Как вязать оренбургский платок

Пух воронежских коз

Для работы используют пряжу из мягчайшей козьей шерсти. В регионе гордятся своими достижениями в области разведения определенной породы животных, а также технологиями обработки пуха. Шерсть таких коз отличается легкостью, мягкостью, шелковистостью и длиной ворса.

Смотреть галерею

Мастера утверждают, что качество пуха раскрывается со временем. Чем дольше изделие носится, тем мягче и пушистее становится пуховый платок. Схема вязания спицами не влияет на «пушистость», но от нее зависит эстетическая привлекательность модели.

Подобные платки не настолько ажурные, как оренбургские. Их вяжут более плотно. Кроме того, в процессе носки ворсинки пуха распределяются между петлями и заполняют просветы, так что полотно становится еще менее прозрачным.

Описание процесса вязания: набрать на спицы 3 п. и вязать основным узором, выполняя прибавления для формирования боковых скосов по схеме. Через 107,5 см (= 312 р.) от начала вязания выполнить 4 см (= 14 р.) плат. вязкой, продолжая с обеих сторон выполнять расширения, как в 313-м р. (А и В по схеме). Через 111 см (=326 р.) от начала вязания все петли закрыть лицевыми.

2015-05-15

Один из основных элементов для создания узоров оренбургского платка – “косорядки”. Он состоит из лицевых петель, двух петель провязанных вместе и накидов.

Как связать легенду. 16 уроков для любителей оренбургского пухового платка

12 октября в рамках празднования «Дней оренбургского пухового платка», в Оренбургском областном музее изобразительных искусств прошла презентация видеопроекта «Вяжем легенду».

Видеопроект «Вяжем легенду. Вязание оренбургского пухового платка за 16 уроков», благодаря новым технологиям, даёт возможность любому желающему открыть для себя секреты старейшего народного промысла, научиться изготавливать вещь, наполненную подлинными художественными традициями.

Полгода артисты, журналисты, блогеры, искусствоведы пытались научиться чудесному народному промыслу – пуховязанию, причем они учились не просто вязать, а вязать знаменитый на весь мир оренбургский пуховый платок. Приняла участие в этом проекте и редактор сайта «АиФ Оренбург» Анна Жураковская.

Вот, что рассказала Анна нашему корреспонденту: «У всех женщин, девочек, девушек в Оренбургской области есть оренбургская паутинка, зачастую не одна, в каждом оренбургском доме есть теплый оренбургский пуховый платок. Для нас – это не легенда, это то, с чем мы живем каждый день, и, конечно, то, по чему нас идентифицируют жители необъятной страны. Ведь узнав, что мы из Оренбурга, почти в 100% случаев слышим в ответ «аааа, оренбургский пуховый платок», а иногда и рефрен из знаменитой песни. Конечно, когда меня пригласили в этот проект, я сомневалась, что за 16 уроков можно хоть чему-то научиться. Но через полгода занятий я могу точно сказать – при огромном желании и усидчивости у вас все получится и через какое-то время именно вашими руками будет создано легкое паутинное чудо. Сам проект был безумно увлекательным! Во-первых, собралась совершенно удивительная команда, которая реализовывала это. Во-вторых, личность самой нашей учительницы, Розы Сахабовны Гумеровой, волшебницы, руки которой создают вот уж поистине произведения искусств из пуха оренбургских коз. И в третьих – мои коллеги-соученики, с которыми мы действительно подружились. Нас всех теперь действительно связывает там самая пуховая нить, как бы пафосно это сейчас не звучало бы!».

Кстати, познакомиться с уроками вы в скором времени сможете на сайте Оренбургского областного музея изобразительных искусств.

Роза Гумерова – участница многочисленных художественных выставок в России и за рубежом. Её платки представлены в коллекции Государственного Исторического музея (Москва) и Оренбургского музея изобразительных искусств. Кстати, музейной коллекции находятся платки, выполненные сыном Романом и дочерью Ритой Гумеровыми. Роза Сахабовна многие годы преподавала по своей авторской программе пуховязание в средней школе села Жёлтое Саракташского района. За селом закрепилась слава центра ажурного пуховязания. В рамках празднования областного праздника «Дни оренбургского пухового платка» 13 октября в 17.30 ч. в галерее «Оренбургский пуховый платок» состоится открытие ее выставки «В моей семье вяжут все».

Название выставки неслучайно. Гумеровы – яркий пример семьи, для которых вязание платков было делом жизни. Бабушка Закиябана Халиуловна была одной из первых, кто вступил в 30-е годы в пуховязальную жёлтинскую артель сразу после её открытия. Мама Гавгар Гамадеевна удостоена в 1971 году за свои удивительные платки ордена Трудового Красного Знамени.

Чутье вязальщицы позволило самой Розе Сахабовне создать свои узорные мотивы, которые были поддержаны большим коллективом оренбургских вязальщиц. Именно она является автором восточной звезды, украшающей платки многих мастериц.

Сегодня Роза Гумерова – член экспертного совета в Индустриальном парке «Оренбургский пуховый платок». Кстати, каждый желающий может проверить свой платок на подлинность, или купить еще одну паутинку сразу с сертификатом, который выдается только с действительно оренбургскими платками. К сожалению, количество подделок нашего оренбургского пухового чуда постоянно возрастает, а так вы будете уверены в том, что вы приобрели аутентичный оренбургский пуховый платок.

«Дни оренбургского пухового платка», проводимые в нашем регионе с 2014 года только начинаются, оренбуржцев и гостей города ждут еще множество мероприятий, например, презентация новой городской скульптуры «Оренбургская коза» в Индустриальном парке «Оренбургский пуховый платок» на ул. Переселенцев 1/1, которая состоится 14 октября в 12.00. Конечно, всех жительниц Оренбурга приглашают, уже по традиции, принять участие в акции «Покров день – платок надень». Полную программу вы можете посмотреть на нашем сайте.

А закончить материал о проекте «Вяжем легенду» мы хотим словами министра культуры Оренбургской области Евгения Шевченко: «Дни оренбургского пухового платка – это больше, чем ода в честь традиционного народного промысла, прославившего нашу землю, как Уральские горы малахит, Вологду – знаменитое кружево, а Ростов Великий – бесподобная финифть. Дни оренбургского пухового платка – это праздник любви и верности родной земле, гордости за многоцветье талантов, которыми она богата. Это затейливый узор из уникальных народных традиций нашего многонационального края, преемственность поколений, связанных прочной нитью духовных и нравственных ценностей. Дни оренбургского пухового платка – это красота, которая согревает тело и душу».


Роза Гумерова – участница многочисленных художественных выставок в России и за рубежом. Её платки представлены в коллекции Государственного Исторического музея (Москва) и Оренбургского музея изобразительных искусств. Кстати, музейной коллекции находятся платки, выполненные сыном Романом и дочерью Ритой Гумеровыми. Роза Сахабовна многие годы преподавала по своей авторской программе пуховязание в средней школе села Жёлтое Саракташского района. За селом закрепилась слава центра ажурного пуховязания. В рамках празднования областного праздника «Дни оренбургского пухового платка» 13 октября в 17.30 ч. в галерее «Оренбургский пуховый платок» состоится открытие ее выставки «В моей семье вяжут все».

Вязание шали на спицах со схемами и пояснениями

Вязание шали на спицах. Схемы и пояснения.

Помните слова известной песни «У природы нет плохой погоды, каждая погода – благодать…»? Так вот, мне кажется, что автор текста чего-то недоговаривал, а именно – каждая погода благодать, если Вы в оренбургской пуховой шали!

В былые времена шали не снимали ни летом, ни зимой, ни осенью. Такая все сезонность объясняется особенностями козьего пуха. Изделия из козьего пуха согревают в самые лютые морозы, в дождливую промозглую осень платок защищает от влаги и сквозняков, в жаркий день спасет от перегрева!

Как связать шаль самим? В этой статье постараемся раскрыть основные секреты – итак, схема вязания шали. Начнем с того, что шаль состоит из середины, обрамленной в рамку и ажурной каймы.

Узор для середины можно выбрать любой – в зависимости от Вашего опыта. Вязание шали можно выполнять как из пуховых ниток, так и из тонкой пряжи для ажурного вязания. До начала вязания шали спицами внимательно ознакомьтесь со словарем петель и с условными обозначениями, представленным на 2 и 3 рисунках!

Прежде всего, необходимо связать образец выбранного узора. Вам понадобится связать минимум по два раппорта шириной и высотой, закрыть петли и растянуть, желательно на раме, получившееся вязание, чтоб был виден узор. Нравится? Тогда вяжем дальше!

Приступаем к вязанию Квадратной шали! Конечная величина изделия, после растягивания – 106,5Х106,5 см. Для сотворения нашего теплого шедевра нам понадобится 6 мотков мериносовой шерсти по 25 гр. Цвет натуральный белый. Спицы прямые, толщиной 3,5 мм, спицы круговые, длиной 80 см. Крючок для вязания размером 4,25 и хлопковая нить для предварительного набора петель.

Центральная часть, квадратная.

Во-первых, необходимо крючком связать цепочку из 150 воздушных петель из хлопковой нити.

Во-вторых, берем прямые спицы, поднимаем и провязываем лицевыми 141 петлю. Далее провязываем 10 рядов платочной вязкой (все петли всегда вяжутся лицевыми, независимо от ряда), НО первую петлю первого ряда обязательно надо провязать как лицевую, а после этого первую петлю каждого ряда просто снимаем, словно провязывая ее как изнаночную, с рабочей нитью впереди, закончить надо рядом ИС. Следующий ряд: (ЛС) 1 С, до конца ряда – лицевые петли, после первых пяти и перед последними пятью петлями размещаем маркеры – английские булавочки.

Следующий ряд: (ИС) 1 С, 4 Л, изнаночными до последних пяти петель, 5 П – лицевыми!

Для выполнения узора по схеме для нижнего и верхнего бордюра в следующем ряду на ЛС делаем следующее: провязываем 5 П до английской булавочки, как указывают бесплатные схемы шали, провязываем ряд 1 по схеме на центральной 131П, провязываем 5 П после него платочной вязкой. Далее вяжем кайму, как указано, со 2 по 28 ряды по схеме.

Что касается узоров по схемам для бокового бордюра и центральной части – начинаем вязать на следующем ряду ЛС: первые 5 П как указано, следующие 19 П –ряд первый по таблице для бокового бордюра – окончание 19 П – английская булавочка! Вяжем ряд 1 по схеме для центральной части на следующих93 П – снова булавочка! Следующие19 П – по схеме бокового бордюра, последние 5П – как указано.

Читайте также:  Как вязать штаны спицами

Далее –ряды мо 2 по 28 по схемам для бокового бордюра, затем повторяем ряды 2-12, затем девять раз повторяем ряды с 13 по 28, после этого – ряды с 29 по 40 один раз. Всего 168 рядов узора от начала бокового бордюра до центральной части.

Переходим к схеме для верхнего и нижнего бордюра, провязываем5П, с каждой стороны, как указано, провязываем ряды с 1 по 28 по схеме на центральной 131П.

Следующий ряд: (ЛС) 1С, лицевые до конца.

Следующий ряд: (ИС),1 С, 4Л, изнаночными до последних 5П, 5Л.Снимаем первую петлю каждого ряда, провязываем10 рядов платочной вязкой, заканчиваем рядом ИС.

Кружевная кайма.

Берем круговые спицы, ЛС к себе,1 Л(угловая петля), размещаем маркер –булавочку, провязываем лицевыми до конца, прибавляя равномерно распределенные 41П-182П. Все еще ЛС к себе, поднимаем и провязываем 1 П(угловая петля) с левой кромки, размещаем маркер, поднимаем и провязываем 181 П вдоль оставшейся кромки (примерно 3П на каждые 2 снятых кромочных петли) – всего 182 П, поднятых вдоль левой кромки. Аккуратно убираем цепочку воздушных петель, связанных крючком, нанизываем все поднятые петли на прямые спицы – всего 141П с того края, где были набраны петли. ЛС к себе, на круговых спицах вяжем в следующем порядке: 1 Л (угловая петля), размещаем маркер, провязываем лицевыми до конца, равномерно распределяем 41прибавленную петлю – 182 П на краю с набранными петлями. По-прежнему ЛС к себе поднимаем и провязываем лицевой 1П (угловую петлю) с правой кромки, размещаем маркер – булавочку, поднимаем и провязываем 181 П вдоль оставшейся кромки, всего 728 П: 182 П с каждой стороны, петля перед каждым маркером – угловая петля. Выполняя кружевную кайму, начинаем с угловой петли на схеме. Вывязываем узок КР1, согласно схеме кружевной каймы:* 1Л (угловая петля),1 С, маркер, накид,18 повторов узора на 10 П, 1 Л, накид; повторяем начиная с * еще три раза для трех сторон шали – прибавляем 1 П с каждой стороны от каждой из 4 угловых петель. Выполняем КР 2-16 по схеме – 800 П после завершения КР9: 200 П с каждой стороны. Подвязываем вторую нитку и свободно закрываем все петли в две нитки, провязывая их вместе как лицевые.

Шаль спицами схема № 4 и 5

Логическое завершение работы: бережно и аккуратно стираем шаль вручную шампунем в теплой воде. Прикалываем шаль к твердой поверхности так, чтоб образовался квадрат со стороной 112 см, прикалываем каждый зубчик кружевной каймы. Готовое изделие после усадки будет представлять собой квадрат со стороной106, 5 см. Когда шаль высохнет – прячем свободные концы ниток!

Изделие готово! Носите с удовольствием! Если вдруг по какой-то причине платок у Вас не получился – то купите любой с нашего сайта – Оренбургский пуховый платок относится к категории вещей, иметь которые не просто приятно, а еще и полезно, и, самое главное, практично!

Следующий ряд: (ЛС) 1С, лицевые до конца.

Пуховый платок: схема вязания спицами (описание)

Несмотря на обилие разнообразных современных моделей, узоров и орнаментов, стабильно высокой популярностью пользуется пуховый платок. Схема вязания спицами такого изделия может быть предельно простой или чрезвычайно сложной. Дизайнеры составляют узоры для вязальщиц с разными уровнями мастерства. Поэтому можно найти изделия, связанные только лицевыми петлями или же, наоборот, включающие целый ряд орнаментов.

В целом вязание пуховых платков спицами, схемы и описания которых рассчитаны на новичков, не отличается сложностью. Важно только следить за равномерной плотностью. Более сложные модели требуют определенного опыта, воображения и знания геометрии.

Для оренбургских платков мастерицы выбирают мохер или ангору с толщиной нити около 250 м/25 грамм. При этом спицы используются довольно толстые: не менее 4 мм.

Схемы вязания платка спицами своими руками для начинающих

В настоящее время можно увидеть большое разных модификаций платков, с различными узорами, орнаментами и даже картинами. Платок можно использовать как шарф, шаль, палантин или косынку. Тем не менее большой популярностью пользуется именно пуховый платок, связанный спицами. Существует множество схем и описаний платка спицами. Для того чтобы связать изделие, можно использовать различные техники как простые, так и необычайно сложные.

  • Способы вязки.
  • Материал.
  • Ручная или машинная вязь.

Плотный платок спицами

Выполнить плотную модель спицами сможет тот, кто знает, как вязать лицевые петли, изнаночные и как делать накиды. Ведь это всё что потребуется для создания элегантной модели платка.

Для работы потребуется:

  • пряжа Tosh DK 3 мотка (100% меринос) 615 м;
  • спицы круговые 4,5 мм.

Плотность этого вязания составляет 16 пет=10 см лицевой глади. По ширине модель равна 117 см. Можно при желании сделать шире или уже. Модель провязана от центра основания (треугольника) и вниз. Для первоначального набора потребуется всего 5 петель.

После вязать по схеме:

  1. 2 лиц/пет, накид, 1 лиц/пет, накид, 2 лиц/пет.
  2. Лиц/пет до окончания ряда (получится всего 7 петель и это изнаночная сторона полотна).
  3. Продолжать ряды с накидами и между одной лицевой петлей. В результате за счёт двух накидов в каждом лицевом ряду будет получаться прибавление на две петли. Вот так платок будет постепенно расширяться и увеличиваться в размере. Продолжать вязания до нужной длины (в данном случае до длинны 117 см). Платок получится плотным за счёт узора полотна «платочная вязка». Треугольным он будет выглядеть из-за двух накидов, которые поворачивают работу и расширяют её в стороны.

Кайма изделия: она создана при помощи резинки 1*2. С лицевой стороны будет лицевая одна и две изнаночные петли. Прибавления по кайме делают её с небольшой волной.

На заметку! Незаметными прибавления получатся, если добавлять петли между лицевыми петлями резинки.

Провязать 10 см резинки и закрыть петли. В последнем ряду получится резинка 1*3 (это достигается постепенными прибавлениями). Затем можно закрыть петли по узору полотна. Готов элегантный и плотный платок и его можно носить с куртками, кардиганами и пальто.

Для работы потребуется:

Как вязать оренбургский платок

Отправляясь в гости, русские красавицы покрывали головы роскошными шалями поверх повойников, кичек или кокошников, шитых золотом. Головной убор русской женщины представлял собой невероятную игру света и цвета: блеск шелковистой ткани, сияние жемчуга, яркий блеск золотого шитья. Великолепие головного убора трудно описать

В Оренбургском крае уральская казачка Мария Николаевна Ускова отправила на всемирную выставку в Лондон в 1861 году шесть пуховых платков. В сопроводительном документе говорилось о том, что таковые изделия ручной работы производятся повсеместно в Оренбургском крае многими женщинами. Вот с того момента пошла слава оренбургских пуховых платков. А уральской казачке с выставки прислали медаль с надписью: «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром. Связанные из пуха местных коз, оренбургские платки известны с XVIIвека.

Пытались французы организовать производство в Париже. Закупили 1300 коз, которых на корабле по Чёрному морю надо было переправить в Марсель. Живыми довезли 400. Но и те козочки, которые прибыли в прекрасную и тёплую страну Францию, такого пуха не дали. Эксперимент не удался. Куда только не пытались увезти оренбургских козочек – и в Англию, и в Латинскую Америку, их кормили, холили- лелеяли. но…! Не хватало им русского мороза, а без него и пух не вырастал. Не стал оренбургский платок ни марсельским, ни ливерпульским.

Считается, что пух оренбургских коз один самых тонких, его толщина 16-18 мкм, тогда как козы ангорской породы – 22-24 мкм. Также он отличается особой прочностью и отличной способностью сохранять тепло. Выделяют несколько разновидностей оренбургских платков: Плотные пуховые шали серого (иногда белого) цвета на «каждый день»; Тонкие ажурные платки–паутинки из пуха с использованием шелковой нитки и красивыми узорами для особых моментов; Ажурные шарфы-палантины, использовавшиеся, как и платки-паутинки в особо торжественных случаях.

Работа, связанная с вязанием пуховых платков очень трудоёмка и кропотлива, занимает много времени и усилий, требует особых навыков и умений. Сначала пух очищают от волоса, вычесывают его несколько раз, прядут на веретене нитку, затем соединяют пуховую нитку с шелковой, сматывают полученную пряжу в клубки, потом уже плетут изделие, которое нужно будет в результате еще почистить и отбелить.

В соответствии с выбранной мастерицей композицией узора платки могут быть однокруговые остальные элементы (в сердцевине находится крупный ромб, от него отходят), пятикруговые (центарльная фигура – крест, состоящий из пяти ромбов), с наличием сплошной середины (центр платка образован одним или несколькими элементами). Ромб – основная геометрическая фигура в узорах ажурных оренбургских платков, также традиционны узоры под названием косорядка, рыбка, соты, ягодки, горох, кошачья лапка, узоры посложнее – бантики, снежинки, сосенки.

Тончайшие, легкие и воздушные шедевры из пуховой нитки, созданной из пуха особой местной породы коз. Благодаря уникальным особенностям этого пуха мастерицы создавали из пушистых, тончайших нитей полупрозрачное, воздушное, невесомое, словно легкая паутинка-ажур из бабьего лета изделие, отличающееся не только сказочной красотой, но и теплотой, мягкостью, особой нежностью и завидной прочностью.

Считается, что пух оренбургских коз один самых тонких, его толщина 16-18 мкм, тогда как козы ангорской породы – 22-24 мкм. Также он отличается особой прочностью и отличной способностью сохранять тепло. Выделяют несколько разновидностей оренбургских платков: Плотные пуховые шали серого (иногда белого) цвета на «каждый день»; Тонкие ажурные платки–паутинки из пуха с использованием шелковой нитки и красивыми узорами для особых моментов; Ажурные шарфы-палантины, использовавшиеся, как и платки-паутинки в особо торжественных случаях.

Особенности оренбургского пухового платка

ЧЕМ ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ

Читайте также:  Как обработать края скатерти

Прежде чем ответить на вопрос “Чем оренбургский пуховый платок отличается от других?”, рассмотрим композицию традиционного оренбургского платка, то есть «строение» платка.

Искусствоведы называют композицию традиционного оренбургского пухового полотна трехчастной, то есть состоящую из трех главных элементов пухового платка – середины платка, решетки и каймы с зубцами.

ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПУХОВОГО ПЛАТКА

При рассмотрении полотна платка, мы увидим квадрат, его центр – это середина платка (Г), ее окружает по всему периметру решетка (B), а ее окаймляет третья часть платка – кайма (Б) с зубцами (А).

Главные элементы оренбургского пухового платка

Каждый элемент пухового платка при этом выполняет свою функцию как при ношении платка, так и в композиционном построении узора всего полотна. Поэтому все три части платка отличаются друг от друга размером, узорами.

На общем полотне кайма, решетка и середина напоминают рисунок из трех квадратов, помещенных один внутри другого.

Середина (Г) – самая большая часть платка, несущая основной узор. Середина имеет свой центр, вокруг которого строиться вся композиция платка.

Решетка (В: в1,в2, в3, в4) – это ажурная дорожка, разделяющая середину платка с каймой, она контрастна по отношению к ним и чаще всего она более ажурная.

Кайма (Б: б1, б2, б3, б4) – в 2-3 раза шире решетки, она копирует основной мотив узора середины, подчеркивая стройность геометрической композиции платка.

Когда платок одет, узоры середины платка накладываются друг на друга, а кайма остается на виду, являясь самостоятельной частью платка, украшая своими узорами женский наряд. Богатое разнообразие оренбургских пуховых платков, палантинов и косынок вы можете посмотреть в нашем каталоге

Лента из зубцов (A: a1, a2, a3, a4) – завершает кайму оренбургского платка, хоть и появилась позже, но теперь является неотъемлемой частью оформления. Треугольные по форме сами по себе, они повторяют зигзагообразные мотивы многих узоров, участвующих в общей композиции платка. Зубчики не только украшают полотно платка, но и выполняет практическую функцию: с помощью зубцов платку придают форму после стирки (за вершины зубцов платок растягивают на раме).

Отдельно вывязывают только один элемент платка – первая лента с зубчиками для горизонтальной, нижней, стороны платка(a1), в дальнейшем остальные части вяжут как одно полотно.

Узнав как устроен платок, рассмотрим особенности и приемы, которыми пользуются оренбургские мастерицы, создавая красивый пуховый платок.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЯЗАНИЯ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВОГО ПЛАТКА

Создавать настоящий пуховый платок начинают с образа картины, которую рисуют в своем воображение вязальщицы, вначале представляют как будет выглядеть будущий платок: какого размера, какая будет композиция, какие узоры украсят его середину, какие мотивы будут развиты в кайме, какую решетку выбрать, определить вид зубцов.

Все части платка должны дополнять друг друга, выдерживать традиционное соотношение, все узоры должны гармонировать между собой.

Традиционные оренбургские узоры: “пшенка”, “горох”, “соты”, “рыбки”, “ягодка”, “косорядки”, “глухотинка”, “мышиный след”, “кошачья лапка”, которые в свою очередь образуют: “цепочки”, “змейки”, “пилки”, дорожки из “мышиного следа”, уголки из “косорядов”, шестиугольники из “сотов”, встречные “пилки”, “червонки”.

Из этого условно второго по сложности орнаментального ряда образуются еще более сложные варианты: “сосенки”, “самоварчики”, “бантики”, “снежинки”, “гармошки”. Геометрические мотивы, третьего орнаментного ряда, могут быть образованны из одних и тех же элементов второго ряда, но по-разному расположенных.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЗОРОВ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВОГО ПЛАТКА (ПУХОВОЙ ПАУТИНКИ)

Узор “Косорядка”. Дорожки петель легли косыми рядами справа налево. Название узора уже говорит само за себя, оренбургские пуховницы уже давно дали название “косорядки” этим рядам. Именно с этого узора начинают осваивать ажурное вязание многие поколения вязальщиц. Вывязывание этого элемента узора легко запоминается вязальщицами и позволяет создать различные варианты узоров. “Косорядки” могут располагаться и слева направо, быть провязанными через 3 и через 1 петлю, содержать разное число ажуров в цепочке. Число “косорядок” в раппорте узора тоже может быть разным: 2 или 3, 4 или 5 и т.д.

Узор “Бисерная дорожка”. Этот узор очень напоминает “косорядки”, но способ вязания совершенно иной. “Бисерная дорожка” по сравнению с “косорядкой” более изящна, ее ажур напоминает бисерные бусы.

Узор “Глухотинка”. Способ образования этого ажура тот же, что лежит в основе “косорядок”, но “глухотинка” сама стала важным элементом в образовании большого числа более сложных узоров, и поэтому пуховницы выделили его как самостоятельный узор. Рисунок этого узора напоминает ягоду, что отразилось в его названии. Оренбургский искусствовед И.В Бушухина в своей книге “Оренбургский пуховый платок” пишет: “Глухой ягодой” называли в народе ягоды черного цвета: глухая смородина, то есть черная смородина, глухая малина – ежевика.” В зависимости от количества ажуров, образующих “глухотинку” (2 или 3 ажура), различают “большую” и “малую глухотинку”. В центре большой глухотинки может быть помещен ажур.

Узор “Кошачьи лапки”. Этот узор действительно напоминает следы, которые кошка оставила на запорошенной снегом дорожке. “Кошачьи лапки”, как и “глухотинка”, образуют свои мотивы, входят в состав разных узоров, композиций. Рисунок “кошачьи лапки” напоминает “малую глухотинку” с ажуром в центре, но порядок провязывания петель иной.

Узор “Мышиный след”. Оренбургские пуховницы, занимавшиеся зимними вечерами вязанием, просто уже не могли не вспомнить знакомый персонаж из деревенского быта: кошка и мышка всегда вместе. Четыре ажура образуют крохотный ромбик, а собранные вместе в цепочку – получаем “мышиную дорожку” или “мышиный след”. Этот узор также входит как элемент в другие и может образовывать фигуры.

Узор “Рыбка”. Многие пуховницы говорят, что узор “решетка из рыбок”, его ажурная вязка напоминает рыбьи чешуйки. Иногда его сравнивают с рыбьем глазом: глазок будто прикрывает двумя пленками. Народное название, как мы убедились, никогда не бывает случайным.

Узор “Соты”. “Решетка из сот” – один из любимых узоров оренбургских мастериц. Им украшают углы легких платков, отделяют кайму от середины. “Соты” могут образовывать ромбы, шестиугольники. Узор “соты” невозможно спутать с другими, он очень похож на пчелиные соты. Каждый ажур – маленький шестигранник, скрепленный своими сторонами с шестью другими такими же ажурами. Поэтому выделить его в единичный элемент, как например, в узоре “рыбка”, нельзя, поэтому рядом должен быть хотя бы еще один ажур, участвующий в образовании одной из шести его сторон.

Узор “Гармошка”. Этот узор напоминает русский народный музыкальный инструмент – гармошку. Он используется вязальщицами не очень часто, как другие узоры. “Гармошки” могут быть выстроены в ряд, расположены в шахматном порядке, в роли разделительных дорожек этот узор очень интересен.

ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВОГО ПЛАТКА

Искусствоведы, изучавшие художественные особенности Оренбургского узора платка обратили внимание на основное правило его построения. Расчет петель при вязание обеспечивает алгебраическое равенство элементов узора, а повтор мотивов образует его ритмический строй. Отсюда и характерные особенности оренбургского пухового платка – симметрия и строгий геометризм, четкий ритмический повтор и композиционная ясность орнамента платка.

Характер орнамента (рисунок платка), то есть подбор узоров платка зависит от его формы. Платок имеет форму квадрата, шарф палантин – прямоугольника, косынка – треугольника. Развитие орнамента идет от центра к краям в виде замкнутых орнаментальных рядов (“прутиков”, “прутков”). Прутками раньше называли вязальные спицы.

“Прутик” отделяется от последующего полосой плотной вязки. Этот же принцип разделения действует по всему декоративному полю платка. Полоса плотной вязки, отделяет одну часть композиции от другой, один узорный мотив от следующего. Контрастные сочетания плотных и ажурных форм являются основными композициями орнамента в платке.

В геометральном орнаменте оренбургского платка ведущая роль принадлежит к ромбическому узору. Ромб украшает середину почти в каждом платке. Его копирует цепочка ромбического узора в кайме, этот узор называется “ягодки”.

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЯ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВОГО ПЛАТКА

В оренбургском пуховом платке можно выделить три типа орнаментной композиции, отличающие друг от друга узором середины платка.

Первый тип оренбургского платка – однокруговый.

Крупный ромб украшает середину почти каждого ажурного платка. Это центральный рисунок, все остальные элементы должны гармонично ему подходить. Внутри самого ромба – чаще всего идет повторение.

Оренбургские мастерицы ромб называют кругом. А платок с ним – однокруговым.

Искусствоведы отмечают, что в русской вышивке и ткачестве, ромб также называют кругом. В народном искусстве ромб – это графический символ солнца. Технически связать круг при помощи спиц затруднительно. Постепенно круг превратился в ромб, сохранив за собой изначально заложенный смысл и название.

При внимательном рассмотрение однокругого платка можно увидеть, что углы ромба направлены в середины сторон квадрата (полотна платка),образуя треугольные формы, углы.

Однокруговый оренбургский пуховый платок

Второй тип оренбургской пуховой паутинки- пятикруговый платок.

В середине этого платка расположена фигура в форме креста, состоящая из пяти ромбов (кругов), один в центре и четыре по бокам. Каждый боковой ромб одной из своих сторон соединяется с центральным. Как правило, все ромбы одинакового размера, но иногда встречаются платки, у которых центральный ромб больше или меньше боковых. Треугольники, образующиеся в углах пятикругого платка, называют углами. А фигуры, образованные сторонами боковых кругов, – угольниками.

Оренбургский пуховый платок – пятикруговый

Третий тип оренбургского пухового платка- платок со сплошной серединой.

Его центральная часть выполнена одним или несколькими элементами – от ажурной сетки до цепочки отдельных мотивов, например “шашочек”, “снежинок”.

Оренбургский пуховый платок со сплошной серединой

КАКИЕ ЕЩЕ НАЗВАНИЯ НОСЯТ ОРЕНБУРГСКИЕ ПУХОВЫЕ ПЛАТКИ?

Оренбургские пуховницы давали название платкам по количеству петель: “трехсотка”, “четырехсотка”, “шестисотка” и тому подобное. В 1920 – 1930 годы оренбурские умелицы вязали даже “восьмисотки” так называемые “бисерные” платки.

Сейчас “бисерные платки” – большая редкость из-за снижения качества местного пуха за последнее десятилетие: в настоящее время большая редкость найти тонкий местный пух, который был раньше. Привезенный пух более грубее, и из него не спрядешь тонкой пряжи. Ведь только с очень тонкой пряжи, чуть толше паутины можно связать мелкие петли с маленькими накидами. Чем толще пряжа, тем грубее петли, больше накиды и крупнее рисунок вязания.

Читайте также:  Как вязать рисунок "косичка"

ТЕПЛЫЙ ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК

В теплых платках орнамент строится по принципу рапорта, орнаментальных рядов – “прутиков”. Середина, обвязка, кайма вяжется отдельно. Кайма присоединяется к середине обвязкой. В готовом виде все четыре трапецивидные каймы соединяются в углах привязками. Большое внимание уделяется узору каймы, которую играет главнейшую роль в декоре теплого платка.

Теплый оренбургский пуховый платок

В основе ритмичных соотношений создается повтор однородных, традиционных, геометрических мотивов. По центру каймы обычно тянется ряд “змеек” или “ромбов”, составленных из первичных элементов. Центральный “прутик” поддерживается с обоих сторон двумя параллельными с идентичным орнаментальным мотивом (чаще угольники из косорядок или треугольники из гороха, сотов). Бордюр может быть двойным, тройным от чего увеличивается ширина каймы, как и всего платка.

Обвязка теплых платков соединяет кайму с серединой. Здесь вывязывают один “прутик”, повторяющий мотив центрального ряда каймы. Середина представляет собой плотный пуховый квадрат из сплошной (“глухой”) вязки. Для большего сохранения тепла центральную часть платка оставляют свободную от узора.

Статья написана по книгам: “Так вяжут платки в Оренбурге”, Федорова О.А; “Оренбургский пуховый платок” И.В. Бушухина

Узор “Рыбка”. Многие пуховницы говорят, что узор “решетка из рыбок”, его ажурная вязка напоминает рыбьи чешуйки. Иногда его сравнивают с рыбьем глазом: глазок будто прикрывает двумя пленками. Народное название, как мы убедились, никогда не бывает случайным.

Схемы и описания красивых косынок, связанных спицами

Современная мода не всегда поощряет подчеркивание женственности. Но вязаные косынки счастливое исключение из правил. Удобная, красивая, теплая косынка связанная спицами, это важный элемент гардероба как девушки, там и солидной дамы.

Она станет хорошим дополнением и детского гардероба. Такой легкий головной убор как косынка, связанная спицами защитит от солнца и одновременно не даст голове перегреться и вспотеть.

Вязанная спицами косынка это многофункциональная вещь – ее можно носить на голове, использовать как шарф или бактус. Она подходит не только для морозных зимних дней или промозглого межсезонья. Если связать платок из легких ниток, используя ажурные узоры, получится замечательный аксессуар для теплого времени года.

Вязаная косынка это то, с чем справиться даже начинающая рукодельница, т.к. представляет собой равнобедренный треугольник. Размеры этого треугольника будут зависеть лишь от того, какого размера вы хотите получить готовое изделие. Вам даже не понадобиться выкройка.

Косынка, вязанная спицами это вещь, требующая особо аккуратного обращения при стирке. Чтобы она сохранила форму равнобедренного треугольника после стирки ее нужно стирать только руками, без сжимания и перекручивания. Сушить лучше на горизонтальной поверхности.

Она станет хорошим дополнением и детского гардероба. Такой легкий головной убор как косынка, связанная спицами защитит от солнца и одновременно не даст голове перегреться и вспотеть.

Пуховый платок, схема вязания спицами

Вязаный платок спицами уже давно пользуется популярностью. Старая песня Людмилы Зыкиной «Оренбургский пуховый платок» посвящена именно этой вещи из козьего пуха. Такое изделие очень согревающее, мягкое, удобное и при всем этом легкое. Считается, что реальное оренбургское пуховое изделие должно проходить через обручальное кольцо или помещаться в скорлупке от яйца гуся.

Представим, насколько тонкой должна быть нитка и само вязание этого аксессуара. По внешней оценке, пуховый платок очень мил и наряден. Он притягивает к себе внимание, ведь всегда был основным украшением зимнего гардероба. Мы покажем вам подробный мастер-класс по вязанию пуховых платков, схемы тоже прилагаются. Создать такой аксессуар своими руками сможет почти любая рукодельница. Только надо осознавать, что процесс вязания вещей – занятие, которое потребует полной предварительной подготовки. Но об этом вам поведает наш мастер-класс.


Вязаный платок спицами уже давно пользуется популярностью. Старая песня Людмилы Зыкиной «Оренбургский пуховый платок» посвящена именно этой вещи из козьего пуха. Такое изделие очень согревающее, мягкое, удобное и при всем этом легкое. Считается, что реальное оренбургское пуховое изделие должно проходить через обручальное кольцо или помещаться в скорлупке от яйца гуся.

Что и как?

Прежде всего, давайте разберемся, чем же отличаются патентные узоры от других. Дело в том, что при их создании используются так называемые патентные петли. От названия этих петель и получили свое название патентные узоры, процесс вязания которых связан с постоянным повторением манипуляций.

Учтите, что объемность узоров обуславливает потребность в повышенном количестве пряжи. Кроме того, патентные узоры достаточно сильно растягиваются при стирке, а потому их следует вязать плотно и пользоваться спицами номером поменьше. Измерять связанный образец нужно предварительно его выстирав.

Женский кардиган спицами с патентным узором соты

Кардиган связан из пряжи Alize Superlana Tig – Ализе Суперлана Тиг (75% акрил, 25% шерсть, 100гр – 570м) в 2 ниточки, спицы 3,75. Размер 46-48, расход ниточки 570 грамм. Недавно показывала такой кардиган в красном

Кардиган связан из пряжи Alize Superlana Tig – Ализе Суперлана Тиг (75% акрил, 25% шерсть, 100гр – 570м) в 2 ниточки, спицы 3,75. Размер 46-48, расход ниточки 570 грамм. Недавно показывала такой кардиган в красном

Патентная резинка спицами схема вязания

Патентная резинка, связанная спицами — пышное полотно выполненное объёмным двусторонним узором. Схема вязания состоит из чередующихся лицевых и изнаночных патентных петель.

Во втором случае с левой спицы снимается непровязанная петля с накидом. После окончания ряда, снятая петля провязывается вместе с накидом в следующем ряду.

Патентная резинка по кругу.

Сегодня я хочу осветить не много такую тему как патентная резинка, большую часть из личного опыта, но на авторство не претендую! и поэтому я надеюсь новички в вязании для себя что ни будь почерпнут.

Не большой ликбез по патентной резинки.

Патентная резинка еще называется Английской, смотрится очень эффектно и вяжется просто. Способов вязания у неё два: первый способ с накидом, а второй «со снятыми петлями из предыдущего ряда». Так как по первому способу много уроков и видео, его мы пропустим. Вот второй способ «со снятыми петлями из предыдущего ряда» и осветим сегодня более подробно .Для удобства и что бы не запутаться в способах , способ с накидом буду называть «Английская резинка» .

Из истории моего детства.

Вязать я научилась еще в детстве. В кружке мне показали лицевую и изнаночную петли. И я была полностью уверенна, что я мастер в вязании. Вот только почему-то полотно расширялось при вязании по прямой, и пришлось сходить еще раз в кружок, что бы объяснили почему расширяется и что за узелки на краях полотна?, ведь у преподавателя по другому. Затянулись мои занятия в кружке на неделю. Потом училась дома. Это был конец 80-х, поэтому училась больше сама по книжкам и журналам. А мама мне говорила, что очень эффектно смотрится «Английская резинка» и шапки, и шарфы из менее интересные. Даже стала мне объяснять как это вяжется, но толи она мне так объясняла, то ли я еще своим мозгом не доросла, вот не получалось у меня и все. Ну ни в какую: и в накидах я путалась, и что то пропускала, а что то само убегало, в общем жесть. И тогда я и решила связать резинку 1х1, а потом лицевую петлю провязывать не со спицы, а с нижнего ряда, и повторяла это в каждом поворотном ряду. И о боги , у меня получилась красота. И казалась она мне не просто красивая, а более пышная, воздушная в общем лучше чем просто «Английская», полюбилась она мне, очень. Со временем я конечно научилась и «Английскую» вязать и даже «Бриошью» шапки вязала

А еще я люблю вязать по кругу, вот прям люблю . И реглан сверху люблю очень. Нет ни каких швов, вяжется сразу все вместе, и примерить можно и довязать или под распустить, в общем в последнее время только и вяжу реглан и по кругу или все вместе.

Совсем недавно я заболела, да и сильно: на работу не ходила, и вообще умирать собиралась . Вот лежу и думаю: помру, а себе любимой так свитер и не связала, всем в семье вяжу, а себе как всегда времени не хватает. Достала пряжу и давай ковырять, прям из головы, вот что получится придумывала на ходу. Весь кривой, косой, с множеством косяков. Вяжу и думаю: вот чего ты нитки переводишь, всё равно распустишь, ведь не нравится. Довязала до подрезов и пришла мысль в голову, что подмышками надо пустить такие «дорожки». Набранные петли на подрез разделила на резинку и стала вязать патентной «со снятыми петлями из предыдущего ряда». А вяжу я по кругу и естественно снимаю только лицевые, а изнаночные провязываю как обычно. С лицевой стороны получается плоско, а с изнаночной красота, «дорожки» мои выпуклые. Вот не люблю болеть, голова вообще не варит. Понимаю, что косяк, да еще какой . На фото плохо , но видно как полотно изменилось при смене вязания.

Ну чего, распускать сейчас не буду, довяжу и распущу, а сейчас надо сделать так!

Описание патентной резинки со спущенными петлями по кругу.

У нас в рапорте будет 2-е петли (резинка 1х1) и 2-а ряда: первый ряд – это лицевой, в нем мы лицевую петлю провязываем не со спицы, а на ряд ниже. Тут я отметила место, куда вводим спицу и как это выглядит. А изнаночную петлю провязываем по обычному, со спицы.

Не большой ликбез по патентной резинки.

Добавить комментарий