продолжало оставаться тесно прижатым к горлышку. У горлышка бутыли стоек останется совсём мало. Здесь провязывают два-три ряда «веревочки» и заделывают стойки в ее толщу с помощью шнуровального шила.

До сих пор мы соединяли при плетении ветви основы помногу сразу, одну за другой, направляя оплетающие их стволики поперек их всех. Но существует иной способ плетения, когда соединяют только две ветви основы, по всей длине, и лишь затем переходят к следующей, соседней паре. Оплетающие стволики при этом, разумеется, направлены в общем и целом не поперек, а вдоль стволиков основы. Этот простой и удобный способ плести “кружева из травы” называется “вязка узлом” или “бантом”.

Рис. 125. Плетение “бантом”

Смысл техники заключается в том, что, охватив одной петлей два соседних стволика основы, эту петлю затем не прячут, а, наоборот, выявляют, обертывая ее несколько раз все той же соединительной бечевкой (или соломиной). Несколько «расставляя» ветви спирали, являющейся основой, этот способ плетения позволяет заполнять значительные плоскости нарядным ажурным плетением.

Рис. 126. Плетение «бантом» с усилением элемента декоративности

Плотность плетения можно менять, увеличивая или уменьшая расстояние между “бантами”.

Рис. 127. Плетение «бантом» по зигзагообразной основе

При плетении по спирали с каждым новым витком диаметр круга увеличивается. Весьма изящная картина получается при этом, если, слегка меняя расстояние между бантами, постараться, чтобы на один бант в предшествующем витке спирали приходилось два банта в последующем нитке. Вся плоскость оказывается пронизанной единым ритмом.

Разумеется, основу плетева можно уложить не округлой спиралью, а, например, прямоугольной или зигзагами, не меняя ничего в самом способе плетения. Это приведет к новым, оригинальным и интересным вариантам заполнения поверхности.

Рис. 128. Плетение «бантом» по спиральной основе.

Предложенную технику плетения можно применить к изготовлению прямоугольной сумки. Она плетется из трех деталей — одна, большая, представляет собой обе широкие стенки и донышко сразу, две другие — это правая и левая стенки. Кроме того, соломкой оплетают длинную кольцевую веревку (или жгут из растительных волокон) — это будут ручки будущей сумки и отделка ее боковых граней.

Рис. 129. Прямоугольная сумка из соломы

Рис. 130. Круглая сумка из соломы

Выплетаются две круглые детали одинакового диаметра и одна длинная деталь, ширина которой будет определять ширину сумки. Между собой их соединяют гибкими стеблями ситника или рогоза. Для круглых деталей основу укладывают спиралью, для узкой — зигзагом. Разумеется, в основу плетева следует положить значительно более тонкий жгут, чем когда мы плели половички! Поскольку плетение должно быть достаточно прочным, каждый узел затягивают как можно туже. Особое внимание нужно уделить ручкам сумки. В их основу нужно положить два ивовых прута или стальную проволоку, а затем особенно плотно и тщательно оплести их, чтобы нигде не просвечивал материал основы.

Если вы решили изготовить каркасы ручек из ивового прута, необходимо добиться их одинаковости. Делают это так. После распаривания прута из него выплетают несколько колец, фиксируя их в кастрюле или бочонке подходящего размера. Там они и должны высохнуть — на солнце, на печи или на батарее отопления.

Разумеется, как и всегда, сумка будет выглядеть привлекательнее, если в плетении будет использована солома двух или трех оттенков; как и всегда, при этом от мастера требуется вкус, чувство гармонии и декоративной выразительности.

Вазочка для цветов

Это — не бытовые предметы, как корзинка, а украшения интерьера, поэтому эстетические требования к ним более высокие: геометрически правильные формы, точный выбор пропорций, безупречность плетения. Разумеется, нужно применять и отборный материал.

Для донышка берут деревянный брусок, в сверления которого вставляют камышинки основы. Значительный объем цветов на длинном рычаге может представлять серьезную опасность для устойчивости вазы, поэтому в донышко необходимо вделать груз — кусок свинца необходимой формы. Его достаточно просто отлить в домашних условиях. Правильную форму вазы можно получить, используя болванку-шаблон необходимой конусности.

Рис. 131–132. Варианты цветочных вазочек

У самого основания камыш плетут «веревочкой» в два, а лучше в три конца. Сплошное плетение далее можно чередовать с решетчатым. Если вы выбрали значительно расширяющуюся кверху вазу, по мере увеличения диаметра необходимо добавить дополнительные стоячки. Перед завершением изделия снова заплетают «веревочку». Плетение заканчивают бордюром.

Дно плетут из 12–14 продольных стеблей камыша, переплетая их с 6–8 поперечными. Количество стеблей зависит от предполагаемых размеров изделия.

Забор из камыша – натуральное и оригинальное ограждение

Содержание:

Различных натуральных строительных материалов, при помощи которых можно соорудить ограждение вполне достаточно. Это и различные ветки, прутья и т.д. Особого внимания заслуживает забор из камыша, который не только будет недорогим и простим в заготовлении и транспортировке, то также будет иметь привлекательный внешний вид.

Оригинальная ограда с калиткой из камыша


Растение растет практически везде вдоль рек и заготовляется для строительных целей в сентябре-октябре. Именно в этот период оно имеет оптимальную высоту, что будет удобно при сооружении ограды.

Инструкция: как делаются беседки из камыша

Беседка на дачном или загородном участке – это прекрасное место для отдыха всей семьей. Смастерить ее можно своими руками, используя буквально любые подручные материалы, которые вы сможете найти у себя дома.

Выбираем беседку из камыша

Из какого материала можно изготовить беседку:

  • дерево;
  • металл;

  • поликарбонат;
  • черепица;
  • камень;
  • камыш.

Беседка из камыша – экологически чистый, практичный и дешевый вариант.

Плетение из камыша распространено довольно широко. Особенно среди рукодельниц, которые плетут из него различные корзинки или даже предметы интерьера. Но из него также можно сделать эффектную крышу и стены беседки для уютного отдыха на природе.

Плетение под силу каждому, было бы желание и немного свободного времени для работы. Как строительный материал камыш будет верно служить вам, не поддаваясь влиянию влаги и различным грибкам долгое время. Еще одно существенное преимущество этого материала – его стоимость, ведь из него беседка обойдется вам намного дешевле, чем из любого другого строительного материала.

  • дерево;
  • металл;

Однослойные и многослойные плиты

Камышовые маты могут быть однослойные и многослойные. Однослойные чаще всего используют в качестве ширм, перегородок, покрытий на стену или потолок. А также их могут использовать как утепление погребов, помещений для животных или летних построек. Как говорит о себе само название, их плетут в один слой, а ширина составляет примерно 20 сантиметров.

Многослойные камышовые маты состоят из нескольких слоёв стеблей камыша. Ширина плетения составляет примерно 25-30 сантиметров. Эти камышовые маты используют обычно для устройства навеса или крыши.


Изготовление различной кровли из камыша показало, что ей не страшен ливень, град, заморозки и резкие перепады температуры. К примеру, в Альпах уже более 50 лет пользуются домами с таким видом кровли и они до сих пор сохраняют свои свойства. Кровля из камыша гарантирует спокойствие во время дождя также в отличии от металлической кровли, под ней неслышно воздействия накапливаемого статистического электричества.

Основные техники

Любой мастер-класс плетения из камыша предполагает подготовку стеблей и листьев с помощью острого ножа. Листья разрезаются вдоль на 3-4 части. Стебельки освобождают от мелких листов.

Проще всего переплетать полоски из листьев или стебли под прямым углом. Удобно оплетать какую-нибудь твердую основу. Так, можно регулировать плотность плетения и легче соблюсти пропорции.

Есть несколько базовых техник плетения из тростника для начинающих:

  1. Бант — способ плетения одним рабочим стеблем вокруг 2 стеблей основы. Рабочий стебель охватывает по очереди стебли основы S-образной петлей, двигаясь по направлению вдоль них. Этот способ плетения подходит для выполнения объемных изделий. Можно плести не только вдоль, но и по кругу. Плетение бантиком выглядит очень эффектно.
  2. Веревочка — способ продольного переплетения. Эта техника идеальна для изготовления корзин, поскольку требует вертикальных основ. Длинные стебли переплетают между собой и со стеблями вертикальной основы.

Обе техники просты в освоении, но требуют тренировки.


Хранить подготовленный материал лучше всего на улице под навесом или на чердаке в горизонтальном положении. Важно не хранить их в полиэтиленовых пакетах. Это приводит к образованию плесени.

Стул из лозы

Плетение стула потребует немного времени и усидчивости. Последовательность действия будет следующая:

  1. Замочите лозу, чтобы она стала гибкой и эластичной минимум на 2 часа.
  2. Возьмите готовую раму будущего стула, почистите ее, зашкурьте.
  3. Протяните прутья лозы отдельно вдоль спинки и вдоль сидения. Прутья должны располагаться строго параллельно друг другу.
  4. Используйте зажимы, чтобы каркас из лозы не смещался во время работы.
  5. Прикрепите новые прутья под прямым углом к проложенным на сиденье и на спинке.
  6. Начинайте плетение по готовому каркасу, соблюдая одинаковое натяжение прута во время работы.
  7. Крайний прут спрячьте и закрепите внутри основания.
  8. Проверьте работу на прочность. Теперь готовый стул можно окрашивать и лакировать.

Плетение стула осуществляется в несколько этапов.


Плетение журнального столика требует некоторых навыков в работе с лозой. Для начала приготовьте все необходимое:

Видеоинструкция

Предлагаем вам посмотреть мастер класс, с помощью которого вы узнаете, как делается плетение из рогоза. Вам станет известно, как можно сделать красивый коврик на пол из обычных природных материалов.


Предлагаем вам посмотреть мастер класс, с помощью которого вы узнаете, как делается плетение из рогоза. Вам станет известно, как можно сделать красивый коврик на пол из обычных природных материалов.

Постоянные читатели

Ручки готовой корзины оплетают “отделочным” плетежком, используя соломку или камыш. Как и всегда, использование камышинок различных цветов и оттенков улучшает эстетические характеристики корзины.

Мелкие плетеные изделия

Клетки для птиц. Изготавливают двух видов: плетеные и рамочные. Дно плетеной клетки плетут так же, как и дно дорожной корзины. Так же укрепляют в нем и стояки. Стояки заплетают веревочкой в три прута. Начинают плетение от каждого угла, заходя на другие углы, пока не кончатся прутья. Концы прутьев веревочки прячут в плетении, стояки оставляют незаплетенными.

Читайте также:  Как сделать марионетку: пошаговая инструкция

К угловым прямостоящим стоякам на необходимой высоте, в зависимости от вида птиц, для которых предназначена клетка, параллельно дну прибивают четыре палки, которые составляют верхнюю раму клетки. Чтобы стояки стенок клетки держались прочно, не раздвигались и не перекрещивались, их середину заплетают веревочкой в два прута.


Рис. 204

Крышку клетки выполняют аналогично дну, только прутья заплетают редко, оставляя между ними пустые промежутки (рис. 204). По краям ее выплетают загибку в три пары прутьев. Крепят крышку к клетке в двух местах петлей из ленты или проволоки. Для этого шило обвивают толстой проволокой спиралью в несколько оборотов. Концы проволоки загибают, а через спираль продевают другой кусок проволоки, загнув ее концы в противоположные стороны (рис. 205). Концы одной части петли пропускают через край крышки и загибают, а второй укрепляют в раме. В передней стенке клетки крепят крючок или петлю-накладку.


Рис. 205

Дно рамочной клетки обычно делают из тонких досок: две-три доски одной длины сбивают планками с нижней стороны. К углам дна прибивают четыре палочки, длина которых должна быть равна желаемой высоте клетки. К верхним концам палочек прибивают палочки верхней рамки такого же размера, как и дно. На той стороне, где предполагается дверка, между дном и верхней рамкой вставляют еще две палочки. Середину стенок скрепляют прибитой к угловым стоякам палкой. В результате получается каркас рамочной клетки (рис. 206, а). Каркас клетки обвивают парами прутьев, составленных противоположными концами. Расстояние между парами должно быть одинаковым (рис. 206, б). К средним палкам стенок прутья прикрепляют лентой, которой оплетают каждую пару прутьев и палку. Обойдя кругом всю клетку, оплетают их еще один раз с другой стороны.


Рис. 206

У верхней рамы прутья для большей прочности укрепляют лентой. Пары прутьев в этой части клетки оплетают через одну, и, возвращаясь назад, оплетают пропущенные пары. Еще раз подобным образом оплетают пары прутьев и концы их срезают.

Для крышки сколачивают рамку одинакового размера с верхней рамкой. К середине рамки прибивают прутья. Концы прутьев укрепляют лентой и их середину приколачивают к средней палке. Крышку гвоздями прибивают к верхней рамке клетки.

Дверки клетки, для которой было оставлено отверстие в одной из боковых стенок, изготавливают так же, как и крышку, и прикрепляют на петле из проволоки (рис. 206). Для удобства приделывают плетеные ручки.

Футляры для бутылей. Бутыли больших размеров для лучшей сохранности и более удобной переноски и перевозки помещают в футляры, плетеные из зеленого прута. Футляры для бутылей выплетают так же, как и круглые корзины. Высота футляра должна быть немного выше начала суживающейся части бутыли.

Верхнюю часть бутыли покрывают отдельно сплетенной крышкой. Плетение крышки начинают с узкой части. Плетут крышку послойным или рядовым плетением в соответствии с формой верхней части бутыли, раздвигая и вставляя новые стояки. Заканчивают плетение крышки бутыли веревочкой в три прута и загибкой из трех пар прутьев.


Рис. 207

Верхнее отверстие крышки закрывают выплетенным колпачком, который крепят скрученным прутом к крышке, а крышку – к футляру (рис. 207).


Рис. 208

Оплетенные бутыли. Бутыли небольшого размера оплетают сплошным плетением. Плетение начинают с дна, которое плетут так же, как у круглых корзин. Диаметр его должен быть немного больше дна бутыли. Заканчивают дно веревочкой из трех или четырех прутьев, после чего загибают стояки вверх и заплетают их той же веревочкой. Вставляют еще один стояк, чтобы их число было нечетным, и заплетают стенки бутыли лентой. Дойдя до суживающейся части бутыли, суживают также и плетение. Для этого сначала соединяют стояки по два. Немного пройдя плетением, один стояк в паре вырезают, немного продолжив плетение, снова соединяют стояки и так доходят до конца. Заканчивают плетение бутыли загибкой (рис. 208).


Рис. 209

Прикрепив к плетению ручку из крученого прута, получают готовую, прочно оплетенную бутыль (рис. 209). Образцы оплетенных бутылей показаны на рисунке 210.


Рис. 210

Канцелярские корзинки. Предназначены для временного хранения различных счетов и канцелярских бумаг. Изготавливают наборами из двух-трех корзин разного размера. Размер больших корзинок 35х25х7 см. Другие корзинки набора делают меньшего размера так, чтобы они свободно входили в большую корзинку. С одной стороны корзинки оставляют незаплетенный вырез, чтобы было удобнее брать бумаги. Для большей изящности стенки корзинок выплетают узором из цветных лент (рис. 211).


Рис. 211

Газетницы. Используют для хранения газет и журналов и вешают на стенку. Газетницы составляют из двух выплетенных стенок: передней меньшего и задней большего размеров. Основания стенок прибивают ко дну из дощечки. Переднюю стенку немного отгибают вперед. С боков стенки соединяют дужками (рис. 212).


Рис. 212

Корзинки для хранения одежных и сапожных щеток. Изготавливают на одну, две и большее число щеток (рис. 213). Вначале сгибают и заплетают заднюю рамку. Затем к нижнему краю рамки прибивают дно из дощечки. К краям дна прикрепляют стояки и заплетают их на высоту 12. 15 см.


Рис. 213


Рис. 214

Рамки для портретов. Делают рамку из четырех дощечек. Вдоль одной боковой дощечки посередине кладут прут. Обкручивают эту часть рамки лентой (рис. 214, а) и ивовой лентой выполняют рисунок (рис. 214, б). Обкручивают рамку лентой два раза. То же делают со второй и третьей лентами. После этого проводят первую ленту через верх, загибают вниз и два раза обкручивают. Дальше плетут так, как плели со второй и третьей лентами до конца этой стороны рамки. Так оплетают всю раму. Углы оплетают ивовой лентой. Чтобы не выпадало стекло, из прутьев делают планку, обкручивают лентой и прибивают гвоздиками к рамке (рис. 215). Готовая рама показана на рисунке 216.


Рис. 215


Рис. 216


Рис. 217

Корзинки из рафии. Готовят два обруча: верхний чуть больше нижнего. Режут прутья на кусочки соответствующей длины и соединяют ими обручи (рис. 217). Делают каркас и, прикрепив к нему рафию, обматывают (рис. 218). Дойдя до конца, завязывают петлю и прибивают гвоздиком. Третий обруч делают так, чтобы он поместился внутри корзинки, – это будет дно. С обеих сторон дна прибивают стояки и плетут до тех пор, пока заполнится все дно (рис. 219). Выплетенное дно кладут вовнутрь корзинки и с наружной стороны прибивают гвоздиками. Так соединяют концы рафии (рис. 220). На рисунке 221 показано плетение крышки. Готовые изделия из рафии изображены на рисунке 222.


Рис. 218


Рис. 219


Рис. 220


Рис. 221


Рис. 222

Коврики для ног. Обычно изготавливают из соломы. Берут три одинаковые горсти соломы и плетут из них плотную длинную косу. Из этой косы шпагатом, скрученными крепкими нитками или тонкой веревочкой, сшивают круглые или овальные коврики (рис. 223).


Рис. 223

Такие же коврики можно сделать из прутьев. Выплетают квадрат. Чтобы плетение не растрепалось, концы заплетают загибкой из трех пар прутьев.


Рис. 224

Детские сумочки и бутербродницы. Разнообразные по форме и размерам детские корзинки изготавливают из тонкого прута и ленты, чаще всего окрашенных в разные цвета. Детские корзинки выполняют так же, как и соответствующего вида корзины нормального размера. На рисунке 224 показаны наиболее распространенные детские корзинки. Для детей, посещающих детские сады и школы, в особенности во время экскурсий, очень удобны плетеные бутербродницы, которые носят на ремешках, перекинутых через плечо. Разного вида бутербродницы (как круглые, так и овальные) изготавливают при помощи соответствующих шаблонов и выплетают из тонкой крашеной ленты.

Коробки из лучин (рис. 225). Для изготовления коробки берут кусок соснового бревна (лучше сырого), разрезают, раскалывают на полена длиной 5. 7 см, из которых делают тонкие лучины.


Рис. 225

Из досок готовят четырехугольную или прямоугольную форму. Если форма четырехугольная, – лучины одинаковой длины, прямоугольная – одни длиннее, другие короче. Прикладывают лучины ко дну формы и посередине временно прикрепляют гвоздиками. Переплетают лучины и загибают вверх. Лучины, используемые для стенок, должны быть на 10. 12 см длиннее формы. Стенки начинают оплетать с середины. Обойдя вокруг, конец одной лучины соединяют с концом другой через две или три лучины. После этого плетут с другой стороны так, чтобы места соединения лучин не были в одном и том же месте. Когда стенки достигнут нужной высоты, оставшиеся концы лучин загибают и отрезают.

Плетение из камыша педиг. Развязывают камыш и опускают на несколько минут в холодную воду. Вытаскивают из воды и раскладывают на чистой поверхности так, чтобы к камышу не прилипла пыль. Готовое изделие из камыша педиг обжигают спиртовой лампочкой.


Рис. 226

Натуральный камыш вымачивают 1. 5 ч и используют для плетения выбивалок. На рисунке 226 показано плетение выбивалок и образцы готовых выбивалок из камыша.


Рис. 227

Изделия из камыша педиг плетут простым плетением, так же как из прутьев, только не сбивают колотушкой. Крепление стояков к сиденью, передней раме и обручу показано на рисунке 227.


Рис. 228

Корзинка из речного камыша (рис. 228). Изготавливают из фанеры или дощечек форму, вдоль которой кладут стояки из речного камыша. Стояки должны быть на 12. 15 см длиннее формы. Смочив камыш, начинают плести простым плетением, переплетая один камыш через другой. Заканчивают дно и плетут вокруг него веревочку в два прута. Обходят два-три круга и плетут стенки, переплетая через два и за один стояк до верха формы. После этого выплетают веревочку в два прута и заканчивают корзинку. Смочив стояки в воде, прокручивают любой из них между пальцами и перекладывают через один стояк снаружи вовнутрь. Таким образом, вокруг корзинки делают два круга, плетут из камыша косу и делают ручку. Для этого берут 3-6-9 камышей, пересовывают через верхнюю часть стенки, сгибают пополам, и, покрутив между пальцами, плетут косу в три камыша. Длина ручек зависит от величины и назначения корзинки.

Рис. 204

Добавить комментарий