Как плести вологодские кружева

Конспект ООД в подготовительной группе «Вологодские кружева»

Наталья Ноженко
Конспект ООД в подготовительной группе «Вологодские кружева»

Конспект ООД в подготовительной группе

«Вологодские кружева» (корректорная графика)

Воспитатель МКДОУ № 3 Сидорова Н. С.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: Ознакомление детей с вологодским народным промыслом – кружевоплетением, формировать умения создавать узоры на салфетке нетрадиционным способом.

• Познакомить детей с изделиями вологодских кружевниц, учить детей создавать с помощью корректорной графики узоры в стилистике кружевоплетения;

• Закреплять умение детей рисовать кружева нетрадиционным способом (ручкой-корректором, развивать технические умения);

• учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора.

• развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме;

• развивать творческую фантазию, самостоятельность при составлении композиции из знакомых элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, сетка, цветок и др.);

• обогащать у детей зрительные впечатления;

• активизировать и обогащать словарный запас детей новыми словами и словосочетаниями (кружево, кружевницы, палочки-коклюшки, вологодские кружева, кружевоплетение)

• вызвать у детей интерес к творчеству народных умельцев Вологды;

• воспитывать эстетичное отношение к бытовой культуре и предметам искусства;

• воспитывать уважение и интерес к труду народных умельцев, желание приобщаться к прекрасному.

Материалы и оборудование: презентация, почтовая коробка, письмо, кружевные изделия, заготовка для работы (листы бумаги разной формы, из цветного картона и ватман, ручки-корректоры, ширма, коклюшки, подушка-валик.

Содержание организованной деятельности:

1.Вводное слово педагога: Слайд 1

– Ребята, сегодня на улице морозно, а в нашей группе тепло, светло и весело. А тепло нам от ваших улыбок. От улыбок гостей, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте будем чаще улыбаться друг другу, повернёмся к гостям, поздороваемся и подарим им свои улыбки и радостное настроение.

Проходят и садятся на стульчики.

2. Введение детям новых знаний. Сюрпризный момент.

Стук в дверь. Почтальон приносит посылку.

– Смотрите ребята, нам пришла посылка. Не ошиблись ли, давайте проверим адрес. Всё верно? А откуда же она? Кто же нам её прислал? Вы знаете? Написано, что из города Вологды. Вы слышали когда-нибудь о таком городе? Где он находится?

Слайд 2. Видеосюжет про Вологду.

Слайд 3.- Где находится Вологда? (Этот город находится на севере России рядом с нашей Архангельской областью).

– Чем знаменита Вологда? В Вологде есть кремль, как в Москве, там делают вкусное масло и плетут кружева. А ещё там живёт Дед Мороз. Может он нам посылку отправил?

– Давайте откроем посылку и посмотрим, что же там!

Что я вижу! Что за диво! Сколько кружева вокруг!

Правда, дети, так красиво? Аж, захватывает дух!

Посмотрите! Эти вещи Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты Древней русской красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, В мир преданий и добра,

Чтоб сказать всем: есть в России Чудо — люди-мастера!

Воспитатель достаёт из посылки кружевные изделия, показывает детям.

Слайд 4.- Посмотрите, какие красивые кружевные изделия. Кто же их плёл и как? Вы знаете? А вам интересно узнать?

– Ой, смотрите, тут ещё какое то письмо. Давайте прочитаем его. Кто сможет?

«Здравствуйте ребята, пишет вам Вологодская кружевница. Обращаюсь к вам с огромной просьбой. Я готовлю кружева на ярмарку, ярмарка скоро, а работы еще много. Воротники, салфетки успела сплести, а вот скатерть – не успеваю. Не поможете ли мне? Вместе дело спорится, а врозь-хоть брось. Если вы готовы приехать, то жду вас во вторник, в Вологде, у себя в мастерской» (Вологодская кружевница)

– Так от кого нам пришло это письмо и посылка с красивыми кружевными вещами? (От вологодской кружевницы)

– А кто такая кружевница? (Мастерицу, которая плетёт кружева, называют кружевницей).

Слайд 5. Показ репродукции картины В. А. Тропинина «Кружевница»

Художник написал портрет кружевницы. С лёгкой улыбкой смотрит она на нас из далёкого прошлого, а её руки всё плетут и плетут кружева. В каждом изделии душа мастерицы, её мечта.

– Как вы думаете, от какого слова произошло это название?

– Правильно, оно произошло от слова «кружева».

– Давайте с вами все вместе произнесем это слово.

– А в каком городе живут мастерицы-кружевницы? Вологде)

– С давних времён в городе Вологде создавали эту красоту мастерицы-кружевницы. Зимы там такие же, как у нас снежные, да морозные, и мороз рисует на окнах причудливые узоры. А в избе у теплой печи сидит девушка-мастерица. Смотрит она на морозный узор и старается создать такой же в своём кружеве.

– Ну что, ребята, вы готовы помочь кружевнице и отправиться в путешествие в старинный русский город Вологду?

– Ребятки, а какой у нас сегодня день недели? (Вторник)

– А какой день недели был вчера? А какой будет завтра? А в какой день недели нас ждёт кружевница?

– Значит, ждёт она нас именно сегодня. Нам немедленно надо отправляться в путь, а то не успеем! На чем же нам можно доехать до Вологды? (На поезде, на машине, на автобусе)

– Мы с вами поедем на поезде. Я буду локомотивом, а вы – моими вагончиками.

Двигаются по кругу за воспитателем

– Давайте сделаем небольшую остановку, полюбуемся красотой зимней природы и нарисуем в воздухе кружевной узор.

Слайд 6. Звучит музыка. Воспитатель читает стихотворение. Дети в воздухе рисуют руками узоры.

Вологда завьюжила белыми снегами (круговые движения туловищем,

Вьюга стелет кружево прямо перед нами (рисуют восьмёрку перед собой).

Рассыпает искорки северные краски (крутят ладошками с растопыренными пальчиками,

Снежные присказки кружевные сказки (обхватить ладонями щечки, покачать головой).

Кружевницы ниткой кружева плетут (Крутят руками)

Там цветы и птицы дивные живут (Рисуют в воздухе цветок и машут руками, как птицы).

Их коклюшечка «рисует» тут и там (Поворачиваются в стороны)

Нитка тянется за нею по пятам (хлопают ладошкой по пяткам).

Нитью Вологда обвита (круговые движения руками,

Кружевами знаменита (руки вверх и развести в стороны).

– Какие кружевные узоры мы рисовали?

– Вот мы с вами и приехали в Вологду.

– Смотрите, какая чудесная изба. Не в ней ли ждёт нас наша кружевница-мастерица? Давайте постучим.

Ширма. За ширмой сидит мастерица, плетёт коклюшками кружевную салфетку.

Кружевница: Здравствуйте, ребятушки. Как хорошо, что вы приехали ко мне. Я совсем зашилась, не успеваю на ярмарку скатерть сплести, а заказов, ой, как много.

Ведь кружевоплетение – народный промысел, который возник на Руси очень давно, но Вологодские кружева и ныне в почёте и уважении. Ими украшают одежду, бельё, жилище. Поможете мне сделать кружевную скатерть на ярмарку?

Восп. : Если ты научишь нас кружевоплетению, то мы с радостью тебе поможем. Правда, ребята?

Кружевница: С удовольствием я вам расскажу и покажу. Передавалось мастерство кружевоплетения от матери к дочери. Начинали учить девочку плести кружева лет с пяти. Вырастала девица и становилась настоящей мастерицей. Удивительные по красоте узоры создавали вологодские кружевницы.

Слайд 7.Воспитатель: Скажите, ребята, а что вам они напоминают? Кружевные узоры похожи на морозные узоры на стекле, в них присутствует неповторимая сказочная красота, похожая на зимнюю волшебную сказку.

Кружевница: Вологодская метель – кружева,

И заснеженная ель – кружева,

Занавески на окне – кружева,

От мороза на окне – кружева.

– Одним словом, что видят наши кружевницы в родной природе, то и переносят на сколок своего рисунка (показ). Вы, наверное, со мною согласитесь, что для создания кружевных изделий требуется немало умения, времени, терпения, доброты, любви, чтобы сплести такую кружевную сказку.

Слайд 8. Восп. :А чем же плетут кружева?

Кружевница: Не крючком, не спицами, а с помощью палочек-коклюшек, на их концы наматываются нитки (показ). Это специальные деревянные палочки для плетения кружева. А ещё для плетения кружева используется подушка-валик, деревянная подставка, сколок.

Вос. : А что такое сколок?

Слайд 9. Кружевница: Сколок-это узор на бумаге с отмеченными точками.

Восп. : Спасибо тебе, кружевница, за то, что научила нас кружевоплетению. Мы теперь точно сможем помочь тебе сплести кружевную скатерть. Мы узнали, что можно выплести её из маленьких кусочков?

Кружевница: Да. Но работать вы должны дружно. И прежде, чем сплести узор, его необходимо придумать и нарисовать на сколке. А уже потом сплести и собрать скатерть по кусочкам.

3. Практическая работа.

Вос. : Сейчас мы ненадолго станем мастерами кружевного дела.

– Давайте посмотрим, как работают кружевницы.

Слайд 10. Видеоролик про вологодских кружевниц.

– Мы в кружевной мастерской, вы мастера, ваши столы – это подушка – валик, корректоры – коклюшки, белая корректорная жидкость – нити. Корректоры, как коклюшки надо потрясти, чтоб звучало «Кок-клюк» и держать их надо вертикально, нажимая двумя пальчиками на корректор, будем рисовать узор.

Слайд 11. – Какие узоры мы можем нарисовать? (точка, круг, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, сетка, цветок и др.).

– Обратите внимание на то, что каждый узор начинается от центра и соединяется с краями. Узор может быть повторяющимся.

– Предлагаю всем вам подумать, какой элемент узора вы создадите сейчас вот на этой маленькой салфетке, чтоб в конце занятия мы смогли собрать их и сделать большую общую скатерть для кружевницы.

В ходе самостоятельной деятельности оказать помощь затрудняющимся детям советом, отдельным показом.

Выполненные салфетки размещаются на доске, прикрепляя их с помощью двустороннего скотча к ватману.

4. Итог ООД. Рефлексия.

– Ребята, давайте пригласим кружевницу и вместе полюбуемся нашей скатертью. Каждый кусочек в ней по-своему красив и нет ни одного похожего!

– Что можно разглядеть в твоем узоре? Почему ты, Маша, нарисовала солнышко?

Кружевница: Спасибо вам, ребятки, за помощь. Теперь мне можно спокойно ехать на ярмарку! А вы до конца рассмотрели посылку?

– Мы достали кружевные изделия и письмо от тебя.

Кружевница: На дне посылки была маленькая коробочка, когда вернётесь в свой сад, откройте её, там мой подарочек для вас.

– А сейчас нам надо попрощаться с кружевницей и возвращаться обратно в город Мирный, в наш любимый детский сад. Наш поезд отправляется. Ту-туууу

Приезжают, садятся на стульчики.

– Ну вот, путешествие наше подошло к концу. Что запомнилось вам больше всего? Что для вас было новым? Чему вы научились? Давайте посмотрим, какой нам подарочек приготовила кружевница.

Конспект ООД «Школа дорожных знаков» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект НОД по познавательному развитию «Художественное конструирование» «Вологодские кружева» Цель: Развитие у детей способности самостоятельно строить по схеме, входящие в узор орнаментальные элементы вологодских кружев. Овладение.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Чтение рассказа В. Осеевой «Сторож». Слушание песни «Если добрый ты…» Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы»,.

Конспект ООД в подготовительной группе на тему: «Грибы» Конспект ООД в подготовительной группе на тему: «Грибы» Цели: Уточнить знания детей о грибах, правилах сбора грибов. Познакомить детей с.

Конспект ООД в подготовительной группе «Оленёнок» Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие. Вид деятельности: продуктивный (аппликация) Цель: совместное обучение детей.

Конспект ООД в подготовительной группе «Профессии» АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного.

Конспект ООД в подготовительной группе «Мир камней» Мир камней Подготовила: Лопатько Наталья Александровна Детский сад №7 г Алагир КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Тема: «Мир.

Конспект ООД в подготовительной группе «Зимний лес» АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного.

Конспект ООД «Книга сказок» в подготовительной группе Задачи: 1. Закрепить у детей знания о сказках как о жанре, об их классификации, умения определять части сказок (начало, середина, конец.

Конспект ООД в подготовительной группе «Золотая осень» Видео Конспек ООД в подготовительной группе на тему «Золотая осень». Подготовила и провела воспитатель Фаткуллина Гульшат Низаметдиновна МАДОУ.

Содержание организованной деятельности:

Необходимые материалы

Для работы с кружевами нужно приготовить различные приспособления и материалы. Нити используют плотные и натуральные. Это хлопок или лен.

Основной инструмент для создания изделия – коклюшки. Это выточенные или резные деревянные палочки, у которых нижняя часть имеет утолщение, а сверху делается отделение для наматывания нити. Для каждого узора требуется разное количество коклюшек, поэтому покупать лучше целый набор (от 60 штук и выше). Делают их из клена или яблони, ели или калины. Долго будут служить можжевеловые.

Читайте также:  Как связать длинный свитер

Выполняют плетение на куфтыре. Это валик (труба из ткани), имеющий форму цилиндра. Для удобства он располагается на подставке – пяльцах. Наполняют валик соломой, опилками или овсяной шелухой.

Готовая схема узора из нитей называется сколок. Чертится он на белой или цветной бумаге и булавками крепится к валику. Тонкие “гвоздики” или булавки с бусинкой на конце во время работы будут удерживать нити. Их понадобится не одна сотня, поэтому на них не экономьте. Также для связывания тесьмы фоном понадобится вязальный крючок, размером 0,5-0,8 мм.

Выполняют плетение на куфтыре. Это валик (труба из ткани), имеющий форму цилиндра. Для удобства он располагается на подставке – пяльцах. Наполняют валик соломой, опилками или овсяной шелухой.

Материалы и инструменты:

  • 2 бумажные или берестяные лычки длиной 60 см и шириной 1,5 см
  • ножницы
  • клей

Каждую лычку пронумеруйте и подрежьте на уголок (очините).

Футляр для бруска.

Способом косого плетения можно изготовить футляры для инструментов ‘ или для точильного бруска (рис. 5, поз. 1). Такой брусок обычно берут на покос. Выплетают футляр на шаблоне, вырезанном из доски. Для плетения заготавливают шесть берестяных лент. Вначале переплетают две ленты, согнув их пополам, а затем последовательно вплетают остальные. Плетево надевают на шаблон и оплетают его, плотно подгоняя одну ленту к другой. Заделав борта, футляр оплетают вторым уплотняющим слоем. На задней стенке прикрепляют лямку, за которую футляр подвешивают к ремню или на стену.

Как только ленты кончатся, подсуньте новые и продолжайте работу до тех пор, пока не оплетете все лукошко. Второй спой не только укрепляет и уплотняет плетево, но и украшает изделие. Народные мастера выработали даже специальные приемы декоративного плетения.

Изготовление плетеной закладки

Перегните лычки одну через другую и пронумеруйте их, как показано на рисунке.

Лычку 2 заведите назад, за лычку 4, и уложите её параллельно лычке 3.

Лычку 4 заведите назад, за лычку 2, и вперёд, поверх лычки 3.

Лычку 2 заведите назад, за лычки 4 и 3, и вперёд, поверх лычки 1.

Лычку 3 перегните вперёд, через лычку 4, и под лычку 1.

Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 1, и вперёд, на лычку 4.

Лычку 3 перегните вперёд, на лычку 1, и под лычку 4.

Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 4, и на лычку 1.

Лычку 3 перегните вперёд, на лычку 4, и под лычку 1.

Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 1, и на лычку 4.

Достигнув задуманной длины закладки, отрежьте лычки ножницами, придав концу закладки форму уголка, и подклейте их.

Проверьте дно солонки, оно должно быть квадратным.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом

«И нет нам покоя! Гори, но живи!» — так пелось в известной песне. Мы конечно не «горим», а плетём, но покоя нам точно нет! Хотя, будьте предельно осторожны, береста очень легковоспламеняющийся материал!

Теперь-то уж я точно расскажу о тех заветных способах плетения из коры берёзы, которую называют «береста».
Расстались мы в прошлый раз, кажется вот на этом месте >>
Приступим, пожалуй! Закончив все приготовления, вооружившись ножницами и линейкой с карандашом, мы кладем перед собой чистый лист бересты, желтой стороной к столу, белой к себе.

Желтая сторона, это та, что была внутри берёзы.

На самом деле, внутренний слой (тот, что к дереву) может быть самых разных оттенков, и не только жёлтый:

Фрагмент, обозначенный «-» (чёрточкой) не пригоден для плетения, слишком широкие и часто расположенные бороздки, лента будет ломаться и цепляться.

Фрагменты обозначенные «0» (ноликом) болеют каким-то «неизвестным науке» грибковым заболеванием, пока не распрастраняющимся на человека, и потому совершенно безвредны, но плести из них тоже хлопотно.

Фрагмент обозначенный «*» (звёздочкой) как раз тот самый кусок «зимней» бересты с налипшим на неё кадмием. Годен в работу.

Береста — материал слоистый и желательно бы лист очистить до равномерно распределенного слоя, ну, если уж никак, то никак.

Нужно следить, чтобы коричневые черточки на бересте, которые называются «чечевички» или «устьица» располагались горизонтально. Чечевички — это поры через которые дерево дышит. И чертим по линейке полоски необходимой ширины. Чаще всего и наиболее удобно используются полоски по 1,5 см шириной. Здесь важно запомнить, что именно вдоль чечевичек и не наоборот.

Если нарезать поперек, то полоска будет очень хрупкая, станет рваться и вы не сможете работать.

Так вы режете вдоль волокон и полоска становится прочной, как кожаный ремень, кстати в старину бересту еще называли «лесная кожа».
Береста очень податливый материал и «нежный», поэтому любые отметины и царапины остаются на ней навечно и со временем темнеют. Поэтому вся разметка делается на белой стороне, которая будет внутри изделия.

Белая сторона, «улица», когда очищена от шелухи, пористая и впитывает все, любые прикасновения оставляют след, со временем кажется, что вещь будто засалена и смотрится это некрасиво. Поэтому её и прячут вовнутрь.
Теперь делаем «заплёт», то есть переплетаем в шахматном порядке необходимое нам количество лент, но только теперь желтой стороной к себе, а белой к столу.
Вот тут-то и предстоит выбрать способ плетения. Конечно, выбор делается гораздо раньше, в голове мастера, возможно еще тогда, когда этот лист бересты мирно шумит листвой в лесу. Просто с этого момента начинаются различия.

Прямое плетение
Этот вид плетения более древний и считается, что именно с него и началось вообще все плетение и не только из бересты. Он произошел тогда, когда одному из наших предков в голову пришла идея перекрестить две полоски чего бы там ни было, и продолжать их перекрещивать пока не вышло нечто путное. Для прямого плетения практически всегда берется четное количество полосок. Сделав дно нужного размера, туда ставилась болванка, остальные полоски поднимались кверху и плетение происходило по принципу любого плетения «полоска снаружи, полоска внутри».
Не поверите, Китай и тут преуспел, руководство по плетению:

Поднявшись на нужную высоту, мастер вынимал болванку и закрывал край изделия с дополнительной полоской.

Болванка нужна для соблюдения ровных углов.

Чаще всего так делались различные бутылочки.

На схеме можно понять принцип плетения.

Нехитрая домашняя утварь.

Солонички, например «утица» (утка значит) делалась уже без болванки, только крышка делалась из дерева, в виде пробки или головы уточки.

И схема плетения «утицы», вдруг кому надо:

Простота исполнения и небольшое разнообразие приёмов не позволяло сильно «раздухариться» в творчестве, поэтому предметы были сугубо бытовые, хотя если постараться можно было и пофантазировать.

Предметы из бересты настолько прочно вошли в быт, что использовались многими художниками для натюрмортов, например на картине Эдуарда Панова, на столе корзина именно прямого плетения.

Конечно, чаще всего и плелись корзинки.

Простая ручка была не очень прочная и носила скорее декоративный характер, а вот плетёная попрочнее.

Кстати, ступни делались смешанным плетением, потому как часть изделия плелась прямым способом, а часть «косым», край закрывался спереди, как в прямом плетении, а сбоку и сзади, как в косом. Возможно, сама необходимость изготовления большего количества разнообразных предметов, а соответственно появление новых методов и приёмов и выделила их в отдельный способ.

Косое плетение
Здесь можно говорить часами и километрами выкладывать фотографии. Все современные изделия делаются именно косым плетением. В принципе, не такое уж многообразие приёмов, но возможность их применения в различных комбинациях и лёгкость применения, породила такое разнообразие форм.
После «заплета», мы определяем расположение углов у будущего изделия и делаем их путем перекрещивания параллельно расположенных лент. Мудрёно? Вот схема.

Кто хочет, может обратиться к китайцам.

В обоих способах изделие плетут желтой стороной внутрь, белой к себе. Завершив край работы, остается только оплести изделие свободными полосками, чтобы оно везде было жёлтенькое. Плетя таким образом, внутренняя часть изделия сразу делается желтой и обплести нужно только снаружи, что не составляет труда. А получается вот что:

Иногда в украшении используют бересту белой стороной, но через несколько лет, если вещью пользуются ее уже не отличить от общего фона изделия.
Незабвенные корзины:

Даже сумка для ноутбука:

И многое другое.

А главное, игрушки!

Вот как-то так! Спасибо всем, кто заглянул! Рассказ об игрушках будет следующим в нашей темке.

Иногда в украшении используют бересту белой стороной, но через несколько лет, если вещью пользуются ее уже не отличить от общего фона изделия.
Незабвенные корзины:

Плетение из бересты для начинающих своими руками: мастер-класс с видео

Интересное плетение из бересты для начинающих — статья, которая поможет научиться основам работы. Как же часто хочется сделать что-то самостоятельно! Чтобы хвастаться родным, друзьям, когда они будут приходить в гости. Хочется поражаться тому, что смог это сделать лишь приложив усилия! Возникает вопрос: а что же сделать? Аксессуары сможет почти каждый, нужно что-то новое. Но зачем искать новое, если есть забытое старое? Плетение коры деревьев — это красивые изделия, выполненные с любовью.


Интересное плетение из бересты для начинающих — статья, которая поможет научиться основам работы. Как же часто хочется сделать что-то самостоятельно! Чтобы хвастаться родным, друзьям, когда они будут приходить в гости. Хочется поражаться тому, что смог это сделать лишь приложив усилия! Возникает вопрос: а что же сделать? Аксессуары сможет почти каждый, нужно что-то новое. Но зачем искать новое, если есть забытое старое? Плетение коры деревьев — это красивые изделия, выполненные с любовью.

Плетение из бересты. Все новое – это хорошо забытое старое.

Публикации > История рукоделия > Плетение из бересты. Все новое – это хорошо забытое старое.

Рубрика:История рукоделия

Сегодня настал такой день, когда мне захотелось рассказать подробнее о таком исконно русском и очень старинном ремесле как плетение из бересты.

Сразу скажу, что береста или иногда еще говорят берёста — это кора дерева берёзы. Мне больше нравится первый вариант, его я и буду употреблять.

Очень рада тому, что в последние годы это ремесло всячески возрождается и набирает былую силу и славу. Всё больше и больше открывается школ и студий и появляется новых мастеров. Спешу успокоить любителей природы, вопреки распространенному мифу, никакого вреда живой берёзе снятие с нее коры не приносит, если это сделано правильно. За 7 лет на месте снятого куска нарастает новый слой уже пригодный к повторному снятию. Еще есть вариант промышленной заготовки, это на лесопилках и лесоповале, где дерево уже срублено.

Как правило, те, кто там работают, никогда не бывают против, если у них попросить.

Итак, тем или иным путем заготовив необходимое количество бересты, мастер-берестянщик приступает к работе. Все, что для этого нужно — это ножницы, 50 грамм растительного масла, тряпочка, собственные руки и фантазия.

Плетение из бересты считалось раньше мужским ремеслом, впрочем, как и любимое наше вязание тоже было мужским занятием, как это ни удивительно! Для того чтобы полоски хорошо и ровно затянуть в изделии, требуется недюжинная сила и очень крепкие пальцы рук. Поэтому чаще всего привлекались к обучению именно молодые мужчины.

Очистив кору от верхнего белого слоя, ее нарезают на полоски, смазывают маслом и плетут. Ах, да, забыла еще сказать про прищепки, которыми закрепляют углы изделия во время работы.

Начинают обычно с простых вещей — салфеточек, солоночек, подносиков.

У русских людей в быту широко применялись такие изделия, иногда бала посуда для всей семьи только из бересты.

Различные хлебницы и короба:

Мелкая домашняя утварь:

Надо ли говорить о корзинах?

Заплечный рюкзак «кошель» для ношения личных вещей:

Огромные заплечные «короба», как в сказке про Машеньку и медведя. В таком вот коробе она сидела и приговаривала: «Высоко сижу! Далеко гляжу! Не садись на пенек! Не ешь пирожок!»

И малюсенькие для кукол:

Сугубо традиционные вещи, которые принято относить к народному творчеству, были весьма просты и однообразны в исполнении, только так и никак иначе считалось, что простому люду некогда тратить время на безделушки. Там существовало несколько методов и приемов, которые и использовались в работе.

Но интересен тот факт, что в конце 19 века и начале 20-го были очень распространены артели мастеров, и уж там-то фантазия буйствовала как могла. Мастерская берестянщика и по сей день выглядит примерно также как и 200 лет назад:

Даже в богатых и знатных домах было принято иметь вещи плетеные из бересты, шкатулки, например:

Были даже специальные шкатулки для белья и перчаток.

Читайте также:  Как слепить череп: пошаговая инструкция

К сожалению, не имею таких фотографий, но доподлинно знаю, что в Карелии плелись сапоги для хождения по болоту и даже плащи. Но вот фотографию лодки нашла.

Хотя, конечно, она не плетеная, но все равно интересно.

В различных местностях, делались различные обереги, назывались они «шаркунок».

Или такой вариант

Даже детские погремушки

Хочу поподробнее остановиться на обуви. Никогда обувь из бересты не называлась лаптями, никогда! Лапти делались только из лыка, которое собирали на иве. Дерево такое — ива, растет по берегам рек. Любые — маленькие, большие, для кукол, для детей, сувенирные, лапти делались из лыка. Обувь же из бересты хоть для ярмарочного медведя, хоть для куклы, хоть для крестьянина, хоть распространенные сейчас мизерные сувенирные —все до единого, назывались «ступни», запомните это, пожалуйста.

Ну под завершение моего рассказа, так сказать, «на сладенькое» — игрушки:

Попутно нашла фото с сапогом, которые плели карело-финны (в другую папку попал), любуйтесь:

А видов плетения было (ну и есть, конечно) два… Но это уже тема для другой истории!

P.S.: Использовала в топике некоторые фото из интернета, но они не подписаны были и в свободном доступе. Сделала это только потому, что качество фотографий в сети лучше, чем я могу соорудить.

Удачного дня! А может ночи! Спасибо за просмотр!

Виды творчества: Берестяной промысел

Ну под завершение моего рассказа, так сказать, «на сладенькое» — игрушки:

Плетение из бересты

Не менее интересно плести изделия из бересты, т. е. из коры березы. Береста в качестве поделочного материала используется так же давно, как и лоза. Из бересты можно изготовить не только всем известные лапти, но и кузов для саней и бесконечное множество емкостей, которые необходимы в хозяйстве. Как и лоза, береста — материал распространенный, но при этом легкий, пластичный, богатый по цвету.

Бересту заготавливают в мае—июне, так как в это время начинается сокодвижение, которое образует влажную прослойку между слоями бересты, благодаря чему она легко снимается. В зависимости от характера и размеров изделия бересту снимают спирально (для крупных предметов, требующих особой прочности) или кольцами (для различных мелких поделок).

Снятую бересту раскладывают на столе, накрывают фанерой, сверху помещают гнет. Это обязательная операция, так как в противном случае береста скручивается, что препятствует работе.

Бересту хранят в прохладном месте, чтобы она не пересыхала, и используют по мере необходимости. Отрезают кусок нужного размера, расщепляют его на слои, покрывают тонким слоем растительного масла и нарезают ленточки, которые называются лычками. Лицевой стороной лычки является та, которая ориентирована внутрь ствола.

Чтобы изделие получилось аккуратным, лычки по всей длине должны иметь одинаковую ширину. На концах их нужно заострить, чтобы облегчить плетение.

Плетение изделия из бересты немыслимы без специальных инструментов .

Линейка имеет заточенный, но не острый конец, кодочиг (встречается и написание коточиг) представляет собой тупое плоское шило. Его применяют при плетении крупных изделий, а для мелких предметов и сувениров вполне подойдет пластмассовая косточка, имеющая разные концы: 1 торец — заостренный, 2-й — ровный.

Кроме того, потребуются:

медицинский пинцет, которым можно поддеть лычку и вытянуть, когда пальцами это сделать уже невозможно;

вязальная спица и линейка, которыми поднимают лычки. Первая предназначается для небольших предметов, вторая — для крупных;

проволока, не слишком упругая, чтобы скрученный обруч не деформировался при нажатии на него пальцами;

скрепки, которые фиксируют узлы во время работы. Если этого не сделать, лычки расплетутся, поэтому скрепки нужны до окончания плетения (вполне подойдут обычные бельевые прищепки);

грузики, которые прижимают лычки к столу, не давая им скручиваться;

бельевые прищепки, которыми скрепляют по 20—30 лычек. В таком виде их вешают на гвоздик.

И последнее замечание: дно изделия из бересты получается выпуклым. Чтобы сделать предмет устойчивым, в него вставляют подходящего размера фанерку и прижимают гнетом. Через несколько часов дно становится плоским.

Перед тем как изготовить более сложное изделие, желательно потренироваться на самом простом, например на браслете.

Для браслета подбирают ленту из бересты, среднюю по толщине и длиной 50 см (примерно 2,5 охвата кисти). Из ленты формируют кольцо такого размера, чтобы рука свободно в него проходила, и зажимают его скрепкой. Свободный конец разрезают на 3 лычки , между которыми вплетают либо лычку другого цвета, либо используют ту же лычку, но взятую с другой стороны.

С внутренней стороны кольца цветная полоска ложится прямо, с лицевой стороны она переплетается с нарезанными лычками. Самый простой узор — шахматка. Если длина полоски окажется недостаточной, новую лычку подсовывают под готовый квадратик и продолжают плетение. По окончании работы кончик продевают под несколько квадратиков и обрезают. Браслет станет выглядеть более эффектно, если его дополнительно украсить одним из описанных ниже способов.

Чтобы ускорить процесс обучения, попробуем совместить его с изготовлением простейшего изделия — солонки. Для нее подбирают 12 лычек длиной по 30 см. Из них сплетают полотно, схема которого представлена на рисунке. (Обратите внимание, что принцип плетения очень напоминает простое плетение из лозы).

Плетение считается правильным, если каждая лычка пропущена то сверху, то снизу. За этим необходимо следить в процессе работы. Чтобы зафиксировать углы полотна, используют скрепки. Углы квадратного изделия всегда размещают посередине сторон полотна. Чтобы сформировать угол, лычки 1,2,3 переплетают с лычками 4,5, 6, причем начинают в такой последовательности: 3, 2,1 .

Если плетение получится рыхлым, лычки подтягивают и фиксируют скрепками. Таким же образом выполняют и остальные углы.

Закончив углы, приступают к заполнению образовавшихся промежутков, после чего изделие должно приобрести такую форму, которая представлена на рисунке, и может быть намечена его высота.

Если плетение получится рыхлым, лычки подтягивают и фиксируют скрепками. Таким же образом выполняют и остальные углы.

Закончив углы, приступают к заполнению образовавшихся промежутков, после чего изделие должно приобрести такую форму, которая представлена на рисунке, и может быть намечена его высота.

Изделие станет лучше держать форму, если его край ограничить проволокой, из которой образуют кольцо. Чтобы кольцо не распускалось, его перетягивают ниткой .

Остается надеть кольцо на изделие на необходимой высоте и перегнуть через нее все концы лычек наружу, в результате чего кольцо окажется внутри. Отсюда солонку оплетают еще 1 слоем, причем лычки перемещают попарно навстречу друг другу. Когда они соприкоснутся, их концы прячут под верхний квадратик, а излишек обрезают.

Случается, что длины лычка оказывается недостаточно и 1 или 2 квадратика остаются свободными. Нужно отрезать лычку соответствующей длины и довести ее до другой, чтобы можно было спрятать концы. Вот солонка и закончена .

Теперь, когда вы имеете представление, как изготовить изделие простой формы, необходимо научиться украшать его край, чтобы придать предмету выразительность и завершенность. Чаще прибегают к таким приемам, которые позволяют получить прямой край, мысок, двойной мысок и тупой мысок.

1. Прямой край выполняется проще и применяется при оформлении кромки корзин, коробок с крышками и других подобных предметов.

Прием осуществляется в следующей последовательности: 2 конца, например лычек 3 и 1, одновременно перегибают через проволоку наружу (на рисунке она обозначена горизонтальной чертой) и вплетают конец лычки 3 туда, где проходит лычка 1. С точностью до наоборот поступают с лычкой 1, вплетая ее туда, где проходит лычка 3. После чего переходят к очередным лычкам.

2. Мысок смотрится более оригинально и от прямого края отличается тем, что при его выполнении лычки перегибают не через проволоку, а через соседние лычки .

Сначала лычку 2, которая идет с внутренней стороны изделия, перегибают через боковую сторону лычки 1, расположенную рядом с проволокой, потом поверх нее перегибают конец лычки 1. Кончики обеих лычек заправляют в ближайшие переплетения, после чего переходят к очередным лычкам, перемещаясь по периметру всего изделия. Такое оформление краев подходит для тарелок, конфетниц и изделий без крышки.

3. Двойной мысок выгодно отличается от предыдущего тем, что является объемным. Общее у них то, что такой прием используют при оформлении краев тех же предметов.

Работа проводится так же, как при выполнении одинарного мыска, но концы лычек 1 и 2 не заправляют в расположенные рядом переплетения, а прижимают к внутренней стороне так, чтобы они оказывались опять направленными вверх, после чего выполняют еще 1 мысок, начиная с лычки 1, лежащей ближе к внутренней стороне, потом то же проделывают с лычкой 2. Далее переходят к следующей паре лычек.

4. В отличие от простого мыска, при котором пересекаются 2 конца, при выполнении тупого мыска задействуют 4 пересекающихся конца .

Сначала перегибают лычку 1 и вплетают ее конец в ближайшие квадратики. Лычку 2 перегибают выше (на рисунке это показано пунктирной линией), помещают на заправленный конец лычки 1, подводят под квадратик, отмеченный на том же рисунке крестиком, и заправляют под все находящиеся поперек него квадратики.

Таким же образом поступают с концом лычки 3, которую перегибают через лычку 2 и заправляют в помеченный крестиком и далее под все лежащие на ее пути квадратики, располагая параллельно лычке 1.

Конец лычки 4 перегибают по основной линии через конец лычки 3, подсовывают сначала под квадратик с крестиком, потом под все остальные, лежащие поперек, и располагают параллельно лычке 2.

По ходу выполнения изделия возникает необходимость то расширить, то сузить полотно, поэтому приходится прибавлять и убавлять лычки. Введение дополнительной лычки не только расширяет изделие, но и изменяет его форму и может рассматриваться в качестве декора. Поскольку мы осваиваем только азы плетения из бересты, то научимся делать простую прибавку (так для простоты изложения будем называть дополнительную лычку).

Для простой прибавки нужно определить соответствующее место (оно помечено крестиком), расплести нужные лычки и отогнуть их концы под углом 90° к изделию.

Добавочную лычку фиксируют скрепками к концам лычек 6 и 1, после чего заплетают все лычки, которые были распущены и отогнуты под прямым углом, следующим образом. Конец лычки 1 перегибают через конец Б дополнительной лычки. Конец лычки 6 накладывают на конец лычки 1 и зажимают скрепкой.

Концы, которые были распущены, продолжают переплетать. Для чего конец лычки 5 перегибают через конец А дополнительной лычки, подводят под конец лычки 1 и фиксируют скрепкой. Конец лычки 4 подводят под конец А дополнительной лычки, накладывают на конец лычки 1 и тоже фиксируют. Конец лычки 2 накладывают на конец лычки 6, проводят под концом лычки 5, потом поверх конца лычки 4 и фиксируют. В последнюю очередь занимаются концом лычки 3, который перегибают через конец Б дополнительной лычки, проводят под конец лычки 6, накладывают на конец лычки 5, проводят под концом лычки 4 и фиксируют.

Поскольку концы А и Б дополнительной лычки ориентированы в разные стороны, данный элемент называется прибавкой с разведенными концами. (Прибавки бывают с перекрещивающими концами, с зигзагом, которые также размещаются на боковых стенках изделия. Если прибавки сделать по дну, то изделие могут украсить своеобразные ножки). Обращаем ваше внимание на то, что прибавки должны располагаться на изделии симметрично, чтобы не нарушить его форму.

Но берестяное полотно бывает необходимо не только увеличить, но и уменьшить. В таких случаях выполняют убавки (по аналогии с прибавками). На полотне намечают место, после которого изделие должно быть убавлено .

Если убавку делают после квадратика, сложенного из концов лычек 8 и 1, то задействуют концы лычек 7 и 2. Но сначала полотно распускают до этого места. Потом конец лычки 7 обрезают до уровня края конца 1 (на рисунке это место отмечено жирной чертой), потом конец лычки 2 вплетают в лычку 7, осторожно подтягивают конец, чтобы конец лычки 1 сомкнулся с концом лычки 8, из-под которого выходит конец лычки 2. При этом нельзя допускать ослабления плетения, чтобы не образовалось большое отверстие.

Обрезанный конец лычки 7 располагается поперек конца лычки 1. Такое же положение должен занять и конец лычки 2, поскольку он будет вплетаться в направлении, предназначенном для лычки 7. Если все сделано правильно, на полотне сформируется уголок, после чего лычки, которые были распущены, необходимо заплести. Чтобы замаскировать убавку, квадратики осторожно перемещают друг к другу и подтягивают кончики, выполняя переплет.

Некоторые изделия, например ларцы, сундучки, уместно дополнить ножками, которые выполняют на углах изделия и приплетают после того, как работа завершена. Ножки делают так же, как тупой мысок.

В намеченном месте под квадратики подводят дополнительные лычки, причем изнаночной стороной кверху, и переплетают в соответствии с рисунком 97. По окончании работы кончики заправляют в изделие, излишек обрезают.

Берестяные изделия, как, впрочем, и другие, становятся более оригинальными, если их соответствующим образом декорировать. Это особенно касается тех предметов, которые выполнены из однотонного материала. Придать им разнообразие может отделка берестой другого цвета или оттенка, выполненная, например, по окружности. Часто используют такой прием, как орнамент из треугольников, которые располагают по периметру изделия на одном уровне. Если использовать 2 параллельные лычки, то треугольники можно превратить в ромб. Интересно смотрится такой элемент, как рожок.

Читайте также:  Как связать зайцев крючком

Берестой можно оплести, например, бутылку для домашнего вина. Для чего измеряют диаметр дна бутылки и заготавливают необходимое количество лычек. Предположим, что дно имеет диаметр 10 см, значит, потребуются 20 лычек шириной по 1 см. Работа пойдет быстрее, если увеличить ширину лычек до 2 см, при этом и количество лычек уменьшится вдвое.

Для начала, как обычно, выполняют исходное полотно и углы. Если у бутылки есть расширение, то, доплетя до этого места, начинают делать прибавки, располагая их симметрично. Когда бутылка начнет сужаться, выполняют убавки, размещая их симметрично по окружности. Дойдя до горлышка, все лычки доплетают до конца, потом обвязывают их ниткой и заканчивают ровным краем, перегибая концы лычек через нитку.

Береста пригодна не только для плетения. Это такой благодатный материал, который может быть использован и для прорезной резьбы, и для тиснения, и для росписи, и для аппликации.

Прорезной резьбой, как правило, украшают различные предметы, выполненные из дерева. Это всевозможные шкатулки, игольницы, колечки, хлебницы и т. п. Но могут быть и самостоятельные предметы, например берестяная закладка для книг . Для крупных предметов такой способ декорирования не подходит, поскольку материал деликатный, нежный и легко повреждаемый.

Далее, применяя остро заточенный нож-косячок, вырезают орнамент , который потом дополнительно украшают тиснением. Это могут быть черточки, точки, штрихи и прочее, имитирующее прожилки листьев, оперение птиц и т. д. Для работы используют инструменты, представленные на рисунке.

Кроме того, можно использовать инструменты из набора для резьбы по дереву, включая стамески разного профиля, просечки и др.

Занимаясь резьбой по бересте, режущий инструмент держат вертикально, опираясь локтем на стол. Другой рукой прижимают заготовку к доске и одновременно подают по ней нож, что значительно облегчает выполнение работы.

Вырезанный узор наклеивают на декорируемую поверхность. Клей подойдет любой — ПВА, столярный и пр. Но при этом его нужно наносить аккуратно, чтобы он не выступал на лицевую поверхность бересты, с которой его сложно удалить, не повредив материал. Контуры прорезанного узора очищают от клея, аккуратно действуя кончиком ножа.

При отсутствии опыта не следует насыщать композицию многочисленными мелкими элементами, лучше учиться на простых геометрических орнаментах.

Не менее интересной является техника тиснения по бересте. Она опирается на способность материала сохранять отпечатки, выдавленные твердым предметом. Основные инструменты — чеканы с различными узорами (ромбиками, звездочками, гребешками и пр.) и молоток .

Их нетрудно изготовить самостоятельно из металла, древесины твердых пород и др. Например, из гвоздя длиной 150—200 мм можно сделать чекан в виде цветка, солнца. Для этого напильником стачивают острую часть гвоздя до круга в торце, после чего треугольным надфилем пропиливают узор. В заключение чекан нужно отшлифовать, чтобы он не повреждал бересту.

В соответствии с замыслом бересту нарезают полосками, пластинами, удаляют верхний загрубевший слой.

Заготовку кладут на доску, как и при выполнении резьбы, наружным слоем вниз. Чекан прикладывают узорной стороной в соответствующее место и ударяют по нему молотком.

От того, насколько силен удар, будет зависеть глубина тиснения. Но желательно, чтобы не пришлось повторять всю операцию еще раз, поскольку

точно попасть в то же место трудно и можно испортить узор. В качестве примера приведем такие узоры, как на рисунке.

Эффектно смотрятся изделия, выполненные в комбинированной технике, когда сочетаются прорезная резьба и тиснение или аппликация.

Заготовку кладут на доску, как и при выполнении резьбы, наружным слоем вниз. Чекан прикладывают узорной стороной в соответствующее место и ударяют по нему молотком.

Подготовка к работе с берестой

Начинается от заготовки подходящего материала. Качественные поделки из бересты сложно сделать из плохих компонентов. Потому необходимо постараться. Береста заготавливается несколькими методами:

  1. В виде цилиндрической формы.
  2. Пластами.
  3. Лентой.

Но поделки из бересты своими руками для начинающих даются легче из лентообразной бересты, поскольку с ней проще работать. Потому во время знакомства с материалом лучше остановиться на ленточном виде. Так как заготавливается материал:

  1. Выбирается берёза с подходящей корой. Отделение начинается с южной стороны, поскольку здесь упрощённое отслаивание, что увеличивает качество материала. Но не рекомендуется срезать крупные участки, поскольку так наносится вред здоровью дерева. Оно может заболеть либо вовсе погибнуть.
  2. Отделенную часть коры поддевают специальным деревянным инструментом либо другим удобным предметом.
  3. Добытые пласты складываются стопкой. Необходимо чередовать внешние с внутренними частями коры.
  4. Дома бересту разделяют на тонкие ленточки либо пласты. Эта работа выполняется сразу по возвращению либо в тот же день после небольшого отдыха, поскольку береста быстро высыхает и теряет податливость.
  5. На следующий день осуществляется обработка материала. Верхний слой подвергается шлифовке мелкозернистой наждачной бумагой. Благодаря этому удаляются липкие места, грязь и чужеродный растительный мусор.
  6. Внутренняя сторона бересты протирается тканью. Чтобы не испортить мягкий материал необходимо проявить особенную аккуратность.
  7. Создаётся солевой раствор. Используется глубокая ёмкость и не много соли.
  8. Сюда выкладывается кора берёзы. Она там находится 2-3 дня. Длительность зависит от возраста берёзы, и отсюда характеристик материала. С опытом мастер точно знает сколько, потребуется вымачивать заготовку, чтобы получились качественные поделки из бересты.
  9. Бересту разделяют на ленты.
  10. Они выравниваются утюгом, чтобы создать необходимую форму и удалить влагу.
  11. Осуществляется сортировка на цвет и узор бересты.

Далее на нашем сайте dnevnikmastera.ru предлагаются фото примеров и мастер-классы по работе с берестой.

  1. Выбирается берёза с подходящей корой. Отделение начинается с южной стороны, поскольку здесь упрощённое отслаивание, что увеличивает качество материала. Но не рекомендуется срезать крупные участки, поскольку так наносится вред здоровью дерева. Оно может заболеть либо вовсе погибнуть.
  2. Отделенную часть коры поддевают специальным деревянным инструментом либо другим удобным предметом.
  3. Добытые пласты складываются стопкой. Необходимо чередовать внешние с внутренними частями коры.
  4. Дома бересту разделяют на тонкие ленточки либо пласты. Эта работа выполняется сразу по возвращению либо в тот же день после небольшого отдыха, поскольку береста быстро высыхает и теряет податливость.
  5. На следующий день осуществляется обработка материала. Верхний слой подвергается шлифовке мелкозернистой наждачной бумагой. Благодаря этому удаляются липкие места, грязь и чужеродный растительный мусор.
  6. Внутренняя сторона бересты протирается тканью. Чтобы не испортить мягкий материал необходимо проявить особенную аккуратность.
  7. Создаётся солевой раствор. Используется глубокая ёмкость и не много соли.
  8. Сюда выкладывается кора берёзы. Она там находится 2-3 дня. Длительность зависит от возраста берёзы, и отсюда характеристик материала. С опытом мастер точно знает сколько, потребуется вымачивать заготовку, чтобы получились качественные поделки из бересты.
  9. Бересту разделяют на ленты.
  10. Они выравниваются утюгом, чтобы создать необходимую форму и удалить влагу.
  11. Осуществляется сортировка на цвет и узор бересты.

Плетение из бересты.

Автор(ы)Кашина Анастасия Александровна 7 класс
Возраст12—15 лет
Учебное заведениеУльяновская средняя общеобразовательная школа
МатериалыБумага, краски
ПедагогКашина Татьяна Федоровна

Плетение из бересты традиционный промысел для нашего северного края. Очень нравиться плести из бересты.
Разнообразные вещи плели из полосок эластичной, крепкой и красивой коры березы. Это были и большие заплечные сумки, короба, корзины, обувь, весьма различная по форме, солонки в виде птицы. Любой предмет можно было выплести, но не делались бесполезные вещи. Вот и мы решили сплести лукошко для ягод, но так как оно из бумаги там будут храниться клубки ниток.

Для нашего лукошка мы использовали обычный ватман. Покрасили его красками.

Разметили и нарезали полоски шириной 2 см.

Основное начало плетения изделия можно назвать “ковриком”. Такое начало используют при изготовлении корзин, пестерей, хлебниц и т. п.. Две, четыре, шесть, восемь и т. д. полосок собираем, складываем, протягиваем, переплетаем на горизонтальной плоскости. Применяют как прямое так и косое плетение .Косое (диагональное) плетение отличается от прямого повышенной прочностью и более широкими декоративными возможностями.

Заплели все 4 угла.

Можно делать край прямой и зубчиками ( его плети проще). Когда доплели до нужной высоты, начинаем заплетать край в одну сторону.

Заплели в другую сторону, все готово. Лукошко получилось большое 20*20 см, высотой 14 см. Ягод влезает 5 литров.

У нас дома сохранились берестяные изделия (им уже лет 50-60) которыми пользуемся до сих пор. Это зобенька- небольшая корзинка и пестерь- заплечник. С ними ходят за грибами и ягодами брусникой и клюквой.

Это наш северный виноград – клюква.

Сухарница и солонка сделаны совсем недавно и стоят у на на столе.

Техника плетения из бересты, как и предметы из неё пришли из глубокой древности, не потеряв в наши дни свой утилитарный смысл. И нет лучше корзины для ягод и грибов, чем северная зобенька. Плетеные из бересты изделия – легкий удобный лопаточник для бруска, кузова и пестери – жесткие заплечные мешки, в них удобно носить продукты, когда идешь на пожню, а возвращаясь из леса, – рыбу и дичь. Весьма интересны и изделия из бересты, составлявшие в прошлом значительную часть домашней утвари. Обилие дошедших до нас предметов позволяет составить довольно полное представление бытовавшей берестяной утвари. Эти изделия отличались не только красивой текстурой, но и замечательной прочностью.

Для нашего лукошка мы использовали обычный ватман. Покрасили его красками.

Берестяное панно

Правильно и аккуратно изготовленное панно способно украсить любое помещение. Его можно использовать для оригинального оформления картин или фотографий. Чтобы поделка получилась идеальной, для неё нужно взять следующее: картонная рамка, береста, древесная кора любого тёмного цвета, лист белой бумаги, клей ПВА, простой карандаш, ножницы, салфетки, кисточка.

Создать панно можно следующим образом:

  1. Древесная кора измельчается любым удобным для вас способом. Лучше всего будет прокрутить её через мясорубку.
  2. Из пласта бересты снимается несколько максимально тонких слоёв. Так они получатся более гладкими и податливыми для дальнейшей обработки.
  3. Картонная рамка полностью смазывается клеем ПВА и сразу же посыпается тонким слоем измельчённой древесной коры. Таким образом, создаётся оригинальный фон изделия.
  4. Рамка прикладывается к белому листу бумаги и обводится простым карандашом.
  5. Затем в появившейся области рисуется необходимое изображение.
  6. После этого берётся береста и из неё вырезаются отдельные элементы нарисованной композиции.
  7. Все элементы приклеиваются к основе и панно сразу же преображается.

  1. Древесная кора измельчается любым удобным для вас способом. Лучше всего будет прокрутить её через мясорубку.
  2. Из пласта бересты снимается несколько максимально тонких слоёв. Так они получатся более гладкими и податливыми для дальнейшей обработки.
  3. Картонная рамка полностью смазывается клеем ПВА и сразу же посыпается тонким слоем измельчённой древесной коры. Таким образом, создаётся оригинальный фон изделия.
  4. Рамка прикладывается к белому листу бумаги и обводится простым карандашом.
  5. Затем в появившейся области рисуется необходимое изображение.
  6. После этого берётся береста и из неё вырезаются отдельные элементы нарисованной композиции.
  7. Все элементы приклеиваются к основе и панно сразу же преображается.

Материалы и инструменты для плетения корзинки:

  • береста
  • металлическая линейка
  • ножницы
  • прищепки

Обрежьте остатки полос, вплетенных в стенки корзины из бересты, оставив запас примерно в 5 см. Вплетите оставленные части полос в стенку, которую плели первой.

Поделки из бересты своими руками – подборка простых пошаговых мастер-классов для начинающих

Мастерство изготовления различных предметов из бересты имеет в нашей стране давние традиции. Сейчас это забытое искусство снова возрождается. Из бересты можно изготовить разные изделия.

Антисептические свойства материала делают ёмкости из бересты идеальными для хранения продуктов питания.

Изделия из бересты прочные, долговечные, не боятся влаги.

  1. Подготовка материала
  2. Поделки из бересты
  3. Фото идеи самодельных поделок из бересты


Изделия из бересты прочные, долговечные, не боятся влаги.

Подготовка материала

Снимать бересту необходимо острым ножом, только с «погибших» деревьев (упавших, обломившихся). Сделайте на дереве небольшой надрез, убедитесь, что древесина еще крепкая. Чтобы нарезать бересту аккуратно и ровно, для работы потребуется нож с острым и тонким лезвием. Ширина одной полосы не должна превышать 10 мм. На первый взгляд этот материал может показаться очень хрупким, но если с ним обращаться аккуратно, он почти не ломается и не трескается. Чтобы полоски были ровными, можно воспользоваться линейкой.

Коврик из лычек может быть следующих размеров: 12*12, 24*24. Осторожно стягиваем лычки, фиксируем канцелярскими скрепками. Как только вы увидите, что ленты заканчиваются, подсуньте следующие, и продолжайте плести корзину. Так вы сможете создать форму корзинки. Оставшиеся концы лычек начинаем прятать, аккуратно подгибая под основное плетение.

Добавить комментарий