по лепке: Парочка в пальто: как сделать, этапы

Предварительный просмотр:

Тема недели: Я – Человек

Конспект по предметной лепке в старшей группе дошкольного возраста

(Лыкова И.А., стр.16)

Учить лепить фигурки человека рациональным способом из удлинённого цилиндра (валика) путём надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика).

Закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из конуса (фигурка девочки). Учить понимать относительность величины частей, располагать поделку вертикально, придавая ей устойчивость.

Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук и ног.

Пластилин, стека, клеёнки, дощечки, салфетки матерчатые.

У воспитателя две модели, вылепленные заранее: цилиндр (повыше) и конус (пониже) с головами-шариками наверху; ещё один цилиндр для показа нового способа лепки одним из ребят.

Беседа о жизни детей в детском саду, экскурсия по детскому саду.

Чтение романа-сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». Конструирование фигурки человека из бумаги.

1 . Мотивация на деятельность.

Воспитатель читает детям стихотворение 0. Высотской «Детский сад»:

Мы приходим в детский сад,

Там игрушки стоят.

Там картинки на стене

И цветы на окне.

На игрушечном коне!

В этом доме всё для нас –

Сказки, песня и рассказ,

-В этом доме всё для нас!

Вот какой хороший дом!

В нём растём мы с каждым днём,

А когда подрастём,

Вместе в школу мы пойдём.

2 .Основная часть.

Воспитатель показывает, что весёлых человечков можно изобразить по-разному: нарисовать на бумаге или на песке, слепить из пластилина, глины или соленого теста. Независимо от материала и способа изготовления всё равно это будут милые человечки – с туловищем, головой, руками и ногами.

– Сегодня мы будем делать их из пластилина (пластилина).

Показывает детям две формы, раскатанные из пластилина (глины): конус и цилиндр (валик) с шариками наверху. Спрашивает, из чего лучше слепить девочку, а из чего мальчика. Просит детей подсказать, как лучше слепить девочку в коротком платье. Дети догадываются, что нужно слепить две ножки. Воспитатель прикрепляет к конусу-платьицу пары колбасок (валиков) – ножки и ручки.

Затем воспитатель показывает детям удлинённый цилиндр (валик) и предлагает подумать, как лучше слепить мальчика (проблемная ситуация). Скорее всего, дети предложат знакомый способ – долепить ножки из колбасок (валиков). Воспитатель соглашается, что можно сделать и так, но предлагает освоить новый способ.

Показывает и комментирует: Вот длинный цилиндр (валик), вверху голова, внизу должны быть ноги. Беру стеку и разрезаю цилиндр вдоль до середины, чтобы получились две ноги. Слегка расставляю ноги, чтобы фигурка стояла на ножках и не падала. Приглашает одного ребёнка слепить человечка-мальчика (из готового валика), чтобы уточнить, насколько хорошо дети поняли новый способ.

Способы лепки фигуры человека из конуса (девочка) и из цилиндра (мальчик)

3 Пальчиковая гимнастика: «Смешные человечки».

Бежали мимо речки

Забрались на мостик

И забили гвоздик.

Потом бултых в речку.

Где же человечки? ну

4 . Продуктивная деятельность.

Предлагает детям самим слепить сначала фигурку мальчика, а потом девочки, чтобы в Солнечном городе поселились малыши и малышки. (Напоминает о том, что узнали из сказки Н. Носова).

После того, как дети вылепили фигурки, воспитатель предлагает показать, что эти фигурки могут делать: поднимать руки, чтобы играть в мяч; ходить и бегать, переставляя и поднимая ноги. Дети изменяют положение рук и ног вылепленных поделок, старясь передать их движения и при этом сохранить устойчивость.

5. Итог. Выставка веселых человечков.

Предлагает детям самим слепить сначала фигурку мальчика, а потом девочки, чтобы в Солнечном городе поселились малыши и малышки. (Напоминает о том, что узнали из сказки Н. Носова).

Как размягчить?

Залить горячей водой, дать постоять пару минут, вынуть и разминать. Повторять операцию до тех пор, пока не останется комков. Внимание! После 2-й заливки на третью отправить не весь кусок, а только комочки. Так как пластилин, который уже размягчился может полностью раствориться в воде. Подробный процесс в видео.

Я бы еще причислила к преимуществам и его доступность. Где продается пластилин? В обычных детских магазинах, специализированных для творчества, в интернет магазинах.


Всех любимых героев можно слепить из этого пластилина и не просто поставить на полку, а играть ими. Так как они прочные, не пачкают руки, не деформируются после застывания.

По лепке: Парочка в пальто: как сделать, этапы

Вы рисовали фигуры взрослого человека и ребенка и, следовательно, знаете, как они строятся, каковы их пропорции. Схемы, которые вы сделали в карандаше, помогут во время лепки выполнить строение, форму, пропорции человеческой фигуры. Для того чтобы лепить, необходимо знать основные особенности объемной формы. Мы расскажем лишь о самых характерных особенностях строения головы и тела человека, которые помогут при его изображении и при обучении этому детей. Если вы захотите научиться создавать фигуру человека более совершенно, то следует подробнее ознакомиться с особенностями строения и формы отдельных частей фигуры: лица, ног, рук, кистей рук, изучив специальную литературу.

Фишки для игр

Раньше мы делали фишки из обычного пластилина, но он липнет и теряет форму. А вот воздушный пластилин отлично подойдет для изготовления фишек и кубиков для игр-бродилок покупных или самодельных. Мы часто лепим сами фигурки, ведь играть обычными конусами не интересно.

Для бродилки майнкрафт мы сделали кубики — головы персонажей.

Для игры «Детский коридор», которая на фото, мы сделали мышек и сыр из воздушного пластилина. Кстати очень интересная игра, подходит для детей разного возраста и даже взрослых. Поле мы сделали из лего.


Правила игры в видео от Игроведа

Вот такие симпатичные пирожные, пончики и мороженое можно самим сделать. Украсить ими детскую, изготовить для подарка или смастерить, как магнит к холодильнику.

А знаете как сделать просто такие кексики? При открытии пластилина срежьте маленький уголок пакета и тогда из него, как из кондитерского мешка, вы сможете украшать торты и пирожные, надавливая на пакет с пластилином. Через отрезанный уголок будет выдавливаться тонкая колбаска. Кстати, делая такое маленькое отверстие в пакеты вы предохраняете пластилин от засыхания.

Открою секрет, а может и не секрет: мастер-классов масса на ютубе, ищите «миниатюрная еде из полимерной глины».

Несколько сканов из книги по лепке вкусняшек — увеличиваются по клику.


А знаете как сделать просто такие кексики? При открытии пластилина срежьте маленький уголок пакета и тогда из него, как из кондитерского мешка, вы сможете украшать торты и пирожные, надавливая на пакет с пластилином. Через отрезанный уголок будет выдавливаться тонкая колбаска. Кстати, делая такое маленькое отверстие в пакеты вы предохраняете пластилин от засыхания.

Лепка из полимерной глины для начинающих

Из полимерной глины могут получиться красивые украшения и поделки. Главное, знать, как работать с этим материалом. Предлагаем вместе рассмотреть, что представляет собой этот материал и с чего должна начинаться лепка из полимерной глины для начинающих.

Приобрести глину несложно. Её можно найти в магазинах с канцелярией, художественных отделах и в специализированных магазинах товаров для творчества.

Как начать лепить?

В этой небольшой статье мне хотелось бы ответить всем желающим приобщиться к столь увлекательному хобби, как лепка фигурок. Все ниже написанное не претендует на объективность и является лишь моим частным мнением, основанном на скромном опыте.
***
Все написанное по большей части справедливо лишь для лепки фигурок, наподобие моих. Про лепку ягодок, зверушек, кукол, украшений я знаю намного меньше, так что касаться этих направлений творчества буду осторожно.

“Привет, увидел твои работы и захотелось попробовать что-то слепить самому, с чего бы мне начать?” – наверное один из самых часто задаваемых вопросов, давайте же попробуем в нем разобраться. Для чего люди занимаются лепкой? Какие материалы нужны на начальном этапе? Какие инструменты? Что почитать и как научиться лепить правильно? – все это – весьма объемные вопросы, каждый из которых заслуживает отдельной статьи. Здесь же мне хотелось бы сделать обобщающий, кратки обзор, не углубляясь в детали. Устраивайтесь поудобней, начнем 🙂

1. Мотивы

И ведь действительно, что может мотивировать человека заниматься таким хобби как лепка? Давайте разберем наиболее частые мотивы людей, которые спрашивают моего совета:

1) Развлечения ради

“Мне просто скучно, хочу что-нибудь слепить” – достаточно сомнительное утверждение, однако встречается очень часто. Лепка – далеко не то занятие, которым можно себя развлечь и уж тем более для новичка , ведь для получение хоть каких-то убедительных результатов – в лепку придется вложить огромный труд и время.

“Я хочу фигурку но не хочу/не могу потратить на нее n-денег, лучше слеплю” или “Если хочешь чтобы было сделано хорошо – сделай сам” – в нашем деле такой подход работает не всегда. А все потому, что за каждой красивой фигуркой, стоят часы, дни, месяцы, а порой и годы усердной работы, ОГРОМНОЕ количество израсходованных материалов ( и денег на них), за которые придется заплатить в разы больше, чем за фигурку. По инструкции или видео-уроку можно, например, починить розетку или кран, сэкономив на услугах, но в лепке такой подход не работает.

“Я в детстве лепил/закончил худ. школу. Хочу лепить фигурки и на этом зарабатывать, особо не напрягаясь и не выходя из дома” – а кто же не хочет? Проблема лишь в том, что для того чтобы заработать на лепке придется долго и упорно трудиться, а отдача куда меньше, чем во многих других видах деятельности. Уйдет не один год прежде чем ваше занятие лепкой начнет окупать хотя бы расходники (а может и не начнет).

“Хочу попробовать себя в чем-то новом, возможно увлечься и обрести очень интересное хобби” – увы, с таким подходом мне пишут реже всего, однако, по большей части, именно в помощь таким людям посвящена эта статья. Лепка и/или покраска фигурок, если ей увлечься – отличный способ досуга и бескрайнее поле для самосовершенствования.

А теперь давайте подведем небольшой итог: Лепка – очень увлекательно и ,в то же время, непростое занятие. Подойдет оно далеко не всем, однако если зацепит, то скорее всего навсегда и , возможно, именно с этой статьи начнется ваше путешествие в этот удивительный мир. На начальном этапе нашими целями будет:

– Попробовать свои силы в скульптуре (вдруг получится!)

– Получить общее представление об этом занятии на практике (рассуждать всегда легче)

– Не потратить лишних денег на материалы (не понравится – так хоть выкинуть не жалко)

3.Материалы

Раз уж мы определились с задачами, приступим к краткому обзору всего необходимого на начальном этапе.

Основание.

Иначе говоря – деревяшка, к которой мы будем крепить нашу фигуру. Лепить на весу – очень неудобное и крайне неприятное занятие, потому о подставке для нашего творения следует подумать сразу.

Проволока для каркаса.

Важнейший элемент любой работы – каркас, служит основанием для последующего набора массы. Как скелет в нашем теле – каркас должен служить опорой и поддержкой для всей фигуры. Проволоку лучше выбирать не особо твердую, чтобы в любой момент можно было внести коррективы, не сминая все что мы уже слепили. Алюминиевая (1.5-2мм) вполне подойдет.

Материал.

То, из чего мы будет создавать наш шедевр. На рынке доступно множество различных материалов, каждый со своими свойствами и столь великое разнообразие достойно отдельной статьи, но в нашем случае, я бы рекомендовал начинать со скульптурного пластилина (а возможно на нем и остановиться). По свойствам напоминает обычную полимерную глину, кроме того, что его нельзя запечь (отвердить). Но маловероятно что с первых работ вы создадите шедевры, которые захочется сохранить. Из преимуществ – цена, пластилин стоит примерно в 10 (!) раз дешевле полимерной глины.

Читайте также:  Как вязать мужской жилет

Инструмент.

Еще одна большая тема, оставим ее детальный разбор на будущее. Если в двух словах – берите то, что доступно в ближайшем магазине для творчества. Если будете заниматься дальше – докУпите еще ( а возможно и смастерите сами, под свои нужды). Из своего первого набора я до сих пор пользуюсь парой инструментов, так что лишним наверняка они у вас не станут.

Справочная литература

Одна из важнейших составляющих. Хочу предостеречь начинающих от бездумного ковыряния материала и попыток перелепить картинку/3D модель, практическая польза будет минимальна. Теория должна стать основой вашего обучения, а лепка – средством ее закрепления. Для начала необходимо сформировать представление о пропорциях и анатомии человека. С первым проще – достаточно почитать пару статей и запомнить несколько нехитрых картинок, а вот анатомия станет предметом для изучения на долгое время. Но ведь мы только пробуем, а значит небольшой книги с поверхностным описанием основных костей, групп мышц и форм будет вполне достаточно. Здесь я могу порекомендовать книгу Кристофера Харта “Анатомия для художника: совсем просто”.

Рабочее место

Коли уж мы только пробуем лепить – рано рассуждать о полноценном рабочем месте. Здесь я лишь хотел отметить важность хорошего освещения. Света должно быть действительно много, из нескольких источников, так вам будет намного проще замечать микро-недочеты в своих работах, избавив глаза от лишнего напряжения.

А теперь, когда у нас есть всё необходимое для работы, самое время приступить. С чего же начать? Каких-то конкретных рекомендаций или выработанной программы обучения у меня для вас, к сожалению, нет. Учиться придется путем проб и ошибок. В идеале, конечно, сперва стоит полепить простые геометрические фигуры, но терпения на это хватит не у всех, да и занятие это, хоть и полезное, но не особо увлекательное. Вероятно начать следует с изучения пропорций и скелета, эти знания помогут вам правильно собрать каркас для будущей фигуры. Ну а затем наращивать массу, попутно изучая мускулатуру и формы тела.

4.Общие советы.

И напоследок хочу дать вам пару советов, от которых сам бы не отказался в начале своего творческого пути.

“”Что вижу – то леплю””

И вновь предостерегу вас от бездумной лепки с монитора. Именно так я сам начинал – крутил 3D модель со всех ракурсов и пытался передать в глине то, что вижу на мониторе. Рано или поздно вы ВСЁ РАВНО придете к тому, что без знаний пластической анатомии далеко не уедешь, вот только переучиваться – сложнее чем начинать правильно.

“”Не смотрите с высока””

Старайтесь устроить свое рабочее место так, чтобы работа была на уровне ваших глаз. Это поможет избежать самой распространенной ошибки всех новичков – непропорционально большой головы и маленьких ног у фигурки.

“”Фотографируйте свое творение.””

При долгой работе над фигуркой глаз “замыливается” и вы уже не видите многих недостатков, которые смогли бы уловить свежим, незамутненным взглядом. Решение довольно просто – фотографируйте работу и рассматривайте на мониторе с разных ракурсов – это действительно помогает. Очень часто приходится слышать от начинающих – “В жизни она совсем другая,а на фото просто не получилась”, но вынужден разочаровать – в 90% слечаев на фото фигурка именно такая, как в жизни, за исключением некоторых перспективных искажений при фотографировании сверху или снизу.

“”Не в деталях счастье.“”

Старайтесь работать над всей фигуркой одновременно, прорабатывать большие объемы и формы и лишь затем – переходить к малым. Зачастую приходится видеть как начинающие лепщики излишнее внимание уделяют мелким деталям, оно, безусловно, хорошо, но детали – это средство украсить и оживить правильно заложенные большие формы, они не должны становиться самоцелью работы.

“”Не лепите запчасти.“”

Постарайтесь не разбивать в голове (а тем более при лепке) фигуру человека на составные детали. С таким подходом вы можете получить конструктор, который ко всему прочему, может собраться не так, как хотелось бы.Постарайтесь думать о фигуре, как о чем-то целостном, а не как о наборе ног, рук, туловища и т.д. Идите от большого к малому.

“”Критика лишней не будет.“”

Найдите пару-тройку человек (либо ресурс, где обитают лепщики) которые смогут дать вам здоровую и обоснованную критику. Важно чтобы эти люди были погружены в изображение человека, будь то скульпторы или художники, такие люди смогут точнее указать вам на ваши ошибки и на то, с чем еще нужно поработать и на что обратить внимание.

“”Не все можно спрятать за широкими штанами.“”

Еще одна распространенная ошибка новичков – не пролепливать места, которые в дальнейшем будут скрыты одеждой. Результатом такого подхода становятся сосисочные конечности, больше похожие на то, что одежду просто надули как воздушный шар. Безусловно, совсем не обязательно лепить отдельно каждую мышцу ноги под джинсами, но основные объемы, создаваемые группами мышц (и не только ими) ноге нужно придать обязательно и лишь потом лепить поверх одежду.

Вот и подошла к концу моя первая статья на тему лепки, надеюсь она будет вам полезной и интересной, предостережет от ошибок, которые я успел совершить за свой недолгий творческий путь. В рамках данного текста хотелось окинуть широким взглядом это увлекательное хобби и использовать его как задел для будущих, более детальных статей, шаг за шагом помогающих новичку разобраться в хитростях лепки фигурок. Так что хватайте пластилин и скорее начинайте творить шедевры 🙂

Это моя первая большая статья, так что строго прошу не судить 🙂 В зависимости от того, как она будет принята – приступлю к написанию следующей статьи, вероятнее всего на тему каркасостроения и всего с этим связанного.

Всем большое спасибо за внимание и с наступающим!

P.S. Покрашенная Джайна совсем скоро 🙂

При долгой работе над фигуркой глаз “замыливается” и вы уже не видите многих недостатков, которые смогли бы уловить свежим, незамутненным взглядом. Решение довольно просто – фотографируйте работу и рассматривайте на мониторе с разных ракурсов – это действительно помогает. Очень часто приходится слышать от начинающих – “В жизни она совсем другая,а на фото просто не получилась”, но вынужден разочаровать – в 90% слечаев на фото фигурка именно такая, как в жизни, за исключением некоторых перспективных искажений при фотографировании сверху или снизу.

Конспект НОД по лепке в детском саду “Холодильник для игрушек”

Содержание занятия.

Оригинальный цветок

Вам понадобится: непрядёная шерсть мериноса серого, фиолетового, светло-розового, тёмно-розового цвета, волокна шёлка розового цвета, плёнка с пупырышками, органза либо москитная сетка, мыло, горячая и холодная вода, губка, ножницы.

Вам понадобится: непрядёная шерсть мериноса серого, фиолетового, светло-розового, тёмно-розового цвета, волокна шёлка розового цвета, плёнка с пупырышками, органза либо москитная сетка, мыло, горячая и холодная вода, губка, ножницы.

Валяние цветов из шерсти

Современные модницы, стремясь создать индивидуальный и запоминающийся образ, каждый день стараются найти новые дизайнерские аксессуары и модели. Но, как показывает практика, для создания чего-то нового и броского совсем не обязательно полностью менять свой привычный гардероб – можно лишь дополнить обычные классические модели платьев либо костюмов яркими деталями. Для этих целей как нельзя лучше подойдут броши ручной работы. Стоит отметить, что совсем не обязательно тратить лишние деньги на покупку авторских изделий, которые стоят не так уж и дешево. Воспользовавшись предложенными в статье мастер-классами, вы сможете своими руками сделать красивое украшение, которое сможет разнообразить гардероб и выгодно подчеркнет вашу индивидуальность.

В последнее время все большую популярность набирают изделия, выполненные из натуральных материалов: дерева, шерсти, камня и т.д. Очень увлекательным и занятным творческим процессом, благодаря которому можно создать необыкновенно красивые вещи из шерсти, является валяние, или фелтинг.

В последнее время все большую популярность набирают изделия, выполненные из натуральных материалов: дерева, шерсти, камня и т.д. Очень увлекательным и занятным творческим процессом, благодаря которому можно создать необыкновенно красивые вещи из шерсти, является валяние, или фелтинг.

Мастер-класс по мокрому валянию: Женская шляпка

В этом уроке мы будет валять женскую шляпку. Шляпка (56 размер) с широкими полями на плоском шаблоне.

Автор: Наталья Ячменёва

Шляпка на шаблоне берета здесь.

Нам потребуется:

  • Шерсть (итальянский меринос).
  • Жидкое мыло.
  • Вода.
  • Стол, накрытый воздушно-пузырьковой пленкой и (или) ковриком из «ИКЕА».
  • Москитная сетка.
  • Кусок пластиковой трубы.
  • Полотенце 2-3 шт.
  • Шляпная болванка.

Из подложки для ламината вырезаем шаблон – высота 50 см, ширина в самой широкой части 67 см. В итоге поля получились 9 см, если нужны шире – увеличиваем шаблон по высоте.

Начинаем раскладку «ёлочка» или «паркетная раскладка»: первый ряд под углом углом 45 градусов к краю шаблона,

второй ряд под углом 90 градусов к предыдущему ряду (плотные кончики пасмы наружу).

Все последующие ряды параллельно краю шаблона (дугами). Первый слой готов.

Второй слой плотные кончики пасмы вовнутрь.

Второй слой раскладки готов.

Накрыли москитной сеткой, намочили мыльной водой,

перевернули вместе с сеткой. Завернули шерсть на шаблон.

Повторяем раскладку на другой стороне, так же как и на первой стороне. Накрыли сеткой, намочили, перевернули вместе с сеткой. Загнули шерсть на шаблон.
Делаем ещё один слой раскладки (всего получается 3 на каждой стороне).

Накрываем москитной сеткой и легкими поглаживающими движениями начинаем притирать шерсть. Должна выступить мягкая мыльная пенка. Шерсть не должна плавать в луже воды, мыльной пены тоже не должно быть много, лишнюю воду и мыло промакиваем полотенцем. Если мало – добавляем. Постепенно усиливаем давление. Регулярно приподнимаем сетку (может приваляться к шерсти). Переворачиваем заготовку, работаем со второй стороной. Повторяем несколько раз.
Шерсть должна плотно облепить шаблон, под руками не должно чувствоваться движения слоев.

Обязательный этап – валяние в рулоне. Кладем нашу заготовку на полотенце и наматываем на отрезок трубы. Катаем по 50 раз в разных направлениях (в общей сложности около 600-800 раз). Шаблону внутри становится тесно.

Достаем шаблон. Прорабатываем шов и край шляпки. Тщательнейшим образом прорабатываем всю поверхность шляпки.

Складываем вот так (в 4 раза) и катаем на трубе, раз по 25. После каждого катания разворачиваем, разглаживаем и растираем складочки.

Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак.

Переходим к водным процедурам. Сначала трем и мнем в горячей воде, потом в холодной. Повторяем до тех пор, пока войлок не начнет «плакать».

Хорошо сваляный войлок будет плавать в воде. Если наливать воду во внутрь

(налить можно полный валенок или шапку),

она будет выходить капельками, а не сочиться. При отжиме тоже будут выходить капельки. Когда все это происходит и в холодной и горячей воде наше изделие готово. На срезах не должно быть видно слоев, на поверхности войлока не видно направления волокон.

Намыливаем еще раз. Одеваем на болванку, вытягиваем тулью. Формируем шляпку.

Выполаскиваем мыло. В последнюю воду я еще добавляю кондиционер для белья.
Заворачиваем в сухое полотенце, немного катаем, чтобы удалить влагу.

Натягиваем заготовку на болванку, формируем шляпку (можно с помощью утюга). Влажный войлок очень пластичный, можно заложить складочки на тулье, сделать ассиметричные поля. Мне нужна была самая простая форма. Сушим.

Края шляпок я подшиваю на машинке. Подгибаю, прострачиваю прямой строчкой, подрезаю в край,

Читайте также:  Как создать зеркало: пошаговая инструкция

и поверх еще раз строчкой «зигзаг».

Вес шляпки без отделки (только шерсть) – 73 грамма.

Надумала украсить эту шляпку розой из фоамирана.

Но когда роза на шляпке – видна разница в оттенках. Поэтому роза, наверное станет брошью, в комплект к шляпке.

  • Шерсть (итальянский меринос).
  • Жидкое мыло.
  • Вода.
  • Стол, накрытый воздушно-пузырьковой пленкой и (или) ковриком из «ИКЕА».
  • Москитная сетка.
  • Кусок пластиковой трубы.
  • Полотенце 2-3 шт.
  • Шляпная болванка.

Этап валяния шляпы

Теперь можно приступать непосредственно к валянию. На готовом изделии не должно быть видно, в какую сторону направлены волокна.

Валяем шляпу с широкими полями:

  1. Накрытую сеткой и смоченную мыльным раствором сторону начинаем тереть поглаживающими движениями, без нажима. Выступивший мыльный раствор промакиваем полотенцем, постепенно увеличивая интенсивность надавливания руками на шерсть. Сетку при этом нужно постоянно поднимать, чтобы она не валялась в шляпу. Валяйте шляпку равномерно с обеих сторон, пока шерсть плотно не облепит шаблон, и не перестанет ерзать.
  2. Прокатайте шляпку пластмассовой трубкой прямо на шаблоне как минимум по 50 раз в разных направлениях. Выньте шаблон из заготовки шляпки. Катайте поделку руками уже без шаблона.
  3. Сложите заготовку в 4 раза и прокатайте ее скалкой, отдельно уделяя вниманию краям. Катать нужно раз 30, и после каждой прокатки разворачивать заготовку и разглаживать образовавшиеся вмятины.
  4. Теперь тем в разных направлениях шляпку под проточной горячей, а затем холодной водой. Проверяем степень законченности обвалки, набрав в шляпу теплую воду, через хорошо свалянный войлок она должна не бежать струйкой, а медленно вытекать каплями.
  5. Надеваем шляпку на болванку и смотрим, что получилось. Если все устраивает, промываем шляпку в воде с кондиционером и промакиваем полотенцем, чтобы удалить лишнюю влагу.
  6. Сажаем шляпу на болванку и придаем ей с помощью утюга нужную форму.
  7. Когда шляпка высохнет, снимаем ее с болванки и обрабатываем края на полях на швейной машинке, строчкой зигзаг.

Шляпа готова! При желании ее можно украсить ленточкой или цветком из фоамирана.


Валяем шляпу с широкими полями:

Заколка «Ведьмина шляпа»

Поздней осенью огромной популярностью пользуется хеллоуинская атрибутика. Украшения для дома, тыквы со зловещей улыбкой и горящими глазами, жутковатые свечи и различные костюмы. Но если прогуляться по улицам в балахоне и огромной шляпе вам кажется немного не по статусу, то обязательно сделайте вместе с нами маленькую ведьминскую шляпу в виде заколки.

Ведь каждая женщина в душе немножко ведьма, и не стоит ущемлять её в правах!

Материалы и инструменты:

5. Тесьма декоративная кружевная GAMMA, арт. HVK-33 11 мм 3 м (№033 вишневый)

6. Клеевой пистолет для творчества Micron, арт. DGL (01)

8. Ножницы универсальные GAMMA, арт. G-204

9. Заготовки для заколок Zlatka, арт. DC-225/5 7.7 см 5 шт

А также: пупырчатая плёнка, одноразовые целлофановые перчатки, любое моющее средство для посуды и плотная плёнка или подложка под ламинат для выкройки.

1. Для работы изготовим шаблон в виде конуса длиной 23 см, сделаем боковые стороны вогнутыми в нижней половине выкройки.

2. Приступим к раскладке. Возьмём в левую руку пасму чёрной шерсти GAMMA (арт. TFS-050) на небольшом расстоянии от начала. Широким защипом ухватим самый кончик пряди, вытянем тоненькую прядку и выложим её вдоль нижнего края лекала с выпуском примерно в 1-1,5 см. С небольшим нахлёстом на 1/3 добавим следующую – и так далее. Шерсть должна ложиться тонким слоем, без дырок.

3. В конце ряда последнюю прядку развернем тупым кончиком к краю и также выпустим шерсть за шаблон на 1-1,5 см. Такими же рядами заполним выкройку примерно на 1/3.

4. В верхней части раскладки перейдём к использованию тёмно-синей шерсти GAMMA (арт. TFS-050).

5. Второй слой выложим вертикально, тупыми кончиками вниз, перпендикулярно первому, но тонко и без проплешин. В нижней части раскладки используем чёрную шерсть GAMMA.

6. При смене цвета выложим прядки тёмно-синей шерсти тупым кончиком вверх. В этом случае переход цвета в готовой работе будет плавным.

7. По низу шляпы проложим тоненькую полоску прядок чёрной шерсти для укрепления края.

8. Смочим раскладку тёплой водой из пульверизатора – не обильно, но равномерно.

9. Наденем перчатки, капнем на руки немного средства для посуды, разотрем и прижмем шерсть.

10. Поверхность раскладки не должна сильно пениться или плавать в воде, лишнюю влагу промокнем полотенцем. Подогнем наверх нижний край шляпы так, чтобы стал немного виден шаблон.

11. Затем начнем аккуратно и очень нежно выглаживать шерсть по направлению волокон.

12. Когда волокна начнут сцепляться между собой, перевернем работу на другую сторону. Все выступающие края подвернем на шаблон.

13. Повторим раскладку на обратной стороне с учётом подвернутой шерсти, чтобы не получилось утолщения.

14. На 1/3 шаблон заполним чёрной шерстью.

15. Затем сменим на тёмно-синюю.

16. В заключение выполним вертикальный слой с укреплящим рядом вдоль края шляпы. Если где-то подогнутый край окажется явно тоньше, чем в других местах, можно добавить немного шерсти на подгибку.

17. Снова увлажним шаблон с раскладкой из пульверизатора.

18. Добавим моющее средство и немного пригладим шерсть.

19. Подогнем нижний край и, где требуется, подвернем шерсть на другию сторону.

20. Снова пригладим, постепенно усилив нажим. Лишнюю воду промокнем полотенцем.

21. Примерно через 5-10 минут, когда шерстинки при щипках не будут тянуться за рукой, начнем катать всю массу в руках. Свернем трубочкой и прокатаем в руках около 20 раз. Свернем в другую сторону и повторим.

22. Придерживая основную массу скатанной шерсти, достанем лекало.

23. Продолжим скатывать без него, периодически расправляя и немного вытягивая края шляпы.

24. Поля должны свободно ложиться на плоскость стола.

25. Для создания красивого ровного края свернем поля шляпы в плотный рулончик и несколько минут потрем им по пупырчатой пленке.

26. Свернем в горизонтальном направлении и поваляем ещё 20 раз в одну и в другую сторону. Периодически шляпу необходимо расправлять и следить, чтобы волокна шерсти внутри не сцепились между собой. Для аккуратности изделия подправим и расправим края.

27. Хорошенько прополоскаем шляпу в тёплой воде.

28. Расправим и заложим красивые складки.

29. Проверим перед зеркалом расположение складок и направление кончика шляпы. Если всё устраивает, высушим работу. На сухую шляпку при помощи клеевого пистолета для творчества Micron (арт. DGL, 01) приклеим заготовку для заколок Zlatka (арт. DC-225/5).

30. Разместим её ближе к основанию полей, точное расположение можно определить перед зеркалом.

31. Кружево винного цвета GAMMA (арт. HVK-33) обернем вокруг тульи шляпы и отрежем с запасом в 2 см с обоих концов.

32. Убедимся, что хвостики в готовой работе будут располагаться на первом плане, и приклеим кружево GAMMA при помощи клеевого пистолета Micron.

33. Сложим внахлёст перья Mr.Painter (арт. PLU-02) – два чёрных и одно тёмно-фиолетовое, сверху нанесем каплю клея GLUEMASTER (арт. GFG-7) из пистолета Micron.

34. Тут же приклеим перо на шляпу на месте скрещивания кружева. Пока клей не застыл, поправим перья. Если всё устраивает, обернем перья торчащим вперёд кусочком кружева. Подклеим его капелькой клея.

14. На 1/3 шаблон заполним чёрной шерстью.

ВидеоМК Ирины Спасской «Дамская шляпка на шаблоне берета. Технология однослойных полей»

Долгожданная запись семинара Ирины Спасской «Шляпка на основе берета. Технология однослойных полей»

Ирина Спасская. Этого Мастера, думаю, представлять не надо… Шляпки… И сразу понимаешь, о ком идет речь. Волшебные шляпки, изящные, невесомые. В творческом багаже Мастера уже более 300 шляпок! Они идеально держат форму, не нуждаются в пропитке, войлок очень упругий и приятный к телу.

Ирина — мастер-фелтмейкер высочайшего уровня. Член Союза художников. Её подход к войлоку поражает.

Она создала свою СИСТЕМУ, основаную на многолетней ежедневной практике.

За несколько лет работы Ирина разработала и уникальную технологию тонкой раскладки. Она постоянно её совершенствует. Ирина готова поделиться своими секретами на семинаре «Дамская шляпка на шаблоне берета. Технология однослойных полей».

Вот, как рассказывает о семинаре Ирина:

«Изысканная, стильная и аристократичная шляпка – это совсем не сложно. Всего лишь нужно выбрать определенную шерсть, подходящий шаблон, продумать раскладку для конкретной модели, свалять заготовку до необходимой степени готовности войлока, надеть на болван и придать форму.

Как всё это сделать, вы сможете увидеть на мастер-шоу.
А ещё вы узнаете:
– золотое правило шляпной геометрии,

– как зависит форма будущей шляпы от раскладки,

– как без использования ножниц можно сделать идеально ровный край полей,

– благодаря чему получается гладкая поверхность тульи,

– как плотно посадить кашпен,

– для чего нужны серебряные ложки,

и многие другие секреты мастерства.»

Особая информация для тех, кто изучал публикацию МК Ирины Спасской по шляпке на шаблоне берета, который находится в сети в свободном доступе. Специально для сомневающихся цитирую Ирину:

«Тот мк, который был выложен в интернете 2 года назад, остался по просьбе многих, не имеющих возможности найти другую информацию по валянию шляп. Для самого начального этапа пробы сил по нему можно сориентироваться, но технологии у меня совершенствуются постоянно. Сейчас я даю совсем другую технологию, не имеющую ничего общего с первым вариантом (только что форма шаблона та же). Базовая тема «однослойные поля», как правило, вызывает интеллектуальный шок даже у очень опытных мастеров — информации так много, что ученики с трудом ее усваивают.

И самое главное — будет раскрыта полностью причинно-следственная связь между раскладкой и моделью шляпы. Это теоретическая база для создания любой модели шляпы, и, кроме того, эту теорию можно использовать для валяния одежды, да и не только одежды.»

Что представляет собой запись видеосеминара? 13 частей+ БОНУС+методичка

1. Вступление 10 мин.
-какие бывают шляпки?
-в чем разница между шляпками, сделанными по технологии двухслойных и однослойных полей?
-как получать удовольствие от процесса создания шляпки?

2. Теория. Часть 1. Основные понятия. Раскладка первой стороны 49 мин.
-свойства шерсти
-как зависит форма от направления раскладки?
-угол и зачем нужен транспортир?

3.Теория. Часть 2. Раскладка второй стороны.Поля 51 мин.
-угол отвала полей

-как рассчитать диаметр

— связь формы шляпки и угла раскладки

4. Необходимые материалы. Подготовка к работе 18 мин.
-почему только подложка 0,5 мм?
-какая нужна сетка, подложка, пакеты и много других очень важных моментов

5. Что такое тонкая раскладка? 21 мин.

-как вытащить тонкую пасму?
-как избежать полосок при раскладке?

6.Раскладка 1 слоя первой стороны 24 мин.
-что такое секционная раскладка?
-тонкости радиальной раскладки
— выход за край шаблона
-как выкладывать «макушку»

7. Раскладка 2 слоя первой стороны 20 мин.
— самое важное — спираль под углом 30 градусов
-пользуемся линейкой и транспортиром

8. Раскладка 3 слоя первой стороны. 8 мин.
-как отследить шаг 1 см при раскладке
-как проверить равномерность раскладки

9.Мочим, мылим, переворачиваем 22 мин
— история про мыло
-как перевернуть шаблон
-как загнуть края на вторую сторону
-размечаем диаметр отверстия
-как создать ассиметричную шляпу

10.Раскладка второй стороны 41 мин.
— первый слой под углом
— второй слой
— третий слой — противоположный первому. Ослабить или усилить угол?

11.Мочим вторую сторону. Создаем край полей 14 мин.

12. Валяние 31 мин.
— как и зачем использовать ВШМ
-т онкости увалки
принципы готовности войлока

13. Растяжка на болване 31 мин.
-почему обязательно нужен болван
-зачем ножи и вилки
-откуда берутся идеи для шляпок

14. Бонус. Технология двухслойных полей. 10 мин.

Читайте также:  Как сделать лыжи: пошаговая инструкция

Несколько отзывов о семинаре Ирины Спасской:

Ирина Львова До сих пор не могу отойти от МК Ирины Спасской. В голове «винтики и шпунтики» ворочаются, переваривают информацию, складывают по полочкам. В восторге от мастера Ирины Спасской и преклоняюсь перед ней, так систематизировать свои знания мне, например, не дано. Спасибо мастеру за возможность получить все на «тарелочке с голубой каемочкой».

«удивительный момент, как вываливается заданная форма/объем. Чуть ли не в первый раз обратила внимание. Вот мы еще совсем никакую шляпку первый раз примеряем на болван, и. оба! Смотришь. а вот он объем вылез. Это удивительно.. мы не тянули, не придавали форму никак, просто терли, как еноты полоскуны, а форма вот она! «

Елена Герасимова Присоединяюсь к каждому слову! Ирина Спасская — мудрая, интеллигентная Женщина и редчайший Мастер и Учитель. Весь МК прошел на волне такого оптимизма и вдохновения! Было не просто, работали не только и не столько руки, но голова! От такого объема знаний (именно знаний, а не информации!), от перспективы, которая открывается благодаря этим знаниям, захватывает дух! Хочется творить, ваять, валять, лепить! Низкий Вам поклон Ирина Евгеньевна, за ту высокую планку, которую Вы установили, как в плане валяния, так и в отношении к жизни!

Юлия Блохина: Мечты сбываются. И моя мечта тоже осуществилась. Я побывала в Самаре на мастер-классе прекрасной феи шляпок Ирины Спасской. Ощущения феерические! Феерический мастер-класс!Феерический мастер!

« Устала очень, а конечный результат работы и качество войлока ВПЕЧАТЛИЛ… именно так, с большой буквы, очень неожиданно-ожидаемо… когда на качество войлока и возможности шерсти начинаешь смотреть снова как нечто бесконечное и постоянно требующее совершенства и работы над собой. Вся информация, которая преподносилась Ириной была до боли знакомой, но… не просто звучала по-новому, а как нечто не до конца познанное и понятое. «копать нужно было глубже»…))) Я очень благодарна Ирине Спасской за то, что она проделала огромную работу, чтобы превратить свои познания, навыки в работе с шерстью в некую «фундаментальную науку валяния» с четко выстроенной теоретической базой. Скажу больше — РАБОТАЕТ и еще как… Чувства «хозяина положения» переполняют, идеи «роятся» от той «безграничной свободы», которую для тебя открыли…Очень рекомендую всем при возможности посетить МК Ирины Спасской.http://www.livemaster.ru/topic/583637-bozhe-kakaya-zhenschina-v-shlyapke-otchet-o-mk-iriny-spasskoj?

Елена Кузнецова «Мы изначально планировали, что это будет мастер-шоу, где Ирина покажет, как она создает свои великолепные шляпки… Но название «мастер-шоу» сюда явно не подходит. Это был очень информационно насыщенный семинар. Мы не могли оторваться ни на минуту. Столько идей, конструктивных решений, важных мелочей, без которых не рождаются «правильные» шляпки. http://www.livemaster.ru/topic/250629-otchet-master-shou-iriny-spasskoj?

Вы должны быть готовы, что после этого семинара:

— у вас изменится взгляд на войлок

— Ирина расставляет очевидные вещи по полочкам и наступает ПОНИМАНИЕ процесса

— Вы поймете как от направления раскладки меняется геометрия изделия (это касается не только шляпок, но и одежды)

— и ещё множество инсайтов и откровений

Этот семинар нужен:

— тем, кто занимается войлоком профессионально

— тем, кто серьезно относится к валянию

— тем, кому не хватает систематизированного подхода

— тем, кто валяет одежду

— тем, кто уже был на мастер-классах Ирины

Для заказа будет доступны 2 версии:

— для закачки через интернет 15,4 Гб . Этот вариант подойдет Вам, если у Вас интернет бесплатный и безлимитный

— на USB-флешке 16 Гб.

ВСЕ КУПИВШИЕ ВИДЕОЗАПИСЬ ПОЛУЧАЮТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ НОМЕР ЗАПИСИ, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛИТ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОДДЕРЖКОЙ К ИРИНЕ СПАССКОЙ. Она будет индивидуально консультировать и отвечать на Ваши вопросы.

СКОЛЬКО СТОИТ?

Стоимость интернет- версии видеозаписи семинара на флешке 4500 руб.

— и ещё множество инсайтов и откровений

Гардероб Мастер-класс Валяние фильцевание Женская шляпка Шерсть

Шляпка (56 размер) с широкими полями на плоском шаблоне.

Шляпки на шаблоне берета здесь https://stranamasterov.ru/node/555690 https://stranamasterov.ru/node/809271
Нам потребуется:
1. Шерсть (итальянский меринос).
2. Жидкое мыло.
3. Вода.
4. Стол, накрытый воздушно-пузырьковой пленкой и (или) ковриком из «ИКЕА».
5. Москитная сетка.
6. Кусок пластиковой трубы.
7. Полотенце 2-3шт.
8. Шляпная болванка

Из подложки для ламината вырезаем шаблон — высота 50см, ширина в самой широкой части 67 см. В итоге поля получились 9 см, если нужны шире — увеличиваем шаблон по высоте.

Начинаем раскладку «ёлочка» или «паркетная раскладка»: первый ряд под углом углом 45 градусов к краю шаблона,

второй ряд под углом 90 градусов к предыдущему ряду (плотные кончики пасмы наружу).

Все последующие ряды параллельно краю шаблона (дугами). Первый слой готов.

Второй слой плотные кончики пасмы вовнутрь.

Второй слой раскладки готов.

Накрыли москитной сеткой, намочили мыльной водой,

перевернули вместе с сеткой. Завернули шерсть на шаблон.

Повторяем раскладку на другой стороне, так же как и на первой стороне. Накрыли сеткой, намочили, перевернули вместе с сеткой. Загнули шерсть на шаблон.
Делаем ещё один слой раскладки (всего получается 3 на каждой стороне).

Накрываем москитной сеткой и легкими поглаживающими движениями начинаем притирать шерсть. Должна выступить мягкая мыльная пенка. Шерсть не должна плавать в луже воды, мыльной пены тоже не должно быть много, лишнюю воду и мыло промакиваем полотенцем. Если мало — добавляем. Постепенно усиливаем давление. Регулярно приподнимаем сетку (может приваляться к шерсти). Переворачиваем заготовку, работаем со второй стороной. Повторяем несколько раз.
Шерсть должна плотно облепить шаблон, под руками не должно чувствоваться движения слоев.

Обязательный этап — валяние в рулоне. Кладем нашу заготовку на полотенце и наматываем на отрезок трубы. Катаем по 50 раз в разных направлениях (в общей сложности около 600-800раз). Шаблону внутри становится тесно.

Достаем шаблон. Прорабатываем шов и край шляпки. Тщательнейшим образом прорабатываем всю поверхность шляпки

Складываем вот так (в 4 раза) и катаем на трубе, раз по 25. После каждого катания разворачиваем, разглаживаем и растираем складочки.

Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак.

Переходим к водным процедурам. Сначала трем и мнем в горячей воде, потом в холодной. Повторяем до тех пор, пока войлок не начнет «плакать».

Хорошо сваляный войлок будет плавать в воде. Если наливать воду во внутрь

(налить можно полный валенок или шапку),

она будет выходить капельками, а не сочиться. При отжиме тоже будут выходить капельки. Когда все это происходит и в холодной и горячей воде наше изделие готово. На срезах не должно быть видно слоев, на поверхности войлока не видно направления волокон.

Намыливаем еще раз. Одеваем на болванку, вытягиваем тулью. Формируем шляпку.

Выполаскиваем мыло. В последнюю воду я еще добавляю кондиционер для белья.
Заворачиваем в сухое полотенце, немного катаем, чтобы удалить влагу.

Натягиваем заготовку на болванку, формируем шляпку (можно с помощью утюга). Влажный войлок очень пластичный, можно заложить складочки на тулье, сделать ассиметричные поля. Мне нужна была самая простая форма. Сушим.

Края шляпок я подшиваю на машинке. Подгибаю, прострачиваю прямой строчкой, подрезаю в край,

и поверх еще раз строчкой «зигзаг».

Вес шляпки без отделки (только шерсть) — 73 грамма.

Надумала украсить эту шляпку розой из фоамирана.

Но когда роза на шляпке — видна разница в оттенках. Поэтому роза, наверное станет брошью, в комплект к шляпке.

Все последующие ряды параллельно краю шаблона (дугами). Первый слой готов.

Цветок в технике валяния – аксессуар для шляпы

Автор: Ирина Спасская

Шаблон диаметром 54 см. (Могут быть варианты).
Твёрдая икеевская пупырка, на ней сетка, на сетке – шаблон.
1 слой радиальный.
Первый ряд первого слоя выход за край шаблона на 1 см.

Второй ряд – чуть отступив от края шаблона внутрь.

Таким образом покрыли всю плоскость шаблона. 1 слой готов. В середине пасмы находят друг на друга перекрещиваясь. Самая серединка должна быть насыщенной, не должно быть тоньше, чем на остальной площади. Здесь мы потом будем сильно растягивать войлок.
Придавливаем шерсть руками, пальцами пытаясь проверить ровность раскладки. Где слишком тонко – добавляем шерсти.

Это серединка первого слоя крупно – виден нахлёст.

Начинаем второй слой параллельный краю шаблона. Очень аккуратно, чтобы шерсть не выползла за край шаблона.

Вот так прошли весь второй слой. Опять пальпируем, где ощущаем излишнюю тонкость – добавляем ещё очень тонкие пасмы.

3ий слой кладём под 45 градусов ко 2му слою. Стараемся сохранить это направление – это очень важно!

Получается спираль, закрученная к центру. Здесь слой не закончен.

Накрываем всё сеткой и намачиваем мыльным раствором. Консистенция раствора похожа на кисель.

Переворачиваем, загибаем край. Выход должен быть не больше 2 см, иначе будут утолщения на ребре.

Размечаем отверстие для головы. Диаметр на 56 – 57 размер 16 см. Отмечаем центр булавкой (очень приблизительно) и откладываем в обе стороны по 8 см. Можно воткнуть 4 булавки или больше – как удобнее. Мне 4х хватает.

Теперь кладём 1ый слой. Опять выход за край шаблона 1 см.

Продолжаем до тех пор, пока тонкие концы пасм не закроют булавки.

2ой слой – параллельно краю шаблона. Доходим до места вкола булавок. И хвостики первого слоя у нас должны торчать.

3ий слой под углом 45 градусов.

Закрыли сеткой, намочили, перевернули. Загнули край.

И опять закрыли сеткой и перевернули. Теперь у нас все края завёрнуты, осталось оформить отверстие для головы. Приподнимаем шерсть до того места, где почувствуем сопротивление 2го слоя. Здесь отгибаем. Растягивать нельзя – будет велико.

Выбираем шерсть для рисования. Здесь 4 оттенка голубого, палевый и белый.

Начёсываем собачьей щёткой облачка и раскладываем так, как подсказывает наша фантазия.

Я ещё положила голубой шёлк.

Накрываем тонким полиэтиленом (пакет для мусора), чтобы не сдвинулся рисунок под машинкой.
Проходим машинкой, не ставя её на ребро по 5-7 секунд на одном месте. Только,чтобы сцепился верхний слой. Машинка стоит всё время перпендикулярно краю.

Когда всё сцепилось, начинаем катать в полотенце. Сначала очень мягко, постепенно увеличивая силу надавливания.
Катаем во всех направлениях раза по 3. Потом переворачиваем на другую сторону и столько же прокатываем.

Потом надо почистить, ребро. Надеваем на руку и разглаживаем ребро по всей длине с мыльным раствором.
Когда пойдут первые волны,

и шерсть чуть затвердеет – можно намочить в тёплой (не в горячей) воде.

Дальше валяем руками. Трём очень нежно – сила не нужна.

Когда появляются первые признаки увалки – намечается намёк на жёсткость и крупное зерно, мы переходим в другую плоскость.

Сворачиваем вот так.

И катаем в рулоне,меняя ребро и разглаживая складочки.

В полотенце катаем чуть жёстче, чем раньше.

Когда появляется та степень жёсткости, при которой скомканная заготовка не распрямляется – войлок готов. При этом должно быть явная слеза.

Не распрямляется – значит готов.

Вот такой получился размер. Процент усадки – около 50.

Надеваем на болван и очень сильно тянем вниз со всех сторон. Таким образом мы сделали тулью.

Дальше идём к зеркалу, надеваем заготовку на голову и ищем концепт. Это самое сложное – понять,чего мы хотим.
Закололи булавками и перенесли опять на болван.

А дальше – лепим, как из пластилина. Вытягиваем поля, надавливая пальцами изнутри. Припосаживаем лёгкими похлопываниями.

Таким образом покрыли всю плоскость шаблона. 1 слой готов. В середине пасмы находят друг на друга перекрещиваясь. Самая серединка должна быть насыщенной, не должно быть тоньше, чем на остальной площади. Здесь мы потом будем сильно растягивать войлок.
Придавливаем шерсть руками, пальцами пытаясь проверить ровность раскладки. Где слишком тонко – добавляем шерсти.

Ссылка на основную публикацию