Как сделать лапти: пошаговая инструкция

Технология изготовления лыковых лаптей в селе Преображеновка Добровского района Липецкой области

Л ыковые лапти изготавливаются из липового лыка (волокнистой части коры) в технике косого плетения. Лыко заготавливают весной («в сок») или осенью, нарезают длинными полосами, скручивают и хранят высушенным. Перед изготовлением материал сутки вымачивают в воде или распаривают в русской печке. Полосы ценуют – режут на узкие полоски, очищают от верхнего слоя коры. Из шести полос формируют основу лаптя – проплёток, который плетут от пятки к носку. Сплетя головку, лапоть натягивают на колодку и делают бока (ушники) и крепления для оборок (запятники). Подошву подковыривают для прочности вторым слоем лыка, используя инструмент кочедык. Праздничный (писаный) лапоть украшают узорами из полос светлой или темной коры.

Лыковые лапти – традиционная обувь восточных славян, – технология изготовления которой бытовала на русской территории с древнерусского периода. На восточнославянской территории распространено нескольких типов лаптей, различающихся технологией изготовления и как следствие – внешним видом, но являющихся одним из ярких этнических идентификаторов.

Формирование традиционной культуры Добровского района Липецкой области связано с заселением этой территории в XVII в. в процессе строительства Белгородской засечной черты. Город Добрый (ныне с. Доброе) – один из городов-крепостей на оборонительной черте, сёла вокруг которого заселялись служилыми людьми из разных мест Московского государства, в основном с территорий нынешних Тульской и Рязанской областей. Московской колонизацией объясняется бытование на этой территории так называемого московского типа лаптя.

Лапти являлись обувью беднейших слоев населения России, служили маркером социального статуса. Доступность материала, несложная техника изготовления, практичность и экологичность в ношении делали лапти основной обувью крестьянского населения России. Возможность изготовления лаптей при дефиците других материалов и квалифицированного труда, отсутствии развитых товарно-денежных отношений, способствовали устойчивости бытования лаптей в русской культуре. Использование лаптей на протяжении ХХ века связано с экономическими кризисами и потрясениями, приводившими к обнищанию русского крестьянства. По воспоминаниям носителя традиции изготовления лаптей М.М. Суховой из с. Преображеновка Добровского района Липецкой области, «лапти носили и в войну, и после войны, потому что больше обувать было нечего».

Лапти изготавливаются из липового лыка (волокнистой части коры) в технике косого плетения. Лыко заготавливают весной («в сок») – с мая месяца до Петрова дня (12 июля), и осенью, до наступления холодов. Весенние лыки называются соковыми, они более темные, осенние лыки – более светлые. Лыко нарезают длинными полосами, отрезая от ствола топором или ножом, скручивают в котéлки (мотки) и хранят высушенным.

Перед плетением материал сутки вымачивают в воде или распаривают в русской печке. Полосы ценуют – режут на узкие полоски – концы, а затем очищают от верхнего слоя коры. Для каждого лаптя нужно двенадцать полос лыка.

Процесс изготовления лаптя начинают без использования инструментов, плетут руками. Из шести полос формируют основу лаптя – проплёток, который начинают плести от пятки к носку. Первые четыре полосы лыка складывают крестообразно (косым крестом) и переплетают простым полотняным плетением, при котором полосы пересекаются с поочередным накладыванием друг на друга. Верхние края крестом сложенных полос загибают под углом 90°, создавая задник лаптя. С обеих сторон прибавляют еще по одной полосе, которые тоже перегибают пополам. Таким образом, количество полос, задействованных в плетении, доводится до шести. Перегнутые пополам, они дают двенадцать концов – шесть идут справа налево, шесть – слева направо.

При плетении пятки по два крайних конца оставляют свободными, не используя их в плетении, а центральные полосы проплетают на один рапорт больше, создавая пятку, потом к ним присоединяют свободные концы с обеих сторон. В результате изделие приобретает пяточный изгиб.

Далее плетут подошву лаптя. Крайние концы с каждой стороны загибают под углом 90° и переплетают с остальными, меняя их направление. При этом каждый из концов поочередно становится крайним, его загибают и «уводят» на противоположную сторону, откуда «приходит» крайний конец с другой стороны. В результате складывается прямое полотно с диагональным расположением полос. Проплёток плетут такой длины, чтобы покрывал всю ступню и заворачивался наверх, образуя головку лаптя.

Голова, требующая еще одного изгиба полотна, плетется аналогично пятке: по два крайних конца лыка оставляют свободными, а средние продолжают переплетать. Загиб носка получается за счет того, что в переплетенные средние концы по очереди вплетают оставшиеся два крайних: сначала пропускают два конца с одной стороны, потом – два с другой.

Бортик головы лаптя создается аналогично пяточному краю: концы перегибают под углом 90° и вплетают в носовую часть лаптя. На этом этапе используют кочедык для заправки 6 средних полос – по три с каждой стороны. Полосы «уводят» в проплёток, не обрезая, чтобы лапоть не расплелся.

Три крайние полосы оставляют и используют для плетения боковых сторон лаптя – ушникóв. На этом этапе лапоть натягивают на деревянную основу – колодку. Для прикрепления к ней лаптя используют веревку, свитую из тонкой полоски лыка, пропуская ее через пятку и боковые стороны лаптя.

При плетении ушникóв две из трех оставшихся полос лыка перевивают вокруг своей оси и друг друга, в результате чего образуется жгут, который укладывается вдоль боковой стороны лаптя и с помощью кочедыка заправляется в задник. Оставшаяся часть жгута используется как запятник, к которому привязывались оборки лаптя – веревки, с помощью которых он крепился к ноге. Остатки полос, образующих боковой жгут и запятник, вплетаются в лапоть. Третья полоса лыка, оставшаяся с каждой стороны, соединяет проплёток и жгут ушника, поочередно перевиваясь через него и вплетаясь в край проплётка при помощи кочедыка.

Все оставшиеся после плетения концы «прячут», вплетая в лапоть.

Подошву лаптя для прочности подковыривают вторым слоем лык, используя кочедык. Для этого применяют еще шесть полос лыка, которые ковыряют от пятки к носку. Головку праздничного (писаного) лаптя украшают узорами из полос светлой и темной коры.

Готовый лапоть срезают с колодки и ею же обстукивают, выпрямляя плетение и придавая лаптю форму.

В среднем пара лаптей носилась неделю или две, поэтому их заготавливали впрок по несколько десятков. Если лапоть на подошве протирался, его могли починить, ковыряя подошву заново.

Лапти сохранили связь с обрядовой сферой: в селе Преображеновка на второй день свадебного гуляния ряженые прицепляли несколько пар лаптей к пояснице и танцевали.

В терминологических обозначениях частей лаптя проявляет себя свойственный традиционному мышлению глобальный антропоморфизм, т.е. описание явлений окружающего мира через сопоставление с человеческим телом. Отсюда – голова и ушники лаптя. Широкое бытование лаптей в прошлом позволило терминам, относящимся к технологии их изготовления, служить емкими языковыми метафорами: плести – в значении«придумывать», «сочинять небылицы», «ошибаться», «говорить неправду»; подковыривать – в значении «отпускать колкие замечания в адрес собеседника». Слова «лапоть» и «лапотник» получили негативное осмысление и связываются с качествами примитивности, неграмотности, грубости (ср. «мужик-лапотник», «не лаптем щи хлебаем», «эх ты, лапоть!» и проч.).В то же время в фольклорных жанрах присутствует позитивное отношение к лаптям, например, в частушках: «Эх, лапти мои, / носы выстрочены! / Не хотела танцевать – / сами выскочили!»и т.п.

Поскольку лыковые лапти перестали использоваться в повседневной жизни в качестве обуви, то и технология их изготовления стала забываться. В настоящее время лыковые лапти изготавливают только на заказ – для участников концертирующих фольклорных ансамблей или в качестве сувениров. В селе Преображеновка лишь одна жительница преклонного возраста владеет технологией их изготовления, но молодое поколение не желает перенимать традицию, которая с уходом из жизни ее носителя может исчезнуть.

Процесс изготовления лаптя начинают без использования инструментов, плетут руками. Из шести полос формируют основу лаптя – проплёток, который начинают плести от пятки к носку. Первые четыре полосы лыка складывают крестообразно (косым крестом) и переплетают простым полотняным плетением, при котором полосы пересекаются с поочередным накладыванием друг на друга. Верхние края крестом сложенных полос загибают под углом 90°, создавая задник лаптя. С обеих сторон прибавляют еще по одной полосе, которые тоже перегибают пополам. Таким образом, количество полос, задействованных в плетении, доводится до шести. Перегнутые пополам, они дают двенадцать концов – шесть идут справа налево, шесть – слева направо.

Особенности изделия

Лапти издревле служили обувью для беднейших слоев населения. Их носили почти все вне зависимости от пола и возраста, за исключением жителей Сибири и представителей казачества. Лапти плели из лыка либо мочала. В качестве материала для создания вещи использовали заготовки из липы, ивы, березы, вяза. Случалось, что для этих целей применяли не только дерево, но и солому либо конский волос.

Наиболее прочными и долговечными признавались изделия из лыка липы. Лапти из бересты отличались мягкостью. Часто обувь именовали по числу полос лыка, которые применяли в изготовлении лаптей: пятерик, шестерик, семерик. Для теплоты и прочности использовали проплетание пеньковой веревкой, нашивали кожаные подметки.

К праздничным мероприятиям надевали вязовые лапти, которые декорировались тесьмой, росписью.

Первые упоминания об этой обуви встречаются в XII веке. Низкая себестоимость, доступность сырья для изготовления делали лапти весьма распространенными. Вплоть до Гражданской войны с 1918 по 1920 именно в них ходила большая часть солдат Красной армии. Сегодня лапти выпускают как сувениры, элементы декора, обувь для кукол, предмет для воссоздания народного костюма. Также их носят в качестве домашних тапочек.


Первые упоминания об этой обуви встречаются в XII веке. Низкая себестоимость, доступность сырья для изготовления делали лапти весьма распространенными. Вплоть до Гражданской войны с 1918 по 1920 именно в них ходила большая часть солдат Красной армии. Сегодня лапти выпускают как сувениры, элементы декора, обувь для кукол, предмет для воссоздания народного костюма. Также их носят в качестве домашних тапочек.

Инструменты для работы

Чтобы вырезать ложку, вам понадобится не один инструмент. В идеале у вас должны быть:

  • нож – оптимальным вариантом будет богородский, в нем удобный узкий носик и двухсторонняя заточка;
  • ложкорез – это крутоизгибная стамеска, которая нужна для выскребания древесины в углублениях, вместо ложкорезки можно взять широкую клюкарзу;
  • прямая стамеска – ее используют для ровного срезания массива дерева с заготовки;
  • струбцина – инструмент для фиксации;
  • напильник – черновая обработка;
  • штихель – тонкий стальной резец, благодаря которому можно на ручке сделать резьбу.

Как видите, этот способ рассчитан на изготовление своими руками ложки в домашних условиях. Если у вас нет токарного станка, но есть вышеописанные инструменты, можете поэтапно вырезать ложку.


С помощью шаблона перенесите рисунок двух видов (верхний и боковой) на деревянную заготовку. Следите за ориентацией древесных волокон – она должна быть продольной. Заготовку фиксируйте струбциной, начинайте грубо формировать чашу. Дальнейшие пошаговые действия такие.

Подготовка к работе

Для того что бы сделать деревянную ложку своими руками, чертежи и шаблоны по ее изготовлению следует подготовить заранее. Ясность процесса залог успеха в любом деле.

Место для ручного изготовления деревянных ложек надо освободить от лишних предметов, оставив только необходимое.


Топориком обрубите лишнюю древесину вокруг начерченных контуров ложки. Обрабатывайте заготовку, не доходя до краев ложки очерченных маркером примерно 8-10 мм. Этот шаг связан с тем, что волокна дерева могут быть выкручены после высушивания, и вы отколите лишнее, испортив тем самым заготовку.

Как вырезать ложку из дерева. Пособие для начинающих



Каждый может и должен вырезать деревянную ложку, так считает автор.
Он некоторое время собирал ложки со всего мира (см. Второе фото) и всегда интересовался странными ложками.
В какой-то момент он в конце концов начал делать свои собственные ложки.

Изготовление ложки методом резьбы по дереву – это длительное занятие, но в нем все же есть место для творчества. Данный материал предназначен для начинающих резчиков.

Читайте также:  Как сделать шахматы: пошаговая инструкция

Далее автор поделится своим процессом вырезания ложки.

Шаг 1: Инструменты и материалы

Инструменты и материалы:

– острые разделочные ножи, включая, по крайней мере, средний прямой нож и закругленный или стреловидный нож;
– кусок мягкой древесины, немного больше размера ложки;
– Наждачная бумага зернистостью 80, 120, 220 и 400 единиц;
– шлифовальный барабан малого диаметра (2,5 – 5 см);
– ручка или маркер;
– безопасная для пищевых продуктов отделка для дерева (например, воск или минеральное масло);

Дополнительные электроинструменты:

– Шлифовальный станок;
– дремель;
– лобзик;
– настольная пила;

(Весь процесс может быть выполнен вручную. Автор использовал электроинструменты для создания заготовки, чтобы ускорить процесс.)

Шаг 2: Древесина

Самая важная вещь, которую нужно учитывать при вырезании ложки, – это тип дерева, которое собираетесь использовать. Несмотря на то, что при правильных инструментах и методах можно вырезать изделие практически из любого вид дерева, некоторые виды легче обрабатывать, чем другие. Так как это резьба по ложкам для начинающих, постараемся сделать все, как можно проще.

Самыми легкими в обработке видами древесины являются мягкие породы, например:

– липа
– сосна
– кедр
– красное дерево
– пихта

Автору очень понравилось работать с более мягкими лиственными породами, особенно с вишней.

Твердыми породами, которые труднее обработать, являются:

– дуб
– клен
– грецкий орех
– розовое дерево
– экзотические породы
– Тик

Следуйте этим общим пунктам при выборе дерева:

Отрежьте часть дерева и посмотрите, какая древесина.
Ищите узкое, а не широкое волокно – широкое волокно рассыпается на большие части.
Для новичка самый простой способ пробовать резьбу по дереву – липа, поэтому лучше начать с неё.

Наконец, следует отметить, что древесина, как и многие из веществ, с которыми мы живем, может быть потенциальным аллергеном для определенных людей. Некоторые породы дерева, такие как кокоболо, обладают кожным и респираторным воздействием. Известно, что другие сорта, такие как вишня, в целом безопасны и инертны. Древесная пыль от практически любых пород деревьев может оказывать вредное воздействие на дыхательные пути в течение достаточно длительного периода времени.

Шаг 3: Рисунок ложки



Как только вы выбрали деревянную заготовку (автор использует вишню в приведенном ниже примере), нарисуйте очень грубый контур ложки, которую желаете вырезать. Это не должен быть подробный рисунок, так как эта схема будет использоваться только для создания бланка ложки. Рисование профиля ложки, желательно, но не обязательно.

Некоторые вещи, которые автор учитывает при разработке своих ложек:

– размер ложки
– тип головки ложки
– должна ли она помещаться во рту целиком?
– глубина вогнутой части
– толщина и высота
– целевое назначение – салат, суп и т. д.

Шаг 4: Создание бланка


Если ложка, которую вы хотите вырезать, меньше, чем деревянная заготовка, который вы выбрали, используйте настольную пилу, чтобы разрезать заготовку на более тонкую, чтобы при вырезании пришлось удалить меньше материала вручную.

Затем используйте торцовочную пилу, чтобы обрезать части древесины по длине на концах контура вашей ложки.

Это называется создание бланка.

Шаг 5: Резка деталей


Используйте лобзик, чтобы разрезать ложку вдоль контура. Желательно отрезать, как можно ближе к эскизу своей ложки.

Сделав заготовку немного больше и толще, чем намеченная готовая ложка, вы всегда можете удалить материал позже.

Шаг 6: Грубое шлифование


Этот шаг совершенно необязателен, но автор его выполнил. Он использовал ленточную шлифовальную машину, чтобы быстро закруглить края и отшлифовать до контура ложки. Все, что сделано с помощью электроинструмента, избавляет от необходимости делать это вручную на предстоящем шаге резьбы.

Шаг 7: Переходим к резьбе

Резьба вдоль ручки ложки – самое простое место для практики. Начните с маленьких частиц, удалив небольшое количество материала, вырезая от себя.

Начните удалять небольшие части материала с вершин кривых линий. Резать вниз, в выемке сложнее.
Погружение ножа по направлению вниз обычно приводит к отщеплению кусочка материала большего размера, чем предполагалось.

Превращение квадратной блочной заготовки в гладкую ложку занимает время – например, несколько часов. Так что не ждите, что ложка мгновенно примет форму. Просто медленно продвигайтесь к цели.

Шаг 8: Добавьте больше детализации

Когда ложка начнет обретать форму и вы начнете скруглять некоторые из прямых линий в заготовке, необходимо принять решения, относительно:

– толщины ручки
– как ручка должна сужаться и подходить к руке
– какой длины должна быть ручка
– насколько широкой должна быть ложка
– будет ли ложка иметь изогнутую или плоскую переднюю кромку
– толщины головки ложки

Ложка, изображенная ниже, имеет тупую прямую головку, больше похожую на лопаточку, которая хороша для того, чтобы чистить дно кастрюли . конечно, это не очень хорошая суповая ложка.


Шаг 9: Задняя часть головки ложки

Как только ручка ложки выточена, пришло время начать работать над головкой. Легче начинать с выпуклой задней части ложки, а не с вогнутой стороны.

Начните удалять материал по краям заготовки и закруглите головку ложки, чтобы сделать плавный переход от задней части ложки к ободку.

Продолжайте закруглять заднюю часть ложки и создавайте ровный непрерывный уклон.

Шаг 10: Передняя часть ложки




На вогнутой стороне ложки – используйте закругленный стреловидный нож или крючок, чтобы начать удаление материала с поверхности ложки.

Удаляйте маленькие кусочки древесины, пока не начнется образовываться небольшое углубление. Продолжайте удалять материал, выбирая древесину все ближе и ближе к внешней стенке вашей ложки.

Автор чередовал между выдалбливанием от центра ложки к стенке и проведением инструмента вниз по стене ложки к центру.

Крючковой нож полезен для неглубокой выборки материала, но не очень хорошо работает на глубину. Вот тут пригодится стреловидный нож.

Шаг 11: Доводка шлифованием





После ручной резьбы пришло время сгладить неровности с помощью шлифования.

Автор использовал маленькую насадку для шлифования для вращающегося инструмента – шлифовальный круг диаметром 80 мм и маленькие шлифовальные головки для дремеля для шлифования внутренней вогнутой поверхности ложки.

Шаг 12: Детализация ручной шлифовкой

После механического шлифования пришло время ручного шлифования.

Начав с наждачной бумаги зернистостью 120 единиц и постепенно уменьшая зерно до 220 единиц, автор отшлифовал ручку и головку ложки, сгладив все оставшиеся следы электрического инструмента и сделав все поверхности приятными на ощупь не оставляя сколов.

Шаг 13: Защитное покрытие



В качестве последнего шага нанесите на гладко отшлифованную ложку безопасное для употребления внутрь, защитное покрытие.

Автор использовал минеральное масло, которое является вполне приемлемым защитным покрытием. Также подойдет покрытие на основе пчелиного воска.


Шаг 9: Задняя часть головки ложки

Из чего делают деревянные ложки?

Из какого дерева лучше вырезать деревянную посуду? Этот важный вопрос волнует всех начинающих резчиков. Для вырезания ложек лучше всего подходят заготовки из твердой, но не колкой древесины лиственных пород – осины, ясеня, клена, березы, вяза, ореха, вишни или клена.

Начинающим резчикам лучше использовать липу. Эта древесина более мягкая и легкая, обладает равномерной плотностью и хорошо строгается во всех направлениях. Для приобретения опыта и отработки базовых навыков резьбы, это наиболее подходящий материал. Помимо прочего изделия из липы не склонны к короблению и не выделяют дубильных веществ.

Хвойные деревья не подходят для изготовления ложек из-за своей высокой смолистости и характерного запаха. Также избегайте экзотических тропических пород древесины, таких как тик, которые могут быть токсичными.

В качестве заготовки можно использовать дощечки или же расколоть целую колоду-кряж на небольшие полешки. Первый вариант – более практичный, второй – более традиционный. Ориентация древесных волокон в заготовке определяет симметричность узора чаши ложки так, как показано на фото.


Для изготовления деревянной ложки своими руками понадобится минимальный набор простого инструмента:

Изготовление деревянных ложек своими руками

Из этой статьи вы узнаете про изготовление деревянных ложек. Я покажу вам, как сделать деревянную ложку из древесины яблони, используя только сделанные вручную инструменты.

Процесс изготовления деревянных ложек

Шаг 2. Инструменты, которые я использовал

Это инструменты, которые мне понадобились для изготовления этого столового прибора.

Вам понадобится:

• Топор: любой маленький топор подойдет. Он должен быть острым. Подходящий топор весит 500-600 г.

• Молоток: вам нужен тяжелый молоток. Если он будет маленьким, вы не сможете расколоть дрова.

• Зубило: тяжелый металлический клин для расколки бревен. Как альтернатива, можно пользоваться старым топором и молотком. Но не используйте хороший топор, вы его испортите.

• Нож: небольшой острый нож.

• Резчицкий нож: Его можно купить в интернете и магазине.

Шаг 3. Дерево

Вам понадобится полено. Оно должно быть на 10-15 см длиннее будущего изделия. Оно должно быть недавно распилено. На некоторое время его стоит оставить в траве, оно станет влажным и с ним можно будет работать в течение 2-4 недель.

Можно взять для этого любую древесину, но дерево фруктовых деревьев лучше всего. Для моего изделия я использовал древесину яблони. Она хорошо подходит для этой работы, она твердая и долговечная, и красиво выглядит.

Из этого полена можно произвести 4-8 ложек, в зависимости от их размера.

Шаг 4. Расколоть полено

Сейчас вам понадобится молоток и зубило, чтобы расколоть полено на 4 треугольные части.

Начните раскалывать в середине. Если на полене есть трещина, используйте ее для раскола.

Шаг 5. Вырезать форму

С помощью куска древесного угля я нарисовал очертания столового прибора. Вырезал, как можно ближе к рисунку. Когда работаешь со свежим деревом, надо все делать быстро, чтобы древесина не высохла и не дала трещин. Если вам необходимо отложить работу, поместите заготовку в ведро с водой или холодильник.

Это передняя часть полена. Я только удалил кору и нарисовал центральную линию.

Это сторона полена. Здесь я нарисовал очертания.

Топором я удалил лишнюю древесину с передней части.

Вы можете видеть здесь форму ложки.

сейчас я вырезал древесину с обратной стороны.

Сначала я удалил излишек дерева с верха изделия, затем с рукоятки.

Когда дерево стало нужной толщины, я нарисовал контуры столового прибора.

держитесь ближе к линии.

сейчас мы имеем очертания ложки со всех сторон.

сейчас вырежем ее заднюю сторону. Попытайтесь выполнить это как можно точнее с обеих сторон. Обратите особое внимание на тонкую часть, если вы сделаете слишком тонкую ложку, она может сломаться. Обратите внимание на ручку: она имеет треугольную форму. Это делает ее крепче.

Шаг 6. Закончить обработку ножом

С помощью ножа я завершил формирование изделия. Углубление я обработал резчицким ножом, чтобы окончательно выровнять поверхность. Последнюю ложку я сделал с резьбой на конце рукоятки.

Постарайтесь сделать ее более гладкой. Это облегчит вам процесс шлифовки.

Я придерживаюсь треугольной формы на конце рукоятки.

Полученный прибор не должен быть очень тонким, или его, в конце концов, сломают. Но чем тоньше ложка, тем элегантнее она выглядит. Я сделал толщину в 2-3 мм.

Я сделал здесь треугольную форму. Это выглядит симпатично и делает изделие крепче.

в этой заготовке я оставил конец рукоятки утолщенным, чтобы выполнить фигурную резьбу.

Завиток выглядит симпатично и не позволяет столовому прибору упасть в кастрюлю.

Шаг 7. Шлифовка

Перед шлифовкой изделие должно высохнуть. Это занимает от 3 до 5 дней, в зависимости от погоды.

Я начал шлифовать наждачной бумагой №100, затем 180, 240 и 400. Если бы я делал это, как настоящий викинг, я бы использовал особый сорт хвоща.

Шлифуйте на улице или оденьте респиратор

Шаг 8. Обработка маслом или воском

Я взял льняное масло. Нанесите толстый слой масла, оставьте на несколько часов, затем уберите излишки масла бумажным полотенцем. Дайте высохнуть и затем обработайте воском. Я использовал воск, только когда делал изделия на продажу. Воск защищает от грязи.

Читайте также:  Как вязать шарфик крючком

Шаг 9. Завершение

Ложка закончена и готова для кухни. После того, как ложка будет вымыта несколько раз, целостность волокон древесины может быть нарушена, тогда рекомендуется еще раз отполировать ее мелкой наждачной бумагой.

Шаг 10. Другие поделки: размеры и дизайн

сейчас вырежем ее заднюю сторону. Попытайтесь выполнить это как можно точнее с обеих сторон. Обратите особое внимание на тонкую часть, если вы сделаете слишком тонкую ложку, она может сломаться. Обратите внимание на ручку: она имеет треугольную форму. Это делает ее крепче.

Материал

Самая первая ошибка, которую я допустил при изготовлении первой ложки — это неправильный выбор дерева. Я взял кусок сосновой доски неизвестного возраста и стал резать из неё. Сосна же мягкое дерево, подумал я, значит должно быть нормально. Но на деле оказалось не нормально, а чертовски сложно, и первую ложку я так и не доделал. В общем, никакого высохшего дерева, досок из магазина и пр.

Для изготовления ложки нам потребуется свежее (не высохшее) дерево, желательно мягкой породы. Информации о породах деревьев очень много, так что вы сами можете ознакомиться и выбрать ту мягкую породу дерева, которая наиболее доступна в вашем регионе. Из дуба получаются очень крепкие и красивые ложки, но для начала возьмите что-нибудь помягче. Мне очень нравится ель или сосна, их запах и приятное ощущение при резке.

Важным моментом является сам поиск дерева. Я настоятельно призываю вас не пилить первое попавшееся живое дерево, а потратить время и постараться найти недавно поваленное, спиленное другими и брошенное или умирающее дерево. Довольно печально наблюдать, когда для изготовления натуральных и экологичных поделок бездумно вырубаются хорошие деревья. Для меня поиск материала также является своего рода процессом и может занять несколько часов, а может быть и дней. В общем, берегите природу и используйте её ресурсы с умом.

Пожалуй, большая часть работы при вырезании деревянной ложки производится именно ножом. Нож должен быть с фиксированным клинком, небольшой длины и умеренной ширины. Отменными режущими качествами обладают ножи из углеродистой стали. Не стоит думать, что хороший нож будет стоить дорого. За 400-500 рублей вы можете приобрести прекрасный углеродистый нож Morakniv Basic, который лучшим образом подходит для работ по дереву.

Как вырезать ложку из дерева: пошаговое руководство

  1. Используя шаблон, перенесите рисунок верхнего и бокового вида на деревянную заготовку. Обратите внимание, чтобы ориентация древесных волокон была продольной, в этом случае ложка будет обладать максимальной прочностью.

  1. Зафиксировав заготовку струбциной, приступайте к грубому формированию чаши. Для этих целей используют ложкорез, но можно ограничиться и обычной полукруглой стамеской или широкой клюкарзой. Выборку древесины производят по направлению волокон. Углубляя чашу, не забывайте, что нужно оставить небольшой припуск по толщине для чистовой подрезки и шлифовки.

Выдалбливать чашу на заготовке прямоугольной формы значительно удобнее, поскольку деревяшка жестко фиксирована и сохраняет стабильное положение.

  1. Когда углубление сформировано, можно приступать к срезу лишнего массива в горизонтальной и вертикальной плоскости, следуя по верхнему и боковому контуру. Для этого удобнее всего использовать лобзик или ленточную пилу, но при желании можно выполнить все манипуляции прямой стамеской или ножовкой.

  1. Используя богородский нож, отесываем выпуклую часть ложки. Широкой стамеской придаем чаше идеально ровную округлую форму. При помощи ножа и стамески прорабатываем форму ручки.

  1. Используя ложкорез, выполните чистовую подрезку чаши и аккуратное выравнивание ее краев, как показано на картинке.

  1. Шлифовку производят в два-три прохода, каждый раз уменьшая зернистость абразива.

При контакте с водой даже идеально отшлифованная поверхность может начать ворситься. Поднятый ворс не портит внешний вид ложки, но неприятно ощущается во рту. Поэтому, если вы планируете использовать собственноручно изготовленную посуду по прямому назначению, можете решить эту проблему старым проверенным способом. После шлифовки ложку мочат и тщательно высушивают, проходя заново мелкозернистым абразивом. Эту процедуру повторяют два-три раза.

Наш вариант изготовления ложки – это больше адаптированная техника. Она рассчитана на использование современного инструмента, который хоть и упрощает рабочий процесс, но в то же время отдаляет от вековых традиций резчицкого искусства.

Секреты исконно русской резьбы деревянной ложки – смотрите в представленном видео:

  1. Шлифовку производят в два-три прохода, каждый раз уменьшая зернистость абразива.

Вырезаем сами деревянную ложку

Процесс изготовления ложки прост и неизменен уже многие века. Информации про ложкарное дело достаточно, что в учебниках по резьбе, что в интернете. Однако мы не можем не осветить то, как мы делаем свои ложки. Описание этого процесса будет своеобразным «мастер-классом» для тех, кто никогда не делал ложки сам, но хочет попробовать научиться этому.

Итак, выбираем материал. Мы в своём выборе материала для ложек пока остановились на липе (очень мягкое и приятное для резьбы дерево) и берёзе (более твёрдое, режется потяжелее, но очень красивый глянцевый срез и выразительная фактура). Ложки можно делать из разных пород дерева, будь то дуб, ольха, кедр, бук, можжевельник, черёмуха, яблоня и т.д. Каждая порода по-своему хороша. Какие-то ложечки очень лёгкие, какие-то прочней, какие-то душистее. Выбор за вами.

Наши заготовки — это сухие липовые или берёзовые брусочки 5 см на 2.5 см и длинной 24 см (это для большой ложки) и 17 см (для детской). На них наносим карандашом рисунок-очертание будущей ложки.

После топором стёсываем всё лишнее, вначале в одной плоскости затем в другой. Здесь нюанс. Можно это делать сразу ножом, но процесс будет более трудоёмкий физически. Топор быстрее и эффективнее. Чем больше обрабатываем топором, тем меньше потом усилий на доработку ножом.

Ножом доводим будущую ложку до практически полноценного вида (то же самое правило — чем лучше доведём ножом, тем меньше шлифовать).

Следующим этапом выбираем «черпало». Здесь важно не переборщить. Если выбрать слишком глубоко (ошибка начинающих), то после шлифовки стенки «черпала» получатся слишком тонкие, а это уменьшит долговечность ложки.

Ну, вот получилась ложка, только нешлифованная. При желании можно кушать уже даже такой, но мы идём дальше. Шлифуем в несколько этапов. Вначале крупной наждачкой, потом средней, затем мелкой и в конце супермелкой. Сложнее всего даётся черпало, поэтому чем чище оно выбрано, тем легче. Вот она, красивая, совсем уже готовая к применению, беленькая ложечка. Не зря ложки в такой стадии называют «бельё».

Когда мы начали заниматься вырезанием ложек. то сразу планировали чтобы этот труд не стал рутинным а был как можно более творческим, поэтому мы стали делать свои ложки как некие резные миниатюры. Для этого на готовую зашлифованную ложечку наносится рисунок (тут фантазия безгранична на уровень мастерства) и вырезается. Описывать процесс резьбы нету смысла, так как это отдельная тема.

Каждая ложечка это свой стиль, свой образ. И соответственно, разнообразные виды резьбы: рельефная, плоскостная, из неё геометрическая, орнаменты, мини скульптурки и т.д. От вида резьбы соответственно от образа самой ложки зависит, зашлифовывать ли резные элементы или нет. Иногда нужен лоск, а иногда хочется видеть, на резьбе, следы, как орудовал нож мастера.

Ну вот теперь «Стародубовская ложка» готова. Теперь у неё началась своя, именно ей данная, жизнь. Осталось обработать маслом.

Берём льняное масло, слегка его подогреваем и кладём туда ложку. Недолго пропитав, высушиваем. Некоторые ворсинки на ней вздыбливаются. Всё это зашлифовываем. Последний этап, по своей действенности, довольно относителен. Не обработанные маслом ложки служат так же надёжно(если материал сухой) с той только разницей что при первых использованиях они более шершавые но и это со временем зашлифовывается самим процессом использования. Так что если кому то нравятся чисто белые ложечки, может спокойно ими пользоваться (заранее заказав необработанные маслом).

Следующим этапом выбираем «черпало». Здесь важно не переборщить. Если выбрать слишком глубоко (ошибка начинающих), то после шлифовки стенки «черпала» получатся слишком тонкие, а это уменьшит долговечность ложки.

Ложки из полимерной глины — как сделать красивое украшение ложек? Мастер класс по лепке и советы по поиску идей

«Вкусные» ложечки не утрачивают популярности среди любителей рукоделия и ценителей оригинальных вещей. И это понятно — декор, выполненный с большим вниманием к деталям, никого не оставит равнодушным. Красивые, «вкусные» ложки из полимерной глины, будут чудесным дополнением к праздничному столу или тематическому вечеру.

Единичная, или в виде набора, декорированная ложка может стать прекрасным подарком дорогим людям. Такое оригинальное произведение совершенно реально создать своими руками.

Вариантов декора может быть масса. Но особенно «вкусно» смотрятся миниатюрные изделия в виде тортиков, кексиков и маленьких пирожных «макарун».

Для изготовления красивых декоров, понадобится ряд инструментов и материалов.

  • Полимерная глина необходимых расцветок. Многие предпочитают творить глиной FIMO или Sculpey.
  • Декоративный гель (жидкая пластика) — для скрепления элементов.
  • Каттеры (формы).
  • Новое лезвие от канцелярского ножа.
  • Стеклянный камень Марблс.
  • Скалка и пищевая пленка.
  • Игла и зубочистка.

Мастерская – Мастер-класс по изготовлению деревянной резной ложки

Как говорили в старину наши предки:
Ложка узка, берёт по два куска:
Развести пошире – возьмет и четыре.

Каждая хозяюшка знает: чтобы сделать впрок домашние заготовки – лучшей помощницы, чем деревянная ложка – нет. Резная ложка помогает сделать пищу не только вкусной и полезной, но и наполняет весь процесс красотой!

Сегодня, на мастер-классе резьбы по дереву, предлагаю вам, дорогие мои древодели, сделать замечательную деревянную резную ложку!

Материал, для изготовления нашей резной ложки, я выбрал орех маньчжурский, а вам рекомендую липу, берёзу, ольху и любые плодовые деревья. Материал желательно выбирать сухой, чтобы резная ложка со временем не потрескалась.

Любая творческая работа начинается с разработки эскиза. Нарисовать эскиз для деревянной ложки, я думаю, вам будет не трудно самостоятельно.

Начинаем наш урок, с выпиленной электро-лобзиком, баклуши.
Баклуша у нас толщиной 35мм и длиной 400мм.
Маркером с боку на баклуше обозначаем контур ложки.

Берём ручную ножовку и запиливаем, не доходя до черты, тем самым облегчаем процесс резьбы.

Соблюдая технику безопасности, острой стамеской срезаем до рисунка деревянный массив с лицевой стороны ложки.

Не срезая тыльную сторону ложки, делаем разметку черпака и обозначаем центр ручки. Срезать тыльную сторону не желательно, чтобы заготовка не потеряла устойчивость и не усложняла резьбу.

Для изготовления черпака ложки, требуется полукруглая широкая клюкарза. Вырезаем чашу, с учётом резьбы по волокну.

Достаточно углубив чашу, наносим чистовую разметку и аккуратно подрезаем края.

Шейку ложки делаем более изящной и тонкой.

Вырезав черпак, приступаем к тыльной части ложки, запиливаем и срезаем массив до черты.

Затем полукруглой широкой стамеской подрезаем выпуклую часть черпака, доводя до желаемого результата.

Срезая фаску, делаем плавный переход.

Размечаем ручку деревянной ложки лентами в 45 град. для резьбы.

Полукруглой стамеской отделяем навершие от ложки.

Берём уголок и по линиям вырезаем углубления.

Фиксируем ложку на боку и делаем подрезку косым ножом,разделив ленты друг от друга.

Полукруглой широкой стамеской срезаем углы, имитируем веревку.

Косым ножом прорезаем веревку по плоскости, явно обозначив границы рисунка.

С обратной стороны деревянной ложки после разметки снимаем фаску, облегчив тем ручку ложки.

На ручке режем уголком выемки,эмитируя кедровые иголки.

У нас получился витой кедровый лапник.
Вырезаем по рисунку контур навершия ручки.

Вырезаем навершие ложки в образе кедровой шишки.

Закончив резьбу с обратной части ручки, вырезаем углубление.

После тщательной шлифовки – ложку пропитываем горячим растительным маслом.

У нас получилась деревянная резная ложка, в виде цветущего кедра.

Материал, для изготовления нашей резной ложки, я выбрал орех маньчжурский, а вам рекомендую липу, берёзу, ольху и любые плодовые деревья. Материал желательно выбирать сухой, чтобы резная ложка со временем не потрескалась.

Читайте также:  Как обтянуть телефон кожей

Пошаговая инструкция

Выбранный кусок бревна нужно распилить или разрубить топором пополам. На плоской стороне карандашом намечается контур предстоящего изделия. Затем пилой удаляются ненужные участки. При помощи топора следует первично придать форму внешней округлой части. Также необходимо срезать слой древесины для создания нужного угла между черпаком и рукояткой. Место их соединения следует закруглить напильником.

Следующий шаг – шлифовка. Для удаления грубых элементов можно воспользоваться наждачной бумагой крупного калибра. А чтобы деревянная ложка (своими руками сделать её не так уж и сложно) была более приятна на ощупь, завершить процесс необходимо «нулёвкой». Для большего удобства в шлифовальный элемент заворачиваем палочку.

Далее следует приступить к вырезанию углубления. При помощи стамески из заготовки выскребают небольшими кусочками древесину. Обязательно нужно следить за толщиной, чтобы она не получилась слишком маленькой. Далее нужно зачистить древесину. Для этого можно две полоски наждачки прикрепить к палке с округлым концом, расположив их крестообразно. После окончания работ готовые деревянные ложки можно пропитать растительным маслом. Для улучшения процесса впитывания жидкость подогревают.

В наши дни посуда из дерева переживает новый пик популярности. Взор людей обращается к этим кухонным элементам благодаря их природному происхождению. Отдельные энтузиасты или целые сообщества образуют даже экопоселения, кроме того, люди стараются пластиковые приборы поменять на деревянные ложки и тарелки. Поэтому большой популярностью стали пользоваться целые комплекты, выточенные на станках.

Как сделать ложку: пошаговая инструкция

Вы интересуетесь вырезанием по дереву и хотите создать что-то полезное? Прочитайте подробное руководство по украшению резьбой своей деревянной ложки. В нем рассказывается о правильном подборе древесины, а также использовании принадлежностей Dremel для полировки и чистовой отделки до готовности к использованию за обеденным столом. Это так увлекательно, что вам точно захочется украсить резьбой разделочную доску.

Этап 1: подбор подходящей древесины

Это наиболее важная часть. Выбор может быть огромным, однако мягкие сорта древесины, в частности ива, липа или береза, легче поддаются резанию, что значительно упростит работу над этим проектом. В настоящем руководстве мы будем использовать грушу. Если вы хотите узнать больше о правильном выборе древесины для резьбы, пожалуйста, прочитайте наше руководство по вырезанию по дереву для начинающих.

Этап 2: расщепление и подготовка древесины для резьбы

Настало время для рубки, поэтому наденьте перчатку и защитные очки. Чтобы выполнить контролируемый раскол прямо посередине, вставьте топор в верхнюю часть своей заготовки, поднимите полученную конструкцию и аккуратно стукните по рабочей поверхности. Получилось? Прекрасно.

Этап 3: удаление сердцевины

После раскалывания заготовки очистите поверхность топором и удалите темную сердцевину. Топором аккуратно отделите немного дерева таким образом, чтобы темная линия посередине исчезла.

Этап 4: очистка древесины

Следующая увлекательная задача: удаление коры и очистка дерева. Снова возьмите топор. Начните с середины и строгайте вниз, наклоняя топор наружу для облегчения отделения коры. Удалите остатки коры небольшим ножом и. поздравляем, вы сделали основу для своей ложки!

Этап 5: закругление торцов заготовки

Настало время закруглить торцы, то есть теперь вы узнаете, что придется сделать для изготовления своей ложки. Удерживайте топор вблизи оконечности одной рукой. Затем направляйте дерево другой рукой, совершая медленные строгающие движения до самого конца. Перейдите к этапу 6 для завершения закругления!

Этап 6: завершение закругления

С помощью ножа для резьбы просто снимите и счистите слой, примерно как если бы вы чистили яблоко. Используйте большой палец в качестве рычага и всегда ведите нож от себя при работе. Легко, верно? Такое срезание покажет структуру дерева, что позволит увидеть, как будет выглядеть готовая ложка.

Этап 7: придание формы ложке

Карандашом нарисуйте круг на одном конце заготовки, оставив сантиметр по периметру. Если вы делаете двустороннюю ложку, сделайте то же самое на другом конце и соедините пару с рисунком той части, которая вскоре станет ручкой. Не забудьте сделать ручку немного шире в тех местах, где она соприкасается с вашими кругами.

Этап 8: пиление и вырезание по разметке

Теперь проведите горизонтальные линии под кругами, чтобы образовать упор, наденьте перчатку и выпилите ножовкой заготовку по линиям. При этом будет создан уступ, который, в свою очередь, предотвратит выламывание некорректных участков вашей ложки при работе топором.

Топором вырежьте остальную часть сторон между линиями, затем зачистите ножом для резьбы до исчезновения неровностей. Хорошая работа, вы уже на полпути к результату!

Этап 9: выстрагивание ложки

Наступило время для придания изделию формы ложки. Возьмитесь за ручку вашей новенькой ложки и крючковым ножом выстрогайте оба круга. Снимайте материал очень медленно и проверяйте пальцами толщину. У вас должно остаться примерно половина сантиметра дерева на дне каждой полости. Соблюдайте осторожность и не допускайте чрезмерного истончения дерева: вскоре потребуется использовать Dremel®, для чего понадобится слой древесины, оставшийся в вашей ложке.

Этап 10: доводка вашей ложки

Устройтесь поудобнее. Этот этап может занять несколько часов, но зато вы увидите, как ваше творение обретает законченные черты. Возьмите нож для резьбы, и, используя большой палец в качестве рычага, начните снимать очень тонкие слои дерева. При формировании задней и передней стороны обязательно сделайте ручку максимально ровной и гладкой. При изготовлении двусторонней ложки помните, что один конец должен быть больше другого.

Этап 11: сушка ложки

Больше половины пути позади. Теперь вам нужно высушить ложку, чтобы упростить шлифование. Поместите ее в пластиковый пакет со струнным замком, наполненный небольшим количеством сухой древесной стружки, и оставьте его открытым при комнатной температуре для удаления влаги. При условии периодического переворачивания ложки в пакете естественная сушка займет 3–5 дней.

Этап 12: выглаживание ложки

Вы не потеряли пылезащитную маску и защитные очки? Наденьте их и зажмите ложку в многофункциональных тисках. Присоедините свой гибкий вал к своему многофункциональному инструменту Dremel® и подвесьте его на держатель инструментов с гибким валом. После этого подсоедините высокоскоростную насадку 192 и выполните вытачивание на 15000–20000 об/мин (об/мин = оборотов в минуту). Это помогает использовать мизинец для баланса, как будто вы работаете карандашом.

Выполняйте вытачивание до тех пор, пока полости не будут полностью выглажены. Не давите на мягкую древесину – инструмент и насадка будут работать. Работа практически закончена.

Этап 13: финишное шлифование сторон

Теперь ваша ложка гладкая, настало время улучшить внешний вид шлифованием. Смените насадку на EZ SpeedClic: абразивные полировальные эластичные круги для окончательной отделки с зернистостью 180 и шлифуйте на частоте 10000–15000 об/мин. Обработайте полости и боковые стороны, после чего продолжите шлифование с помощью EZ SpeedClic – абразивных полировальных эластичных кругов для окончательной отделки с зернистостью 280. Прекрасная работа!

Этап 14: смазывание ложки

Смазывание ложки небольшим количеством масла – отличная идея. Масло придает блеск, помогает защитить древесину, а также улучшает выделение цвета, волокон и узоров. Хорошо подойдет любое «пищевое масло», например, льняное масло, масло грецкого ореха или чистое тунговое масло. Избегайте использования оливкового масла, которое склонно к вязкости и притягиванию грязи. Нанесите небольшое количество масла на полировальный круг (например, 429), выставьте 5000 об/мин и приступите к работе. Готово? Разогревайте суп: настало время проверить вашу новую ложку!

СОВЕТ: Осталось много лишней древесины? Высушите ее и используйте в качестве дров: кора груши очень хорошо горит, и вам понравится сладкий запах.

ЧТО ВАМ ПОНАДОБИТСЯ

Деревянная заготовка (любое свежее мягкое дерево, например, груша)

Защитная маска от пыли

Многофункциональный инструмент Dremel

Гибкий вал DREMEL® (225)

Кулачковый патрон (4486)

Многофункциональные тиски DREMEL®

Держатель инструмента с гибким валом DREMEL® (2222)

Dremel EZ SpeedClic: абразивные полировальные эластичные круги для окончательной отделки

Высокоскоростная насадка 192

Высокоскоростная насадка 114

Полировальный круг (414)

Держатель EZ SpeedClic (SC402)

Гибкий вал DREMEL® (225)

Кулачковый патрон (4486)

Многофункциональные тиски DREMEL®

Держатель инструмента с гибким валом DREMEL® (2222)

Dremel EZ SpeedClic: абразивные полировальные эластичные круги для окончательной отделки

Высокоскоростная насадка (192)

Высокоскоростная насадка 114

Полировальный круг (414)

Держатель EZ SpeedClic (SC402)

ВАС МОЖЕТ ТАКЖЕ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Как приступить к вырезанию по дереву

Как избежать ошибок при вырезании по дереву

Как приступить к вырезанию по дереву

Мастер-класс для ложкарей «Как на скорую руку соединить две деревянные ложки»

Любовь Скробан
Мастер-класс для ложкарей «Как на скорую руку соединить две деревянные ложки»

В предыдущей статье, я рассказывала о том, что являюсь руководителем кружка “Русские ложки“. В своей работе я использую 2 комплекта ложек.

1. Обычные деревянных ложки, которые можно держать как в разных руках, так и зажимать в одной руке. Плюс можно добавлять третью.

2. Заранее соединенные ложки, которые предназначены для того, что бы держать их одной рукой.

Именно о том как соединить ложки, я и хочу рассказать. Сразу поясню, мой метод не идеален, но он достаточно прост, быстро выполним и вполне подходит для игры. Итак, для начала на ложках нужно сделать по одной зарубке на каждой и найти винт, две шайбы и гайку.

Далее одеть обе шайбы на винт и немного закрутить гайку.

Вложить “изобретение” между ложками (в то место где зазубрины) и закрепить канцелярскими резинками.

Проблема: дети всегда норовят проверить конструкцию на “прочность”, методом растягивания ложек в разные стороны. Но это не беда! Ложки ремонтируются мгновенно.

И еще один совет. Если у вас нет винтиков и гаечек, то вместо них, между ложками можно вложить обычную стирательную резинку,которую нужно обрезать до подходящего размера. И в этом случае, вам даже не придется делать насечки на ложках. Это просто не понадобится.

Как подготовить руку ребёнка к письму Мы, взрослые, желая облегчить себе жизнь и сэкономить время, сами того не замечая, лишаем возможности ребёнка больше работать руками. Раньше.

Фотоотчёт «Как подготовить руку к письму» Один из самых сложных навыков, который предстоит освоить ребенку — это письмо. В этом посте я расскажу о самых простых и доступных способах.

Как подготовить руку дошкольника к письму? Как подготовить руку дошкольника к письму? Многие не знают, или не догадываются, что готовность руки к письму начинает формироваться в раннем.

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе. Тренируем руку» Консультация для родителей “Как подготовить ребенка к школе” Весна – время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.

Мастер-класс «Ложки украшенные салфетками» Уважаемые колеги, гости моей странички хочу предоставить вашему вниманию то как я делала с детьми ложки сделаны из цветного картона. Материал:.

Мастер-класс «Куклы на руку» Сегодня я предлагаю изготовить две куклы на руку для театрального уголка: Домовенок и Медвежонок. Эти идеи можно использовать, как шаблоны.

Мастер-класс «Роспись деревянной ложки» Однажды копаясь на чердаке старого бабушкиного дома я наткнулась на деревянный ящик. В ящике лежали деревянные ложки. Они были все в пыли,.

Мастер-класс ручного труда «Куколка из ложки» В один из дождливых летних дней девочки из нашей группы решили заняться творчеством. Они решили изготовить для совместных театрализованных.

Методические рекомендации для родителей и воспитателей «Как подготовить руку к письму» Рекомендации которые помогут в подготовке к школе. Хотим пожелать вам терпения и дать несколько рекомендаций, которые помогут в подготовке.

Презентация «Россия в ситцевом убранстве» или как соединить мифы Греции и картины русского художника Исаака Левитана Открытое занятие по изобразительному искусству для родителей «Россия в ситцевом убранстве» Тема: «Россия в ситцевом убранстве» Педагог:.

1. Обычные деревянных ложки, которые можно держать как в разных руках, так и зажимать в одной руке. Плюс можно добавлять третью.

Ссылка на основную публикацию