Как плести из проволоки

Создание браслета

Несложным плетением, которое не предполагает пайку каждого отдельного звена и подразумевает работу с куском проволоки большого размера, можно назвать Viking Knit. В этой технике каждое последующее звено цепочки должно быть искусственно наращено до замыкания всей цепи. Красивый браслет из проволоки своими руками сделать совсем несложно. Для этого потребуется обзавестись:

  • Медной тонкой проволочкой.
  • Ножницами.
  • Металлической линейкой.
  • Простым карандашом.

Спица или проволока диаметром примерно 1,5 мм;

Плетение из проволоки

Проволока — податливый материал, из которого можно создавать браслеты, серьги и другие украшения. Фантазия, немного тренировки — и вы научитесь делать красивейшие изделия из проволоки. Как освоить плетение из проволоки?

Если вы решили научиться плести из проволоки, вам нужно будет обзавестись определенными инструментами и материалами. В первую очередь это, конечно же, проволока. Для работы желательно приобрести специальную художественную (ювелирную) проволоку, которая предназначена для рукоделия, в том числе и для плетения. Такая проволока выпускается разных диаметров и цветов, так что вы сможете плести из нее самые разные изделия.

Для измерения толщины проволоки используется специальная единица — американский калибр проводов (American Wire Gauge, AWG). Чем меньше номер проволоки, тем она толще. Также проволока для плетения различается по жесткости (мягкая, полужесткая и жесткая) и в зависимости от материала, из которого она изготовлена.

Если вы только начали осваивать плетение из проволоки, советуем сначала попрактиковаться с недорогими видами проволоки. Это может быть, к примеру, обычная медная проволока. Также для практики можно использовать гальванизированную, эмалированную, посеребренную и позолоченную проволоку — эти виды проволоки стоят относительно недорого, а выглядят достаточно эффектно за счет металлизированного или цветного покрытия. Учтите только, что при длительном использовании изделия покрытие на посеребренной и позолоченной проволоке со временем может стираться.

Для изготовления плетеных ювелирных украшений используют серебряную и золотую проволоку. Стоит она, ясное дело, достаточно дорого. Более дешевый вариант для изготовления ювелирных украшений из проволоки — медная или латунная проволока с тонким слоем накатанного серебра или золота (обычно маркируется как silver-filled и gold-filled).

Также для плетения из проволоки вам понадобятся плоскогубцы, круглогубцы и кусачки. Это три основных инструмента, но для изготовления конкретного изделия могут понадобиться и другие, к примеру, пинцет, плоский надфиль и т. п. Желательно во время работы с проволокой надевать защитные перчатки и очки. Перчатки предохранят руки от царапин острыми концами проволоки, а очки защитят глаза от кусочков проволоки, которые могут отскочить в любую сторону при откусывании.

Для украшения изделий пригодятся бусины, бисер, декоративные камни и другая декоративные элементы. Если вы планируете изготавливать из проволоки бижутерию, может понадобиться фурнитура (швензы, застежки и т. п.). Некоторую фурнитуру можно изготовить самостоятельно из той же проволоки, что и изделие, но пока вы только учитесь, проще пользоваться готовой.

Для облегчения плетения некоторых элементов используют специальные платформы для плетения. Они представляют собой решетчатые основы, в которые вставляются специальные штифты, вокруг которых и заворачивается проволока, формируя петлю. Варьируя расположение и диаметр насадок, можно изготавливать самые разные элементы. Получив желаемую деталь, ее снимают с формы, обрезают кусачками концы и выравнивают при помощи плоскогубцев.

Начать осваивать плетение из проволоки можно с простых приемов: изготовление колечек, петель, завитков, витой проволоки, спиралей, простейших цепочек. При помощи этих приемов изготавливаются основные элементы будущего изделия, которые потом соединяются между собой. Можно комбинировать плетение из проволоки с плетением бисером, то есть использовать техники плетения из бисера, только вместо лески брать проволоку, чтобы готовое изделие лучше держало форму. Очень эффектный вид плетения из проволоки — кольчужное плетение. Изделия в этой технике изготавливаются из проволочных колечек по принципу кольчуги.

Изготовление бижутерии и других изделий из проволоки своими руками — очень увлекательное занятие. Немножко практики и экспериментов, и вы станете обладательницей оригинальной бижутерии, которой нет больше ни у кого другого!

Для измерения толщины проволоки используется специальная единица — американский калибр проводов (American Wire Gauge, AWG). Чем меньше номер проволоки, тем она толще. Также проволока для плетения различается по жесткости (мягкая, полужесткая и жесткая) и в зависимости от материала, из которого она изготовлена.

Сшивание фрагментов

Для получения какого-либо изделия цельную плетенку или отдельные детали сшивают. В зависимости от вида франмента и самого изделия подбирается способ скрепления:

  1. Сшивание встык подходит для создания плоских предметов: циновок, панно, ковриков и т. д. Выполняется оно следующим образом: косички поочередно прихватывают иголкой за края и стягивают. Нитки должны быть крепкими, чтобы во время манипуляции они не рвались, а изделие прослужило долго.
  2. Сшиванием уступом подходит для изготовления объемных вещей и композиций, например, шляп, коробок, корзинок, абажуров, чаш и т. д. Чаще всего данным способом скрепляются круглые изделия. Начиная от центра, сшивание выполняется по спирали. Каждый последующий виток накладывается на предыдущий слой на одну треть ширины плетенки и прикрепляется. Перед началом сшивания ленту хорошо увлажняют, чтобы она стала мягче и пластичнее. Готовое изделие проглаживают утюгом через мокрую ткань или простукивают молотком.

Таким способом плетение продолжают дальше, при этом важно следить, чтобы крайняя соломинка с правой стороны перегибалась от себя, а крайняя слева — к себе.

Особенности плетения поделки из соломы своими руками

Если решили научиться созданию оригинальных поделок своими руками, то можно начать с плетения соломки. Появляется желание смастерить что-то неповторимое, что заинтересует и привлечёт внимание гостей. Кому-то хочется сменить обстановку дома или квартиры, добавить в интерьер изюминку. Настенные украшения или сувениры, купленные в магазине, не доставят столько удовольствия, сколько сделанные собственноручно поделки из соломы. С натуральным материалом приятно и полезно работать, он украсит интерьер. Преображение помещения подойдёт к любому стилю.


Если решили научиться созданию оригинальных поделок своими руками, то можно начать с плетения соломки. Появляется желание смастерить что-то неповторимое, что заинтересует и привлечёт внимание гостей. Кому-то хочется сменить обстановку дома или квартиры, добавить в интерьер изюминку. Настенные украшения или сувениры, купленные в магазине, не доставят столько удовольствия, сколько сделанные собственноручно поделки из соломы. С натуральным материалом приятно и полезно работать, он украсит интерьер. Преображение помещения подойдёт к любому стилю.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе

Всем добрый день и хорошего настроения!

Наконец-то я снова на ярмарке и могу продолжить серию МК по работе с соломкой. Пока я отсутствовала в виртуальном мире, на Ярмарке мастеров появились несколько мастер-классов по работе с соломкой. Это очень здорово! Но, тем не менее, я не увидела в них то, что хотела рассказать. И это тоже здорово, потому что моя «ниша» осталась свободной и я могу продолжить с того места, где остановилась.

Итак, в своей статье Выбор материала для изготовления аппликаций из соломки я рассказывала где, как и какую можно заготовить соломку для работы. В данном мастер-классе я расскажу, как нужно подготовить соломку к работе. Приступим.

Необходимые инструменты и оборудование:

-Твердая подложка для разрезания (раньше я использовала стекло от буфета (небольшой размер и обработаны края. Если вы возьмете просто кусок стекла, то торцы обклейте малярным скотчем, чтобы не порезаться во время работы. Сейчас у меня какой-то толстый, твердый, но при этом гибкий пластик);

-Ножницы большие или секатор;

-Ножницы маникюрные (скальпель, канцелярский нож);

-Емкость для варки;

-Тканюшка для подкладывания при глажке;

-Утюг (возможно, понадобится средство для чистки утюга).

Стебель имеет цилиндрическую форму, разделён на междоузлия прочными перегородками – узлами.

В ходе заготовки узлы срезаются (срезанные узлы и называются «бирюльками» 🙂 ), в работе используются междоузлия. Главное, собрать соломку не загнившую и не почерневшую, потому что при обработке чернота усиливается. На фото ниже показан пучок колосьев овса

Когда вы возьмете колосок в руки, то увидите, что из каждого узла растет лист. Сначала он плотно облегает стебель, а где-то по середине между узлами формируется в привычный нам лист. Когда срезается узел, лист можно снять (если лист держится очень крепко и сниматься не хочет, можно чуть- чуть покрутить стебель пальцами, слегка приминая, лист гораздо мягче самого стебля и снимется быстрее, чем можно будет размять стебель). При этом будет заметно, что оголившаяся часть стебля имеет естественный глянец, ровный цвет, и, как правило, не подпорчена. Там где стебель был «открыт всем ветрам» на стебле могут быть крапинки, изменения цвета и т.д. Можно в этом месте сразу же стебель разрезать и сортировать соломку по качеству.

Для работы, как правило, используется средняя часть стебля. Нижняя часть (ближе к корню) – более плотная, твердая и хрупкая, с ней тяжелее всего работать. Самая верхняя часть (под колосом) – самая тонкая и мягкая, начинающим сложно будет использовать ее, но в руках мастера – такая соломка превращается в настоящие шедевры. Я собираю все части стебля – в нижних можно чаще встретить интересные оттенки, а толстые стенки можно и утончить (ниже я расскажу как). Все узлы вырезали, листья сняли, и получили соломенные трубочки

Полученные трубочки желательно рассортировать по длине, толщине и цвету для удобства в работе. Пока делала МК, получила ответ на собственный давний вопрос: в каком виде лучше хранить соломку – в виде трубочек или уже обработанную в виде полосочек? Отвечаю: в виде полосочек. Поясню почему. Когда-то давно я заготовила соломку, но не было необходимости всю ее использовать, поэтому она осталась храниться в виде трубочек. При подготовке МК пришлось ее распаривать, и тут я поняла, насколько соломка пересохла и охрупчилась. Это не значит, что как только вы принесли соломку с поля ее надо обработать в этот же день. В некоторых источниках даже рекомендуют подержать ее несколько дней на солнечном свету, чтобы соломка «набрала цвет», стала более золотистой. У вас вполне есть в запасе несколько недель и даже месяцев (собрав соломку осенью, обрабатывать ее можно «долгими зимними вечерами»), но помните про высыхание соломки и не затягивайте это дело.

Для дальнейшей работы соломку необходимо распарить. Как правило, во многих учебных пособиях и МК в интернете пишут, что надо прокипятить в воде около 20-30 минут. Если вы работаете со «свежей» (будем так называть соломку последнего урожая), то этого времени достаточно. Если соломка лежала очень давно и стала хрупкой (к сожалению, степень хрупкости можно будет понять только при последующей обработке), то лучше поварить ее подольше. И здесь важно даже не сам процесс кипячения, а именно время нахождения в воде. То есть можно закипятить и оставить в воде на несколько часов, а лучше на сутки. (Как всегда в науке, случайно нашла способ кипятить соломку без проблем: в мультиварке! (конечно, если вы уверены в чистоте соломки в плане удобрений и прочих примесей. В крайнем случае, можно использовать отдельную чашу, специально для соломки). Так как в настоящий момент полноценной плиты у меня нет, и нет возможности подолгу стоять возле кастрюли, я решила прокипятить соломку в мультиварке (соломка со своего огорода, так что в ее чистоте я уверена). Первый раз поставила время 20 минут. Тут-то я и обнаружила насколько моя соломка пересушена. Второй раз поставила на час, и после этого она еще долго там остывала. Способ мне понравился – не надо контролировать процесс, руки свободны, лишнего пара/дыма тоже нет). Чтобы соломка не пересохла до конца обработки ее можно завернуть во влажную ткань и в течение 2-3 дней можно хранить в холодильнике. Дольше хранить не рекомендуется – соломка начинает загнивать и портиться.

В статье я писала, что не подкрашиваю соломку красками, но можно придать оттенки с помощью соды (получаются золотистые оттенки) или уксуса (соломка отбеливается). Недавно узнала из МК Кони на водопое или еще раз о соломке , что соломку отбеливают перекисью водорода, а так же бытовыми отбеливателями. В интернете есть интересные статьи по поводу окрашивания соломки. Предлагается и луковая шелуха, и зеленка, и кора дуба. В том числе предлагаются и рецепты. Но, так как я описываю свой опыт, то приведу только те рецепты, которые опробовала сама, чтобы не быть голословной. (Уже много раз подрывалась на советах «с потолка».)

Отбеливание с помощью уксуса. Столовая ложка на литр воды. Соломка укладывается в кастрюльку, заливается жидкостью и кипятится, пока не получится нужный оттенок. Когда-то давно экспериментировала с количеством уксуса – можно и больше, но надо тщательно следить за процессом. При длительном кипячении и высокой концентрации уксуса соломка теряет свой природный глянец и становится тусклой. На самом деле этот способ не рекомендую, т.к. пары уксуса вредные, запах при кипячении слишком сильный. Соломка получается не очень красивой, какая-то “безжизненно” белая.

Подкрашивание содой: чайная ложка на литр воды. Получается золотистый цвет. Экспериментировала с количеством соды – чем больше, тем интенсивнее и темнее цвет. Больше 5 столовых ложек на литр воды добавлять смысла нет – результат не меняется. На самом деле, оттенки, полученные окрашиванием содой, характерны для овса. В прошлом году собрала природную соломку такого же цвета, как когда-то красила содой. (ниже приводится сравнительное фото).

Крашение луковой шелухой. Много раз встречала совет о покраске луковой шелухой, при этом обещали красные оттенки. Вот и решила проверить. Поскольку конкретного рецепта (количество «красителя» на количество воды и время кипячения) не было, то делала на свое усмотрение. На данное количество шелухи (имеется ввиду столько, сколько вы смогли найти) воды столько, чтобы «смочить шелуху и чтобы для соломки осталось». То есть сильно много воды я не лила, поскольку и соломки у меня было совсем чуть-чуть. Это как раз и был тот случай, когда я решила опробовать мультиварку. Варила сначала 20 минут. Во-первых, сама соломка не сильно размякла, а во-вторых даже не покрасилась. Второй раз варила час, и еще часов 3 или 5 соломка там остывала. Цвет стал коричневый, но ни сколечко не красный. При этом окрасилась сама мездра, а не наружная сторона соломки

Крашение с помощью «жарки». Пробовала «жарить» на сухой сковороде сами трубочки, результат не очень меня впечатлил: поскольку трубочка круглая, она легко катается по сковороде, контактное пятно очень маленькое, и у меня получались «полосатые» соломинки. Жарила уже готовые полосочки, тоже морока: от жара полоска выгибается, приходится чем-то ее придавливать, одну придавишь – остальные выскальзывают, пока с одной возишься, остальные уже подгорели. С каждой поштучно возиться не рационально. Пробовала поджарить утюгом во время глажки – скорее прожаривается ткань вокруг соломинки. Но если полосочка получилась тоненькая, то можно и добиться некоторого результата в покраске.

Читайте также:  Как вязать крючком левше

Пока готовила МК, пробежалась еще раз по интернету в поисках информации о крашении и нашла интересную статью. В ней как раз рекомендуют перед покраской соломку слегка прокипятить с уксусом, тогда крашение пройдет легче. Когда у меня появится возможность, пожалуй, попробую еще раз разные способы окраски и, возможно, напишу отдельный МК на эту тему.

1 – исходная ржаная соломка. Как видно оттенки бывают разные, и даже зеленый цвет сохранился (но на свету он потом дозреет)

2 – исходная овсяная соломка.Она больше золотистая, но тоже много оттенков

3 – ржаная крашеная в соде. Специально положила рядом с овсяной, чтобы сравнить оттенки, как видно – они похожи. Причем сохраняются все пятнышки, полосочки и прочие рисунки исходной соломки.

4 – крашения “жарение утюгом”. Отдельная соломинка – это изнаночная сторона, она как раз больше прокрасилась, рядом две соломинки – это лицевая сторона. Результата практически не видно. На первой соломинке есть опяленный край – это я пыталась над свечкой прожарить, тоже безрезультатно.

5 – крашение луковой шелухой. на фото не очень четко видно, но она чуть коричневее, чем крашеная содой

После водных процедур переходим к физическим упражнениям: из соломенных трубочек нужно изготовить полоски. Еще влажные трубочки разрезают вдоль стебля и разглаживают, превращая в плоскую ленту. Трубочка не совсем разрезается, а как бы вспарывается. Резать можно разными инструментами: прокалывают стебель иглой (изнутри трубочки наружу), затем иглу устанавливают снаружи стебля и ведут до конца трубочки, делая один разрез. Можно резать маникюрными ножницами – одно лезвие вставляется в трубочку, второе частично раскрывается и ножницы одним движением ведут до конца трубочки (так иногда режут парниковую пленку, бумагу). Можно канцелярским ножом: трубочку лучше положить на твердую поверхность, ввести кончик ножа в отверстие и одним движением провести до конца трубочки. Если делать на весу, то нож легко вонзается в противоположную стенку и может разрезать трубочку пополам, что не всегда надо. Я же разрезаю скальпелем, режется также как и канцелярским ножом, но можно и на весу. Видимо за счет формы лезвие не так стремиться вонзиться в противоположную стенку. И еще, почему удобно резать скальпелем: вторым движением, поменяв наклон скальпеля, разравнивается трубочка, выгоняется лишняя вода и снимается слой мездры за один проход. На фотографии показано как я разрезаю соломку

Лезвие ведем одним уверенным движением. А затем разравниваем будущую ленточку соломки:

кладем соломку на твердую подложку, располагаем лезвие скальпеля перпендикулярно (или почти перпендикулярно) стеблю и с небольшим наклоном к себе, руку ведем от себя одним твердым уверенным движением с некоторым нажимом. Силу нажима придется регулировать в зависимости от качества соломки: если хорошо распарилась, тонкая мягкая стенка, то усилие небольшое. Если стебель толстый и оказался твердым, придется надавить посильнее. В процессе работы вы быстро приспособитесь, как надо держать инструмент и с какой силой давить.

За счет этого движения из стенки соломинки выдавливается лишняя влага (в дальнейшем легче гладить), снимается внутренняя грязь. Если стенка толстовата, то снимается некоторый слой мездры.

Если стенка оказалась очень толстой (нижняя часть стебля), то развернув лезвие от себя можно ее срезать, но в этом случае действовать нужно очень аккуратно – потому что легко прорезать соломинку насквозь.

Таким образом обрабатываем все соломинки.

Теперь почти готовые ленточки необходимо окончательно досушить и разгладить – прогладить утюгом – так они быстрее высохнут и примут плоскую форму, а наружная сторона станет более блестящей. Глажку лучше начинать с глянцевой стороны – она не липнет к утюгу и за один неспешный проход ленточка хорошо подсыхает.

Проглаживаем с другой стороны и получаем готовую соломенную ленточку из которой уже можно делать аппликацию.

Можно прогладить несколько полосочек за один раз

Любуемся проделанной работой

Распаренная и вымоченная в воде, соломка становится настолько гибкой, что из нее можно сплести и вырезать очень мелкие изделия с тонкой отделкой.

Минусы такого способа получения соломенных ленточек: кипячение и все связанные с этим неудобства; если начал работать, то желательно довести процесс до конца, иначе можно загубить материал; возможное пачкание утюга и последующая его отчистка. Плюсы: соломинка гибкая, с ней удобно работать, можно снимать мездру без особых усилий и без значительных повреждений соломинки, соломка приобретает дополнительные глянец, гибкость и мягкость.

Есть еще так называемый «холодный способ»: сухая трубочка соломинки вспарывается любым удобным способом, а затем тяжелым тупым предметом или ручками ножниц разглаживается соломинка с внутренней и внешней стороны, пока она не станет плоской как лента. Если у соломки толстые стенки, то можно срезать мездру. Минусы такого способа: соломка хрупкая, с ней тяжелее работать, на разглажку нужно приложить много усилий, при срезании мездры легко порезать саму соломину, дополнительный глянец не появляется. Плюсы: способ применяется в детских коллективах, когда с запариванием не связываются по технике безопасности. Я сама таким способом не пользуюсь.

Отдельно хочу отметить еще несколько моментов. Как видно из описания, процесс подготовки соломки не столько сложный, сколько монотонный. Поэтому можно помедитировать. В крайнем случае, можно обрабатывать соломку небольшими пучками (буквально, сколько в руку поместилось) за один раз. И не надоест, и материал не пропадет, если вдруг за один вечер не успеете. Или, по крайней мере, не много пропадет, если вдруг придется прерваться надолго, а сохранить материал не удастся.

Утюг лучше брать старый советский – они тяжелые и могут нагреваться очень сильно – легче будет гладить соломку. И, как бы аккуратно вы не работали с соломкой, все равно на подошве утюга могут остаться следы, а если обрабатываете много материала, то и подпалины. С вашего «чистового» утюга их придется убирать средством для чистки утюга. Я приспособила свой старый утюг (правда не советский, приходится давить очень сильно).

Если есть вопросы и замечания, с удовольствием отвечу и выслушаю.

Любуемся проделанной работой

Особенности стебельков

Поделки из соломки для начинающих популярны во всем мире, где выращивают зерновые. После уборки урожая остается много соломы. Изделия из соломки делают большие и маленькие, плоские и объемные. Засушенные стебельки являются тем материалом, который под силу ребенку любого возраста.

Данный материал характеризуют такие качества:

  • экологичность;
  • доступность;
  • эластичность;
  • стабильность форм;
  • простота в обработке.

Необходимо учитывать тот момент, что солома бывает различной. У разных хлебных злаков стебельки имеют разные качества и характеристики. Ячмень обладает светлым оттенком с яркой поверхностью. Он отличается гибкостью и простотой в обработке. Из него хорошо делать объемные предметы.

Солома ржи имеет темный цвет. Ее волокна очень прочные, это дает возможность использовать ее для изготовления больших конструкций. Данный материал применяют для создания фигурок людей и зверушек.

Соломка из пшеницы более прочная, она широкая и укороченная. Стебли обладают приятным золотистым оттенком. Из такого материала делают прекрасные объемные предметы.

Многофункциональные заготовки делают из овсяной соломы. В сушеном виде она имеет яркий желтый цвет. Она отлично гнется и имеет большую область применения.

Чтобы создать разные композиции используют различные виды соломки. Это придаст изделию объемность и выразительность. Помимо этого, сырье не нужно окрашивать, для выделения определенных элементов.

Плетение из соломки для начинающих является творческим процессом, благотворно влияющим на всестороннее развитие человека. Начинать процесс следует с хорошего планирования будущей работы.


Требуется предусмотреть участки для размещения инструментов, сырья и деталей поделки. Для работы с соломкой будут необходимы следующие инструменты и приспособления:

Технологии и виды плетения

Выделяют четыре основных вида плетения из соломки: спиральное, прямое, плетение плоских и объемных плетенок. Прежде чем приступить к плетению непосредственно из соломы, лучше потренироваться выплетать плетенки из разноцветных бумажных полосок.

Спиральное плетение (рис. 1). Сущность этого вида плетения заключается в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой (льняной нитью, лентами лозы, корня, лыка, бересты) и укладывается по спирали плотными витками.

Рис. 1. Спиральное плетение: а – начало плетения; 6 – соединение жгута бечевкой; в – приспособление для контроля за толщиной жгута; г – окончание плетения; д – челнок для стягивания жгутов.

Прямое плетение (рис. 2). Прямое плетение схоже с процессом изготовления полотна на ткацком станке. Выполняют его из сплющенных или распластанных в ленту соломин. Увлажненную толстую соломину разглаживают вдоль стебля ножом или иглой и на доске разглаживают тупым ножом сначала с изнаночной, затем с глянцевой стороны, операцию повторяют несколько раз, пока соломина не станет прямой лентой.

Полотняное переплетение ведут по схеме (а) в такой последовательности: укладывают нужное количество соломенных лент, определяемое размером задуманной плетенки, вертикально параллельно друг другу и концы их приклеивают или прижимают прессом.

Приподнимают четыре соломины через одну и под них перпендикулярно нечетным соломинам укладывают первую горизонтальную соломину. Затем приподнимают нечетные вертикальные соломины и укладывают вторую горизонтальную соломину и т.д. Соломины плотно подгоняют друг к другу.

Сушат плетенку под прессом. При диагональном плетении (б) горизонтальные соломины перекладывают не через одну, а через две вертикальные, и в каждом ряду сдвигают переплетение вправо или влево на одну соломину.

Поверхность плетенок, выполненных в технике прямого плетения, обладает эффектом светотеневой игры, подчеркивающей рисунок и фактуру плетения. Такие плетенки используют в качестве фона в панно, салфеток, фрагментов аппликаций и деталей объемных изделий.

Рис. 2. Прямое плоское плетение: а – полотняное, б – диагональное.

Плоские плетенки.

Плетение плоских плетенок позволяет получать из отдельных соломин плоские плетеные ленты. Они различаются по ширине, рисунку, плотности.

Внешний вид плетенок, их прочность, жесткость, пластичность зависят от толщины, количества соломин и способов их переплетения. Сшивая плоские плетенки, можно изготовить различные предметы бытового и декоративного назначения.

По числу соломин, из которых плетут плоские плетенки, их делят на двухконцовки, трехконцовки, четырехконцовки и т.д. Самая широкая плоская плетенка имеет одиннадцать концов.

Процесс выполнения плетенки: трехконцовки,

Рис. 3. Плетенка-трехконцовка.

Плетенка-четырехконцовка (рис. 4) отличается от предыдущей большей шириной и более сложным рисунком плетения.

Соломины располагают под углом 60° друг к другу (а). Соломину 1 огибают вокруг соломины 2. Затем один конец соломины 2 сгибают влево (б, в), а другой – вправо и просовывают под соседнюю соломину 1 (г)

После этого конец соломины 1, расположенный справа, сгибают влево (д), а другой ее конец, расположенный слева, сгибают вправо и подсовывают под соломину 2. На этом цикл плетения замыкается и далее идет повторение плетения в той же последовательности.

Рис. 4. Плетенка-четырехконцовка.

П летеные квадраты, многоугольники, ромбы используются чаще всего для отделки шкатулок, оформления скульптуры, изготовления декоративных украшений.

Принцип плетения всех фигур одинаков, поэтому достаточно освоить приемы плетения наиболее простой из них – квадрата (рис. 9). Начинают плести с изготовления каркаса (а).

Две соломины (палочки) располагают под прямым углом друг к другу и прочно связывают.

Одновременно к крестовине привязывают ленту из соломы. Затем ею последовательно обвивают стойки крестовины

Рис. 9. Плетение квадрата.

Для стебля цветка берем ивовый прут или рогоз (камыш). Немного клея ПВА нужно будет капнуть на конец прутика. Отобранную соломку приложим к пруту и максимально крепко обмотаем приготовленной нитью. Так, мы получили тычинку цветка.

Приемы работы с соломой. Плетение соломенных лент.

Дата: 17 сентября 2009. Опубликовал: Редакция журнала Трозо.Ру

Чтобы сплести из соломы шляпу, корзиночку, чемодан, сумку, настенные коврики и другие изделия, необходимо сначала заготовить солому, а потом сделать плетеную ленту.

Такую ленту плетут, вручную из цельной, круглой соломы первого и второго сорта. Для самых тонких производственных изделий плетут ленты из расщепленной соломы.

На производстве расщепление соломы производится специальным колунком, а на очень больших производствах даже специальными машинами. Так как расщепление соломы процесс трудный, мы ограничимся в этой статье плетением из круглой соломы. Скажем, однако, что сам процесс плетения из круглой и расщепленной соломы одинаков.

Способов плетения лент из соломы много. Мы расскажем вам о том, как плести упрощенные ленты — из двух, трех, четырех, пяти, шести, семи и одиннадцати соломинок.

Для любого плетения за 3—4 часа до работы солому необходимо размочить в холодной воде. Если солома очень давнего сбора, лучше ее даже попарить, так же как перед разглаживанием. Перед работой выньте солому из воды, стряхните и закатайте в газету, разложив тонким слоем. Это необходимо потому, что высохшие соломины перестают эластично сгибаться, они колются и ломаются при малейшем перегибе.

Пальцы во время работы также надо время от времени смачивать в тазике с водой. Из сухих пальцев солома легко выскальзывает. При плетении фигурных лент с зубчиками «четверки» и «елочки», а также при выплетании широких полос лент из 7 и 11 концов пальцы желательно салить куском сала, чтобы придать плетению прочность утяжки всех сторон. Кроме того, насаленные пальцы быстрее работают, плавно скользя по соломе и не болят от трения на сгибах.

Плетение ковриков из круглой соломы: 1 – способы плетения косиц из соломы в три и в четыре конца; 2 – схема сшивания прямоугольного коврика; 3 – схема сшивания круглого коврика.

Лента «двойка». Две длинные соломины сплющиваются, укладываются друг на друга под углом 90° и завязываются ниткой. Нижняя соломинка загибается по на верх лежащей и становится верхней. Тогда на нее загибается соломинка, которая оказалась теперь внизу и т. д. Укладывая соломинки, плотно прижимайте одну к другой. Правой рукой загибайте соломинки наверх, левой рукой придерживайте образующуюся гармошку и поворачивайте очередную соломинку. Когда какая-либо соломинка оканчивается, удлиняйте ее подкладыванием поверх нее новой соломинки.

Рисунок, помещенный ниже, поможет вам лучше понять процесс плетения. Закончив плетение «двойки», завяжите кончики ниткой, как и в начале плетения, и слегка растяните плетево, как гармошку. Плетение «двойкой» идет только на отделку, например соломенного настенного коврика.

Читайте также:  Как связать крючком мишку

Можно использовать это плетение и как отделочный шнур при окантовке корзиночек, сумочек и других изделий.

Плетение ленты «двухконцовки-двойки»: 1 – начало собирания соломинок; 2 – сгибание; 3 – готовая «двойка».

Лента «тройка» плетется, как обычная коса, из трех соломин. Каждый поворот соломины загибается плотным прижиманием. Тем самым достигается сплющивание круглой соломины. Начиная плетение без надставок, вставьте две соломины одна в другую — узким концом в широкий. Третью соломинку приложите к двум, с небольшим заходом поверх. Во время работы следите за равномерным утягиванием с обеих сторон заплетающихся концов, не надвигайте соломинки одна на другую и не оставляйте просветов между ними. Ширина ленты зависит от толщины взятых соломинок.

Плетение ленты «трехконцовки-тройки»: 1 – сбор соломинок; 2 – готовая «тройка»; 3 – подстановка новой соломинки.

Чтобы плетешок не ломался и не путался, ленту время от времени сматывайте на дощечку или на руку в виде восьмерки и завязывайте тесьмой. Как уже говорилось в плетении «двойка», накладыванием новой соломинки той же толщины на оканчивающуюся, с небольшим заходом поверх, вы производите удлинение.

Плетение с новой соломинкой продолжается, как обычно. По окончании плетения ножницами подрезают торчащие во все стороны лишние концы, а сплетенную ленту, размочив снова в воде, проглаживают горячим утюгом. Проглаженная солома приобретает утраченный от размачивания блеск, кроме того, лента прессуется и выходит из-под утюга плоской и ровной.

Лента «четырехконцовка простая». Эта плетенка самая распространенная. Она хороша для сшивания шляп и корзинок. Плетется эта лента теми же приемами, что лента «тройка». Только в этом случае берут четыре соломинки, вдвигают по две друг в друга для удлинения. Складывают их крест-накрест. Затем загибают один из концов назад, второй из-под низа наверх, как показано на рисунке. Образуется четыре конца, из которых и ведут плетение. Места сгибов плотно сжимают большим и указательным пальцами левой руки, а продолжают плетение обеими руками поочередно, то есть левую боковую соломинку загибают левой рукой назад и переплетают в середине плетения с соседней. Правую соломину правой рукой загибают на себя под углом и переплетают также в середине. Эти переплеты закрепляют положение плетенки и образуют среднюю часть ленты в шахматном порядке.

Плетение ленты «четырехконцовки простой»: 1 – сбор соломинок; 2 – сгибание; 3, 4 – дальнейший ход плетения; 5-готовая «четверка»,

Так, попеременно заплетая левую сторону все время назад, а правую наверх, и ведется плетение.

Во время работы следите за равномерной утяжкой соломинок, правильным сгибанием их под углом на краях и не допускайте просветов между ними. Это указание относится к плетению любым способом. Во время работы не забывайте расплющивать соломинку пальцами, особенно на сгибах. Удлинение оканчивающихся соломинок производите во всех случаях так, как мы указывали раньше, — накладыванием поверх новой соломины. Лишние кончики по окончании обрезаются.

Лента «четырехконцовка с зубчиками». Эта плетенка очень красивая и прочная. Из нее сшивают и шляпы и корзинки, кроме того, ею отделывают гладкие изделия. Две соломинки, вставленные друг в друга, складывают и загибают так же, как и в предыдущей «четырехконцовке». Когда вы проделаете два хода плетения — справа и слева, работа несколько усложнится: вперед, на себя, загибов в этой плетенке не будет. Это плетение основано на загибании только назад. С боков образуются равномерно, то слева, то справа зубчики, состоящие из двух под углом согнутых соломинок.

Плетение ленты «четырехконцовки с зубчиками»: 1, 2 – начало плетения; 3 – готовая плетенка.

Ход плетения такой: левую соломинку загибают назад и переплетают в центре. Снова левую боковую загибают назад и переплетают с боковой справа, накладывая ее поверх. С этого вышедшего направо кончика начинается первый зубчик. Загибая его назад, образуем только половину зубца, для его окончания надо следующую, правую соломинку загнуть снова назад. Закончив этим зубчик, кончик соломинки надо вывести налево поверх крайней слева, как показано на рисунке.

Вся последующая работа будет заключаться в выплетании зубчиков по бокам и переплетах соломинок в центре. Обычной ошибкой начинающих бывает незаканчивание зубчика и преждевременный переход на другую сторону плетения либо непереплетание соломинок между собой в центре.

Своевременно устраняя ошибки, не допуская просветов и кривизны в плетении, эта работа очень быстро усваивается. Плести эту плетенку могут даже дети дошкольного возраста. Начинайте с небольших плетешков, без удлинения, используя сплетенную полоску как закладку в книгу.

Выше: Плетение ленты «пятиконцовки», или «педали»: 1 – сбор соломинок; 2 – сгибание; 3 -готовая «педаль».

Лента «пятиконцовка», или «педаль». Плетется так же, как «четырехконцовка без зубчиков». Но сборка соломинок для плетения несколько иная: две пары, вставленных друг в друга соломинок, кладутся рядом так, чтобы конец одной выступал сантиметров на пять. Это необходимо для того, чтобы соломинки не пришлось удлинять одновременно. Посредине этих двух соломинок перпендикулярно к ним, укладывается третья соломинка, кончик которой выступает на 2 см вверх над поперечными. Все три соломинки берутся левой рукой, а указательным и большим пальцами правой руки загибаем концы двух соломинок вверх, размещая их, как показано на рисунке.

Далее, ту соломинку, что была поставлена перпендикулярно, сгибаем справа налево. Переносим все соломинки в правую руку и пальцами левой руки сгибаем крайнюю слева на последующую, а последующую подводим на третью снизу. Получим, таким образом, с одной стороны две, а с другой — три соломинки. Проделав то же самое справа, поочередно будем заплетать соломинки дальше, сгибая под углом на боках и переплетая в центре между собою. Лента «педаль» хороша для сшивания шляп, кошелок, сумок, коробов и ковриков. Не забудьте готовое плетево время от времени сматывать в моток, а по окончании работы увлажнить и запрессовать под горячим утюгом.

Плетение ленты «шестиконцовки», или «елочки»: 1 — собирание соломинок; 2 — сгибание; 3 — левая сторона плетения с «пустым» шагом; 4—готовая «елочка».

Лента «шестиконцовка», или «елочка».

Плетется наподобие «четырехконцовки с зубчиками». Только в центре плетево образуется не в шахматном порядке, а в виде елочки. Используется такая лента главным образом для отделки и окантовки художественных изделий и ковриков. Небольшие учебные отрезки «елочки» используйте как закладки для книг. Начало ленты заплетается из шести соломинок, вставленных одна в другую попарно. Сборку этих соломинок производите, как показано на рисунке. Далее, в центре, они заламываются под углом. Крайнюю справа соломинку загибаем на вторую и подводим под среднюю; затем крайнюю слева загибаем на вторую слева и подводим под третью. Все время соломинки четко разделяются на три слева и три справа.

Плетение «елочка» отличается от «четырехконцовки с зубчиками» в перешагивании на левой стороне плетения не через одну, а сразу через две соломинки. С левой стороны получается четкое протягивание соломинки в горизонтальном направлении от зубчика к зубчику. «Елочку» можно плести как из самых тоненьких, так и из самых толстых соломин, расплющивая их пальцами во время плетения и, конечно, как все плетенки по окончании работы размачивая, прессуя и высушивая под утюгом.

Выше (слева): Плетение ленты «семиконцовки», или «хины»: 1 – собирание соломинок; 2 – сгибание; 3 – готовая «семиконцовка», или «хина».

Выше (справа): Плетение ленты «одиннадцатиконцовки», или «чемоданной»: 1 — сбор и сгибание; 2 — готовая «одиннадцатиконцовка», или «чемоданная».

Лента «семиконцовка», или «хина».

На юге сплетенную этим способом ленту называют «хиной», по имени города Хины, где из нее плетут большие шляпы от солнца, тенты и шторы на окна.

Началом плетения служат три заломленные в одном направлении соломинки с подставленной к ним перпендикулярно четвертой. Поочередно, переходя с одного бока на другой, загибают то четыре, то три соломинки, на боках под углом образуя ровную линию. Те, кто уже научился плести «пятиконцовку», без труда сплетут «семиконцовку», «девятиконцовку» и самую широкую ленту из одиннадцати соломинок, так называемую «чемоданную», так как из нее обычно сшивают чемоданы.

Лента «одиннадцатиконцовка», или «чемоданная». Плетется из пяти заломленных в одну сторону и одной перпендикулярной к ним соломинок. Концы соломинок разбиваются на пять и шесть в разные стороны, как показано на рисунке, и поочередно загибаются под углом. Изделия из соломенных лент сшивают нитками вручную или на швейной машине. При ручном сшивании стежок скрывается между соломинками. При машинном сшивании шьют редкой строчкой вдоль ленты. Пришиваемую ленту накладывают до половины ширины на уже пришитую. Лента хорошо поддается растягиванию, выглаживанию и сшиванию по любой форме. Шляпы сшивают и гладят на деревянном болване. Начинают сшивать шляпы обычно с донышка.

СОВРЕМЕННЫЙ МАСТЕР КЛАСС

Началом плетения служат три заломленные в одном направлении соломинки с подставленной к ним перпендикулярно четвертой. Поочередно, переходя с одного бока на другой, загибают то четыре, то три соломинки, на боках под углом образуя ровную линию. Те, кто уже научился плести «пятиконцовку», без труда сплетут «семиконцовку», «девятиконцовку» и самую широкую ленту из одиннадцати соломинок, так называемую «чемоданную», так как из нее обычно сшивают чемоданы.

Как плести из соломки бусы

Вы еще не знаете как плести из соломки? А между тем, это очень увлекательное творчество. Просто удивительно, как из под рук народной мастерицы и из соломенной ленты получается объемная бусинка. Несколько движений умелых рук и получается красивая соломенная бусина. Легкие, золотистые соломенные поделки, украшали праздничный наряд девушек. Попробуйте и вы сделать это эффектное украшение.

Что нужно для плетения соломенных бус

Ножницы, обложка ученической тетради, линейка, карандаш – это все, что нужно для начала обучения.


Ножницы, обложка ученической тетради, линейка, карандаш – это все, что нужно для начала обучения.

Плетение из соломки для начинающих: мастер-класс с фото и видео

Если хотите создавать красивые поделки своими руками, то плетение из соломки для начинающих поможет осуществить мечту. Как часто хочется сделать что-то интересное, что может привлечь внимание и заинтересовать других! И многие мечтают изменить дизайн своего дома или квартиры, внести новую струю, «изюминку». Зачастую простые картины не всегда приносят столько удовольствия, как предметы домашнего быта, сделанные самостоятельно. Солома — это отличное решение проблем интерьера. Во-первых, работать с материалом полезно и приятно. Во-вторых, это возможность преобразить помещение и подходит для всех стилей!


Перед работой материал нужно подготовить. Соломка ржи является основным материалом, потому что она самая высокая и жесткая. Стебель достигает размеров от 40 до 50 см.

Соломенное счастье

1. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях.

2. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась созданной семье и их будущим детям.

3. Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, а затем дарили хозяину поля, желая благополучия.

4. «Бородою» или «Божьей бородой» называли украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле, в качестве дома для хлебного духа.

5. Самой древней и распространенной традицией было украшение последнего «дожиночного» снопа, который хранился до следующего урожая.

© Авторы: Ирина Кухтина, директор детской школы художественных ремесел и искусств, г. Быхов. Фото автора, Татьяна Морозова, педагог детской школы ремесел, г. Быхов

  • Дымковская
    игрушка
  • Капокорешковый
    промысел
  • Кукарское
    кружево
  • Плетение из
    соломки
  • Вятская
    матрешка
  • Гончарство
  • Плетение
    из лозы
  • Плетение
    из соснового корня
  • Ткачество
  • Резьба
    по дереву
  • Инкрустация
    соломкой
  • Вышивальный
    промысел
  • Роспись
    по дереву
  • Бурачный
    промысел
  • Художественная
    обработка металла
  • Плетение
    из бересты
  • Плетение
    из лыка
  • Токарный
    промысел
  • Главная
  • Новости
  • История народных промыслов
  • Каталог НХП
  • Предприятия НХП
  • Народные мастера
  • Учебные заведения сферы НХП
  • Государственная поддержка НХП
  • Художественно – экспертный совет
  • Конкурсы, выставки, фестивали
  • Центр НХП
  • Музеи Кировской области
  • НХП в муниципальных образованиях Кировской области
  • Контактная информация
  • Портал малого и среднего бизнеса
  • Правительство Кировской области
  • Информационный портал «Туризм и отдых на Вятке»
  • Вятская торгово-промышленная палата
  • Ассоциация народных художественных промыслов России
  • Портал поддержки экспорта
  • Народные художественные промыслы Нижегородской области
  • Ремесленная палата Ульяновской области
  • Ремесленная палата Республики Коми
  • Жостовская фабрика декоративной росписи
  • ЗАО «Хохломская роспись»
  • ЗАО Великоустюгский завод «Северная чернь»
  • Павлопосадская платочная мануфактура
  • Информационный портал «Культурная среда»

В 1871 году на заседании комиссии, учрежденной при Вятском губернском статистическом комитете по содействию Московской Политехнической выставке, было предложено приобрести образцы корзинок и шляп, сплетенных их соломы, обратившись с этой целью в Унинской волостное правление. И действительно, в Унях изделия из соломы плелись уже не от случая к случаю и не только на собственные нужды, нго и на продажу. А работал мастер профессионально. Это подтвердили строчки в «Памятной книжке Вятской губернии» за 1873 год, через два года после первого письменного упоминания: «Плетением корзин и шляп из соломы занимается один человек в Унинской волости в Глазовском уезде, вырабатывая до 50 шляп по 30 коп. и 30 корзинок по 40 копеек каждая». Имя этого первого искусного кустаря по соломке история не сохранила.

Как плести из соломы

Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы

Плетеные изделия из различных материалов были известны людям древнего мира. Находки археологов в Египте, на Ближнем Востоке и в Европе показывают, что еще в период неолита изготовляли плетеные предметы из мягких растительных материалов: травы, тростника, папируса и других. Составляя из этих материалов жгуты, их последовательно накладывали друг на друга кольцами, спиралями или параллельно и скрепляли поперечными мягкими связками. В античную эпоху для плетения стали использовать ветки деревьев и кустарников, особенно ивы, корни деревьев и другие материалы.

Ученые считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу. Из длинных гибких ветвей различной толщины плел он жилища и хозяйственные постройки, изгороди, мебель, кузова саней и повозок, а также корзины, имеющие самое разнообразное назначение. Без корзин, этих универсальных плетеных сосудов, трудно представить себе быт русского крестьянина. Незаменимы были они при сборе урожая и хранении продуктов. В корзинах, сплетенных из белого окоренного прута, носили женщины на речку полоскать белье. Были и такие, с которыми отправлялись в дальнюю дорогу.

Почти каждый сельский житель мог при необходимости сплести нужную в хозяйстве корзину, используя простейшие приемы плетения. Отдельные мастера плели корзины на любой вкус и не только для себя, но и на продажу. В зависимости от назначения им придавали самые разнообразные формы, украшали плетеными узорами из окрашенных прутьев. Различные приемы плетения, передаваемые из поколения в поколение, постепенно совершенствовались, становясь более рациональными.

Читайте также:  Как вязать юбку спицами

В сравнительно недалеком прошлом плетеные изделия являлись предметами первой необходимости. Занимая большое место в быту многих народов, они обладали чертами яркого национального своеобразия. Особенно широкое распространение получили во второй половине XIX и начале ХХ веков, когда большой популярностью пользовались корзины, плетеная мебель, коляски для кукол и другие изделия, изготовлявшиеся в мастерских Франции. В качестве сырья французские мастера использовали тонкую окоренную лозу, покрывали ее разными красителями, позолотой, серебром.

Популярность плетеных изделий была настолько велика, что мотивы и отдельные элементы техники плетения имитировали в фарфоре, использовали изображение корзин или отдельных плетеных полос в композициях архитектурного декора. Перекрестное плетение, применяемое при изготовлении изделий из лозы, в принципе послужило основой для возникновения техники ткачества.

Плетеные изделия носят универсальный характер. Их широко применяют не только в домашнем обиходе, но и в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и других областях человеческой деятельности. В XIX веке, когда началось бурное развитие многих отраслей промышленности, упаковочные корзины, изготовляемые из лозы, своей дешевизной и удобством форм вытеснили деревянные ящики. Плетение становится модой, распространяется во всех странах, с зарождением и развитием капитализма переходит на промышленную основу. Во Франции это ремесло перемещается из Парижа в периферийные департаменты, охватывая значительную часть населения. В Пруссии и Баварии плетением занимаются десятки тысяч человек. Для обучения плетению организуются школы со сроком обучения 2–3 года. Такие школы были созданы во многих странах.

Мода на плетение охватила и Россию, где исстари у крестьян бытовали сделанные из ивового прута плетеные предметы. Предполагается, что корзиноплетение возникло в районах рек и озер и служило первоначально для нужд рыболовства; рыбаки изготовляли верши, нереты, мережи и другие орудия лова. Постепенно плетение из лозы охватило почти всю территорию Европейской части России. Наиболее крупные центры плетения были сосредоточены в Московской, Тверской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Ярославской, Нижегородской, Смоленской, Вятской, Казанской, Оренбургской, Пермской, Уфимской, Подольской и других губерниях.

Ассортимент товаров в начале ХХ века (до первой мировой войны) был очень велик: всевозможная мебель (стулья, столы, кресла, диваны, кушетки, качалки, шезлонги, купальные будки, детские коляски и кровати, ширмы, этажерки, газетницы, цветочницы, нотницы), дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки), так называемый мелкий товар (корзиночки самого различного назначения – для бумаг, ключей, перчаток, рукоделия, цветов и фруктов, хлебницы, сухарницы, плетеные тарелочки, красивые коробочки для кондитерских изделий), а также игрушки (погремушки, разные машины, кукольные мебельные гарнитуры, посуда и пр.).

Коллекция образцов плетения начала ХХ века находится в Звенигородском историко-художественном музее. На художественных достоинствах плетеных изделий этой коллекции сказались прежде всего вкусы того времени: большое увлечение традиционными приемами и создание стиля модерн. В лучших предметах коллекции чувствуется продуманность в пропорциях линий и формы, ритме плетения, фактуре и цвете материала. Последний имел очень большое значение: часто форму, рисунок и отделку изделий определял именно материал. В плетении мелкого товара в одном предмете нередко употребляли разные материалы, причем не из конструктивной необходимости (каркас почти всегда делали из ивы или камыша). Зачастую это являлось главным художественным достоинством товара.

Кроме традиционного ивового прута (чищеного, колотого или шмыгованного), бересты, лыка, сосновой стружки, мочала, соломки, рогоза, использовали много импортных материалов, таких, как педдиг (обработанная сердцевина камыша), листья кокосовой и мавританской пальм, рафия (луб игольчатой пальмы того же названия), луфа (растительная губка, добываемая в Греции), кокос (наружная оболочка плодов кокосовой пальмы).

Все сырье мастера специально обрабатывали, отбеливали, красили в различные цвета. В изделиях они сочетали окрашенные и неокрашенные материалы, часто употребляли для отделки цветной целлулоид, шелковые и хлопчатобумажные ленты с рисунком, набивные многоцветные ткани для подкладки, точеные деревянные детали. Есть в музее корзиночки, окрашенные масляной краской и расписанные по фону орнаментом, букетами цветов и надписями на иностранных языках. Звенигородская коллекция, в которую входят и иностранные изделия, представляет большой интерес для изучения мастерства плетения.

Ивовые прутья (лоза)

Ива – весьма общее название для целого ряда растений. К ивовому семейству относятся ветла, шелюга, тальник, верба, лоза, ракита, осокорь. Ивы встречаются в виде деревьев 30–40 метровой высоты и в виде кустарника. В нашей стране встречается более сотни разновидностей ив, но для изготовления плетеных изделий наиболее пригодны только 10–12 видов. Предпочтение отдается тем ивовым кустарникам, которые растут на песчаных берегах рек, открытых и ветру и солнцу. Прутья таких кустарников не бывают очень длинными – за лето они вырастают на 100–120 см, но зато они обладают большой гибкостью, малой побежалостью, прямолинейны и имеют небольшую сердцевину. Для плетения применяют однолетние и многолетние побеги. Из лозы могут быть изготовлены всевозможные хозяйственные корзинки, корзины-сундуки, корзины-чемоданы, колыбели, санки, абажуры, подсвечники-канделябры, вазы, шкатулки, сумки, кашпо, сухарницы, конфетницы, подносы, декоративные тарелочки, всевозможные сувениры, рыболовные принадлежности и т. д.

Для плетения пригодны стебли-прутья толщиной у корня до 15 мм, а также ивовые палки диаметром 15–40 мм, прямые, гибкие, с малой побежалостью, со здоровой древесиной, маленькой сердцевиной, с однородной окраской и гладкой поверхностью.

Биологические и экологические особенности ив. Ивы размножаются семенным и вегетативным способом (черенками) за исключением ивы козьей. Последним, вегетативным способом, пользуются при создании лозосырьевых участков. Пригодные для плетения виды ивы в естественных условиях растут в холодных и умеренно-холодных областях по речным долинам на свежих почвах. Ива, как правило, не переносит застойных вод и недостатка кислорода в почве.

Коллекция образцов плетения начала ХХ века находится в Звенигородском историко-художественном музее. На художественных достоинствах плетеных изделий этой коллекции сказались прежде всего вкусы того времени: большое увлечение традиционными приемами и создание стиля модерн. В лучших предметах коллекции чувствуется продуманность в пропорциях линий и формы, ритме плетения, фактуре и цвете материала. Последний имел очень большое значение: часто форму, рисунок и отделку изделий определял именно материал. В плетении мелкого товара в одном предмете нередко употребляли разные материалы, причем не из конструктивной необходимости (каркас почти всегда делали из ивы или камыша). Зачастую это являлось главным художественным достоинством товара.

  • Дымковская
    игрушка
  • Капокорешковый
    промысел
  • Кукарское
    кружево
  • Плетение из
    соломки
  • Вятская
    матрешка
  • Гончарство
  • Плетение
    из лозы
  • Плетение
    из соснового корня
  • Ткачество
  • Резьба
    по дереву
  • Инкрустация
    соломкой
  • Вышивальный
    промысел
  • Роспись
    по дереву
  • Бурачный
    промысел
  • Художественная
    обработка металла
  • Плетение
    из бересты
  • Плетение
    из лыка
  • Токарный
    промысел
  • Главная
  • Новости
  • История народных промыслов
  • Каталог НХП
  • Предприятия НХП
  • Народные мастера
  • Учебные заведения сферы НХП
  • Государственная поддержка НХП
  • Художественно – экспертный совет
  • Конкурсы, выставки, фестивали
  • Центр НХП
  • Музеи Кировской области
  • НХП в муниципальных образованиях Кировской области
  • Контактная информация
  • Портал малого и среднего бизнеса
  • Правительство Кировской области
  • Информационный портал «Туризм и отдых на Вятке»
  • Вятская торгово-промышленная палата
  • Ассоциация народных художественных промыслов России
  • Портал поддержки экспорта
  • Народные художественные промыслы Нижегородской области
  • Ремесленная палата Ульяновской области
  • Ремесленная палата Республики Коми
  • Жостовская фабрика декоративной росписи
  • ЗАО «Хохломская роспись»
  • ЗАО Великоустюгский завод «Северная чернь»
  • Павлопосадская платочная мануфактура
  • Информационный портал «Культурная среда»

Шляпы плетутся из обыкновенной белой соломы. Они продаются Елькиным от 15 до 30 копеек, смотря по тому, из какой соломы сплетена шляпа: из мелкой – по 30 копеек, из крупной – 15 – 20 копеек. Конечно, в этом случае следует отдать предпочтение шляпе, сплетенной из мелкой соломы, так как такая шляпа имеет более или менее изящный вид. Поэтому не редкость составляет видеть такие шляпы не только на мужике, но и на обывателе нашего города, но особенно охотно покупаются они крестьянами».

Плетение из соломы

Плетение из соломы

Из соломы можно изготовить много оригинальных и необходимых вещей, не похожих на изделия из других материалов. Высокую оценку эти изделия получают не только благодаря естественному материалу, но и за художественность и конструктивность. Не последним здесь является и мастерство исполнения.

Сохраняя природные свойства материала, народные умельцы создают не просто сумку, а изделие прикладного искусства. Чтобы научиться плести из соломы сумки и шляпы, шкатулки и другие сувенирные изделия необходимо знать основные виды плетения и применять их в работе.

Виды плетения из соломы приведены на рис. 31 а-е. В большинстве случаев при изготовлении изделия мастер применяет несколько видов плетения: одни являются основными (крестовое, розетка, переплетение жгутов), другие годятся для выполнения отдельных элементов или как декор для украшения. Различают прямую (крестовую) и витую, а также спиральную технику косого плетения. Прямое плетение применяют для сумочек, шляп, витое – сувенирных шкатулок, косое – косичек.

Рис. 31. Виды плетения из соломы: а – крестовое; б – розетка; в – косое; г – крученая плетенка; д – зубчиками; е – плетение соломенных жгутов; ж – витая плетенка; з – круглая плетенка; и – спиральное переплетение из пучков соломы

Спиральная технология переплетения жгутов является древнейшей и очень простой в исполнении (рис. 31 ж). Выполняют из пучка (15–20 шт.) длинных и тонких соломин, из которых формируют круглый жгут. По мере плетения жгут непрерывно наращивают. Длина его определяется размерами изделия. Изделие начинается с одного конца жгута и заканчивается другим. Изготовление изделия заключается в переплетении соломенного жгута ивовой лентой, узкой (3–7 мм) полоской лыка или бересты, в результате чего наружный виток спирали жгута плотно прикрепляют к предыдущему. Расстояния между лентами-перевязками желательно выдерживать равномерными.

Отверстия в предыдущем ряде плетения для протягивания ленты-перевязки проделывают деревянной наколкой. Соломенный жгут по толщине формируют с помощью направляющей трубки. В процессе плетения жгут для уплотнения закручивают вокруг оси внутрь изделия. Последний виток спирали сначала закрепляют как обычно, а потом делают сплошную оплетку соломенного жгута лентой. Получается аккуратный и прочный бортик.

Конец жгута постепенно утоньшается и приматывается лентой при оплетке бортика. Спиральную технологию плетения применяют при изготовлении изделий круглой и овальной формы. Форму и размеры изделий контролируют шаблоном. При изготовлении шарообразных изделий шаблон должен быть разборным.

Изготовление косичек начинают с увлажнения соломы для придания ей эластичности. Ржаную солому нового урожая замачивают в воде комнатной температуры в течение 5-30 мин, прошлогоднюю 3-10 ч. Замачивать следует не более дневной нормы плетения, так как сырая солома плесневеет и теряет поделочные свойства. Увлажненную солому во время работы держат в увлажненной ткани или полиэтиленовых мешочках. Для плетения плоских лент-косичек используют однотонную солому: светлую или окрашенную. Иногда для декора выплетают косички с соломинами другого цвета.

При изготовлении любых косичек необходимо соблюдать общие требования: плести плотно, так как при высыхании плетение ослабевает; использовать соломины одинакового диаметра и различной длины, чтобы они не заканчивались одновременно.

Наращивание можно производить двумя способами: в срез заканчивающейся соломинки вставляют тонкий конец новой, или на конец предыдущей соломины на 1,5–2,0 см накладывают новую и заплетают вместе. Для выравнивания и уплотнения косичку выколачивают деревянным молотком, пропускают несколько раз через отжимные вальцы бытовой стиральной машины, гладят утюгом. Косички плетут в три, четыре, пять, шесть и семь концов (рис. 32).

Трехконцовка. Косичка в три конца – простейшая в изготовлении. Начинать плетение можно с трех связанных в пучок соломин или с двух, если одну сложить пополам. Последовательность плетения прямой косички-трехконцовки, а также изготовление углов приведены на рис. 32 в, г. Поворот косички под прямым углом получается при последовательном сгибании всех трех переплетаемых соломин в одну сторону: вправо – правосторонний, влево – левосторонний.

Рис. 32. Плетение косичек: а – прием ручного плетения; б – четырехконцовка с зубчатыми краями; в – схема плетения трехконцовки; г – общий вид трех-концовки; д – плетение четырехконцовки; е – схема плетения шестиконцовки; ж – схема изготовления круглой плетенки; з – общий вид косички в семь концов; и – общий вид четырехконцовки; к – семиконцовка; л – пятиконцовка; м – плетение квадрата

Изготовление плоской косички из четырех и более соломинок изображено на рис. 32 д, з, к, л. Принцип плетения аналогичен изготовлению трех-концовки. Имеется одна особенность: косички из четного числа соломин больше растягиваются при дальнейшей обработке, а четырехконцовка еще и скручивается вокруг оси. Поэтому после изготовления их надо прогладить горячим утюгом.

Схема плетения плоской косички в четыре конца с зубчатыми краями приведена на рис. 32 б. Косички четырехконцовки и шестиконцовки отличаются прочностью. Каждая их сторона имеет свой рисунок. При плетении таких косичек нельзя выплетать прямых углов, но можно делать повороты – обратное плетение. Для обеспечения четкой схемы рисунка в этих косичках нужно строго соблюдать прямой угол между левой и правой группами соломин. Косичку из шести соломин выполняют аналогично косичке в четыре конца, выплетая край за одну соломину. Эта косичка имеет двусторонний рисунок: паркетиком и с поперечными полосами. Для получения красивой косички необходимо строго выдерживать прямой угол между левой и правой группами соломин.

Круглые плетенки. Наиболее распространена круглая плетенка из пяти основных соломинок и одной дополнительной (рис. 32 ж). Одну толстую и пять тонких соломинок связывают в пучок. Тонкие отгибают от толстой и равномерно распределяют их по кругу. Затем одну из пяти соломин (первую) сгибают вправо сверху двух соседних, потом дальнюю загибают в том же направлении и перекладывают сверху первой и следующей соломины. Таким же образом переплетают все пять соломинок. В сечении получается квадрат. Для получения круглой плетенки к дополнительной осевой соломине добавляют еще несколько.

Плетение квадрата. Две соломины складывают крест-накрест с углами 90° между четырьмя концами. К центру крестовины ниткой крепят пятый конец, который последовательно заворачивают вокруг четырех лучей. Первоначальная крестовина может быть с четырьмя или шестью концами. В зависимости от этого сечение может быть квадратным, прямоугольным или шестигранным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Виды плетения из соломы приведены на рис. 31 а-е. В большинстве случаев при изготовлении изделия мастер применяет несколько видов плетения: одни являются основными (крестовое, розетка, переплетение жгутов), другие годятся для выполнения отдельных элементов или как декор для украшения. Различают прямую (крестовую) и витую, а также спиральную технику косого плетения. Прямое плетение применяют для сумочек, шляп, витое – сувенирных шкатулок, косое – косичек.

Добавить комментарий